Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 453.25 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации09.03.2015
Размер453.25 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

Кафедра немецкого языка


  1. Лингвострановедение

  2. и страноведение



  3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Специальность: 050303.65 Иностранный язык (немецкий)

Красноярск 2011

(оборотная сторона титульного листа)

Рабочая программа составлена Нужной Л.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 2

«5» октября 2011 г

Заведующий кафедрой Майер И.А.

Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) факультета иностранных языков КГПУ 19 октября 2011 г. протокол №1

Председатель комиссии Гордашевская И.Д.

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в рабочей программе на 2011/12, 2012/13 учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Изменен титульный лист в соответствии с Уставом КГПУ от 2011 г.

2. Актуализирована информация в карте литературного обеспечения.

3.Актуализирована технологическая карта рейтинга.

4. Пересмотрена учебно-методическая карта дисциплины.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

«5» октября 2011 г. протокол №2

«4» февраля 2013 г. протокол №6
Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой И.А. Майер

(ф.и.о., подпись)

Декан Т.Л. Батура

(ф.и.о., подпись)
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Лингвострановедение и страноведение» с другими дисциплинами специальности

на 2011/2012 учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

введение в языкознание

немецкого языка








практика устной и письменной речи иностранного языка


немецкого языка









Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

    1. Выдержка из стандарта

    2. Введение

    3. Содержание теоретического курса дисциплины

    4. Тематический план

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

    6. Карта литературного обеспечения

    7. Технологическая карта рейтинга

  3. Методические рекомендации для студентов

  4. Банк контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  5. Тематика рефератов

  6. Вопросы к экзамену

  7. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ

  8. Рабочая тетрадь



Пояснительная записка
Предлагаемый УМК дисциплины «Лингвострановедение и страноведение» состоит из 3 блоков: организационных документов, методических рекомендаций по организации изучения данной дисциплины, учебных материалов.

Организационные материалы предлагаемого комплекса охватывают следующие документы:

  • выписку из ГОС ВПО, дающую краткую характеристику содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по данной специальности;

  • примерную программу Министерства образования Российской Федерации, представляющую собой совокупность требований к целям и задачам, уровню освоения содержания, объему дисциплины и видам учебной работы, содержанию отдельных разделов, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению;

  • рабочую модульную программу с пояснительной запиской, которая дает обзор содержания дисциплины, включает в себя тематическую карту дисциплины, учебно-методическую карту дисциплины, технологическую карту самостоятельной работы, протокол согласования дисциплины с другими;

  • карты ресурсов дисциплины: карты обеспеченности литературой, учебными материалами и оборудованием;

  • документы по обеспечению рейтингового контроля дисциплины: технологическую карту и журнал рейтинга.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов и преподавателей распространяются на аудиторную и самостоятельную формы работы и включают в себя примерные перечни заданий по организации самостоятельной работы, темы курсовых и выпускных квалификационных работ, вопросы к зачету.

Учебные материалы представлены рабочей тетрадью.

Выписка из государственного образовательного стандарта

ДПП.Ф.07 Лингвострановедение и страноведение

Введение в страноведение и лингвострановедение. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Памятники культуры, сохранившиеся на ее территории. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями.

Страноведение и лингвострановедение. Географическое положение и природные условия страны изучаемого языка. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления. Общая характеристика экономики страны. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы). Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка.

Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.

Введение

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Лингвострановедение и страноведение»
Курс лингвострановедения и страноведения отмечен определенными трудностями в его изучении.

Задачами являются:

  • формирование у студентов страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур;

  • анализ основных этапов исторического развития немецкоязычных стран;

  • знакомство с памятниками культуры стран изучаемого языка;

  • характеристика актуальных проблем связанных с особенностями национальной культуры, общественно-политической жизнью страны и.т.д.;

  • знакомство с основополагающими теориями в области лингвострановедения и страноведения отечественных и зарубежных лингвистов.

На лекционных занятиях студенты знакомятся с предметом лингвострановедения и страноведения, его основными понятиями, рассматривают связь с другими лингвистическими дисциплинами, анализируют языковые реалии, систематизируют знания, полученные в процессе изучения практического иностранного языка.

На семинарских занятиях рассматриваются вопросы, связанные с практической направленностью теоретического материала, проводится анализ языкового материала, выполняются тестовые задания.

В процессе изучения лингвострановедения и страноведения большое значение имеет организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов, которая включает в себя самостоятельную проработку некоторых тем, монографий, написание конспектов научных статей, выполнение курсовых и дипломных проектов, разработку схем, таблиц, составление терминологического словаря, подбор языковых примеров для анализа.

По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  • основные теории в области лингвострановедения и страноведения отечественных и зарубежных лингвистов;

  • основные этапы исторического развития немецкоязычных стран;

  • знать основные памятники культуры стран изучаемого языка, персоналии выдающихся представителей культуры.

Студент должен уметь:

  • анализировать основные этапы исторического развития немецкоязычных стран (Германии, Австрии, Швейцарии);

  • характиризовать актуальные проблемы, связанные с особенностями национальной культуры, общественно-политической жизнью стран изучаемого языка .

Курс лингвострановедения и страноведения заканчивается экзаменом, который состоит из двух теоретических вопросов.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1.

Тема 1. Введение в курс лингвострановедения и страноведения. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Историческое развитие лингвострановедения и страноведения.

Темы 2-4 Основные этапы истории страны изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями. Начало немецкой культуры. Древневерхненемецкий период. Раннее средневековье. Германия средневековья. Исторический аспект. Период реформации и контрреформации. Период абсолютизма. Памятники культуры, сохранившиеся на её территории. Германия в первой половине ХХ века. Вторая Мировая война и её последствия. Разделение Германии.

Тема 5. Образование Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения. Переход к единой европейской валюте.

Тема 6. Административно-территориальное деление страны. Органы местного самоуправления.

Тема 7. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Политическая система немецкоязычных стран.

Модуль 2.

Тема 8. Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности). Общая характеристика экономики страны.

Тема 9. Географическое положение и природные условия страны. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема окружающей среды.

Тема 10. Особенности немецкой национальной культуры. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка

Тема 11. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Система образования немецкоязычных стран.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Лингвострановедение и страноведение
для студентов образовательной профессиональной программы

050303.65 – «Иностранный язык» (немецкий)





Модуль




п/п



Наименование разделов, тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных


СРС


всего


лекции


семинары

Базовый

модуль № 1



Введение в курс лингвострановедения и страноведения. Связь с другими науками. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Историческое развитие лингвострановедения и страноведения.

4

2

2




15



Основные этапы истории страны изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями. Начало немецкой культуры. Языки древних германцев. Древневерхненемецкий период. Раннее средневековье. Письменные памятники культуры

8

4

2


2

15



Основные этапы истории страны изучаемого языка. Германия средневековья. Исторический аспект. Влияние латинского и французского языка и культуры. Новое время немецкой истории. Период реформации и контрреформации. Мартин Лютер и становление литературного немецкого языка.

4

2

2



15



Основные этапы истории страны изучаемого языка. Период абсолютизма. Географическое и политическое положение Германии в Европе. Университеты. Книгопечатание. Немецкие страны в период революционного движения. Немецкий рейх. Германия в первой половине ХХ века. Экономический кризис. Культура и литература довоенного периода. Мировая война 1939-1945гг. и её последствия. Разделение Германии.

8

2



2

20



Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения. Переход к единой европейской валюте.

6

2

2



15



Административно-территориальное деление страны. ФРГ, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Люксембург. Органы местного самоуправления.

8

2




2

18



Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Политическая система немецкоязычных стран. Парламент. Бундестаг. Ландтаги. Законодательные процедуры. Политические партии. Правительство.

10

4

2

2

18

Базовый

модуль № 2



Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности) Общая характеристика экономики страны. Промышленность и сельское хозяйство.

6

4

2



2

20



Географическое положение и природные условия страны. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема окружающей среды.

10

4

2

2

16



Особенности немецкой национальной культуры. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка

16

4

2


2


20



Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Система образования немецкоязычных стран.

16

6

2

4

22

Итоговый модуль




Экзамен
















Итого:






230

36

18

18

194


учебно-методическая (технологическая) КАРТА дисциплины

Лингвострановедение и страноведение
для студентов образовательной профессиональной программы

050303.65 – «Иностранный язык» (немецкий)
(наименование, шифр)

по заочной форме

(укажите форму обучения)



Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы



Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

входной




2




























тест

базовый модуль № 1





134

1,2,3,4,5,6,7

Введение в курс лингвострановедения и страноведения. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Начало немецкой культуры. Средневековье и эпоха реформации. Абсолютизм. II мировая война. Образование Европейского Союза.. Административно-территориальное деление страны.

10

2,4,6,7 – Древние германцы, письменные памятники, Мартин Лютер и становление литературного немецкого языка. Переход к единой европейской валюте. Административно-территориальное деление страны. Государственное устройство.

8






1. Подготовка и презентация по лекционным темам.

2. Подготовка минидокладов по выбору студента.

116

Презентации, рефераты

базовый модуль № 2





96

8,9,10,11

Географическое положение и природные условия страны. Особенности немецкой национальной культуры. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы.

8

8,9,10,11 –. Общая характеристика экономики страны. Промышленность и сельское хозяйство. Языковые реалии, связанные с географическими понятиями. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка

10





1. Подготовка и презентация по лекционным темам.

2. Подготовка минидокладов по выбору студента.

78

Презентации, рефераты

Итоговый модуль

































экзамен

Всего часов



230







18



18










194




КАРТА литературного обеспечения дисциплины

Лингвострановедение и страноведение

(наименование)
для студентов образовательной профессиональной программы

050303.65 – «Иностранный язык» (немецкий)

наименование, шифр)

по заочной форме

(укажите форму обучения)



п/п

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)

Потребность

Примечания




Обязательная литература













Модуль №1










1

Немецкая культура и быт сегодня: учебно-методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов/ сост. И. П. Селезнева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. - 136 с.

Библиотека/10

Кафедра/20

10




2

По странам изучаемого языка. Немецкий язык. Справочные материалы. М.Высшая школа. 2006.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.




3

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. Язык и культура. М. Русский язык. 2001.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.




4

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. Лингвострановедческая теория слова. М.Русский язык. 2002.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.







Дополнительная литература










1

Германия, Факты. Франкфурт на Майне/Германия. 2008.

Кафедра немецкого языка/2

5 экз.




2

Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Учебное пособие по страноведению. М.НВИ – Тезаурус. 2001.

Кафедра немецкого языка/1

5 экз.







Модуль №2









1

По странам изучаемого языка. Немецкий язык. Справочные материалы. М.Высшая школа. 2006.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.




2

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. Язык и культура. М. Русский язык. 2001.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.




3

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. Лингвострановедческая теория слова. М.Русский язык. 2002.

Кафедра немецкого языка/1

10 экз.







Дополнительная литература










1

Германия, Факты. Франкфурт на Майне/Германия. 2008.

Кафедра немецкого языка/1

5 экз.




2

Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Учебное пособие по страноведению. М.НВИ – Тезаурус. 2001.

Кафедра немецкого языка/1

5 экз.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА



Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Лингвострановедение и страноведение

специалист

ДПП




Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: общее языкознание, зарубежная литература, история немецкого языка, лексикология




Последующие: теория перевода







Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)




Форма работы*

Количество баллов 10 %

min

max




тестирование

5

3

Итого

5

10




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1




Форма работы*

Количество баллов 30 %

min

max

Текущая работа

Доклад с презентацией

5

8




Мини-доклады на лекционные темы

3

5




Составление тестовых заданий

4

7





Групповая работа (проект)

3

5




Составление дополнительной библиографии по одной из тем курса

1,5

3





Составление глоссария по темам лекционного курса

3

5





Разработка схем, таблиц с целью систематизации теоретического лекционного материала

3

5


Промежуточный рейтинг-контроль

Тестирование

6

10

Итого

20

30




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2




Форма работы*

Количество баллов 40%

min

max

Текущая работа

Доклад с презентацией

5

8




Мини-доклады на лекционные темы

3

5





Составление тестов

4

7




Групповая работа (проект)

3

5




Составление глоссария

1,5

3




Разработка таблиц, схем

3

5




Индивидуальное домашнее задание

4

7





Письменная работа

2

4

Промежуточный рейтинг-контроль

Тестирование

10

20

Итого

25

40




Итоговый модуль

Содержание

Форма работы*

Количество баллов 20%

min

max




Экзамен

10

20

Итого

10

20




Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей)

min

max

60

100

*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ФИО преподавателя:_____________Нужная Людмила Викторовна____________

Утверждено на заседании кафедры «_4__»_____02__2013__г. Протокол №__6____

Зав. кафедрой_____________Майер И.А.___________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Методические рекомендации для студентов по изучению данной дисциплины состоят из двух частей.
Часть первая: советы по изучению дисциплины -

На лекционных занятиях студенты знакомятся с предметом лингвострановедения и страноведения, его основными понятиями, рассматривают связь с другими лингвистическими дисциплинами, анализируют языковые реалии, систематизируют знания, полученные в процессе изучения практического иностранного языка.

На семинарских занятиях рассматриваются вопросы, связанные с практической направленностью теоретического материала, проводится анализ языкового материала, выполняются тестовые задания.
Часть вторая: рекомендации по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов способствует углублению их филологического образования, расширению общего кругозора, развитию креативного мышления.

На самостоятельную работу выносятся как часть тем, конспектирование дополнительной литературы, так и подготовка сообщений, творческих заданий, мероприятий и заданий, носящих исследовательский характер. Также на самостоятельную работу выносится просмотр студентами видеоматериалов.

Именно СРС способствует развитию любознательного студента, умеющего аналитически мыслить, использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.

Банк контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Карл Великий. Империя Каролингов.

  2. Фридрих Барбаросса и его роль в становлении немецкого государства.

  3. Крестовые походы.

  4. Архитектура, скульптура, живопись готики.

  5. Фридрих Великий.

  6. Эпоха абсолютизма.

  7. Веймарские классики.

  8. Первая мировая война.

  9. Вторая мировая война.

  10. История ГДР.

  11. История ФРГ.

  12. Общая характеристика федеральных земель Германии.

  13. Общая характеристика федеральных земель Австрии.

  14. Культура Щвейцарии.

  15. Достопримечательности Лихтенштейна, Люксембурга.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск