Изучение комплексного учебного курса





Скачать 482.14 Kb.
НазваниеИзучение комплексного учебного курса
страница1/5
Дата публикации17.03.2015
Размер482.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
Угольнов Валерий Александрович

доцент кафедры культурологии,

начальник отдела развития образования

ОГБОУ ДПО Ульяновский институт

повышения квалификации и переподготовки

работников образования

г. Ульяновск

Изучение комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в основной школе:

программный подход.
Завершается эксперимент по апробации нового курса «Основы религиозных культур и светской жизни». С 1 сентября 2012 г. новый курс вошел в образовательную программу школ России.

Наша область не входила в эксперимент. Но вместе с тем мы уже имели хороший опыт преподавания предметов духовно-нравственной направленности в нашем регионе. Это: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур».

В городе Ульяновске уже с 2007 года было создано городское методическое объединение учителей, преподающие предметы духовно-нравственного направления. На базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования с 2007 по 2009 годы прошли курсовую подготовку 164 преподавателя по программе «Основы духовно-нравственного воспитания». Были установлены тесные связи с Симбирско-Мелекесской епархией Русской Православной церкви и руководством мусульманских духовных общин региона по совместной работе в обучении школьников.

Объективно оценивания все возможности и условия, Министерство образования области по поручению Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова приняло решение о внесении курса «Основы религиозных культур и светской жизни» во все школы области в рамках национального эксперимента.

Поскольку мы были не связаны условиями эксперимента, мы вводили новый курс с 1 сентября 2010 г. во все пятые классы и установили периодичность занятий – 1 час. 1 неделю в течении всего учебного года. Пятые классы наши были выбраны не случайно. Организационные и психолого-педагогические условия обучения в начальной школе и в основной значительно отличаются. Ученику пятого класса уже легче воспринимать новых учителей по различным предметам, чем четверокласснику. Да и родители высказывали свои пожелания о введении нового курса именно с пятого класса.

Все остальные условия эксперимента были соблюдены. В январе-феврале на базе Ульяновского ИПКПРО прошли курсы для учителей нового предмета по религиозным модулям. Всего повысили квалификацию 216 педагогов. Были проведены отдельные курсы по модулю «Основы светской этики». Курсы прошли 135 учителей.

Во всех школах прошли родительские собрания, и родители вмести с детьми, выбрали один из модулей нового курса. Неотродимо отметить, что родители поддержали идею введения нового предмета. Не было ни индивидуальных, ни коллективных протестов против его введения.

В 2011-2012 учебном году вновь все пятые классы изучали новый курс. Мы готовились к продолжению изучения курса в 5-х классах и в 2012-2013 учебном году. Но введение курса в образовательную программу четвертого класса заставило нас скорректировать наши планы. По решению Министерства образования области новый учебный комплексный курс ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года был введен и в 4-х и в 5-х классах по единой программе. Это сделано для того, чтобы пятые классы не остались вне новой образовательной области «Духовно-православное воспитание».

Уже после первого года обучения в пятых классах по новому курсу родители, учащихся и учителя заявили о желании продолжать изучение нового курса. Изучение нового курса только один год обучения малоэффективно. Точнее сквозной курс, хотя бы в основной школе, может оставить определенные положительные результаты в воспитании, что является главной целью введения нового предмета. Чтобы наши учителя не искали самостоятельно решения этой проблемы, было принято решение о разработке примерных образовательных программ по всем модулям комплексного курса для продолжения его изучения в основной школе. Мы готовили эти программы для 6-х, 7-х, 8-х классов, так же изучение курса мы начинали с пятых классов. В настоящее время они будут предназначены соответственно для 5-х, 6-х, 7-х классов. Предлагаем эти программы по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур». Все эти программы прошли практическую проверку в школах нашей области и подтвердили свою актуальность и практическую значимость.

1. Модуль «Основы православной культуры».

Согласно «Стандарта начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 по итогам изучения курса в 4-м классе (а в нашей области и в 5-х классах) ученик должен знать /понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

К сожалению, после изучения модуля «Основы православной культуры» в 4-м (или 5-м) классе учащиеся знать, и тем более понимать основные содержательные составляющие священной книги всех христиан, вряд ли смогут.

В программе только один урок о Библии, и в ряде уроков (не более 4-х) имеются ссылки на её содержательные составляющие. Библия не только священная каноническая книга всех христиан (более 1,5 млд. чел. на Земле), но и величайший памятник мировой культуры человечества. Тексты Библии лежат в основе развития мировой художественной литературы, мировой классической музыки и живописи. Библия также является самым полным и уникальным учебником общечеловеческой нравственности и этики.

Считаем, что в 5-6-х классах модуль «Основы православной культуры» необходимо полностью посвятить изучению Библии и её нравственно- этического кодекса, причём полное изучение Библии не является главной целью программы. Речь идёт об отдельных текстах Библии, где наиболее ярко раскрываются вопросы общечеловеческой нравственности и морали.
Примерная программа курса

«Библия и её нравственно-этические нормы»

(5-6 классы)

Пояснительная записка

Программа разработана в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для проведения занятий (уроков, факультативных занятий, занятий в кружке) по модулю «Основы православной культуры для учащихся 6-х классов (для 5-х, если модуль изучается в 4-м классе) общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования - 34 часа (1 час в неделю).

Основная цель программы: формирование духовно-нравственных личностных качеств, творческого развития индивидуальных способностей учащихся.

Основными педагогическими задачами программы являются:

1. Ознакомить детей с текстами Библии, соотносящимися с важнейшими категориями православной этики.

2. Инициировать и постоянно развивать способности детей к творческому мышлению, к философскому осмыслению жизни.

3. Развивать у детей способность анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами, соединять слово и дело.

4. Развивать в сознании детей чувство сопричастности к истории Отечества, чувство гордости и ответственности за традиции культуры своего народа.

5. Отходить от упрощенного, «чёрно-белого» видения мира, рассматривать людей, их поступки с разных смысловых позиций.

6. Развивать у детей восприятие жизни и человека как наивысшие ценности, самоценности собственной личности.

Программа расширяет и углубляет знания учащихся по основам православной культуры, полученные в 5-х (4-х) классах. В методике преподавания очень важно строить работу в форме диалога. Главным в диалоге является система вопросов, поэтому в программе часть тем, поставленных в форме вопроса. В ходе диалога учитель должен не стремиться навязывать свою точку зрения, а оставаться равноправным участником диалога.

Это одно из правил системно-деятельностного подхода в преподавании, который необходимо применять на уроках. Программа позволяет также широко использовать методы художественной рефлексии, методы самодиагностики.

В результате изучения программы ученик должен знать /понимать: основные понятия православной этики; значение Библии в развитии культуры человечества; описание основных содержательных составляющих Библии.

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во

I. Библия – священное Писание христиан

6

1.

Библия – книга книг.

1

2.

История создания Библии

1

3.

Библия и мировая культура

1

4.

Библейские сюжеты в искусстве

1

5.

Построение Библии

1

6.

Как читать Библию?

1

II. Нравственно-этические нормы в книгах Ветхого Завета

10

1

Сотворение мира и первые люди на Земле. Добро и зло. Грехопадение и наказание.

2

2

Зависть и эгоизм. История Каина и Авеля.

1

3

Зло рождает и умножает зло. Ной и история Великого потопа.

1

4

Что разделяет людей? Тщеславие и гордыня. История Вавилонской башни.

1

5

Истина и долгий путь к ней. История Моисея.

1

6

Десять нравственных заповедей.

3

7

Героизм и самопожертвование. Страдание и справедливость. История Да­вида и Соломона.

1

III. Нравственно-этические нормы в книгах Нового Завета.

16

1

Рождество и новая эра в истории человечества. Рождество в христианской религии. Рождество – государственный праздник в России.

2

2

Чувство вины и очищение. Таинство крещения в христианстве.

1

3

Добро и зло в искушении. Три искушения Иисуса и их высокий нравст­венный смысл. Искушения в нашей жизни.

2

4

Нагорная проповедь и её общечеловеческие нравственные нормы.

3

5

Любовь и прощение. Любовь в нашей жизни.

1

6

Доброта и истинная щедрость.

1

7

Совесть и страх.

1

8

Месть и прощение.

1

9

Обманчивость внешнего. Лицемерие как образ жизни.

1

10

Верность и предательство.

1

11

Смерть и бессмертие человека. Что оставляет миру человек после своей смерти?

1

12

Вера в загробный мир.

1

IV. Заключение. Общечеловеческие нравственные нормы

2




Обсуждение проектов учащихся. Самодиагностика




Содержание программы

Раздел I. Библия – священное Писание христиан.

Тема 1. Библия – книга книг. Что означает слово «Библия». Библия необычная книга. Классики русской культуры о Библии.

Тема 2. История создания Библии. Библия и её авторы. Историческое и географическое подтверждение текстов Библии.

Тема 3. Библия и мировая культура. Европейские календари. Европейская литература, живопись и искусство. Понятие «западная культура» как противопоставленных «восточных культур».

Тема 4. Библейские сюжеты в искусстве. Русская литература, живопись, музыка и Библия.

Тема 5. Построение Библии Ветхий Завет и Новый Завет – две части Библии. Деление Библии на книги, главы и отдельные стихи.

Тема 6. Как читать Библию? Библейские рассказы и притчи. Книги по толкованию Библии. Сюжетные линии в Библии.

Раздел II. Нравственно-этические нормы в книгах Ветхого Завета

Тема 1. Сотворение мира и первые люди на Земле. Добро и зло. Грехопадение и наказание.

Величественная картина сотворения мира в Библии. Красота и поэтич­ность картины сотворения. Магия цифр в сотворении и делении нашего вре­мени на недели. Сотворение первых людей и их предназначение на Земле. Рай на Земле. Добро и зло и их борьба в мире. Понятие «запретный плод». Понятия «грех» и «грехопадение». Потерянный рай.

Тема 2. Зависть и эгоизм. История Каина и Авеля.

Первые люди на Земле и их занятия. Почему возникают зависть и эго­изм? Первое убийство на Земле. Понятие «вопиющий грех». Все войны на Земле – братоубийство. Можно ли побороть зависть и эгоизм?

Тема 3. Зло рождает и умножает зло. Ной и история Великого по­топа.

Почему зло более привлекательно для людей? Зло, как море, может погубить жизнь. Ной и его семья. Построй корабль из добрых дел. Голубь мира. Радуга – радость прощения. Самодиагностика (по шкалам «доброта-злоба»).

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение комплексного учебного курса iconПояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир»
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром...
Изучение комплексного учебного курса iconНормативно-правовая база ведения учебного курса
Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики,...
Изучение комплексного учебного курса iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по...
...
Изучение комплексного учебного курса iconО введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах

Изучение комплексного учебного курса iconЦель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса орксэ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании...
Изучение комплексного учебного курса iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...

Изучение комплексного учебного курса iconСпецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:...
Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии...
Изучение комплексного учебного курса iconИркутский государственный университет
...
Изучение комплексного учебного курса iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей
Изучение комплексного учебного курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основы религиозных культур и светской этики» и с целью оказания методической поддержки составлены методические рекомендации по организации...
Изучение комплексного учебного курса icon«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В
«Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся по данной программе как структурный элемент программы педагога»
Изучение комплексного учебного курса iconОтчёт за Ι четверть о результатах апробации комплексного учебного...
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Изучение комплексного учебного курса iconПояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение религиоведческого образования
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13...
Изучение комплексного учебного курса iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Изучение комплексного учебного курса iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Изучение комплексного учебного курса iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск