Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура»





Скачать 349.04 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура»
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер349.04 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова/

_______________________ 2009 г.
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100.62 «Физическая культура»

ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________/ А.Г. Молодкин, С.В. Дмитриева, Е.Н. Важенина/

«______»___________2009г.

Рассмотрено на заседании кафедры спортивных дисциплин

03.09.2009 протокол №1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 31 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ В.В. Христов/

«______»___________ 2009 г.


Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 24.09.2009 №1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ Е.В. Хромин/

«______»_____________2009г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2009 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
НАПРАВЛЕНИЕ 032100.62 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


ТЮМЕНЬ, 2009

Печатается по решению учебно-методического совета института физической культуры Тюменского государственного университета.

Учебная программа по дисциплине «Подвижные игры» для студентов ОДО и ОЗО направления «физическая культура». – 31с.
Авторы: к.пед.н.–А.Г.Молодкин,
к.пед.н, доцент –С.В. Дмитриева,
старший преподаватель – Е.Н. Важенина.

Рецензенты:к.пед.н., доцент Е.В. Хромин

к.пед. наук., доцент Г.И.Любимова ЦОФК ТюмГУ

Рабочая программа предназначена для студентов направления «Физическая культура», разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В программе представлены: тематический план, распределение часов и формы контроля по курсу, содержание каждой темы, вопросы для теоретического зачета.

© Тюменский государственный университет, 2009

© А.Г. Молодкин, С.В. Дмитриева, Е.Н. Важенина, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В свете новых задач возрастают требования к эффективному использованию в процессе физкультурно-спортивных занятий различных развивающих средств, среди которых важное место занимают подвижные игры, особенно в работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Программа составлена в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в основе которых лежат нормативные документы по многоуровневой подготовке специалистов.

В программе поставлены задачи курса по подвижным играм, необходимые студентам факультета физической культуры и спорта в овладении будущей специальностью; умения и навыки по наблюдению, анализу, организации и проведению подвижных игр в учебной, внеклассной работе в школе, в детском оздоровительном лагере, в спортивных секциях, по месту жительства и т. д.

Учебная работа по курсу подвижных игр проводится в форме теоретических, учебно-практических, индивидуальных и самостоятельных занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций, семинарских занятий, на которых излагается программный материал по основам теории и истории подвижных игр, методики их проведения. На лекциях и семинарских занятиях студенты овладевают необходимыми знаниями в области написания конспектов и программ соревнований по подвижным играм, методики научных исследований, педагогического контроля, тестирования и т.д., по вопросам практического применения подвижных игр. На семинарских занятиях студенты углубляют и закрепляют знания по основным вопросам изучаемого курса.

На учебно-практических занятиях студенты знакомятся с подвижными играми, предусмотренными учебной программой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, спортивных секциях, детских оздоровительных лагерях и т. д., приобретают необходимые знания и навыки по методике проведения подвижных игр.

Индивидуальные занятия строятся на основе материала других видов знаний, основная их направленность — изучение слабо освоенных разделов, а также совершенствование в разделах по выбору студентов. Под руководством преподавателя студенты осваивают работу с литературой, подбор и реализацию комплексов соревнований по подвижным играм. В процессе индивидуальных занятий формируются умения у студентов проводить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа включает в себя изучение и реферирование литературы по специальным вопросам, составление различной документации, выполнение домашних заданий, проведение наблюдений, участие в проведении соревнований по подвижным играм.

Курс «Подвижные игры» на отделении дневного обучения читается в 1 семестре и рассчитан на 19 лекционных и 19 практических учебных часов, на отделении заочного обучения читается в 4 семестре и рассчитан на 6 лекционных и 10 практических учебных часов. По окончании изучения курса студенты сдают зачет.

Тематический план для студентов

1-го курса ОДО (1 семестр)


№ п/П

Темы

лекция

практика

самост. работа

1.

Основные понятия об игре, значение подвижных игр в физическом воспитании детей

4




4

2.

Основные педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр

4




4

3.

Подвижные игры в школьном уроке физкультуры и во внеклассной работе

4




4

4.

Подвижные игры в занятиях спортом

4




4

5.

Проведение подвижных игр с учащимися различного возраста

3




4

6.

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр для дошкольников




2

2

7.

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в младших классах (1-3 класс)




2

2

8.

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 4-6 классах




2

2

9.

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 7-9 классах




2

2

10.

Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 10-11 классах




2

2

11.

Особенности и методика проведения подвижных игр в спортивной тренировке (ручной мяч, волейбол, баскетбол)




2

4

12.

Подвижные игры во внеклассной работе (праздники, аттракционы, соревнования, «веселые старты», оздоровительные лагеря и др.)




2

4

13.

Учебная практика (проведение подвижных игр по заданию преподавателя)




5

6




Итого: 80

19

19

42


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Основные понятия об игре, значение подвижных игр

в физическом воспитании детей

Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа)

Определение подвижной игры как вида деятельности. Специфические особенности подвижных игр в отличие от спортивных. Теории происхождения и развития игры. Естественнонаучные основы игровой деятельности. Игра и труд, их связь и различия. Взгляды отечественных общественных деятелей, педагогов и ученых на игру.

Педагогическая группировка (классификация) подвижных игр. Анализ игрового материала школьных программ по физическому воспитанию. Место подвижных игр в решении задач физического воспитания.

Тема 2. Основные педагогические требования к организации

и методике проведения подвижных игр

Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа)

Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм.

Основные задачи руководителя игры. Подготовка преподавателя к игре. Критерий выбора игры. Конспект игры, подготовка места, инвентаря, разметка площадки. Организация играющих: размещение играющих и место руководителя во время объяснения игры. Выбор капитанов и помощников. Способы выбора водящего. Способы разделения на команды. Построение играющих в исходное положение для игры. Требования к рассказу игры, роль показа во время объяснения.

Руководство процессом игры. Организация правильных действий игроков, развитие творческой инициативы. Наблюдение и контроль за выполнением правил. Равномерность нагрузки во время игры. Объективность судейства в подвижных играх. Требования к окончанию игры.

Подведение итогов игры, определение результатов игры. Оценка выполнения игровых действий всего коллектива и отдельных играющих.

Тема 3. Подвижные игры в школьном уроке физкультуры

и во внеклассной работе

Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа)

Планирование подвижных игр в учебной работе по физическому воспитанию в школе, в режиме учебного дня.

Анализ материала по подвижным играм программы по физической культуре общеобразовательной школы. Содержание программного материала, распределение игр по четвертям, место игры на уроке физической культуры.

Типы уроков с применением подвижных игр (примеры игрового, смешанного, тематического уроков). Особенности чередования подвижных игр с другими средствами физического воспитания.

Особенности применения подвижных игр на переменах, в спортивных секциях, в группах продленного дня, на школьных вечерах и праздниках.

Внутришкольные соревнования по подвижным играм. Положение о соревнованиях, календарь проведения соревнований. Подготовка организаторов и судей из числа учащихся. Методика проведения соревнований «Веселые старты».

Подвижные игры во внешкольной работе. Методика проведения игр в различных условиях внешкольной работы. Подвижные игры в оздоровительных и спортивных лагерях, на детских площадках, в детских клубах, по месту жительства. Туристские игры и эстафеты.

Особенности организации игр на местности, на площадках (лаптовые игры), на физкультурных праздниках (типа аттракционов), в помещениях в дождливую погоду. Организация соревнований по подвижным играм («Веселые старты», «День игры» и др.). Игротека в лагере. Подвижные игры в работе зимних оздоровительных лагерей.

Тема 4. Подвижные игры в занятиях спортом

Краткое содержание теоретического материала (лекция 4 часа)

Роль игрового метода в спортивной практике. Игры в различных видах спорта. Аспекты применения подвижных игр в учебно-тренировочной работе. Особенности использования игр в тренировке по различным видам спорта (физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка).

Игры, как одно из средств обретения психологической готовности к соревнованиям и восстановления организма после тренировок и соревнований.

Подвижные игры как средство диагностики спортивных способностей, отбора в спорте. История и теория отбора. Критерии, методика и организация отбора. Подвижные игры как средство отбора. Принципы формализации игровых показателей и их эквивалентность. Методика применения игровых тестов.

Тема 5. Проведение подвижных игр с учащимися различного возраста

Краткое содержание теоретического материала (лекция 3 часа)

Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания.

Методика проведения игр в различных классах школы (в связи с возрастными особенностями). Продолжительность игры для учащихся различного возраста.

Тема 6. Содержание, организация и методика проведения

подвижных игр для дошкольников

Практическое занятие (2 часа)

Игры для дошкольников:

«Космонавты». «Через кочки и пенечки». «У медведя на бору». «Белые медведи». «Угадай, чей голосок», «Ловкие ребята». «Кот идет». «Мышеловка». «К своим флажкам». «Карлики и великаны». «Запрещенное движение». «Делай наоборот». «Вода, земля, воздух».

Тема 7. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в младших классах (1-3 класс)

Практическое занятие (2 часа)

Игры для учащихся 1-3 классов:

«Класс, смирно!». «У ребят порядок строгий». «Быстро по местам». «Выставка картин». «Кто подходил». «Совушка». «Мяч соседу». «Передача мяча в колоннах над головой». «К своим флажкам», «Прыжки по полоскам». «Через кочки и пенечки». «Команда быстроногих». «Гуси-лебеди». «Два мороза».

Тема 8. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 4-6 классах

Практическое занятие (2 часа)

Игры для учащихся 4-6 классов:

«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вызов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «День и ночь».

Тема 9. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 7-9 классах

Практическое занятие (2 часа)

Игры для учащихся 7-9 классов:

«Перетягивание каната», «Подвижная цель», «Кто сильнее», «Колесо», «Бег командами», «Сумей догнать», «Кто быстрее? », «Челнок», «Двумя мячами через сетку», «Шагай вперед», «Мяч среднему», «Мяч капитану».

Тема 10. Содержание, организация и методика проведения подвижных игр в 10-11 классах

Практическое занятие (2 часа)

Игры для учащихся 10-11 классов:

«Пятнадцать передач», «Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше? », «Борьба за палатку», «Подвижный ринг», «Бег пингвинов», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Пробей стенку».

Тема 11. Особенности и методика проведения подвижных игр в спортивной тренировке (ручной мяч, волейбол, баскетбол)

Практическое занятие (2 часа)

Игры для ручного мяча и баскетбола: «Передал — садись». «Мяч среднему». «Бросай-беги». «С двумя мячами навстречу». «Гонка игроков, ведущих мяч». «Не давай мяча водящему», «С отскоком от щита». «Пройди защитника». «Старт за мячом», «Борьба за отскок».

Игры для занятий волейболом: «Вперед-назад». «Мяч в воздухе». «Над собой и о стенку». «Навстречу через сетку». «Передачи по вызову». «Назад по колонне и по кругу». «Эстафета парами». «Лапта волейболистов». «Картошка». «Точный пасс». «Бомбардиры». «Вверх-вниз».
Игры для развития основных физических качеств:

Игры для развития силы: «Подвижный ринг». «Борьба всадников». «Скачки». «Соревнование тачек». «Переправа». «Тяни на булавы». «Перетягивание каната».

Игры для развития выносливости: «Сапки со скакалкой». «Круг за кругом». «Эстафеты-поезда». «Сумей догнать». «Гонка с выбыванием». «Хоккей с руками».

Игры для развития быстроты: «Сапки». «Круговая охота». «Рывок за мячом». «Сбей городок». «День и ночь». «Поймай палку». «Четыре мяча».— «Разведка». «Колесо».

Игры для развития ловкости: «Защита булав». «Ловкие руки». «Пере- дача мяча на ходу». «Бег пингвинов». «Жонглеры», «По одному и вместе». «Ловля парами».

Игры для развития гибкости: «Палку за спину». «Гонка мячей под ногами и за головой. «Бег раков». «Мостик и кошка». «Кувырки и перекаты». «Скамейка над головой».

Игры для активизации внимания и повышения эмоционального состояния: «Делай наоборот». «Возьми булаву». «Прыгуны и ползуны». «Разведчики и часовые». «Ежик». «Вертуны». «Минутка». «Футбол раков». «Бомбардиры». «Черные и белые». «Неуловимый шнур».

Тема 12. Подвижные игры во внеклассной работе (праздники, аттракционы, соревнования, «веселые старты», оздоровительные лагеря)

Практическое занятие (2 часа)

Игры для праздников и аттракционов:

«Два стула и веревочка». «Меткий футболист». «Неуловимый шнур», «Вертуны». «Возьми булаву». «Подвижный ринг». «Танец папуасов». «Птицы и клетка». «Срезание призов». «Музыкальные змейки». «Посадка картошки». «Смена парами». «Третий лишний на прогулке». «Ходьба с биноклем».

Игры в оздоровительном лагере:

«Школьная лапта». «Лапта в кругах». «Невидимки». «К флажку». «Ориентировка по слуху». «Погоня за лисицами». «Поиски пропавшей группы». «Следопыты». «Веселые старты». «Комический футбол». «Рейд в тыл врага».

Тема 13. Учебная практика (проведение подвижных игр по заданию преподавателя)

Практическое занятие (5 часов)

Цель учебной практики — закрепить знания, умения и навыки самостоятельного подбора и проведения подвижных игр на коллективе занимающихся (учебной группе). Учебная практика направлена на приобретение профессионально-педагогических навыков в проведении подвижных игр.

Студенты должны научиться:

— самостоятельно подбирать игры для занятий с учетом возрастных особенностей занимающихся, их подготовленности и условий проведения, составлять конспект по подвижной игре;

  • готовить место для проведения игр, необходимый инвентарь и оборудование;

  • правильно выбирать место при объяснении игры и ее проведении;

  • научиться быстро и четко перестраивать группу в исходное положение для начала игры;

— правильно и целесообразно выбирать капитанов, помощников, водящих и делить на команды;

— соблюдать установленную последовательность рассказа игры, показывать приемы и игру в целом;

  • руководить процессом игры и действиями учащихся;

  • правильно закончить и подвести итоги игры;

— выявить ошибки и найти способы их устранения, оценивать действие как отдельных игроков, так и всего коллектива играющих во время игры и после ее окончания;

  • анализировать и оценивать методику проведения игры.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов рассчитана на 65 учебных часов и включает в себя:

  • работу с первоисточниками: конспектирование, аннотирование, реферирование отдельных тем;

  • наблюдение на уроках и учебной практики, обобщение полученных знаний; разбор и изучение конспектов, составление сценариев по проведению игровых праздников и соревнований по подвижным играм;

  • разработку и оформление схем, таблиц, обобщающих и систематизирующих необходимые сведения по пройденным разделам программы, по итогам проведенного исследования.

ЗАЧЕТ

К зачету допускаются студенты, выполнившие требования программы курса, представившие соответствующую документацию (конспекты, записи игр). Перечень вопросов для зачета обуславливается пройденным материалом по теории, истории и методике подвижных игр. Оценивается знание практического материала по игре.

Вопросы для подготовки к зачету
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов...
Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н....
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400....
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост....
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Е. Ю. Созонова. Сервис в санаторно-курортном комплексе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс 1 1 1 14. Методические указания и индивидуальные...
Е. Л. Хильчук. Трудовые споры: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления 032100. 62 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск