Скачать 162.51 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета _____________Ю.Н. СОЛОНИН Рассмотрено и рекомендовано:
онтологии и теории познания Протокол от 6 марта 2003 г.№ 7 Заведующий кафедрой онтологии и теории познания Б.И. ЛИПСКИЙ 2. На заседании методической комиссии философского факультета протокол от _________ № ____ Председатель методической комиссии _______________В.С. НИКОНЕНКО ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия (онтология и теория познания)» по специальности 020600 (культурологи, вечернее отделение) Составитель: Доцент, докт.филос.наук Ю.М.РОМАНЕНКО Рецензент: Профессор, докт.филос.наук Е.Н.РОСТОШИНСКИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2003
Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских дисциплин. Формирование у студентов навыков самостоятельного мышления (элементы анализа, оценки) и профессионального общения.
— изучить основные этапы развития и современного состояния онтологии и теории познания. — сформировать теоретические представления: — об основных аспектах бытия и категориальном многообразии онтологических моделей, о природе сознания, языка и общения; — о природе человеческого познания, видах и методах познания, разнообразии современных теоретико-познавательных моделей; — о природе истины, разнообразных способах ее аргументации (теории истины). — вырабатывать у студента приемы анализа проблем онтологии и теории познания (на основе сложившихся парадигм их решения в современной философии), а также навыки использования различных методов познания. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника По отношению ко всем остальным философским дисциплинам курс «Онтологии и теории познания» представляет фундаментальные основы философских знаний, является базовым курсом в профессиональной подготовке выпускника и играет ключевую роль при изучении всех остальных профилирующих дисциплин. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: - знать содержание тем и проблем курса «Онтология и теория познания», основных онтологических и гносеологических концепций; иметь по необходимости полное представление об использовании ключевых понятий онтологии и теории в других областях философского знания и других гуманитарных науках; - уметь самостоятельно анализировать онтологические и гносеологические концепции, оценивать их роль в развитии философии и их современное состояние. Разбираться в методах онтологического исследования и методах построения теории познания; - уметь оперировать понятиями современной методологии познания, применять их в разных видах познания; - уметь дать аналитическую оценку деятельности человека в мире (в том числе, его отношений с другими людьми, с обществом и с самим собой).
Изучение дисциплины по семестрам: 1 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч., контрольные работы, реферат, экзамен.
Часть 1. Онтология Тема 1. Место онтологии в истории философии и в системе философского знания Дополнительность истории и теории философии. Проблема начала философии. Синхроническое и диахроническое соотношения философии с иными типами мировоззрения: мифом, религией, наукой, искусством, здравым смыслом и т.п. Мифос и Логос. «Бытие-ничто-творение» как онтологическая триада. Тема 2. Предпосылки возникновения онтологии в античности Парменид. Открытие бытия. Тождество бытия и мышления. Метод как путь к истине. Платон. Диалектическая игра бытия и небытия. Единое и многое. Аристотель. Сущность как субъект бытия. Возможность (динамис) и действительность (энергейа). Энтелехия. Неоплатонизм. Сверхбытийный принцип всеединства. Мифологическое угадывание судьбы бытия (мантика) как специфически античный онтологический метод. Тема 3. Онтология в контексте теоцентризма Средневековья Библия. Бытие в дар. Теистический принцип творения. Ареопагитики. Диалектика апофатики и катафатики как сохранение тайны творения. Творение как зов по имени. Рас-творение в мире как отзыв из небытия. Схоластика. Онтологический аргумент. Соотношение веры и знания. Теологическое и философское понятие Абсолюта. Сущность и существование. Онтологическая подоплека спора об универсалиях. Паламизм. Синергийное собирание бытия. Тварные и нетварные энергии. Доверие воле Творца бытия как специфически средневековый онтологический метод. Тема 4. Утраты и обретения онтологии в Новое и новейшее время Немецкая классическая философия. Свобода мышления бытия. Критика как метод ограничения онтологического догматизма. Трансцендентное и трансцендентальное. Наукоучение о бытии. Принцип «Я». Система диалектических категорий. Хайдеггер. Онтолингвистическое вопрошание. Язык как дом бытия. Бытие и время. Историчность бытия. Установки философии экзистенциализма. Мизософия. Рассеяние бытия по маргиналиям. Диссеминация и деконструкция онтологии. Русская философия. Оправдание онтологии или онтодицея. Антропоцентрическая расположенность к бытию как специфически ново-временной онтологический метод. Тема 5. Соотношение онтологии и метафизики Бытие и естество. Метафизика как система всеобщих принципов отношения естественного и сверх-естественного. Арифмологический дуализм метафизики. Античность и Средневековье о «фюсис». Чутье (эстезис) естества. Судьба как принцип детерминации космической жизни. Миф вечного возвращения. Досократики. Стихийная интуиция. Архэ как природное первоначало. Скрытость «фюсис». Платон. Припоминание (анамнезис) естества. Целостность Космоса. Естественное, сверх-естественное, противо-естественное. Аристотель. Естественное движение тела. Четырех-причинное строение мира. Неоплатонизм. Эманация как принцип самопорождения Космоса. Средневековье. Догмат о Богочеловеческой природе. Противоречие между принципами эманации и креации. Тема 6. Эксперимент с натурой в философии и науке Нового времени Принципы экспериментального естествознания. Декарт. Методическое сомнение и методическое удивление. Психофизический параллелизм. Рационализм и эмпиризм. Материализм и идеализм. Монизм Спинозы. Онтологический плюрализм Лейбница. Онтология и логика «возможных миров». Немецкая классическая философия. Критика и апологетика метафизики. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон — «последние» метафизики. Мир как воля и представление. Воля к власти. Творчество как жизненный порыв. Позитивизм. Демаркация физики и метафизики. Научно-технический прогресс как следствие экспериментального отношения к природе. Тема 7. Явная и косвенная реабилитация метафизики Гуссерль. От «феномена» через «трансцензус» к «жизненному миру». Хайдеггер. Метафизика как судьба европейской философии. Флоренский. Проект конкретной метафизики. Гилозоизм и пневматосфера. Диалектический материализм как вариант метафизики. Современные региональные модели метафизики. Тема 8. Антропология в контексте онтологии Онтолого-метафизические модели человека. Античное понимание человекак как эманации Космоса. Естественно-научные концепции антропогенеза. Антропный принцип в науке. Роль языка и орудий труда в человеческой эволюции. Антропологическая формула Средневековья: человек есть творение Бога. Новое и новейшее время: человек есть жизненный мир человека. Диалогизм человеческого бытия в социуме. Индивид, индивидуальность, личность. Онтологические и метафизические основоположения культурологии и аксиологии. Часть 2. Теория познания Тема 9. Знание, сознание, познание Гносеология в контексте онтологии и метафизики. Знание (гнозис) как форма бытия до субъект-объектной дифференциации. Знание (эпистеме) как информация об объективной реальности. Со-знание как субъективное воспроизводство структуры знания. По-знание как отражательно-преобразовательный процесс развития субъект-объектного отношения. Историзм познания. Практическое и теоретическое в познании. Рациональное и иррациональное. Тема 10. Человеческое сознание и его структуры Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание и бытие: отношение к миру, к другому, к самому себе. Сознание и самосознание. Основные философские концепции сознания. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного. Память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Тема 11. Происхождение сознания. Его формы Сознание в контексте антропогенеза. Сознание и тело — модели взаимодействия. Сознание как универсальный регулятор жизнедеятельности человека. Сознание, язык, речь. Язык как знаковая система и средство общения. Диалогическая природа сознания. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Общественное сознание и социальное действие. Тема 12. Единство онтологии и гносеологии Сократ. Тождество блага и знания. Познание как припоминание. Метод майевтики. Самопознание как обращение знания на самое себя. Аристотель. Мышление мышления Ума-Перводвигателя. Гностицизм. Знание знания Бога. Сотериологическая функция знания. Н.Кузанский. Ученое незнание. Фидеология и гносеология. Тема 13. Автономность знания. Гносеологический переворот в истории философии Ф.Бэкон. Знание — сила. Материализация знания в культуре и технике. Кант. Границы знания. Агностицизм и гносеологический оптимизм. Скепсис и критика. Фихте. Научение знанию. Познание и образование. Гегель. Абсолютное знание в «сфере чистой мысли». Панлогизм. Самопознание Абсолютной идеи. Н.Лосский. Основы онтологической гносеологии. Психоанализ: сознательное, бессознательное, сверх-сознательное. Рефлексивность сознания. Творческий характер познания. Тема 14. Теория истины Истина как цель познания. Античность: истина как несокрытость (алетейа). Религиозный гнозис: канон и ересь, сакрализация и профанизация истины. Догма и докса. Истина как соответствие (адеквация) понятия о вещи самой вещи. Критерии истины: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когеренции). Практика как критерий истины (марксизм). Общезначимость, достоверность, вероятность. Онтологическое понятие «истины» и формально-логический термин «истинность». Истина объективная и субъективная, абсолютная и относительная. Истина как процесс. Истина, благо, красота как фундаментальная философская триада. Познавательные функции искусства. Тема 15. Истина и ложь. Негатив познания Узнавание обмана иллюзорным знанием. Искушение знанием. Ложь и иллюзия. Ошибка и заблуждение. Ведание мифа. Миф как наука о формах правильного воображения. Архетипы (К.Юнг). Символическая форма (Э.Кассирер). Диалектика мифа (А.Ф.Лосев). Метафора «зеркала» в познании. Спекуляция как метод умозрения. Антитетика познания. Антиномии разума. Эклектизм как метод построения мозаичной картины мира. Апории, софизмы, паралогизмы. Научно-технический прогресс и экологический кризис как две стороны познания. Тема 16. Континуум методов познания Диалектика: «упражнение в пустословии» (Платон), или «универсальный методы» (Гегель), или «оружие пролетариата» (марксизм-ленинизм)? Феноменология. Феноменологическая дескрипция. «Эпохе» как воздержание от натуралистической установки. Трансцендентализм. Познание как движение в границе между бытием и небытием. Тенденция антипсихологизма в трансцендентально-феноменологической традиции. Герменевтика. Понимание и диалог в мире человеческой культуры. Номотетизм наук о природе и идиографизм наук о духе (кантианство). Онтологическое этимологизирование М.Хайдеггера. Л.Витгенштейн. Терапия языка. Интерпретация в естественных, социо-гуманитарных и технических науках. Тема 17. Континуум методов познания (продолжение) Структурализм. Понятие структуры и элементов. Стурктурно-функциональный подход. Аналитическая философия как логизация научного дискурса. Символизация научного языка. Семиотика. Знаковые моделирующие системы. Способы формализации знаний. Проблемы аккумуляции, консервации и трансляции знания. Позитивистская эпистемология. Принципы верификационизма и фальсификационизма. «Гносеологический анархизм» П.Фейерабенда. Функции науки: описание, объяснение, предсказание. Футурология. Научная прогностика и мировоззренческая метагностика. Деконструктивизм. Онтоцентризм и его эксцентризация в грамматологии Ж.Деррида. 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы1
Детерминизм и свобода воли 3.2.1. Критерии оценки контрольной работы, как письменного задания 1. Если в ходе проверки письменных работ обнаружены две или более работы, имеющие значительные текстуально совпадающие фрагменты, а также работы, совпадающие с текстом учебных пособий, иной литературы, то все эти работы оцениваются на «неудовлетворительно». 2. Письменные работы оцениваются в соответствии с программой курса, рекомендованной кафедрой и утвержденной деканом. При определении оценки учитывается грамотность представленных письменных ответов, стиль изложения и общее оформление.
«Отлично» - содержание письменного ответа исчерпывает содержание вопроса. Студент демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также знание основной и дополнительной литературы. «Хорошо» - содержание письменного ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются некоторые пробелы и недочеты. Студент демонстрирует знание только основной литературы. «Удовлетворительно» - содержание письменно ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются ошибки. Не все положения темы раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи. «Неудовлетворительно» - содержание письменного ответа не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Письменные ответ на вопрос не написан полностью; ответ не носит развернутого изложения темы. 3.3. Примерные темы курсовых работ (фрагмент) Курсовые работы программой не предусмотрены. 3.4. Примерные темы рефератов
3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:
41. Деятельность и сознание 42. Проблема обоснования знания. Критерии истины 4. Учебно-методическое обеспечение курса
Раздел 4.1. в данной программе отсутствует.
В данном курсе используются классические методы аудиторного обучения. На заключительных занятиях проводятся «круглые столы», где обсуждаются ключевые вопросы тем.
Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.5.1. Основная Основы онтологии. СПб., 1996. Основы современной философии. Учебник. Глава 4. СПб., 2002. Основы теории познания. СПб., 2000. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. СПб., 2001. Гусев С.С. Смыслы возможного. СПб., 2002. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1986. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997. Прист С. Теории сознания. М., 2000. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. 4.5.2. Дополнительная Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М., 1998. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Вишняцкий Л.Б. Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры. Кишинев, 2002. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Леви-Строс К. Первобытное мышление М., 1994. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Поляни М. Личностное знание. М., 1985. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001. Теория метафоры. М., 1990. Философия, логика, язык. М., 1987. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. Фуко М. Воля к истине. М., 1996. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня, М., 1992. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Хомский Н. Язык и мышление. Благовещенск, 1999. Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987 Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. Якобсон Р. В поисках сущности языка. // Семиотика. М., 2002. 1 В течение каждого семестра проводится контрольные письменные работы (аудиторные) по темам рефератов, представляющая краткое самостоятельное изложение заданной темы. Оценки работ учитывается при промежуточной аттестации. |
Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | ||
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»... Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и | ||
Проблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Имени м. В. Ломоносова Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,... | ||
Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | Программа дисциплины «Социальная география постсоветской России.... Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Северо-западный институт управления Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Задания на самостоятельную работу по теме Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | V сахалинская молодежная научная школа Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... |