Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 451.58 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации23.03.2015
Размер451.58 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет –

Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал

Кафедра гуманитарных наук




Программа дисциплины


«Культурология»
Для направлений: 080100.62 – Экономика

080500.62 –Менеджмент,

030200.62 –Политология

040200.62 –Социология;

и специальностей: 030501.65 –Юриспруденция

080504.65 – Государственное и муниципальное управление,
Курс 1 - 2
Автор: кандидат культурологии, доцент Ю.В. Иванова



Согласовано УМО

___________________________
« » 200 г.





Одобрено на заседании кафедры.
Зав. кафедрой
« » 200 г.








Утверждено Советом Факультета

_________________________________
Председатель

_________________________________
« » 200 г.



Санкт-Петербург

2009


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена ст. преподавателем кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ-ВШЭ, кандидатом культурологии Ивановой Ю.В. В подготовке курса использовались методические разработки кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ.

Автор программы не ставила перед собой задачи охватить всю панораму мирового культурного исторического процесса, но стремилась выделить важнейшие темы, изучение которых необходимо в рамках Государственного образовательного стандарта по культурологии и будет способствовать развитию гуманитарной культуры студентов в сопряжении с их профессиональным образованием.
Место курса в профессиональной подготовке студента:

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин. Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин: например, этикет, история культуры Петербурга, стили искусства, национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры.

Продолжительность курса и формы итоговой отчетности могут варьироваться в зависимости от факультета. Стандартная программа рассчитана на два модуля.

Для курса, рассчитанного на 14 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 3, 4, 9, 10; темы № 1 и 2, 5 и 6, 7 и 8 объединяются в рамках одной лекции длительностью 2 академических часа.

Для курса, рассчитанного на 20 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 1-10 , на каждую из этих тем отводится по 2 академических часа во время лекционных занятий.
Программа рассчитана на студентов первого, второго и третьего курса. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы требованиям, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, философия.
Цели и задачи курса:

  • сформировать необходимые знания о культурологии, предмете, задачах и проблемах этой науки, ее теоретической и практической значимости;

  • выявить основные концептуальные моменты теории культуры, рассмотреть наиболее влиятельные современные культурологические концепции;

  • рассмотреть закономерности и особенности культурного развития в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира, выработать понимание своеобразия культур других народов;

  • способствовать ориентированию будущих специалистов на самостоятельное осмысление проблем культуры.


Требования к уровню освоения дисциплины "Культурология".

Предполагается, что в результате работы в рамках курса «Культурология» учащийся:

  • приобретет базовые знания в области теории культуры, овладеет базовыми понятиями культурологии; ознакомится с основными направлениями методологии современного культурологического анализа;

  • сформирует понимание актуальных проблем развития современной культуры;

  • сформирует представление о культуре как о социально-историческом феномене;

  • сформирует представление о закономерностях развития мировых культур, а также о типологии классификации культур;

  • приобретет основные знания об истории важнейших культур человечества;

  • выработает умение выделения особенностей данной культуры, доминирующих в ней ценностей;

  • сформирует понимание специфики межкультурной коммуникации, умение самостоятельной профессиональной деятельности в динамично изменяющемся мультикультурном социуме.



На экономическом факультете культурология читается студентам 1 курса и предполагает 42 аудиторных часа, из них 21 час лекций, 21 час семинарских занятий. На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения, выполнение домашнего задания и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).
На факультете менеджмента курс читается для студентов 1 курса и предполагает 28 аудиторных часов, из них 14 часов лекций, 14 часов семинарских занятий (7 лекций и 7 семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. В программе преподавания курса предусмотрена письменная контрольная работа в виде теста (по материалам лекционного и семинарского курсов). Самостоятельная работа в рамках чтения курса культурологии предполагает (кроме написания домашнего задания) также изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % - домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная. Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).
На факультете социологии курс «Культурология» читается студентам 1 курса. Изучение культурологии рассчитано на 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсии по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить две самостоятельные письменные работы – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства и рецензию на домашнюю письменную работу одного из своих коллег-студентов. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашних письменных работ и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 20 % - домашнее задание, 20 % - письменная рецензия, 30 % - работа на семинарах, 20 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%).
На юридическом факультете курс «Культурология» читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров по 2 академических часа каждый). На лекциях преподаватель дает теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, доклады студентов по различным темам и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Итоговый экзамен по итогам курса «Культурология» не предусмотрен в связи с тем, что оценка за курс является накопительной. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %).
На отделении прикладной политологии курс культурологии читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и устные рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсий по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу - домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы, освоение тем для самостоятельного изучения, подготовку к устной рецензии на домашнее задание коллег-политологов и к контрольной письменной работе. По окончанию курса «Культурология» не предусмотрен итоговый контроль, так как оценка является накопительной. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %)

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Схема лекций.

Лекция 1. Предмет и структура культурологии.

Культурология как сфера научного знания, изучающая культуру во всех ее проявлениях и формах существования. Многообразие дисциплин, предметом изучения которых является культура (археология, этнография, искусствознание, религиоведение, социология и т.д.) Отличие социологического и культурфилософского понимания культуры. Предмет философии культуры - культура в ее целостном бытии, функционировании и развитии. Теории происхождения и развития культуры. Культура как система опосредованных отношений человека к миру.
Вопросы и задания для проверки:

  1. В чем специфика культурологического знания в сравнении с другими науками гуманитарного цикла?

  2. Раскройте особенности социологического и культурфилософского понимания культуры.

  3. Перечислите основные теории происхождения и развития культуры.

  4. Дайте краткую характеристику каждой из теорий происхождения и развития культуры.

  5. Какой смысл вы вкладываете в понимание культуры как «второй природы» человека?


Лекция 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация.

Представления о культуре в эпоху античности, средневековья, Возрождения. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Ф. Бэкон: "Знание - сила". Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств. Философское осознание культурно-исторического процесса. Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций". Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации у О. Шпенглера и Л. Г. Моргана).
Вопросы и задания для проверки:

  1. Как различаются представления о культуре в эпоху античности, средневековья, Возрождения?

  2. В чем заключаются особенности европейской культуры Нового времени?

  3. Какое значение для понимания новоевропейской культуры имеет фраза Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила»?

  4. Как взаимосвязаны рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств?

  5. Каковы основные идеи в работе Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций»?

  6. Какова специфика терминов «культура» и «цивилизация» и как это связано с этимологией этих терминов, происходящих от латинских cultura и civilis?

  7. Опишите французскую и немецкую традиции понимания этих терминов.

  8. Дайте определение цивилизации на основании концепции О. Шпенглера.

  9. Каково определение цивилизации у Л. Г. Моргана?


Лекция 3. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".

Многообразие культур. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского: западничество и славянофильство как контекст формирования этой теории, культура как организм, анализ различных культурно-исторических типов. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада. Культура и цивилизация. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби.
Вопросы и задания для проверки:

  1. В чем заключаются различия этнической и национальной культуры?

  2. Раскройте суть этнических автостереотипов и гетеростереотипов.

  3. Вспомните примеры авто- и гетеростереотипов

  4. Перечислите основные идеи книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»

  5. В чем заключается отличие подхода О. Шпенглера к анализу различных культур от позиции Н.Я. Данилевского? Какова степень преемственности этих теорий?

  6. Опишите жизненный цикл культур, как он представлен в «Закате Европы» О. Шпенглера.

  7. Раскройте суть концепции «локальных цивилизаций» на основе работы А. Дж. Тойнби «Постижение истории»


Лекция 4. Искусство и художественная культура.

Искусство как форма культуры. Многообразие подходов к определению сущности искусства. Теории происхождения искусства: классическая (миметическая) у Аристотеля, игровая у Ф. Шиллера и Й. Хейзинги, магическая у Рейнака, трудовая у Бюхнера, биологическая у Ч. Дарвина, психоаналитическая у З. Фрейда. Обособление культурных универсалий в целостный идеальный мир образов. Художественное произведение как медиатор личностного общения и диалога культур. Динамика культурного статуса искусства. Стиль как художественная парадигма. Массовая и элитарная культура.
Вопросы и задания для проверки:

  1. В чем заключается специфика искусства как формы культуры?

  2. Перечислите основные теории происхождения искусства и раскройте смысл одной из этих теорий по вашему выбору.

  3. Опишите процесс обособления культурных универсалий в целостный идеальный мир образов и динамику статуса искусства в культуре.

  4. Как художественное произведение выступает медиатором личностного общения и диалога культур?

  5. Раскройте смысл понятия стиля как художественной парадигмы. Какие художественные стили вы знаете?

  6. Каковы различия массовой и элитарной культуры?


Лекция 5. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет.

Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов. Этапы развития человека от homo habilis до homo sapiens sapientis. Происхождение древнейших цивилизаций. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей. Индо-буддийская культура: ведическая традиция, концепция Атмана и Брахмана, майя и освобождение от страданий, йога, возникновение и распространение буддизма. Конфуцианская и даосская традиции Китая.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Перечислите биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов.

  2. Каковы основные этапы развития человека от homo habilis до homo sapiens sapientis?

  3. Когда, где и как происходило становление древнейших цивилизаций?

  4. В чем специфика и основные достижения шумеро-вавилоно-ассирийскаой культуры?

  5. Охарактеризуйте Древний Египет как одну из древнейших цивилизаций и как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей.

  6. Опишите индийскую культуру как специфический тип культуры и как контекст возникновения и распространения буддизма.

  7. В чем заключаются сходства и различия конфуцианской и даосской традиций в Китае?


Лекция 6. Античная культура.

Греция времен архаики: религия и культура, пантеон, Гомер и Гесиод, города-государства, зарождение философии, пластические искусства. Классическая Греция V-IV вв. до н.э.: политические события, развитие науки и техники, философия, театр, архитектура, скульптура. Эллинистическая культура: экономика и политика, религия и философия, точные и естественные науки, архитектура и скульптура, рождение филологии. Этрусская предыстория Древнего Рима. Рим в эпоху царей. Римская республика: религия, историография, литература и филология, философия, поэзия, театр, градостроительство и скульптура. Императорский Рим: правители, войны, науки и искусства, юриспруденция. Закат Рима: победа христианства, нашествия варваров. Значение Древнего Рима для позднейших культур.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Охарактеризуйте религию и культуру Древней Греции времен архаики.

  2. Опишите культуру классической Греции V-IV вв. до н.э.: политические события, развитие науки и техники, философия, театр, архитектура, скульптура.

  3. Как развивалась эллинистическая культура в следующих областях: экономика, политика, религия, философия, точные и естественные науки, архитектура, скульптура, филология?

  4. Опишите историческую и легендарную предысторию Древнего Рима.

  5. Какова была культура Древнего Рима в эпоху царей?

  6. Охарактеризуйте Римскую республику (религия, историография, литература и филология, философия, поэзия, театр, градостроительство и скульптура).

  7. Какова была культура императорского Рима? Расскажите о правителях, основных войнах, науках и искусствах, юриспруденции в эту эпоху.

  8. Закат Рима: победа христианства, нашествия варваров.

  9. Опишите разделение на Западную и Восточную римскую империи и специфику каждой из культур.

  10. Каково значение Древнего Рима для позднейших культур?


Лекция 7. Культура европейского средневековья и Возрождения.

Эпоха "темных веков" в истории европейской цивилизации. Географические и хронологические границы. Смена культурных парадигм при переходе от античности к средневековью. Религиозные основы средневекового миропонимания. Основные догматы христианства. Слои средневекового общества: феодалы, духовенство, горожане и крестьяне. Официальная и народная культура. Средневековые искусство и наука. Реформация и контрреформация. Возрождение как последний этап средневековья. Периодизация Ренессанса. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человека в эпоху Возрождения. Возвращение интереса к миру природы. Северное и южное Возрождение. Ренессансное искусство.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Почему европейское средневековье часто называют эпохой «темных веков»?

  2. Каковы географические и хронологические границы средневековой Европы?

  3. Как изменилась культура при переходе от античности к средневековью?

  4. Каковы религиозные основы средневекового миропонимания? Раскройте суть основных догматов христианства.

  5. Охарактеризуйте слои средневекового общества: феодалов, духовенство, горожан и крестьян и особенности их культуры. Чем отличались официальная и народная культура?

  6. В чем специфика средневековых искусства и науки?

  7. Охарактеризуйте Реформацию и контрреформацию.

  8. Можно ли назвать Возрождение последним этапом средневековья? Каковы аргументы за и против? Дайте периодизацию Ренессанса.

  9. Опишите основные доминанты ренессансной культуры: антропоцентризм, гуманизм, проблему человека, возвращение интереса к миру природы.

  10. Охарактеризуйте главные черты и основных представителей ренессансного искусства. В чем специфика северного и южного Возрождения?


Лекция 8. Культура Нового времени в Европе.

Основные культурные парадигмы Нового времени: рационализм и эмпиризм, появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Классицистическое искусство. Проект Просвещения. Романтизм как историко-культурная эпоха и как направление в искусстве. Позитивизм в философии и реализм в искусстве. Изменения на рубеже XIX-XX вв. Модерн как поиск новых выразительных возможностей. Многообразие художественных направлений в первой половине ХХ в.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Как различаются основные культурные парадигмы Нового времени (рационализм и эмпиризм)?

  2. В чем заключаются особенности европейской культуры Нового времени?

  3. Опишите такие новоевропейские культурные тенденции, как появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума.

  4. Как классицистическое искусство связано с «проектом Просвещения»?

  5. Опишите романтизм как историко-культурную эпоху и как направление в искусстве.

  6. Охарактеризуйте позитивизм в философии и реализм в искусстве как взаимосвязанные явления.

  7. Опишите изменения в европейской культуре на рубеже XIX-XX вв.

  8. Дайте характеристику модерну как художественному стилю и как культурной парадигме рубежа веков.


Лекция 9. Русская культура XVIII-XX вв.

Основные доминанты русской культуры. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в. "Золотой век" русской культуры. Дихотомия русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура. "Серебряный век": культурный релятивизм. Советская культура: соцреализм и андеграунд. Культура русского зарубежья. Постсоветская культура. Субкультуры в современной русской культуре.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Перечислите основные доминанты русской культуры.

  2. В чем заключаются особенности классической русской культуры XIX в.? Каковы ее предыстоки?

  3. Какие имена, события и произведения художественной культуры составили «золотой век» русской культуры?

  4. Опишите дихотомию русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура.

  5. Как культурный релятивизм проявился в «серебряный век» русской культуры?

  6. Охарактеризуйте советская культура через противопоставление соцреализма и андеграунда.

  7. Кого из деятелей культура русского зарубежья вы знаете?

  8. Постсоветская культура: что для нее характерно?

  9. Опишите известные вам субкультуры в современной русской культуре.


Лекция 10. Современная европейско-американская культура.

Политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве. Амбивалентные направления развития современной культуры. Унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур. Сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее. Репрессивность культурных механизмов. Роль критика как посредника между творцами и потребителями современного искусства.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Опишите основные, на ваш взгляд, художественные направления в первой половине ХХ в.

  2. Каковы политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в.?

  3. Охарактеризуйте постмодернизм (его сущность, истоки, перспективы и основных представителей постмодернизма в искусстве).

  4. Какие амбивалентные направления развития современной культуры вы можете назвать?

  5. Какие современные культурные тенденции можно проследить на примере музейной деятельности?


Лекция 11. Теоретические проблемы философии культуры. Марксизм, "философия жизни" и экзистенциализм.

Многообразие теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Культура как деятельность в трудах К. Маркса. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения". Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода. Ж.-П. Сартр о ситуации тотального выбора. К. Ясперс: "осевое время". М. Хайдеггер: язык как "дом бытия", роль техники и онтологический статус искусства
Вопросы и задания для проверки:

  1. Какие теоретические подходы, появившиеся в XIX-ХХ в., вы знаете?

  2. В чем заключаются особенности марксистского понимания культуры?

  3. Каковы идеи Ф. Ницше относительно основ западной культуры?

  4. Перечислите известные вам понятия, используемые экзистенциализмом при анализе явлений культуры.

  5. Раскройте суть концепции «осевого времени» у К. Ясперса

  6. Какие проблемы культуры поднимаются в сочинениях М. Хайдеггера?


Лекция 12. Психоаналитические концепции культуры.

Роль открытия бессознательных механизмов психики как важных структурообразующих элементов культуры. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга. Э. Фромм: человек в культуре. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Раскройте суть открытия бессознательных механизмов психики для анализа культуры.

  2. В чем заключается понимание культуры в концепции З. Фрейда?

  3. Опишите суть и роль коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.

  4. В чем заключается роль человека в культуре у Э. Фромма?

  5. Каковы характерные особенности гендерной психоаналитической культурологии у К. Хорни?


Лекция 13. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

Этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию. Культура как суперсистема. Подсистемы культуры. Культурные типы: идеационная, сенситивная и идеалистическая культуры. Интеграционная функция культуры.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Опишите этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию.

  2. В чем заключаются особенности понимания культуры как суперсистемы?

  3. Дайте характеристику культурным типам (идеационной, сенситивной и идеалистической культуре).

  4. В чем заключается интеграционная функция культуры?


Лекция 14. Теории культуры и искусства во «Франкфуртской школе».

В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства. Эстетическая теория Т.В. Адорно. Апории Просвещения и аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.
Вопросы и задания для проверки:

  1. Кто входит во «Франкфуртсткую школу» и каковы основные положения теории «франкфуртцев»?

  2. В чем заключаются особенности теории В. Беньямина относительно произведений искусства?

  3. Охарактеризуйте эстетическую теорию Т.В. Адорно.

  4. На чем основана аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно?


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск