Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия





Скачать 247.62 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия
Дата публикации02.07.2013
Размер247.62 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

____________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть 3. Гносеология (Теория познания)»

федерального комплекса цикла ОПД

по специальности 020100 (030101) Философия

(для заочного отделения)

Составитель: Водяникова И.Ф.

Ростов-на-Дону

2009


Содержание.

Стр.
1. Пояснительная записка 2

2. Тематический план лекций и семинаров 3

3. Содержание лекционного курса 5

4. Планы семинарских занятий 8

5. Литература 10

6. Экзаменационные вопросы 12

7. Глоссарий 12

8. Тесты 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью курса «Гносеология» является уяснение статуса теории познания в системе философского знания, ее связи с онтологией, этикой, эстетикой и другими науками о познании и мышлении и необходимости междисциплинарного подхода к исследованию гносеологической проблематики. Изучение гносеологии помогает понять сущность познавательной деятельности, ее предпосылки, структуру, условия адекватности познания, позволит сориентироваться в различных познавательных концепциях.

Задачами курса являются:

- рассмотрение проблемы познания в истории философии;

- уяснение специфики философского подхода к познавательной деятельности;

- выявление многообразия форм знания и познавательной деятельности;

- раскрытие единства чувственного и рационального в познании;

- раскрытие понятий «субъект» - «объект», относительность границы между субъектом и объектом, их непрерывное сближение в процессе познания;

- изучение проблемы творчества в познании, его форм и стимулов.
- рассмотрение проблемы истины и ее критерия в истории философии, истины в социальном познании

- изучение комплекса гносеологических проблем.

Место курса в учебном процессе. Курс гносеологии является базовым в философском знании, гносеологическая проблематика пронизывает все философские доктрины, связана со всеми разделами философского знания. В силу это курс гносеологии является одним из важнейших в формировании у студента профессионального философского знания.

Тематический план лекций Кол-во часов
1. Гносеология как раздел философии 2

2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности 1

3. Объект и субъект познания. 2

4. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 2

5. Познание как творческое отношение к действительности 2

6. Познание и понимание 1

7. Истина и заблуждение 2

8. Научное познание и его формы 2

Всего: 14
…………………………………………………………………………….
Тематический план семинарских занятий
1. Предмет гносеологии 2

2. Объект и субъект познания 2

3. Предмет и образ. Образ и знак. 2

4. Чувственное и рациональное в познании 2

5. Истина и заблуждение 2

Всего: 10

Итого: 28

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема. 1. Гносеология как раздел философии.
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, поэтическое, искусство, познание и др. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Агностицизм и скептицизм. Эволюция представлений о познании в истории философии.

Предмет и метод гносеологии, ее основные проблемы. Необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к гносеологической проблематике. История познания как «эмпирическая база» теории познания. Возрастание в ней роли принципа плюрализма. Плюрализм в гносеологии. Человек – как основной центр всей ее проблематики. Гносеология как учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Познаваемость мира как регулятивный принцип и гносеологический идеал. Цель и смысл познания. Связь гносеологии с онтологией, с другими науками о познании и мышлении.

Основные направления в гносеологии: метафизически-материалистическое – натурализм, субъективно-идеалистический гносеологический психологизм. Фундаментальные положения диалектико-материалистической концепции познания.
Тема 2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
Знание как необходимый компонент всех видов человеческой деятельности. Основные смыслы термина «знание». Многообразие форм знания: преднаучное, вненаучное («донаучное», «паранаучное», «псевдонаучное», «антинаучное» и т.д.) и научное (естественнонаучное и гуманитарное); явное и неявное, личностное (М. Полани) и личное; практическое, духовно-практическое и теоретическое. Проблема квалификации форм познавательной деятельности: обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское и т.п.

Мнение, вера, знание. Укорененность веры в социальном опыте, традициях, повседневном мышлении. Вера как конструктивный компонент познания. Соотношение веры и сомнения. Виды соотношения знания и веры в культуре: взаимоотрицание и рядоположенность. Проблема соотношения веры и знания в русской религиозной философии. Познание и эзотеризм. Динамика знания, его изменение, развитие и т.д. Концепция роста знания в современной постпозитивистской философии (К. Поппер, Т. Кун и др.). Кумулятивизм и антикумулятивизм.
ТЕМА 3.Субъект и объект познания.
Понятие объекта и субъекта познания. Активная роль субъекта в познании. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъект познания. Диалектика индивидуального и социального в познании.

Условность, относительность границы между объектом и субъектом и их непрерывное сближение в процессе познания. Невозможность устранения субъекта на любом этапе познавательного процесса. Субъективизм и объективизм.

«Мыслительные коллективы», их особенности. Их стиль мышления и их история.

Постепенная включенность субъективной деятельности в «тело» знания – существенная черта науки ХХ века.

Необходимость постоянного учета характера получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций познающего субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами и смысло-жизненной ориентацией.

Объектное осмысление деятельности и его ограниченность. Идеальное воссоздание объекта в знании. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Специфика познания наблюдаемого объекта. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъектно-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Система ценностных ориентаций субъекта познания.

Трансформация объекта и идеала объективности в современной (постнеклассической) науке. Исторически развивающиеся, самоорганизующиеся, сложные открытые системы – новые объекты теории познания.

Диалектика объекта и субъекта познания.
Тема 4. Структура знания. Чувственное и рациональное в познании.
Знание как система. Знание, отражение, информация. Специфика формирования гносеологического образа и его характеристики, единство объективного и субъективного в нем. Характеристики сенсуализма, рационализма, эмпиризма. Типы рациональности. Соотношение рационального и иррационального в познании и деятельности.

Чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления. Их особенности и гносеологическое значение. Восприятие как всеобщая и необходимая форма чувственного конструирования знания. Специфика представления.

Рациональное познание (абстрактное мышление) как качественно новая ступень отражения действительности и его социальная обусловленность. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения и их взаимосвязь.

Рассудок и разум как уровни мышления, их особенности. Диалектико-материалистический подход к анализу категорий рассудка и разума как уровней мышления. Единство чувственного и рационального в познании.
Тема 5. Познание как творческое отражение действительности.
Принцип отражения в гносеологии. Преодоление расширенного толкования отражения и сведения к нему всей познавательной деятельности. Фундаментальные операции познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция.

Познание, отражение, творчество. Понятие творчества, его основные формы и стимулы. Детерминация творчества. Диалектика творческого процесса, его структура и основные этапы. Творчество и возникновение нового знания. Единство продуктивного и репродуктивного в творчестве.. Творческое познание, предвидение и целеполагание.

Воображение, память, интуиция, фантазия и их роль в творчестве. Единство интуитивного и дискурсивного в познании. Интуитивизм в западной и русской религиозной философии.
Тема 6. Познание и понимание
Понимание в структуре познания и его предмет. Диалогическая природа понимания. Основные подходы к пониманию: как осмысление, интерпретация, смыслопорождение. Понимание как «реальное движение в смыслах». Процесс постижения смысла («сути дела»).

Понимание, самопонимание и взаимопонимание. Понимание и непонимание. Общение и «стихия языка» как условия понимания. Объяснение и понимание, их взаимосвязь. Текстовая природа понимания. Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании. Особая роль философии в гуманитарном познании. Отсутствие в нем общепризнанных парадигм.
Тема 7. Истина и заблуждение
Истина как соответствие знания предмету, предмета своему пониманию. Адекватность и истинность как характеристики знания. Проблема истины в истории философии. Истина как цель познания, субъективный образ объективного мира.

Классическая концепция истины, ее основные положения и их ограниченность. Истина как результат познания и основа для последующего углубления знаний. Объективность истины и принцип активности субъекта в познании. Истина как процесс. Диалектика абсолютного и относительного, Практика – основа объективности познания. Парадоксальность научных истин. Истина как системное знание. Проблема истины в социальном познании. Истина, оценка, ценности и их влияние на познавательный процесс. Истина и убеждение.

Заблуждение как противоположная истине характеристика знания. Природа заблуждений в научном познании и их виды. Достоверное и вероятное знание. Социальная природа заблуждений, их объективные и субъективные источники. Специфика заблуждений в социальном познании. Проблема соотношения истины и заблуждения в философских концепциях. Диалектико-материалистическое понимание практики как решающего критерия истины. Абсолютность и относительность практики в единстве всех ее форм и в развитии как критерия истины. Специфика практики как критерия истины социального знания. Гносеологический статус внеэмпирических критериев истины. Взаимодействие практического и логического критериев истины в процессе познания.

.
Тема. 8.Научное познание и его формы (общая характеристика)1
Научное познание как форма деятельности, его объективность и предметность. Особенности научного познания. Критерии научности. Понятия научного метода и методологии.1

Исторический характер науки и научного познания. Проблема периодизации истории науки и ее внутренние закономерности развития. Классификация науки и ее критерии. Естественные и социогуманитарные науки: сходство и различие. Специфика познания социальных явлений.

Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Усиления взаимодействия науки, техники и производства как характерная черта современного общественного развития. Этос науки. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различение по предмету и формам знания. Зависимость эмпирического познания от концептуальных предпосылок.

Формы знания на эмпирическом и теоретическом уровнях: научный факт, эмпирический закон, гипотеза, идея, принцип, знаковая модель, теория.

Сущность, структура и функции теории. Закон как ключевой ее элемент.

Взаимодействие теории и практики.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Введение в гносеологию (2 ч.)


  1. Понятия «гносеология» и «эпистемология». Предмет гносеологии, ее основные проблемы.

Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности.

  1. Взаимосвязь гносеологии и онтологии. Место гносеологии в системе философского знания.

  2. Основные направления в гносеологии (рационализм, эмпиризм). Агностицизм, скептицизм.


Литература:


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1998. – Гл. 1,2.

  2. Философия. Учебник для высших заведений. Ростов-на-Дону, 1997. – Гл. 11.

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. – Гл. 7.

  4. Философия: Учебник для высш. учебн. завед./Под. ред. А.Н.Ерыгина, Ростов н/Д, 2004, гл.6.

  5. Теория познания//Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5; Философский энциклопедический словарь. М, 1983.

  6. Введение в философию в 2-х томах. М., 1989. Т.2. – С. 318-320.

  7. Современные теории познания. М., 1992.



  1. Объект и субъект познания. Познание и практика.(2ч.)


1. Социально-историческая природа познания. Структура познавательного процесса. Категории «субъект» и «объект» в практике и познании.

2. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания процесса познания.

3. Определение понятия «практика». Структура практики, ее формы и основные функции в процессе познания.

Литература:


  1. Теория познания в 4-х томах. М., 1991. Т.2. – С. 262-293.

  2. Познание в социальном контексте. М., 1994.

  3. Щавелев С.П. Практическое познание. Воронеж, 1994.

  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. 4

  5. Введение в философию. В 2-х ч., Ч.2. М., 1989. Гл. 10.

  6. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Гл. 9.

  7. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика// Вопросы философии 1998,

№ 5.

12. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. – Разд. 1, Гл. 1.

13. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993

3. Предмет и образ. Образ и знак. (2ч.)
1.Практика и формирование гносеологического образа. Познавательный образ как схема предметного действия, его основные характеристики.

2. Основные характеристики гносеологического образа.

3. Предмет, образ, знак. Знак и значение.

5. Функции знаков. Классификация знаков.
Литература.

1. Теория познания в 4-х томах. М., 1991., т.3.

1. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Гл. 7

2.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. – Гл.9.

3.Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Ч.1. М., 1989.

4.Современные теории познания. М., 1992.
4. Чувственное и рациональное в познании (2 ч.).


  1. Особенности чувственных форм отражения.

  2. Основные формы мышления и их взаимосвязь.

  3. Рассудок и разум

4. Единство чувственного и рационального в познании.

5. Мышление и язык.
Литература


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. С. 149-154, 158-166

  2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. С. 214-266.

  3. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М., 1988.

  4. Швырев В.С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность 1997 № 1.

  5. Делакоров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность 1997 № 1.

  6. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии 1995 № 9.



5. Истина и заблуждение. (2ч.)


  1. Проблема истины и заблуждения в истории философии. Классическая концепция истины.

  2. Диалектико-материалистическое учение об истине. Истина как процесс. Конкретность истины. Адекватность и объективность как характеристики знания.

  3. Заблуждение как противоположность истины. Объективные и субъективные причины заблуждений.

  4. Проблема критерия истины в истории философии. Практика как критерий истины.


Литература

1. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Гл. 8.

2.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. 7.

3. Заблуждение // Философская энциклопедия. Т. 2.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 295-314.

5.Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании. М., 1979.

6.Жуари Ж.-П. Истина и заблуждение // Вопросы философии 1987 № 4.

7.Горак А.И. Истина в контексте социума // Философские науки 1991 № 12.

8.Запасник С. Ложь в политике // Философские науки 1991 № 8.

9. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990.

10.Тилинина Т.В. Заблуждения и социальное познание. Ростов-на-Дону, 1997.

11.Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1990.

12.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. Гл. 1.

13.Федотова В.Г. Что может и что не может наука? // Философские науки 1989 № 12.

14.Батищев Р.О. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. М., 1994.

15. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. 14.

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная


  1. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч. Ч. 2. М., 1989. Гл. Х, XII, XIII.

  2. Философия: Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1995-1998. Гл. ХІ, ХІІ.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для ВУЗов. М., 1999. Гл. ХІІ.

  4. Диалектика познания. Л., 1985.

  5. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Раздел «Теория познания».

  6. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. Раздел ІV, § 2-3.

  7. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995-1997. В хрестоматии – разделы 6-8.

  9. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

  10. Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов-на-Дону, 1998. раздел V.

  11. История философии: Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1999.

  12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997.

  13. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1996. Раздел 2.


Дополнительная


  1. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.

  2. Ильин В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1994.

  3. Познание в социальном контексте. М., 1994.

  4. Современные теории познания. М., 1992.

  5. Теория познания в 4-х частях. М., 1991-1995.

  6. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

  7. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.

  8. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

  9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  10. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., Ростов-на-Дону, 1999.

  11. Порус В.И. Эпистемология: некоторые тенденции// Вопросы философии, 1997, № 2.

  12. Соболев А.В. О персоналистической гносеологии// Вопросы философии, 1998, № 1.

  13. Ойзерман Т.П. Практика – познание – практика// Вопросы философии, 1984, № 9.

  14. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика// Вопросы философии 1998, № 5.

  15. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1998.

  16. Марксистско-ленинская диалектика. В 10 кн. Кн. 3. Диалектика процесса познания.

  17. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980..

  18. Митюгов В.В. Познание и вера// Вопросы философии, 1996, № 6.

  19. Героимченок В.А. Личностное знание. М., 1985.

  20. Кукушкина Е.М., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М., 1989.

  21. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

  22. Интуиция, логика, творчество. М., 1987.

  23. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

  24. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1987.

  25. Автономова И.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

  26. Швырев В.С. Рациональность в современной культуре// Общественные науки и современность 1997, № 1.

  27. Микешина Л.А., Опейков М.Ю. Новые образы познания и реальность. М., 1997.

  28. Тилинина Т.В. Заблуждения и социальное познание. Ростов-на-Дону, 1997.

  29. Горский Д.П. О критериях истины// Вопросы философии, 1988 № 2.

  30. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины// Вопросы философии 1987 № 10.

  31. Назаретян А. Истина как категория мифологического мышления// Общественные науки и современность 1988, № 4.

  32. Никифоров А. Революция в теории познания?// Общественные науки и современность 1995 № 4.

  33. Бродский Б.Е. Категория истины в контексте современного структурализма// Общественные науки и современность 1998, № 4.

  34. Хинтикка Я.Проблема истины в современной философии// Вопросы философии 1996 № 9.

  35. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993.

  36. Батищев Т.С. Введение в диалектику творчества. СПб, 1997.

  37. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  38. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

  39. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

  40. Знание за пределами науки. М., 1996.

  41. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.

  42. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1999.

  43. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994.

  44. Философия науки: проблема рациональности. М., 1995.

  45. Философия науки: проблема знания. М., 1997.

  46. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.

  47. Эволюционная эпистемология. Проблемы, перспективы. М., 1996.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

По курсу «Гносеология» (они же – темы контрольных работ)


  1. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Агностицизм и скептицизм.

  2. Эволюция представлений о познании в истории философии.

  3. Предмет и метод гносеологии, ее основные проблемы.

  4. Проблема классификации форм знания и познавательной деятельности.

  5. Мнение, вера, знание.

  6. Динамика знания, его изменение, развитие. Кумулятивизм и антикумулятивизм.

  7. Практика, ее основные формы и функции в процессе познания.

  8. Понятия объекта и субъекта познания.

  9. Характеристика сенсуализма, рационализма, эмпиризма.

  10. Чувственное познание: его основные особенности и формы.

  11. Рациональное познание (абстрактное мышление): его основные особенности и формы. Рассудок и разум.

  12. Понятие творчества, его основные формы и стимулы.

  13. Понимание в структуре познания, его особенности и предмет.

  14. Понимание и объяснение, их соотношение.

  15. Проблема истины в истории философии.

  16. Объективность истины и принципы активности субъекта в познании.

  17. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Догматизм и релятивизм.

  18. Проблема истины в социальном познании.

  19. Природа заблуждений в познании и их виды.

  20. Специфика заблуждений в социальном познании.

  21. Проблема критерия истины и его понимание в разных философских концепциях.

  22. Практика как решающий критерий истины. Ее абсолютность и относительность в этой функции.

  23. Гносеологический статус внеэмпирических критериев истины.

  24. Специфика практики как критерия истины социального знания.

  25. Особенности научного познания. Критерии научности.

  26. Понятия научного метода и методологии.

  27. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм.

  28. Эмпирический и теоретический уровни познания и их взаимосвязь.

  29. Формы знания на эмпирическом и теоретическом уровнях.

  30. Сущность, структура и функции теории.



Глоссарий
Абстракция – (от лат. – отвлечение), отвлечение от деталей с целью, выявления универсального, общего.

Агностицизм – (от греч. – непознаваемый) гносеологическая позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию.

Верификация – ( от лат. – доказательство) понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их истинной проверки.

Восприятие – форма чувственного отражения действительности, дающая информацию о целостности объекта.

Гносеология – ( от греч.- гносис – знание, логос – учение) – раздел философии, изучающий природу познания, его возможности и границы,

многообразие форм познавательной деятельности.

Гипотеза – предположительное суждение или теория о закономерности связи явлений.

Знание – результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий, суждений, теорий и обладающий различной степенью достоверности.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя, заместителя некоторого другого предмета и используемый для хранения, переработки и передачи сообщений.

Заблуждение – несоответствие знания сущности объекта, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики.

Дедукция – ( от лат. выведение), переход от общего к частному, процесс логического вывода от некоторых данных предположений-посылок к их следствиям.

Догматизм – тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности места и времени. Гносеологической основой догматизма является признание в истине абсолютного момента

Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного в сознании человека.

Истина – соответствие (принцип корреспонденции) знания вещам, классическое определение, восходящее к Аристотелю.

Иррационализм – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности

Индукция – ( от лат. – наведение), ход мысли от частного к общему, вид обобщения на основе данных наблюдения и экспериментов. В индукции данные опыта «наводят» на общее, поэтому индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины, эмпирические законы.

Категории ( от греч. – признак) – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения действительности.

Моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Монизм – способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия.

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. В ходе наблюдения субъект получает знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.

Ощущения – форма чувственного отражения отдельных свойств, сторон объекта.

Объект – (от лат. противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познавательной деятельности.

Парадигма – теория ( или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач в научном сообществе.

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов.

Практика – (от греч. – деятельный, активный), целеполагающая, чувственно-предметная деятельность, направленная на преобразование природных и социальных объектов. Критерий истины в диалектико-материалистическом учении.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, в отличие от восприятия, представление отрывается от непосредственной данности единичных предметов, связывая их с понятием.

Проблема – (от греч. – трудность, задача), объективно-возникающие в ходе познания задачи, неразрешимые в рамках данной научной теории.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм – познавательная позиция, признающая относительность, условность, субъективность познания.

Редукция – методологический прием сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам.

Сенсуализм – методологический принцип, согласно которому ощущения и восприятия основа и главная форма достоверного познания.

Синергетика – (от греч.- совместное действие) – научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах.

Структура – (от лат.- строение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Сциентизм – ( от лат. и англ. – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Субъект – ( от лат. находящийся в основе, кладу основание) – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Теория – совокупность представлений, идей, направленных на объяснение и истолкование какого-либо объекта, явления, дающая представление о закономерностях, существенных связях объекта данной теории.

Эмпиризм – философское направление, утверждающее источником знания научно организованный опыт или эксперимент.

Эксперимент – активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться, изменяться и контролироваться самим исследователем.



ТЕСТЫ (к курсу «Гносеология»).
1. Сознание не существует без :

А. Внимания

Б. Восприятия

В. Памяти

Г. Общества.

2. Сущностная характеристика сознания – это:

А. Раздражимость

Б. Чувствительность

В. Память

Г. Идеальность.

3. Сознание не существует без::

А. Внимания

Б. Восприятия

В. Памяти

Г. Языка.

4. Раздел философии, изучающий проблемы познания, это:

А. Онтология

Б. Логика

В. Гносеология

Г. Эпистемология
5. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:

А. Скептицизм

Б. Гностицизм

В. Эклектицизм

Г. Агностицизм.

6. Позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческого познания:

А. Скептицизм

Б. Гностицизм

В. Прагматизм

Г. Агностицизм.
7. Специфической характеристикой сознания является :

А. Восприятие

Б. Чувственное познание

В. Память

Г. Предвосхищение результатов деятельности

8. Носитель активной познавательной деятельности, направленной на объект:

А. Человек

Б. Общество

В. Субъект

Г. Метод познания.
9. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего бы не было прежде в ощущениях»

А. Сенсуализм

Б. Рационализм

В. Агностицизм

Г. Экзистенциализм.

10. Философская позиция, утверждающая относительность и субъективность познания:

А. Редукционизм

Б. Релятивизм

В. Эмпиризм

Г. Агностицизм
11. Результат процесса познания действительности:

А. Истина

Б. Суждение

В. Знание

Г. Доказательство.
12. Форма рационального познания:

А. Понятие

Б. Ощущение

В. Представление

Г. Интуиция

13.Форма чувственного познания:

А. Понятие

Б. Восприятие

В. Гипотеза

Г. Умозаключение
14. Форма рационального познания:

А. Представление

Б. Интуиция

В. Гипотеза

Г. Ощущение
15. Форма чувственного познания:

А. Понятие

Б. Интуиция

В. Ощущение

Г. Гипотеза
16. Классическое определение истины:

А. Опытная подтверждаемость

Б. Полезность знания

В. Соответствие знания действительности

Г. Свойство согласованности знания
17. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения:

А. Корреспондентская

Б. Прагматистская

В. Когерентная

Г. Конвенциалистская
18. Теория истины, полагающая истинным знанием, то, которое полезно и практически применимо:

А. Корреспондентская

Б. Прагматистская

В. Когерентная

Г. Конвенциалистская
19. Критерий истины, согласно марксизму:

А. Отчетливость

Б. Ясность

В. Практика

Г. Конвенция.

20. Познавательная деятельность, осуществляющая систематизированное, обоснованное познание действительности:

А. Обществознание

Б. Наука

В. Социология

Г. Естествознание
21. Категория познания, выражающая то, что противостоит субъекту

в его познавательной деятельности:

А. Общество

Б. Метод познания
В. Объект

Г. Другой человек.

22. Уровень научного познания, фиксирующий внешние признаки вещей:

А. Субъективный

Б. Эмпирический

В. Теоретический
Г. Априорный.
23.Философское направление, считающее источником знания

научно организованный опыт или эксперимент:

А. Рационализм
Б. Эмпиризм

В. Гностицизм

Г. Позитивизм.

24. Уровень познания, обосновывающий

внутренние признаки вещей:

А. Обыденный
Б. Эмпирический

В. Теоретический

Г. Чувственный.

25. Ключевая функция науки:

А. Мировоззренческая

Б. Практическая

В. Объяснительная

Г. Коммуникативная.
26. Иррационализм – это философское направление, принимающее в качестве первоначала:

А. материальные элементы природы;

Б. Бога;

В. идею;

Г. непознаваемую разумом силу.
27. Учение Декарта – это:

А.Иррационализм,

Б. Материализм

В. Эмпиризм.

Г. Рационализм.
28. Метод познания, предложенный Р.Декартом:

А. Дедукция.

Б. Индукция.

В. Интуиция.

Г. Эксперимент.
29. Позиция Р.Декарта, утверждающая наличие в человеке двух субстанций - души и тела:

А. Монизм.

Б. Идеализм.

В. Дуализм.

Г. Плюрализм.

30. Произведение Ф.Бэкона, в котором изложен его метод познания:

А. «Канон медицины».

Б. «Метафизика»

В. «Новый органон».

Г.»Органон».
31. Творчество Ф.Бэкона – это:

А. Рационализм.

Б. Эмпиризм.

В. Идеализм.

Г. Мистицизм
32. Метод познания, предложенный Ф. Бэконом:

А. Дедукция.

Б. Индукция.

В. Идеализация.

Г. Аксиоматический.
33. Главные препятствия на пути познания Ф.Бэкон назвал

А. Заблуждениями.

Б. Идолами.

В. Иллюзиями.

Г. Ложными образами.


1 Данная тема будет подробно изучаться в 4 части данного курса и в курсе «Философия и методология науки».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПрограмма учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия icon«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»...
Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПрограмма учебной дисциплины «Философия (онтология и теория познания)»
Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПроблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconУчебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность...
Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла опд по специальности 020100 (030101) Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск