Методическая разработка урока окружающий мир по теме: «Экологическая безопасность Земли» (3 класс).
В ходе урока создается ситуация, способствующая самостоятельному поиску решения проблемы, атмосфера сотворчества, взаимодействия и дискуссии. Используется ИКТ и работа в группах.
Тема: «Экологическая безопасность Земли». Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Задачи:
Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
Формировать бережное отношение к окружающей среде;
Воспитывать экологическую культуру;
Формировать мотивацию природоохранной деятельности;
Учить составлять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
Учить конструировать разнообразные графические объекты, используя меню готовых форм
Развивать логическое мышление;
№
| Содержание
| Деятельность учителя
| время
| Деятельность ученика
| 1
| Организационный момент
| Приветствие, сообщение целей занятия.
Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Александровна. Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах.
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром. Итак, что же за вопросы и какие искать ответы?
В конце занятия мы оценим нашу работу.
| 2 мин.
| Усвоение целей занятия.
| 2
| Актуализация
| Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:
- Ох, какая сегодня плохая экология, - сказала мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова. - Да уж, - согласился папа, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
Тема нашего урока: «Экологическая безопасность»
Слайд 1 (Тема урока) Кто же такая экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала?
Плохо себя вела или не убирала за собой?
И как ее собирается исправлять папа? Сегодня мы будем говорить об очень важной науке – экологии. На доске вывешивается карточка «Экология»
| 3 мин.
|
Два ребенка читают текст по ролям.
Определение темы классного часа.
| 3
| Закрепление пройденного материала
| - Кто помнит из курса 2 класса, что такое экология?
Получается. Что экология – наука о доме.
Домоводство какое –то?
А может она действительно похожа на домоводство?
- Что говорится в книгах о домоводстве?
- А можем ли мы природу назвать своим домом? Докажите.
Но если природа наш дом, то мы должны соблюдать правила домоводства.
- Скажите, что это за правила?
Мы помним, что в природе все взаимосвязано.
- А что произойдет, если мы не будем соблюдать эти правила? Что необходимо для существования жизни на Земле? ( воздух, вода, солнце и почва.) - Как мы обобщим эти слова: солнце, воздух, вода, почва? - А можем ли мы доказать, что человек царь природы?
- А я могу доказать. Что это не так. Миллиарды лет существовала природа без людей. Человек – часть природы.
И если мы не изменим, отношение к ней, то в будущем мы, люди, можем исчезнуть. Показ слайдов. Экологические бедствия.
|
| Ответ детей:
Это наука о заимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
«Эко» по гречески – дом, «логос» - наука. - Надо убирать квар-ру, не сорить, не ломать мебель, выносить мусор. - Природа то же дом, только очень большой. В котором живут и люди и животные. - Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не топтать траву, не сливать грязную воду в реки.
Окруж среда – это все что есть вокруг нас, в том числе и природа.
| 3
| Работа по теме урока. 1) Рассказ учителя
2) Работа по учебнику.
| Каждый знает, как должна выглядеть убранная комната. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
- Как называются эти специалисты? Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахивают все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины. Изменяют русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в перегной. Который, потом используется для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.
Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое.
Новая экологическая беда. Люди к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву.
Загрязняющие вещества движутся по цепочке.
Ее обычно называют цепью загрязнения.
- Откройте учебник на странице 29.
Проследите по рисунку на стр 29 цепь загрязнения.
- Почему человек попал в больницу?
- Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.
Уч. стр. 30.
Прочтите текст в учебнике.
Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он оставаться при этом здоровым? Нет, конечно.
- Значит нам надо научится защищаться себя от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Что такое экологическая безопасность, мы узнаем из учебника?
| 7 мин.
| Усвоение теоретического материала.
Экологи.
Съел рыбу из водоема, где происходит сброс неочищенной воды. Воздух, вода, продукты питания. Дети читают текст в учебнике.
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
| 4
| Физкультминутка
|
|
|
| 5
| Закрепление. Работа в группах
| Мы узнали, что негативное воздействие на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.
Сегодня. Вам предлагаю поработать юными экологами. Для этого разделимся на 3 группы.
Первая группа – Эковоздух.
Вторая группа – Эковода.
Третья группа – Экопитание.
Три конверта. Выберите правильный ответ.
1 к. Как можно защититься от загрязненного воздуха?
А) Не гулять на улице.
Б) Не задерживаться в местах, где грязный воздух.
2 к. Как защититься от загрязненной воды?
А) Не пейте грязную воду.
Б) Пей только кипячёную воду или очищенную фильтром воду.
3 к. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
А) Тщательно промывай овощи и фрукты.
Б) Используй в пищу экологически чистые продукты.
А сейчас вам нужно будет создать памятки экологической безопасности: 1) Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. 2) Как защититься от загрязненного воздуха. 3) Как защититься от загрязненной воды.
Итак представьте ваши работы.
| 10 мин.
| 1.Составляют словесный портрет космонавта.
2. Защищают свои проекты.
| 5
| Рефлексия
| Наше занятие подошло к концу. Кто-то из вас узнал что-то новое, кто-то освежил свои знания. Может быть, кто-то из вас станет экологом, но главное каждый из вас будет человеком, который бережно , с любовью относится к окружающему нас миру.
Если урок оставил след в вашей душе, то приклейте желтую или розовую звездочку. А если нет, то приклейте синюю звездочку. Спасибо ! Желаю вам удачи и успехов в учебе!
| 3 мин.
| 1. Оценка результатов совместной деятельности.
| |