Скачать 242.02 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.01 – онтология и теория познания очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _______________________________________________________/Павлов А.В./ «07» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры философии 15.06.2011 (протокол № 4) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 11 стр. Зав. кафедрой ________________________________________________________/М.Н.Щербинин/ «15» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИГН 21.04.2011 (протокол № 1) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК_____________________________________________________/Е.В. Тумакова/ «15»июня 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_______________________________________________________/М.Р. Сорокина/ «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра философииА.В. Павлов ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.01 - онтология и теория познания очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Павлов А.В. История философии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.01 - онтология и теория познания очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История философии. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин, заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор© А.В. Павлов, 2011. © Тюменский государственный университет, 2011. 3 1.Пояснительная записка:
Курс имеет целью рассмотреть эволюцию философии историко-культурном контексте. Определяются основные понятия классического и современного философского языка, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты философской литературы. Задачи курса 1. Усвоение основных идей и концепций философии; 2. усвоение основных понятий; 3. ознакомление с основными текстами философии; 4. Ознакомление с методологическим и культуротворческим потенциалом философии для современной науки.
Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Онтология и теория познания, методология научных исследований. Знание дисциплины необходимо для следующих предметов: Философия XX века.
В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями: знание классических проблем, концепций и методов философского познания, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования и рецензирования; навыки разработки концепций и создания философских текстов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4
5 Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
6
Тема 1. Методологические проблемы изучения истории философии. Многомерность философского познания. Основные методологические подходы к истории философии. Традиционный подход к истории философии: позиции, направления, течения и принципы как «измерения» историко-философского процесса. Современный подход к истории философии: соотношение классицизма, модернизма и постмодернизма. Применение герменевтики к истории философии: субъект, контекст, предпосылки познания. Герменевтический круг. Интерпретации истории философии. История философии как логика и стратегия эволюции культуры. Тема 2. Основные идеи античной философии Античная философия как логика и риторика. Досократики. Жизнь и учение Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Тема 3. Основные идеи средневековой философии Культурно-исторические предпосылки средневековой философии. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: соотношение знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий и трансценденталий. Номинализм и реализм. Основные методологические взгляды средневековой философии: догматизм, катафатика, апофатика, логика, диалектика. Основные идеи средневековой философии: монотеизм, креационизм, тео-антропоцентризм, телеологизм, свобода и закон Божий, апокалипсис, воскрешение души. Предназначение человека и истории. Теория двух истин. Дескриптивная теология. Принцип индивидуации. Тема 4. Основные идеи философии Возрождения Культурно-исторические предпосылки Возрождения и Модерна. Универсализм и космоцентризм, натурализм, гуманизм, неоплатонизм. Открытие индивидуальности. Зарождение науки. Философские взгляды Ф.Петрарки и П. делла Мирандолы. Философия Ф.Бэкона. Проблема экспериментального познания. Классификация наук. Учение о причинах заблуждения и экспериментально-индуктивном методе. Тема 5. Основные идеи философии Модерна Человек, субъект и объект. Смысл и прагматизм. Разум и рационализм. Творчество и креационазм. Свобода и либерализм. Совесть и морализм, рождение цинизма. Воля, волюнтаризм, власть. Тема 5. Философия Канта Два периода творчества И.Канта. Основные идеи “критического” периода. Проблематика чистого и практического разума. Проективность чистого разума. Этика Канта. Обоснование свободы воли. “Категорический императив”. Долг. Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Роль кантианства в развитии европейских культур. 7 Тема 7. Философия Гегеля. Г. Гегель «Феноменология духа». Диалектика Г.Гегеля. Система Г. Гегеля. Роль гегельянства в развитии европейских культур. Тема 8. Философия Маркса. Философия К.Маркса. Идейные предпосылки марксизма. Природа человека. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация человека. Пролетариат. Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Марксова философия истории. Учение о классовой борьбе и революциях. Социализм как перспектива истории. Энгельсовское понимание исторического материализма. Тема 9. Философия Ницше Социальный и нравственный кризис Европы как причина возникновения иррационализма. Философия Ф.Ницше и ее провокационный характер. Бытие собой как проблематика и предметность Ницше. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Миф о вечном возвращении, критика истории, “Смерть Бога” как правозвестие кризиса европеизма, генеология морали, нигилизм, переоценка ценностей, концепция “сверхчеловека”.
Примерные темы контрольных работ и рефератов
8
Примерный список терминов для опроса Античность. Средневековье. Возрождение. Барокко. Просвещение. Классицизм. Модернизм. Постмодернизм. Субъект, контекст, предпосылки познания. Тип рациональности. Метафора. Человек. Мир. Первоначало. Апейрон. Космос. Логос. Досократики. Диалектика. Метафизика. Бытие и небытие. Апория. Атомизм. Ирония. Майветика. Эйдос. Душа. Сущее и сущность. Материя и форма. Возможность и действительность. Энтелехия. Государство. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Патристика. Схоластика. Томизм. Теология. Номинализм. Реализм. Трансценденталии. Универсалии. Двойственность истины. Язычество. Христианство. Монотеизм. Креационизм. Телеология. Антропоцентризм. Закон. Совершенство. Агапе. Провидение. Грех. Дух. Душа. Плоть. Бессмертие. Воскресение. Откровение. Катафатическая теология. Апофатическая теология. Гармония. Тварь. Разумные семена. Божий промысел. Эманация. Индивидуация. Essentia. Existentia. Actus essendi. Универсализм. Гуманизм. Неоплатонизм. Сенсуализм. Рационализм. Интеллектуальная интуиция. Натурализм. «Всё во всём». Идолы: разума, театра, пещеры, рынка. Классификация наук. Экспериментально-индуктивный метод. Классицизм, модернизм, постмодернизм. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Философский метод. Универсальное сомнение. Первоначала. Cogito. Cogito ergo sum. Cogito ergo sunt. «Я», «Тела». «Бог». Природа человека. “Разумность” и “естественность”, свободомыслие, скептицизм, «Естественное право». «Общественный договор». Общественная среда. «Разумный эгоизм». Общественный прогресс. Республика. Гражданское общество. Права человека и народа. Fraternite, egalite, liberte. Суждения: аналитические, синтетические, априорные, апостериорные. «Чистый разум». «Практический разум». «Эстетическая способность суждения». Пространство, время. Вещь-в-себе и вещь-для-нас. Природа. Трансцендентное и трансцендентальное. Рассудок, продуктивное воображение. Феномен и ноумен. Антиномии. Свобода воли. “Категорический императив”. Долг. Становление. Триада. Противоречие. Количество. Качество. Мера. Скачек. Отрицание. Мировой дух. Объективный дух. Субъективный дух. Дух народа. Разум. Право. Абсолютная идея. Отчуждение. Частная собственность. Индивид. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация. Класс. Пролетариат. Классовая борьба. Революция. Социализм. Материя. Формы движения материи. Иррационализм. Жизнь. Аполлоническое начало. Дионисийское начало. Вечное возвращение. Последний человек. Сверхчеловек. Нигилизм. Цинизм. Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету
9
В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата. Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)
Рекомендуемая литература
10
Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно
11 |
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и | Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Ларин Ю. В. История философии. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 01 онтология и теория познания очной и заочной... | ||
Паутина для бозона Наталия Теряева Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Северо-западный институт управления Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Задания на самостоятельную работу по теме Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | V сахалинская молодежная научная школа Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Социальная география постсоветской россии. Культурный ландшафт Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Литература сведения об авторах abstracts, key words Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Урок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... |