Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская»





Скачать 325.09 Kb.
НазваниеСергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская»
страница1/2
Дата публикации10.03.2015
Размер325.09 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2



c:\users\1\desktop\изображение.jpg

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной учебной программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2009 год.

Учебник: Сергеева Г.П. «Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская». - М.: Просвещение, 2013.

Рассчитана на 2 года обучения.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.  

Требования к уровню подготовки учащихся:

VIII класс

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

IX класс

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.


Раздел III. Календарно-тематическое планирование. 8 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты


Дом.задание

Дата проведения урока

План

Факт

  1. Искусство в жизни современного человека – 2 ч.

1.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.

1

Урок изучения нового материала (урок-беседа)

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Наука и искусство. Многогранная личность Леонардо да Винчи.

Осмысление учебного материала, выделение главного , анализ и синтез. Построение связного рассказа.

Понимать смысл употребляемых термином, уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями различных видов искусства, уметь задавать вопросы. Уметь разбираться в соотношении научного и художественного творчества

Параграф 1.3,4 , и/з







2

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад- Россия – Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей.

1

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний (Традиционный урок)

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, бытом, религиозными традициями на примере изображений наскальной живописи, произведений народного декоративно-прикладного искусства, фольклора, храмового синтеза искусств., классических и современных образов художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Восприятие устной речи, её интонационно-образной выразительности. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения, работа со справочниками и словарями.

Уметь различать виды, стили и жанры искусства. Понимать смысл употребляемых терминов. Знать основные закономерности искусства. Усвоить специфику художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства.

Параграф 1,2







  1. Искусство открывает новые грани мира – 7 ч.

3.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.

1

Урок изучения нового материала. Урок –беседа.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведения различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают своё видение мира.

Наблюдения жизненных явлений, сопоставление их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам русских художников; живопис. полотен, созвучных литературным образам. Составление музыкально-литературных композиций. Сбор художественной информации для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации.

Уметь различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями различных видов искусств.

Пар. 4.5, стр.20-23.







4.

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

1

Комбинированный урок (традиционный урок)

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе

Подбор художественных произведений для компьютерной презентации. Нахождение сходных и различных черт, выразительных средств, воплощающих отношения творца к природе.

Уметь устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Уметь анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Параграфы 6,7, стр.24-27. и/з







5.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

1

Урок закрепления (урок собеседование)

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, графике, кино, культуре. Автопортрет, изображения детей. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель – узнаваемость изображаемого на нём человека.

Сопоставление языка различных направлений портретной живописи. Работа в группах.

Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные задания

Параграф 8, стр.28-33







6.

7.

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве.

2

Уроки закрепления (Традиционные уроки)

Портрет в искусстве России. Портреты наших современников. ХVIII в. в России называют веком портрета. Как начиналась галерея (В жанре портрета писали лучшие рус.художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий. О.Кипренский, К.Брюсов, И.Репин, М.Врубель и др.)

Анализ средств выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей. Доклад по теме. Защита презентаций.

Уметь соотносить основные виды и жанры изобразительных искусств. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Уметь оргументировать своё отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Параграфы 9,10, стр.34-37, параграф 11, стр.38,39, доклады, презентации







8.-

9

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке.

Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.

2

Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (Традиционные уроки)

1.Музыкальный портрет.

2.Портреты наших великих соотечественников: Александр Невский.

3.Портрет композитора в литературе и кино. Образы природы и быта.

4.Создание средствами искусства модели построения мира.

Анализ средств музыкальной выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей. Составление музыкально-литературных композиций.

Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Уметь выполнять учебные задачи.

Пар. 12.13, стр.40-43, худож.-творческие задания.

Пар. 14, стр. 44,45 чтение литературн. произведений, худ.-творческие задания.







  1. Искусство как универсальный способ общения – 7 ч.

10

Искусство как проводник духовной энергии

1

Комбинированный урок (урок-беседа)

Мир в зеркале искусства. Произведения отеч. и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Построение связного рассказа. Анализ особенностей языка произведений различных видов искусства и соотношение их с эпохой.

Уметь и прочитывать информацию, заключенную в памятниках искусства. Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Понимать роль искусства в жизни человека и общества.

Параграф 15, стр.46,47.







11.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

1

Урок изучения нового материала (урок-беседа)

Роль искусства в сближении народов. Музеи международной выставки, конкурсы, фестивали, проекты. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Подбор информации по теме.

Знакомство с творческими достижениями лауреатов различных конкурсов и фестивалей. Участие в различных видах художественно-исполнительской деятельности

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города. Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. Уметь аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций худож.произведений.

Пар. 16,17, стр.48-55, словарная работа, худ.-творч.задания; инд./з.







12.-

13.

Способы художественной коммуникации.

Знаково – символический характер искусства. Разница между знаком и символом.

Роль искусства в понимании смысла информации, посылаемой человеку средой и человеком среде.

1

1

Уроки обобще-ния и систематизации знаний (Традиционные уроки)

Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре и живописи. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами.

Работа со справочниками и словарями. Составление плана параграфа учебника. Устный и письменный рассказ.

Работа со справочниками и словарями. Составление плана параграфа учебника. Устный и письменный рассказы.

Знать/ понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых. Уметь раскрывать свое понимание художественной идеи нравственно-эстетического смысла, образов- символов – дороги, солнца, огня и др.

Парагр. 18,19, стр.56-60, параг.20, стр.60-63, худ.-творч. зада-ния. Отве-ты на вопро-сы




14

Информационная связь между произведениями искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

1

Урок обобщения и систематизации знаний (Традиционный урок

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Работа со справочниками и словарями.

Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Знать шедевры мировой художественной культуры. Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания

Парагр. 21,22. Стр.64-67, и/з (творч. хар-ка). Ответы на вопросы (устно и письменно)







15.

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств

1

Урок обобще-ния и систематизации знаний (урок-беседа)

Способы художественной коммуникации. Знаково- символ. характер искусства. Символы в жизни и искусстве. Центр.симв. – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.

Просмотр фильма. Индивидуальная и групповая работа. Создание компьютерной презентации.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.Раскрывать своё понимание худож. идеи, нравственно-эстетического смысла образов – символов (дороги, солнца, огня и др.)

Параграф 23, стр. 68-71 худ.-творч. задания. Подбор отрывка из литерат. произведе-ния







16.

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

1

Урок контроля (урок-зачет)

Музыкально-поэтическая символика огня. Звучащий цвет и зримый звук А.Н.Скрябин «Симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»).

Работа со словарем.

Групповая презентация. Написание реферата

Знать (понимать ) символику основных религиозных обрядов, изображений святых. Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов –символов огня.

Создание цветовой композиции муз.произведе-ния. Сл./раб. Реферат или презентация, парагр. 24.25 (стр. 72-75).







  1. Красота в искусстве и жизни – 10 ч.

17.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания

1

Комбинированный урок (урок-беседа)

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Подробный пересказ

Уметь различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Понимать общее и особенное в произведениях искусства. Выбирать и использовать различные худож.материалыдля передачи собственного художественного замысла.

Парагр. 26, стр.76-77, ответы на вопросы параграфа.







18.-

19.

Символы красоты

2

Урок обобще-ния и систематизации знаний. Урок-диспут.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона, скульптурные и живописные композиции.

Развернутый ответ на вопрос

Уметь устанавливать образно-ассоциативные связи между памятником архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Параграф 27, стр 78-79. Ответы на вопросы (письменно и устно)







20.

Различение реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

1

Урок обобще-ния и систематизации знаний. Урок-диспут.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты.

Развернутый ответ на вопрос

Уметь задавать вопросы и уметь отвечать на вопросы.

и/зад, задания по выбору.







21.

22.

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Соединение в худож. произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

1

1

Комбинированный урок (урок-беседа)

Есть ли у красоты свои законы. Архитектурное сооружение, живописная картина или произведение графики, скульптура или изделия народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или круп.сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Анализ и оценка произведения различных видов искусства. Создание композиции на заданную тему. Работа со словарем.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значение символов культуры. Уметь устанавливать асоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Пар.30, стр.82-85, план.ю выучить термины.

Худож.-творч. задания







23.-24.

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи.

2

Уроки повторения (дискус-сия)

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Развернутый ответ на вопрос. Оценка своих работ.

Уметь выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Параграфы 32.33 стр.86-89. Ответы на вопросы уч-ся. Охарактеризовать идеал прекр. человека в разные эпохи. Худ.-тв. задания







25.

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-диспут

Как соотносится красота и польза.

Составление плана параграфа. Устное выступление.

Уметь различать истинные и ложные ценности. Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Парагр.34, стр.90-93, пересказ, ответы на вопросы







26

Поэтизация обыденности, красота и польза

1

Комбинированный урок (урок-беседа)

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств худож.произведения. Работа со справочниками и словарями.

Уметь раскрывать образно-смысловой строй произведения, обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, её интонации, образной выразительности

Параграф 35, стр. 94-95. Создать эскизы плаката или рекламные листовки на социально-значимые темы.







  1. Прекрасное пробуждает доброе – 8 ч.

27.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер).

1

Урок обобщения и систематизации

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Поэтизация образа матери.

Развернутый ответ на вопрос

Уметь размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Парагр.36. стр 96,97, вопросы и зад. учебника. Худ.-творческие задания: эскиз плаката или рекламной листовки, программа концерта







28.

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства

1

Урок изучения нового материала (урок-экскурсия)

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина)

Самостоятельная работа. Защита презентаций. Работа в группах

Знать наиболее крупные художественные музеи России и мира. Уметь выполнять учебные и творческие задачи.

Задания по выбору







29.

Искусство как модель для подражания

1

Комбинированный урок (традиционный)

Красоты природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструм.музыке.

Устный и письменный рассказ

Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания

Задания по выбору







30. -31.

Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

2

Уроки обобще-ния и систематизации знаний (урок-лекция)

Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы

Конспектирование лекции. Индивидуальная работа. Работа в группах. Работа со справочниками, словарями. Построение связного рассказа

Уметь ориентироваться в основных явлениях русского мирового искусства. узнавать изученные произведения.

Задания по выбору.







32.

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.

1

Урок обобщения и систематизации знаний (урок-беседа)

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Народные сказки, мифы, легенды. Сказка в театре и кино.

Доклад по теме. Устное выступление

Уметь выполнять учебные задания

Задания по выбору.







33.-34

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

2

Уроки контроля (защита проекта)

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Групповая работа. Исследовательский, художественно-практический вид деятельности. Ролевые игры.

Уметь определять свою роль в проекте. Анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах.











  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconСергеева Г. П. Кашекова И. Э. Критская Е. Д. Искусство. 8-9 классы
РФ, Федеральным компонентом государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по программе...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская и учебника «Искусство. 8-9 классы» (авторы...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconСергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Уроки искусства: 8-9...
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Лицей» на 2013-2014 учебный год и на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы». Авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова,...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconГ. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы...
Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство....
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconТип урока
Учебник: «Искусство. 8-9 классы». Г. П. Сергеева, И. Е. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., Просвещение, 2011
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconКашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных...
Цель курса «Музыка» в 8-9 классах развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Авторской программы (Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы» Москва Просвещение 2007 г.)
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» icon2013 – 2014 учебный год пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е. Д. Критская и Г. П. Сергеева Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение,...
Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка. 1-4 классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск