Скачать 235.01 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе(Директор ИПП)____________ «______»___________200_ г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДС.06. «Религиоведение»специальность 020600 (031401.65) «Культурология» очная форма обучения
Целью дисциплины «Религиоведение» является ознакомление студентов как с общетеоретическими религиоведческими представлениями, так и с конкретной практикой наиболее распространенных религиозных традиций мира. Задачи курса:
По результатам изучения дисциплины студент должен:
4. Содержание дисциплины.
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Введение. Цели и задачи курса (3 часа). Общие представления о религии. Понятие о религии. Бог и боги. Бог как Личность и Бог как Абсолют. Сущность и функции религии. Основная проблематика религиозного познания (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти). Ценностный аспект религии. Религия и вера, религия и мораль. Религия как культурообразующий феномен. Мифологическая составляющая религии. Религиозная мистика. Понятие Истины. Естественные религии и религии Откровения. Религиозный опыт. Молитва и медитация как формы религиозного опыта. Место курса среди других предметов культурологического цикла (история, литература, культурология, психология). Религиозный фактор в системе международных отношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Религия и наука. История взаимоотношений. Религия и искусство. Проблема религиозного искусства. Подходы к изучению религии. Собственно религиозный, философский, научный (социология, психология религии). Достоинства и недостатки. Методологическая проблема определения понятия «религия». Противоположные точки зрения на происхождение религии и ее роль в духовной и социальной жизни общества (К. Маркс и Ф. Энгельс; антропологи: Э. Тейлор, Э. Кассирер, Леви-Стросс; православные философы: С. Булгаков, Вл. Соловьев, П. Флоренский). 2. Ранние формы религии и религии Древнего Мира (3 часа). Основные положения ранних форм: анимизм, аниматизм, тотем, табу. З. Фрейд о «тотеме» и «табу». Фетишизм. Первобытная магия. Религии Древнего Египта. Следы ранних форм религий, зооморфизм основных богов (Сет, Гор, Анубис, Бастет). Жизнь и смерть в представлении египтян, миф об Исиде и Озирисе. Сочетание аграрного и солярного (Ра) культов. Тайны египетских пирамид, особенности погребального культа. Вера в загробное воздаяние и «Книга мертвых». Роль жречества в Египте, эзотерика и магия. Религия древних персов – митраизм. Заратустра и «Авеста», священная книга персов. Дуализм авестийских представлений (Агура-Мазда и Ангра-Майю). Культ Митры. Древние персидские храмы, очистительная сила огня. Древний Вавилон. Жрецы-ученые. Умирающие и воскресающие боги растительности. Иштар и Мардук. Зиккураты («Вавилонская башня»). 3. Индуизм (3 часа). Ведийский период индуизма. Мифы и магия вед. Брахманский период истории религии. Тримурти: Брахма, Вишну и Шива. Обоснование системы каст. Идея реинкарнации и почитание животных. Система Упанишад (санкхья, йога), понятие атмана, праны, гун. Бхагавадгита – основа индийской религиозной этики. Религиозные основы индийской духовной и материальной культур. Обрядовая и праздничная стороны жизни индусов. 4. Буддизм (3 часа). История Будды и его учение. Четыре благородных истины и восьмеричный путь познания. Идея кармы, учение о скандах, сансаре, нирване и самадхе. «Махаяна» и «хинаяна» – разновидности буддизма. Особенности тибетского буддизма (ламаизм). Тибетская медицина и искусство медитации. Интерпретация тибетского буддизма Н. Рерихом, легенда о Шамбале. Чань-буддизм Китая и дзен-буддизм Японии. Дзен-буддизм Японии в японской живописи, поэзии. Дзен-буддизм и культура самураев. 5. Конфуцианство и даосизм (3 часа). Культ предков в Китае и Японии (синто). Отражение народных традиций в этико-социальной системе Конфуция. Культ неба и императора. Символика возведения городов и храмов. Учение о вечном потоке Лао-Цзы Символика даосизма в китайской пейзажной живописи («горы – воды»). Китайские народные традиции и праздники. 6. Греко-римская религия (3 часа). Антропоморфизм греческой религии. Пантеон богов, легенды и мифы, представление о роке (fatum). Миф об Эдипе. Интерпретация этого мифа З. Фрейдом. Дионисийские праздники (шествия) и возникновение трагедий. «Дионисийские» и «апполоновские» Начала греческой культуры в трактовке Ф. Ницше. Сократический период греческой культуры, учение Сократа и Платона о душе. Греческие храмы, особенности построения. Греческие скульпторы, творцы совершенных образов богов (Фидий, Поликлет, Пракситель). Римская мифология. Влияние заупокойного культа этрусков на религиозные представления римлян. Культ императоров. Римский стоик Сенека – предтеча христианства. Античная мифология в мировом искусстве (живопись, литература, скульптура, архитектура). 7. Иудаизм (3 часа). История еврейского народа в Библии, Ветхий Завет и Пятикнижие. Десять Заповедей Моисея – стержень моральных норм европейской культуры. Герои Ветхого Завета в европейской живописи, скульптуре и литературе. Период еврейской диаспоры и появление Талмуда, талмудические законы. Ортодоксальный иудаизм и хасидизм (хасиды). Особенности еврейских религиозных праздников и обрядов. Почитание родителей и культ семьи. 8. Христианство (3 часа). История возникновения христианства. Нагорная проповедь Иисуса Христа суть христианской нравственности. Содержание Нового Завета, Четвероевангелие. Раскол в христианской церкви (великая схизма). Католицизм и православие. Сходство и различие этих направлений христианской церкви. Особенности католической церковной организации во главе с Папой Римским. Католические монашеские и рыцарские ордена. Крестовые походы и их последствия для православных и мусульман. Орден иезуитов в истории католицизма. Католицизм как основа европейской духовной и материальной культуры. Католицизм и эпоха Возрождения. Византийское и русское православие. Синкретизм язычества и православия в России. Русская церковь и русская школа иконописи. Монастыри и «великие старцы»: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский. Русский исихазм. Раскол в русской православной церкви, старообрядцы. Русская религиозная философия (Вл. Соловьев, С. Булгаков, В. Лосский, П. Флоренский). Современное состояние русского православия. Православная церковь Грузии и особенности церкви Армении. Русское православие – духовный стержень русской национальной культуры. 9. Протестантизм (3 часа). Причины европейской Реформации. Мартин Лютер и Кальвин. Сущность протестантской буржуазной этики. Национальное самосознание народов, населяющих северную Европу, выраженное в протестантской церкви. Гугеноты во Франции. Появление англиканской церкви. 10. Направления протестантизма (3 часа). Исторические причины появления сект. История секты баптистов, особенности вероучения. Адвентисты, их ожидание вторичного прихода Спасителя. Пятидесятники, прозванные в народе «трясунами». Менониты и квакеры. Кто такие «свидетели Иеговы», синкретизм их вероучения и свобода толкования Библии. Протестантские проповеди в постсоветской России в роли разрушителей русского национального самосознания. 11. Ислам (3 часа). История появления ислама, пророк Мухаммед. «Пять столпов» исламского вероучения. Коран, сунна и Шариат. «Железные законы шариата». Шииты и сунниты. Символика изобразительного искусства ислама, устройство мечети. Суфии в исламе, вахаббиты. Современное состояние ислама, исламский фундаментализм, произвольное толкование ислама политиками (Кавказ, Ближний Восток). 12. Нетрадиционные религии (3 часа). Интерес к восточной экзотике в современной Европе. Секта кришнаитов и их «настольная книга – Бхагавадгита. Интерес к дзен-буддизму и ламаизму. Н. Рерих и рериховцы. Легенды о Шамбале и попытки возрождения архаических форм религии (шаманизма, язычества) в Сибири (Хакассия, Тува). Знахари и знахарки, магия и колдовство как следствие социального и духовного кризиса нашего общества. Тантризм. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен.
6.1. Рекомендуемая литература 6.1.1. Основная литература:
6.1.2. Дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ, видеотека специализированной мультимедийной аудитории ИПП ТГПУ, компьютерные классы с выходом в Интернет. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Научная библиотека ТГПУ, специализированная аудитория, оснащенная современными мультимедийными средствами и архивом фильмов, слайдов по дисциплине. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателей 1. Введение. Цели и задачи курса. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание студентов на следующие проблемы: существующие определения религии и их многообразие; причины многообразия определений религии; методологическая проблема определения понятия "религия"; основная проблематика религиозного познания (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти); религия как культурообразующий феномен; типология религий; религиоведение как междисциплинарная наука; предмет и задачи религиоведения. 2. Ранние формы религии и религии Древнего Мира. При изучении темы рекомендуется уделить особое внимание эволюции форм религии в период древности в сторону усложнения религиозных представлений, а также на сходство и различие религий Древнего мира. 3. Индуизм. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание на основы вероучения индуизма и влияние индуизма на основы индийской культуры в прошлом и настоящем. 4. Буддизм. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание на отличие учения Будды от традиционной индийской религии и на черты сходства учения Будды и индуизма, а также на культурообразующее влияние буддизма в Индии и других странах. 5. Конфуцианство и даосизм. При изучении темы рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: отражение народных традиций в этико-социальной системе Конфуция. Культ неба и императора; основные черты учения Лао Цзы; культурообразующее влияние кофуцианства и даосизма. 6. Греко-римская религия. При изучении темы рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: отражение народных традиций в религии Древней Греции и Рима; основные черты религии Древней Греции и влияние греческой религии на религию Древнего Рима; культурообразующее влияние греко-римской религии. 7. Иудаизм. При изучении темы следует обращать внимание на особенности вероучения иудаизма сравнительно с другими религиями, современными ему в прошлом и настоящем, а также выделить возможные причины такого своеобразия. Другой важной проблемой является понимание влияния иудаизма на культуру еврейского народа в прошлом и настоящем, взаимодействие иудаизма с другим религиями в прошлом и настоящем. 8. Христианство. При изучении темы особое внимание уделяется следующим проблемам: причины распространения христианства в первые века и противоречий христианства и язычества на уровне вероучения, аксиологии культуры, мировоззрения; основные направления христианства, их догматические и культурологические различия; причины появления восточного и западного христианства; причины Реформации; роль христианства в формировании европейской цивилизации; роль христианства как одной из базовых основ русской культуры; современные тенденции в развитии различных направлений христианства. 9. Протестантизм. При изучении темы особое внимание уделяется мировоззренческим основам протестантизма, общее и особенное протестантизма и католицизма, а также культурному влиянию протестантизма на различные аспекты культуры в прошлом и настоящем. 10. Направления протестантизма. При изучении темы особое внимание уделяется историческим и культурным причинам появления сект в протестантизме. Особое внимание также уделяется культурной роли протестантизма в современной России. 11. Ислам. При изучении темы особое внимание уделяется основам вероучения ислама и влиянию ислама на формирование культуры разных стран. 12. Нетрадиционные религии. При анализе нетрадиционных религий особое внимание уделяется культурным причинам их распространения на современном этапе, а также влиянию религий на культуру. Занятия проводятся в форме лекций. Рекомендуется использование на лекциях аудио – и видеоматериалов по теме курса. В связи с лекционными занятиями как основой формой подачи материала рекомендуется использование разнообразных форм контроля знаний: коллоквиумы, написание рефератов и контрольных работ. 8.2. Методические рекомендации для студентов. 1. Введение. Цели и задачи курса. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание на следующие проблемы: существующие определения религии и их многообразии; методологическая проблема определения понятия "религия"; основная проблематика религиозного познания (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти); религия как культурообразующий феномен; типология религий; религиоведение как междисциплинарная наука. Методологическая проблема определения понятия "религия". 2. Ранние формы религии и религии Древнего Мира. При изучении темы рекомендуется уделить особое внимание эволюции форм религии в период древности в сторону усложнения религиозных представлений, а также на сходство и различие религий Древнего мира. 3. Индуизм. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание на основы вероучения индуизма и влияние индуизма на основы индийской культуры в прошлом и настоящем. 4. Буддизм. При изучении темы рекомендуется обращать основное внимание на отличие учения Будды от традиционной индийской религии и на черты сходства учения Будды и индуизма, а также на культурообразующее влияние буддизма в Индии и других странах. 5. Конфуцианство и даосизм. При изучении темы рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: отражение народных традиций в этико-социальной системе Конфуция. Культ неба и императора; основные черты учения Лао Цзы; культурообразующее влияние кофуцианства и даосизма. 6. Греко-римская религия. При изучении темы рекомендуется обращать внимание на следующие проблемы: отражение народных традиций в религии Древней Греции и Рима; основные черты религии Древней Греции и влияние греческой религии на религию Древнего Рима; культурообразующее влияние греко-римской религии. 7. Иудаизм. При изучении темы следует обращать внимание на особенности вероучения иудаизма сравнительно с другими религиями, современными ему в прошлом и настоящем, а также выделить возможные причины такого своеобразия. Другой важной проблемой является понимание влияния иудаизма на культуру еврейского народа в прошлом и настоящем, взаимодействие иудаизма с другим религиями в прошлом и настоящем. 8. Христианство. При изучении темы особое внимание уделяется следующим проблемам: причины распространения христианства в первые века и противоречий христианства и язычества на уровне вероучения, аксиологии культуры, мировоззрения; основные направления христианства, их догматические и культурологические различия; причины появления восточного и западного христианства; причины Реформации; роль христианства в формировании европейской цивилизации; роль христианства как одной из базовых основ русской культуры; современные тенденции в развитии различных направлений христианства. 9. Протестантизм. При изучении темы особое внимание уделяется мировоззренческим основам протестантизма, общее и особенное протестантизма и католицизма, а также культурному влиянию протестантизма на различные аспекты культуры в прошлом и настоящем. 10. Направления протестантизма. При изучении темы особое внимание уделяется историческим и культурным причинам появления сект в протестантизме. Особое внимание также уделяется культурной роли протестантизма в современной России. 11. Ислам. При изучении темы особое внимание уделяется основам вероучения ислама и влиянию ислама на формирование культуры разных стран. 12. Нетрадиционные религии. При анализе нетрадиционных религий особое внимание уделяется культурным причинам их распространения на современном этапе, а также влиянию религий на культуру. Вопросы для самостоятельной работы:
Тематика рефератов, курсовых работ:
Перечень вопросов к зачету:1. Понятие «религия». 2. Проблематика религиозного способа познания мира. 3. Символизм языка религиозной культуры. 4. Понятие «мировая религия». 5. Религиозный синкретизм. Религия будущего. 6. Подходы к изучению религии: сравнительный анализ. 7. Жизнь Будды. 8. Четыре благородные истины. 9. Буддийское отношение к метафизике. 10. Три драгоценности буддизма. 11. Тхеравада и Махаяна: основные отличия. 12. История возникновения дзен-буддизма. Патриарх Бодхидхарма. 13. Коаны, мондо, року. 14. Предпосылки возникновения христианства (римская религия, религиозные партии в Иудее). 15. Основные положения христианской веры. 16. Возникновение Церкви и катакомбный период. 17. Возникновение и смысл монашества. 18. Библейский канон. 19. Христианство в средние века. Схоластика и исихазм. 20. Основные отличия католичества от православия. 21. Христианские праздники. 22. Основные положения протестантизма. Мартин Лютер и Жан Кальвин. 23. Течения в современном протестантизме. 24. Особенности русского православия. 25. Старчество в России. 26. Ислам – нерасторжимое единство религии и социально-политического устройства. 27. Возникновение ислама. Пророк Мохаммед. 28. Во что верят мусульмане 29. Пять столпов ислама 30. Коран – священная книга мусульман. 31. Семейные обряды и праздники в исламе. 32. Ислам в современном мире. 33. Шариат. 34. Суфизм 36. Буддизм, христианство и ислам о человеке: сравнительный анализ 37. Идея спасения в буддизме, христианстве и исламе. 38. Основные положения конфуцианства. 39. Даосизм: основные положения 40. Лао-цзы и Дао Дэ Цзин. Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020600 (031401.65) «Культурология». Программу составили: к.ф.н., доцент кафедры отечественной истории и культурологии Л.Д. Волкова; к.ист.н., доцент кафедры отечественной истории и культурологии Н.И.Сазонова. Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии протокол № 1 от 29 августа 2008 г. Зав. кафедрой __________________________________________С. А. Кочурина Программа дисциплины одобрена метод. комиссией Института профессиональной подготовки ТГПУ. Председатель метод.комиссии ИПП_________________________О.А.Батурина Согласовано: Директор Института профессиональной подготовки ___________________ Е.А. Каюмова. |
Программа курса “ основы религиоведения” Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,... | Рабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел умкд «Религиоведение» Умкд «Религиоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс религиоведение направления 030300 психология... Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана | Рабочая программа учебной дисциплины религиоведение для бакалавров всех направлений подготовки Костриков С. П. Программа учебной дисциплины "Религиоведение" для бакалавров всех направлений подготовки [Текст] / Гос ун-т упр.,... | ||
Религиоведение Религиоведение как отрасль знания На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный... | Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)... | ||
Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | ||
ИМ. Проф. М. А. Бонч-бруевича Родюков А. Ф. Религиоведение. Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ирэ. Спбгут... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Учебный курс «Религиоведение» Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту | Религиоведение Москва 2006 история религии в россии: Части 1, 2 Настоящий курс ориентирован на студентов, углубленно изучающих религиоведческие дисциплины, акцент делается на связи излагаемого... |