Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение»





Скачать 185.81 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение»
Дата публикации10.04.2015
Размер185.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет



Рассмотрено и рекомендовано:

  1. На заседании кафедры онтологии и теории познания

протокол от 6 марта 2003 г. № _7__

Заведующий кафедрой онтологии и

теории познания

Б.И. Липский

  1. На заседании методической комиссии философского факультета протокол от __________ № ___

Председатель методической комиссии

__________________ В. С. Никоненко





УТВЕРЖДАЮ

декан философского факультета

Ю. Н. Солонин

________________



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Философия (Онтология и теория познания)

специальность 522400 - «Религиоведение»

Автор (составитель)

доцент, канд. филос. наук Иванова Н. Н. __________________

Рецензент

профессор, докт. филос. наук В.В. Савчук

Санкт-Петербург

2003


  1. Организационно-методический раздел

  1. Цель изучения дисциплины: формирование основ осознанно-рефлектированного мировоззрения, развитие способностей философски аргументировано и обоснованно мыслить, теоретическая подготовка к изучению религиоведческих дисциплин.

  2. Задачи курса: освоение логики философского процесса как квинтэссенции культурно-исторического развития человечества, изучение основных разделов онтологии и теории познания, приобщение к опыту постановки и решения мировоззренческих и методологических проблем современного гуманитарного знания.

  3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: дисциплина «Философия ( Онтология и теория познания)» является одной из базовых в подготовке профессионального религиоведа и служит основой для изучения других профилирующих религиоведческих дисциплин.

  4. Требования к уровню освоения дисциплины «Философия ( Онтология и теория познания)»:

  • знать содержание дисциплины «Онтология и теория познания» и иметь достаточно полное представление о ее функциях и эвристических возможностях в отношении научного и в особенности гуманитарного познания;

  • уметь ориентироваться в основных направлениях философской мысли;

  • приобрести опыт анализа оригинальных философских текстов;

  • приобрести опыт четкого выражения и аргументированного изложения собственной позиции по освоенным философским вопросам и темам.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий 64 часов

из них - лекций 32 часа

практических занятий 32 часа

Самостоятельная работа студента 48 часов

Итого( трудоемкость дисциплины) 112 часов

Изучение дисциплины по семестрам:

4 семестр: лекции - 32 ч., семинары - 32 ч.,

2 контрольные работы, экзамен.


  1. Содержание дисциплины

3.1.1.Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.
ТЕМА 1. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (2 часа лекций и 2 часа семинаров).

Человек и мир: универсальность мировоззренческого отношения. Структура мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мифологический прафеномен культуры. Миф, обыденное сознание, религия, философия как исторические типы мировоззрения.

Превращение непосредственного бытия в мире в опосредованно-рефлективное отношение к миру. Раздвоение мира (чувственный и сверхчувственный миры). Религия и философия как альтернативные формы восстановления единства человека и мира.

Теоретическое и практическое отношения человека к миру. Философия как чистая теория рефлектированное мировоззрение.

Универсальность философской рефлексии. Связь духовно-теоретической и духовно-практической установок в философии. Ценностный вектор в философском понимании мира как целого.

Рождение философских идей. Идеи и вещи. Чувственный опыт и умозрение. Идея как смысловая структура, стягивающая бесконечность мира в средоточную форму умозрения. Всеобщность, безначальность и безусловность философских идей. Тенденция к автономизации и герметизации философской теории. Метод как способ реализации теоретической автономии. Эзотеричность профессиональной философии.

Проблемно-смысловое ядро философских идей. Природа философского вопрошания. Диалогичность философии.

Философ как человек par excellence. Открытие пограничного (межграничного) бытия человека в актах философствования. Философское общение как пространство рождения мысли. Самоформирование человека и философское образование.

Философия как регион культуры и как метатеория человеческого бытия в культуре. История философии как квинтэссенция культурно-исторического развития человечества.

ТЕМА 2. ОНТОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ БЫТИЯ (12 часов лекций и 12 часов семинаров).

Первичная онтологическая парадигма. Хаос и космос. Фюзис и логос. Возникновение идеи первоначала и ее необходимое преобразование в идею бытия. Начало философии как изначальное сопряжение бытия и мысли. Само по себе сущее и феноменальный мир. Единообразие, вечность, абсолютность подлинного бытия. Первообраз и его подобия: проблема приобщения. Идея и эйдос. Сущность и сущее. Единое и многое. Триединство истины, красоты и блага.

Логическое оформление идей: категории. Парадоксы бытия. Инородность бытия и становления. Очевидность и алогичность присутствия самобытия. Онтологический проект всеединства как архетип европейской метафизики. Логические границы онтологии всеединства. Обращенность к истоку конституирование полноты и цельности бытия-регулятивные идеи классической философии.

Генезис идеи бытия как динамической целостности. Перводвигатель и самодеятельность. Эманация первосущего. Эволюция и инволюция. Бытие и иное: необходимость и логическая невозможность трансгрессии границы и возвращения к истоку. Абсолютно сущее как предел философского умозрения.

Откровение бытия. Онтотеология как философская метапарадигма: тайна самобытия в догмате троичности. Псевдоразумность доказательств бытия Бога. Троичность абсолюта как позитивная и негативная предпосылка новоевропейской метафизики.

Основные категориальные оппозиции, формирующие новоевропейскую онтологию: каузальность-субстанциальность, объективность-субъективность. Неявная противоречивость и взаимозависимость объективирующей и субъективирующей установок в метафизике. Трансцендентность самобытия в метафизическом мышлении.

Ego cogito как онтологический принцип. Акт мысли как самопорождающее целое, альтернатива универсальности причинения и сверхбытийности творения.

Трансцендентальная философия как прояснение смысла метафизической парадигмы бытия. Онтологическая несоизмеримость трансцендентного и имманентного бытия. Аналитика трансцендентальной субъективности как превращенной формы самобытия.

Снятие онтологии трансцендентальной субъективности в онтологии духа. Дух как субстанция-субъект. Бытие как абсолют самоосуществления. Принцип тождества мышления и бытия и его развертывание в форме онтологической системы. Понятие как рефлексивная тотальность бытия. Телеономность развития духа и проблема превращения духовного во всеобщую действительность. Открытие историчности абсолюта и онтологической значимости личностного бытия - конец классической философии и начало ее неклассических трансформаций.

Переосмысление онтологики как исторической формы мышления, укорененной в практическом со-бытии. Праксеологическая генеалогия онтологических парадигм: проект преодоления чистой философии и логические основания его неосуществленности.

Проект бытия как воли к власти. Двусмысленность осуществления онтологического проекта в “метафизически устроенном мире”: конец философии или переоткрытие возможности осмыслить бытие.

Дивергенция неклассических онтологических стратегий. Открытие “жизненного мира” как смыслового истока бытийных полаганий. Экзистенциальная аналитика человеческого присутствия. Историчность бытия-в-мире. Человек как бытие-между, осуществление онтологической дифференции. Бытие-в-мире как со-бытие. Виртуальная тотальность личностного бытия.

Проблематизация единства мышления и бытия. Деконструкция логоцентризма. Выявление гетерогенности философского дискурса и поиск логических форм общения инородных смысловых структур.

Онтология и антропология: человекомерность смысла бытия в философии. Дискретно-континуальная взаимосвязь онтологических и антропологических парадигм в истории философии. Антропология как инверсия онтологии: открытие человеческого бытия под формой безличного бытия вообще. Зеркальное переворачивание онтологии в антропологию. Антропологическая трансгрессия онтологической самозамкнутости и замещенности бытия его логическими коррелятами. Глубинная антропность онтологии. Онтология как трансформация антропологической инверсии: переработка антропологического открытия и его включение в радикально измененную онтологическую парадигму. Бытийно-исторические основания сущностной взаимосвязи онтологии и антропологии.

ТЕМА 3. ОСМЫСЛЯЮЩЕЕ БЫТИЕ: СОЗНАНИЕ (6 часов лекций и 6 часов семинаров).

Сознание как философская проблема: онтология бытия как замещение онтологии сознания; сознание под формой бытия, осмысляющее под видом осмысленного. Опыт обращения сознания на себя: остранение подразумеваемого мировидения и миропонимания. Сознание как парадоксальное погранично-межграничное бытие.

История философии как осмысление сознания. Философское умозрение акта сознания как первичная реальность. Онтологизация смысловых структур сознания. Объективность идеального. Удвоение бытия-сознания в форме размежевания идеального и реального миров. Удостоверение трансгрессивной природы сознания в философской рефлексии повседневного опыта и опыта творчества.

Символизация парадоксального бытия сознания в религиозном опыте. Метафизика сознания: обособление архетипа сознания в форме трансцендентного бытия и проблема трансцендирования. Феномен мистического опыта и способы его философского истолкования.

Противоположность метафизического и натуралистического подходов к сознанию. Взаимодополнительность сенсуалистической и рационалистической моделей сознания. Сознание как субъективно-психологическая реальность: проблема солипсизма. Выявление неадекватности каузалистских концепций сознания феномену осмысления. Первичная рефлексия акта сознания как интуитивной данности: философское открытие сознания. Самодеятельность и внешняя обусловленность сознания: генезис психофизической проблемы.

Трансцендентальная философия как вторичная рефлексия феномена сознания: возникновение онтологии сознания. Аналитика сознания как самостоятельного автономного мира. Центрированность и целостность бытия-сознания. Данности сознания как соз-данности: деятельностный характер сознания. Субъектно-объектные структуры опыта сознания. Установление границ опыта.

Рассудок и разум. Спонтанность сознания. Синтез разнородного в продуктивных актах воображения. Самосознание как способ бытия сознания. Сознание и познание: полагание и исполнение смысла. Фактичность встречи с трансцендентным как первичный опыт сознания. Реконструкция порождающих смысловых структур в рефлективных процедурах сознания.

Диалектика сознания как самообнаружения духовной реальности. Самопричинность духа: онтологизация спонтанно-деятельностной природы сознания. Целерациональная деятельность как разрешение противоречия субъективной и объективной реальности.

Феноменологический поворот в исследовании сознания. Критический анализ философских концептов сознания: удвоение мира и неявная противоречивость трансцендентных полаганий; скрытая замещенность бытия-сознания субъектно-продуктивным целеполаганием в онтологических моделях. Феноменологическая редукция как метод обращения “к самим вещам”. Акт сознания: интуитивное схватывание и рефлексивное усмотрение смысла. Универсальность интенциональности как смыслообразующего ядра сознания. Абсолютное бытие сознания: всесвязность актуальных и потенциальных смысловых структур. Конституирование всеохватывающего бытия-сознания из первичной самоданности Я. Интерсубъективное со-бытие как исток и смыслопораждающее основание трансцендентального опыта. Бытие-между как конституирующее условие субъектно-объектной структуры сознания.

Стратегия и программы исследования оснований и способов существования сознания. Праксеология сознания: открытие практики как условия возможности сознания. Сознание - осознанное деятельностное со-бытие. Идеальное как форма совместной человеческой жизнедеятельности. “Круговорот” опредмечивания и распредмечивания, экстериоризация и интериоризация как способ существования смысловых структур.

Генеалогия сознания в психоанализе. Открытие бессознательного как инородной сознанию реальности. Энергийность и иррефлексивность бессознательного. “Субстанциальность” желания. Радикальная трансформация бессознательной сферы при переходе на уровень сознания и проблема реконструкции топики и динамики бессознательного. Архетипы бессознательного.

Герменевтика сознания. Опосредованно-непосредственный характер сознания как человеческого бытия в мире. Медиативная сущность смысла. Смысл и выражение. Язык как основной тип медиативно-экспрессивного бытия человека Слово и символ: виртуальная бесконечность конечного выражения смысла. Феномен открытости бытия сознанию в языке и проблема его истолкования. Язык и речь: автономность и анонимность универсальной знаковой системы как превращенная форма междусубъектного общения.

ТЕМА 4. МИР КАК ЦЕЛОЕ: РЕЗУЛЬТАНТА И ПРОЕКТ ОСМЫСЛЕНИЯ (4 часа лекций и 2 семинаров).

Мир как целое - бесконечная задача философского осмысления. Конечность и историчность универсальных концепций мироздания. Философское обоснование онтологии возможных миров.

Единство и многообразие мира. Проблема структурного и динамического единства гетерогенных элементов, сфер, уровней реальности. Вещь как конечный элемент бесконечного мира. Вещи, свойства, отношения. Качественно-количественная определенность существующего. Мир как универсальная взаимосвязь. Пространство и время - основные формы координации многообразных явлений и процессов в мире. Субстанциальные и реляционные концепции пространства и времени. Связи детерминации. Причинность и детерминизм.

Реальность становящегося: изменение, становление, развитие. Движение и самодвижение. Противоречивость самодвижения. Развитие как необратимое, направленное, куммулятивное самоизменение. Прогресс и регресс. Дух и материя: проблема субстанции развития. Материя как объективная реальность и как единая основа всех возможных изменений: историко-логическое резюме основных теоретических представлений о материи. Материальный мир как субстанция-система и проблема перехода от низшего к высшему.

Порядок бытия и хаос становления. Порядок из хаоса: синергетика как универсальная эволюционная парадигма. Жизнь и психика в мировом эволюционном процессе. Антропогенез как философская и научная проблема: природные предпосылки возникновения человека и сущностная несоизмеримость человеческого бытия и естественно-эволюционного процесса. Неявное присутствие феномена сознания в концепциях, объясняющих его генезис.

ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ И БЫТИЕ: ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛОВ (8 часов лекций и 10 часов семинаров).

Гносеология и онтология. Онтология как форма знания. Универсальность философской теории познания. Гносеология как условие онтологии и как ее саморефлексия.

Нерасчлененность формы знания и формы бытия в первичной онтологической парадигме. Укорененность познания в бытии. Истинное знание как высшая форма приобщения человека к подлинному бытию. Онтологический статус теоретического созерцания. Познание как привилегированный способ стать самим собой. Изоморфизм онтологических и гносеологических структур: бытие и становление, знание и мнение. “Несущееся бытие” как онтологическое основание скептицизма. Смешение бытия и становления как предпосылка софистической аргументации.

Дифференциация, размежевание, противопоставление знания о бытии и самого бытия в новоевропейской философии. Онтологическое различие субъективного бытия и самосущего как основание агностицизма. Чувственный, интеллектуальный опыт и опыт веры. Рациональное познание и откровение.

Сенсуализм и рационализм: между Сциллой натуралистического редукционизма и Харибдой формальной автономии знания. Дилемма созерцательного и деятельностного подходов к познанию.

Трансцендентальная гносеология. Иное (вещь в себе) как исток и предел познания. Предпосылки и условия возможности познания. Эмпирический и трансцендентальный субъект. Перцептивный образ как визуальное мышление: взаимо дополнительность чувственности и мышления в процессе познания. Теоретический объект как данность созданного: предметно-конструктивный характер теоретического познания. Форма и содержание теоретического знания: проблема связи разнородного. Интуиция и воображение. Рефлексивный характер философского метода. Проблема имманентного обоснования знания. Трансцендентальная философия как историческое a priori научного познания: критика предпосылок классической науки и проективная парадигма неклассической науки.

Переосмысление онтологической дифференциации ноуменального и феноменального в онтологике. Вещь в себе как продукт абстрагирующей деятельности рассудка. Абстрактность представления и конкретность понятия. Мышление как самодеятельность. Восхождение от абстрактного к конкретному: логика самодвижения духа. Диалектика как метод рационального познания. Познание как процесс самоосуществления духа. Истинное знание как абсолютная система. Беспредпосылочность и рефлексивное самообоснование философского знания, пред-положенность и принципиальная невозможность имманентного обоснования позитивно-научного знания. Философия как “наука всех наук”. Теория и практика: воля к претворению разумного в действительное и исторические пределы практического осуществления идеального.

“Переворачивание” отношений познания и практики: первичность материально-преобразующей деятельности людей, обусловленность познания практикой. Предметная деятельность как межиндивидуальное отношение и интерсубъективный характер познания. Познание как деятельность: изоморфизм и (или) полиморфизм структур материально-практической и духовно-практической деятельности. Социально-историческая практика как поле возможностей человеческого бытия. Теория как идеально-предвосхищающая реализация виртуального практического бытия. Познание как творчество.

Диалектика субъективного и объективного, относительного и абсолютного в современных концепциях истины. Процессуальность и конкретность истины. Проблема критериев истины. Истина и ложь, истина и заблуждение. Истинность и правильность.

Научное познание как матрица современных эпистемологических концепций. “Стратификация” и уровневая структура субъекта познания. Предмет и объект познания. Идеализированные объекты. Социокультурная обусловленность и самодетерминация научного познания. Парадигма классической науки. Феномен научных революций. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Философия как рефлексия классического и неклассического идеалов научной рациональности. Феноменологический проект абсолютного обоснования научного знания и проблематичность его реализации. Жизненный мир как исток научной рациональности.

Структура и познания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней. Социально-историческая определенность и границы научного познания.


3.2.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  • Как связаны между собой идеи и вещи ( идеальное и реальное сущее)?

  • Ваша интерпретация платоновского мифа о пещере.

  • Кто мыслит абстрактно?

  • Что значит мыслить конкретно?

  • Является ли непосредственный жизненный опыт источником конкретного знания?

  • Абстрактно или конкретно понятие бытия?

  • Соотносятся ли бытие и сущее как всеобщее и особенное?

  • Как связаны: понимание бытия и человеческое самопонимание?

  • Можно ли дать логическое определение бытия?

  • Дана ли сущность в чувственном восприятии или она постигается мыслью?

  • Как соотносятся первоначало сущего и основной закон мышления?

  • При каком условии мышление и бытие( постигаемое мыслью) суть одно и то же?

  1. Примерные темы курсовых работ.

В учебном плане специальности «Религиоведение» курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

3.4. Примерные темы рефератов.

  • Философия как рефлектированное мировоззрение.

  • Самоформирование человека и философское образование.

  • Онтологический проект всеединства как архетип европейской метафизики.

  • Историчность онтотеологии как формы философского знания.

  • Проблематизация единства бытия и мышления в постнеклассической философии.

  • Бытийно-исторические основания взаимосвязи онтологии и антропологии.

  • Аналитика сознания в трансцендентальной философии.

  • Слово и символ.

  • Философское обоснование онтологии возможных миров.

  • Синергетика как универсальная эволюционная парадигма.

  • Жизнь и психика в мировом эволюционном процессе.

  • Интуиция и воображение.

  • Феномен мистического опыта и способы его философского истолкования.

  • Познание и творчество.

  • Проблема имманентного обоснования знания.

  • Диалектика как метод рационального познания.

  • Социокультурная обусловленность и самодетерминация научного знания.

  • Философия как рефлексия классического и неклассического идеалов научной рациональности.

  • Рефлексия бытийных оснований культуры в философии ХХ века.


3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

  1. Мировоззрение и философия.

  2. Философия и наука.

  3. Философия и религия. Онтология и теология.

  4. Философия и культура. Рефлексия онтологических оснований культуры в современной философии.

  5. Идеальное и реальное. Специфика философских категорий. Природа философских проблем.

  6. Бытие и сущее. Единое и многое.

  7. Проблема единства бытия и мышления. Кризис классической рациональности и неклассические стратегии познания.

  8. Существование и сущность. Сущность и явление.

  9. Основные онтологические парадигмы.

  10. Бытие. Небытие. Становление.

  11. Психика и сознание. Проблема происхождения сознания.

  12. Онтологический статус человека. Духовное и витальное в человеке.

  13. Онтология и гносеология в трансцендентальной философии.

  14. Понятие субстанции. Субстанция и причина.

  15. Онтология духа.

  16. Человек и мир. Взаимосвязь практического, познавательного и ценностного отношений человека к миру.

  17. Философский и натуралистический способы исследования сознания. Психофизическая проблема.

  18. Понятие субъекта в философии. Объективное и субъективное в сознании и познании.

  19. Онтология и гносеология. Исторические формы их взаимосвязи.

  20. Философские концепции сознания.

  21. Содержание и форма мышления. Абстракция и идеализация. Диалектика абстрактного и конкретного.

  22. Смысл и выражение. Знак, значение, предмет.

  23. Проблема Я в философии.

  24. Познание как процесс. Знание как система.

  25. Структура сознания. Сознание и познание.

  26. Деятельность и сознание.

  27. Сознание и самосознание.

  28. Понятие опыта в философии. Опыт и мышление.

  29. Дилемма субъективности и объективности в новоевропейской философии.

  30. Диалектика как тип рациональности.

  31. Проблема истины в философии.

  32. Теория и практика. Объективность идеального.

  33. Чувственное познание. Проблема происхождения знания.

  34. Непосредственное и опосредованное в сознании и познании. Созерцание и рефлексия.

  35. «Я мыслю» как онтологический принцип.

  36. Категориальные структуры бытия и мышления.

  37. Предпосылки и условия возможности познания. Проблема обоснования знания.

  38. Сознание и язык.

  39. Объяснение и понимание.

  40. Имманентное и трансцендентное.


4. Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и видеофильмов.

Учебные пособия: Основы онтологии. СПб., СПбГУ, 1997 ; Основы теории познания. СПб., СПбГУ, 2000.

4.2. Активные методы обучения.

В данном курсе используются классические аудиторные методы.

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля..

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. В ближайшей перспективе - использование электронной библиотеки философского факультета, соотв. - компьютерного класса.
4.4. Литература
Тема 1.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.- СПб., 1998

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Миф. Число. Сущность. М., 1991

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990

Ортега и Гассет Х. Что такое философия? М., 1991

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993
Тема 2.

Аристотель. Метафизика // Соч. Т.1. М., 1975

Декарт Р. Первоначала философии // Соч. Т.1. М., 1989

Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974

Кант И. Критика чистого разума // Соч. Т. 3. М., 1964

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991

Ницше Ф. Сумерки идолов... // Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990

Основы онтологии. Учебное пособие. СПб, 1997

Платон. Пир. Федон. Парменид. // Соч. Т. 2. М., 1988

Проблема человека в западной философии. М., 1988

Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч. В 2-х тт. Т. 2. М., 1990

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991
Тема 3.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988

Гегель. Феноменология духа // Соч. Т. 4. М., 1959

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994

Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995

Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1994

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989

Фуко М. Слова и вещи. М., 1997; СПб, 1994

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1992
Тема 4.

Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. М., 1988

Бергсон А. Материя и память // Собр. соч. Т. 1. М., 1992

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988

Иванов В.Г., Солдатов А.В. Проблема мироздания в науке и культуре. СПб, 1994

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986

Основы онтологии. Учебное пособие. СПб, 1997

Уитроу Дж. Структура и природа времени. М., 1984

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

Энгельс Ф. Диалектика природы // Соч., Т. 20
Тема 5

Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988

Башляр Г. Новый рационализм. М. , 1987

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1995

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980

Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1988

Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993

Основы теории познания. СПб., 2000

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 1957; 1997

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

Теория познания в 4-х тт. М., 1991-1995

Фуко М. Воля к истине. М., 1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПрограмма учебной дисциплины «Философия (онтология и теория познания)»
Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» icon«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»...
Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconУчебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность...
Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат)
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПроблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconНа правах рукописи удк 544. 032. 65 Никифоров Александр Михайлович...
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconПрограмма дисциплины «Социальная география постсоветской России....
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconV сахалинская молодежная научная школа
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания) специальность 522400 «Религиоведение» iconСеверо-западный институт управления
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск