Скачать 247.62 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 7 ___________________ от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Онтология и теория познания. Часть 3. Гносеология (Теория познания)» федерального комплекса цикла ОПД по специальности 020100 (030101) Философия (для заочного отделения) Составитель: Водяникова И.Ф. Ростов-на-Дону 2009 Содержание. Стр. 1. Пояснительная записка 2 2. Тематический план лекций и семинаров 3 3. Содержание лекционного курса 5 4. Планы семинарских занятий 8 5. Литература 10 6. Экзаменационные вопросы 12 7. Глоссарий 12 8. Тесты 15 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Целью курса «Гносеология» является уяснение статуса теории познания в системе философского знания, ее связи с онтологией, этикой, эстетикой и другими науками о познании и мышлении и необходимости междисциплинарного подхода к исследованию гносеологической проблематики. Изучение гносеологии помогает понять сущность познавательной деятельности, ее предпосылки, структуру, условия адекватности познания, позволит сориентироваться в различных познавательных концепциях. Задачами курса являются: - рассмотрение проблемы познания в истории философии; - уяснение специфики философского подхода к познавательной деятельности; - выявление многообразия форм знания и познавательной деятельности; - раскрытие единства чувственного и рационального в познании; - раскрытие понятий «субъект» - «объект», относительность границы между субъектом и объектом, их непрерывное сближение в процессе познания; - изучение проблемы творчества в познании, его форм и стимулов. - рассмотрение проблемы истины и ее критерия в истории философии, истины в социальном познании - изучение комплекса гносеологических проблем. Место курса в учебном процессе. Курс гносеологии является базовым в философском знании, гносеологическая проблематика пронизывает все философские доктрины, связана со всеми разделами философского знания. В силу это курс гносеологии является одним из важнейших в формировании у студента профессионального философского знания. Тематический план лекций Кол-во часов 1. Гносеология как раздел философии 2 2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности 1 3. Объект и субъект познания. 2 4. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 2 5. Познание как творческое отношение к действительности 2 6. Познание и понимание 1 7. Истина и заблуждение 2 8. Научное познание и его формы 2 Всего: 14 ……………………………………………………………………………. Тематический план семинарских занятий 1. Предмет гносеологии 2 2. Объект и субъект познания 2 3. Предмет и образ. Образ и знак. 2 4. Чувственное и рациональное в познании 2 5. Истина и заблуждение 2 Всего: 10 Итого: 28 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Тема. 1. Гносеология как раздел философии. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, поэтическое, искусство, познание и др. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Агностицизм и скептицизм. Эволюция представлений о познании в истории философии. Предмет и метод гносеологии, ее основные проблемы. Необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к гносеологической проблематике. История познания как «эмпирическая база» теории познания. Возрастание в ней роли принципа плюрализма. Плюрализм в гносеологии. Человек – как основной центр всей ее проблематики. Гносеология как учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Познаваемость мира как регулятивный принцип и гносеологический идеал. Цель и смысл познания. Связь гносеологии с онтологией, с другими науками о познании и мышлении. Основные направления в гносеологии: метафизически-материалистическое – натурализм, субъективно-идеалистический гносеологический психологизм. Фундаментальные положения диалектико-материалистической концепции познания. Тема 2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. Знание как необходимый компонент всех видов человеческой деятельности. Основные смыслы термина «знание». Многообразие форм знания: преднаучное, вненаучное («донаучное», «паранаучное», «псевдонаучное», «антинаучное» и т.д.) и научное (естественнонаучное и гуманитарное); явное и неявное, личностное (М. Полани) и личное; практическое, духовно-практическое и теоретическое. Проблема квалификации форм познавательной деятельности: обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское и т.п. Мнение, вера, знание. Укорененность веры в социальном опыте, традициях, повседневном мышлении. Вера как конструктивный компонент познания. Соотношение веры и сомнения. Виды соотношения знания и веры в культуре: взаимоотрицание и рядоположенность. Проблема соотношения веры и знания в русской религиозной философии. Познание и эзотеризм. Динамика знания, его изменение, развитие и т.д. Концепция роста знания в современной постпозитивистской философии (К. Поппер, Т. Кун и др.). Кумулятивизм и антикумулятивизм. ТЕМА 3.Субъект и объект познания. Понятие объекта и субъекта познания. Активная роль субъекта в познании. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъект познания. Диалектика индивидуального и социального в познании. Условность, относительность границы между объектом и субъектом и их непрерывное сближение в процессе познания. Невозможность устранения субъекта на любом этапе познавательного процесса. Субъективизм и объективизм. «Мыслительные коллективы», их особенности. Их стиль мышления и их история. Постепенная включенность субъективной деятельности в «тело» знания – существенная черта науки ХХ века. Необходимость постоянного учета характера получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций познающего субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами и смысло-жизненной ориентацией. Объектное осмысление деятельности и его ограниченность. Идеальное воссоздание объекта в знании. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Специфика познания наблюдаемого объекта. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъектно-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Система ценностных ориентаций субъекта познания. Трансформация объекта и идеала объективности в современной (постнеклассической) науке. Исторически развивающиеся, самоорганизующиеся, сложные открытые системы – новые объекты теории познания. Диалектика объекта и субъекта познания. Тема 4. Структура знания. Чувственное и рациональное в познании. Знание как система. Знание, отражение, информация. Специфика формирования гносеологического образа и его характеристики, единство объективного и субъективного в нем. Характеристики сенсуализма, рационализма, эмпиризма. Типы рациональности. Соотношение рационального и иррационального в познании и деятельности. Чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления. Их особенности и гносеологическое значение. Восприятие как всеобщая и необходимая форма чувственного конструирования знания. Специфика представления. Рациональное познание (абстрактное мышление) как качественно новая ступень отражения действительности и его социальная обусловленность. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения и их взаимосвязь. Рассудок и разум как уровни мышления, их особенности. Диалектико-материалистический подход к анализу категорий рассудка и разума как уровней мышления. Единство чувственного и рационального в познании. Тема 5. Познание как творческое отражение действительности. Принцип отражения в гносеологии. Преодоление расширенного толкования отражения и сведения к нему всей познавательной деятельности. Фундаментальные операции познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Познание, отражение, творчество. Понятие творчества, его основные формы и стимулы. Детерминация творчества. Диалектика творческого процесса, его структура и основные этапы. Творчество и возникновение нового знания. Единство продуктивного и репродуктивного в творчестве.. Творческое познание, предвидение и целеполагание. Воображение, память, интуиция, фантазия и их роль в творчестве. Единство интуитивного и дискурсивного в познании. Интуитивизм в западной и русской религиозной философии. Тема 6. Познание и понимание Понимание в структуре познания и его предмет. Диалогическая природа понимания. Основные подходы к пониманию: как осмысление, интерпретация, смыслопорождение. Понимание как «реальное движение в смыслах». Процесс постижения смысла («сути дела»). Понимание, самопонимание и взаимопонимание. Понимание и непонимание. Общение и «стихия языка» как условия понимания. Объяснение и понимание, их взаимосвязь. Текстовая природа понимания. Приоритетное значение понимания в гуманитарном познании. Особая роль философии в гуманитарном познании. Отсутствие в нем общепризнанных парадигм. Тема 7. Истина и заблуждение Истина как соответствие знания предмету, предмета своему пониманию. Адекватность и истинность как характеристики знания. Проблема истины в истории философии. Истина как цель познания, субъективный образ объективного мира. Классическая концепция истины, ее основные положения и их ограниченность. Истина как результат познания и основа для последующего углубления знаний. Объективность истины и принцип активности субъекта в познании. Истина как процесс. Диалектика абсолютного и относительного, Практика – основа объективности познания. Парадоксальность научных истин. Истина как системное знание. Проблема истины в социальном познании. Истина, оценка, ценности и их влияние на познавательный процесс. Истина и убеждение. Заблуждение как противоположная истине характеристика знания. Природа заблуждений в научном познании и их виды. Достоверное и вероятное знание. Социальная природа заблуждений, их объективные и субъективные источники. Специфика заблуждений в социальном познании. Проблема соотношения истины и заблуждения в философских концепциях. Диалектико-материалистическое понимание практики как решающего критерия истины. Абсолютность и относительность практики в единстве всех ее форм и в развитии как критерия истины. Специфика практики как критерия истины социального знания. Гносеологический статус внеэмпирических критериев истины. Взаимодействие практического и логического критериев истины в процессе познания. . Тема. 8.Научное познание и его формы (общая характеристика)1 Научное познание как форма деятельности, его объективность и предметность. Особенности научного познания. Критерии научности. Понятия научного метода и методологии.1 Исторический характер науки и научного познания. Проблема периодизации истории науки и ее внутренние закономерности развития. Классификация науки и ее критерии. Естественные и социогуманитарные науки: сходство и различие. Специфика познания социальных явлений. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Усиления взаимодействия науки, техники и производства как характерная черта современного общественного развития. Этос науки. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различение по предмету и формам знания. Зависимость эмпирического познания от концептуальных предпосылок. Формы знания на эмпирическом и теоретическом уровнях: научный факт, эмпирический закон, гипотеза, идея, принцип, знаковая модель, теория. Сущность, структура и функции теории. Закон как ключевой ее элемент. Взаимодействие теории и практики. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Введение в гносеологию (2 ч.)
Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности.
Литература:
1. Социально-историческая природа познания. Структура познавательного процесса. Категории «субъект» и «объект» в практике и познании. 2. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания процесса познания. 3. Определение понятия «практика». Структура практики, ее формы и основные функции в процессе познания. Литература:
№ 5. 12. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. – Разд. 1, Гл. 1. 13. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993 3. Предмет и образ. Образ и знак. (2ч.) 1.Практика и формирование гносеологического образа. Познавательный образ как схема предметного действия, его основные характеристики. 2. Основные характеристики гносеологического образа. 3. Предмет, образ, знак. Знак и значение. 5. Функции знаков. Классификация знаков. Литература. 1. Теория познания в 4-х томах. М., 1991., т.3. 1. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Гл. 7 2.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. – Гл.9. 3.Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Ч.1. М., 1989. 4.Современные теории познания. М., 1992. 4. Чувственное и рациональное в познании (2 ч.).
4. Единство чувственного и рационального в познании. 5. Мышление и язык. Литература
5. Истина и заблуждение. (2ч.)
Литература 1. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Гл. 8. 2.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. 7. 3. Заблуждение // Философская энциклопедия. Т. 2. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 295-314. 5.Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании. М., 1979. 6.Жуари Ж.-П. Истина и заблуждение // Вопросы философии 1987 № 4. 7.Горак А.И. Истина в контексте социума // Философские науки 1991 № 12. 8.Запасник С. Ложь в политике // Философские науки 1991 № 8. 9. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990. 10.Тилинина Т.В. Заблуждения и социальное познание. Ростов-на-Дону, 1997. 11.Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1990. 12.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. Гл. 1. 13.Федотова В.Г. Что может и что не может наука? // Философские науки 1989 № 12. 14.Батищев Р.О. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. М., 1994. 15. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. 14. ЛИТЕРАТУРА Обязательная
Дополнительная
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ По курсу «Гносеология» (они же – темы контрольных работ)
Глоссарий Абстракция – (от лат. – отвлечение), отвлечение от деталей с целью, выявления универсального, общего. Агностицизм – (от греч. – непознаваемый) гносеологическая позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Верификация – ( от лат. – доказательство) понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их истинной проверки. Восприятие – форма чувственного отражения действительности, дающая информацию о целостности объекта. Гносеология – ( от греч.- гносис – знание, логос – учение) – раздел философии, изучающий природу познания, его возможности и границы, многообразие форм познавательной деятельности. Гипотеза – предположительное суждение или теория о закономерности связи явлений. Знание – результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий, суждений, теорий и обладающий различной степенью достоверности. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя, заместителя некоторого другого предмета и используемый для хранения, переработки и передачи сообщений. Заблуждение – несоответствие знания сущности объекта, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики. Дедукция – ( от лат. выведение), переход от общего к частному, процесс логического вывода от некоторых данных предположений-посылок к их следствиям. Догматизм – тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности места и времени. Гносеологической основой догматизма является признание в истине абсолютного момента Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного в сознании человека. Истина – соответствие (принцип корреспонденции) знания вещам, классическое определение, восходящее к Аристотелю. Иррационализм – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности Индукция – ( от лат. – наведение), ход мысли от частного к общему, вид обобщения на основе данных наблюдения и экспериментов. В индукции данные опыта «наводят» на общее, поэтому индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины, эмпирические законы. Категории ( от греч. – признак) – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения действительности. Моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Монизм – способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. В ходе наблюдения субъект получает знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Ощущения – форма чувственного отражения отдельных свойств, сторон объекта. Объект – (от лат. противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познавательной деятельности. Парадигма – теория ( или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач в научном сообществе. Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов. Практика – (от греч. – деятельный, активный), целеполагающая, чувственно-предметная деятельность, направленная на преобразование природных и социальных объектов. Критерий истины в диалектико-материалистическом учении. Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, в отличие от восприятия, представление отрывается от непосредственной данности единичных предметов, связывая их с понятием. Проблема – (от греч. – трудность, задача), объективно-возникающие в ходе познания задачи, неразрешимые в рамках данной научной теории. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм – познавательная позиция, признающая относительность, условность, субъективность познания. Редукция – методологический прием сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Сенсуализм – методологический принцип, согласно которому ощущения и восприятия основа и главная форма достоверного познания. Синергетика – (от греч.- совместное действие) – научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. Структура – (от лат.- строение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Сциентизм – ( от лат. и англ. – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Субъект – ( от лат. находящийся в основе, кладу основание) – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Теория – совокупность представлений, идей, направленных на объяснение и истолкование какого-либо объекта, явления, дающая представление о закономерностях, существенных связях объекта данной теории. Эмпиризм – философское направление, утверждающее источником знания научно организованный опыт или эксперимент. Эксперимент – активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться, изменяться и контролироваться самим исследователем. ТЕСТЫ (к курсу «Гносеология»). 1. Сознание не существует без : А. Внимания Б. Восприятия В. Памяти Г. Общества. 2. Сущностная характеристика сознания – это: А. Раздражимость Б. Чувствительность В. Память Г. Идеальность. 3. Сознание не существует без:: А. Внимания Б. Восприятия В. Памяти Г. Языка. 4. Раздел философии, изучающий проблемы познания, это: А. Онтология Б. Логика В. Гносеология Г. Эпистемология 5. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины: А. Скептицизм Б. Гностицизм В. Эклектицизм Г. Агностицизм. 6. Позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческого познания: А. Скептицизм Б. Гностицизм В. Прагматизм Г. Агностицизм. 7. Специфической характеристикой сознания является : А. Восприятие Б. Чувственное познание В. Память Г. Предвосхищение результатов деятельности 8. Носитель активной познавательной деятельности, направленной на объект: А. Человек Б. Общество В. Субъект Г. Метод познания. 9. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего бы не было прежде в ощущениях» А. Сенсуализм Б. Рационализм В. Агностицизм Г. Экзистенциализм. 10. Философская позиция, утверждающая относительность и субъективность познания: А. Редукционизм Б. Релятивизм В. Эмпиризм Г. Агностицизм 11. Результат процесса познания действительности: А. Истина Б. Суждение В. Знание Г. Доказательство. 12. Форма рационального познания: А. Понятие Б. Ощущение В. Представление Г. Интуиция 13.Форма чувственного познания: А. Понятие Б. Восприятие В. Гипотеза Г. Умозаключение 14. Форма рационального познания: А. Представление Б. Интуиция В. Гипотеза Г. Ощущение 15. Форма чувственного познания: А. Понятие Б. Интуиция В. Ощущение Г. Гипотеза 16. Классическое определение истины: А. Опытная подтверждаемость Б. Полезность знания В. Соответствие знания действительности Г. Свойство согласованности знания 17. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения: А. Корреспондентская Б. Прагматистская В. Когерентная Г. Конвенциалистская 18. Теория истины, полагающая истинным знанием, то, которое полезно и практически применимо: А. Корреспондентская Б. Прагматистская В. Когерентная Г. Конвенциалистская 19. Критерий истины, согласно марксизму: А. Отчетливость Б. Ясность В. Практика Г. Конвенция. 20. Познавательная деятельность, осуществляющая систематизированное, обоснованное познание действительности: А. Обществознание Б. Наука В. Социология Г. Естествознание 21. Категория познания, выражающая то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности: А. Общество Б. Метод познания В. Объект Г. Другой человек. 22. Уровень научного познания, фиксирующий внешние признаки вещей: А. Субъективный Б. Эмпирический В. Теоретический Г. Априорный. 23.Философское направление, считающее источником знания научно организованный опыт или эксперимент: А. Рационализм Б. Эмпиризм В. Гностицизм Г. Позитивизм. 24. Уровень познания, обосновывающий внутренние признаки вещей: А. Обыденный Б. Эмпирический В. Теоретический Г. Чувственный. 25. Ключевая функция науки: А. Мировоззренческая Б. Практическая В. Объяснительная Г. Коммуникативная. 26. Иррационализм – это философское направление, принимающее в качестве первоначала: А. материальные элементы природы; Б. Бога; В. идею; Г. непознаваемую разумом силу. 27. Учение Декарта – это: А.Иррационализм, Б. Материализм В. Эмпиризм. Г. Рационализм. 28. Метод познания, предложенный Р.Декартом: А. Дедукция. Б. Индукция. В. Интуиция. Г. Эксперимент. 29. Позиция Р.Декарта, утверждающая наличие в человеке двух субстанций - души и тела: А. Монизм. Б. Идеализм. В. Дуализм. Г. Плюрализм. 30. Произведение Ф.Бэкона, в котором изложен его метод познания: А. «Канон медицины». Б. «Метафизика» В. «Новый органон». Г.»Органон». 31. Творчество Ф.Бэкона – это: А. Рационализм. Б. Эмпиризм. В. Идеализм. Г. Мистицизм 32. Метод познания, предложенный Ф. Бэконом: А. Дедукция. Б. Индукция. В. Идеализация. Г. Аксиоматический. 33. Главные препятствия на пути познания Ф.Бэкон назвал А. Заблуждениями. Б. Идолами. В. Иллюзиями. Г. Ложными образами. 1 Данная тема будет подробно изучаться в 4 части данного курса и в курсе «Философия и методология науки». |
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Имени м. В. Ломоносова Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»... Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии... | ||
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Программа учебной дисциплины «Философия (онтология и теория познания)» Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских... | ||
Проблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... |