Скачать 451.58 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Кафедра гуманитарных наукПрограмма дисциплины«Культурология» Для направлений: 080100.62 – Экономика 080500.62 –Менеджмент, 030200.62 –Политология 040200.62 –Социология; и специальностей: 030501.65 –Юриспруденция 080504.65 – Государственное и муниципальное управление, Курс 1 - 2 Автор: кандидат культурологии, доцент Ю.В. Иванова
Санкт-Петербург 2009 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса составлена ст. преподавателем кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ-ВШЭ, кандидатом культурологии Ивановой Ю.В. В подготовке курса использовались методические разработки кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ. Автор программы не ставила перед собой задачи охватить всю панораму мирового культурного исторического процесса, но стремилась выделить важнейшие темы, изучение которых необходимо в рамках Государственного образовательного стандарта по культурологии и будет способствовать развитию гуманитарной культуры студентов в сопряжении с их профессиональным образованием. Место курса в профессиональной подготовке студента: Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин. Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин: например, этикет, история культуры Петербурга, стили искусства, национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры. Продолжительность курса и формы итоговой отчетности могут варьироваться в зависимости от факультета. Стандартная программа рассчитана на два модуля. Для курса, рассчитанного на 14 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 3, 4, 9, 10; темы № 1 и 2, 5 и 6, 7 и 8 объединяются в рамках одной лекции длительностью 2 академических часа. Для курса, рассчитанного на 20 часов лекционных занятий, в программе остаются темы № 1-10 , на каждую из этих тем отводится по 2 академических часа во время лекционных занятий. Программа рассчитана на студентов первого, второго и третьего курса. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы требованиям, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, философия. Цели и задачи курса:
Требования к уровню освоения дисциплины "Культурология". Предполагается, что в результате работы в рамках курса «Культурология» учащийся:
На экономическом факультете культурология читается студентам 1 курса и предполагает 42 аудиторных часа, из них 21 час лекций, 21 час семинарских занятий. На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения, выполнение домашнего задания и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%). На факультете менеджмента курс читается для студентов 1 курса и предполагает 28 аудиторных часов, из них 14 часов лекций, 14 часов семинарских занятий (7 лекций и 7 семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. В программе преподавания курса предусмотрена письменная контрольная работа в виде теста (по материалам лекционного и семинарского курсов). Самостоятельная работа в рамках чтения курса культурологии предполагает (кроме написания домашнего задания) также изучение рекомендованной литературы, освоение тем для самостоятельного изучения и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % - домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная. Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%). На факультете социологии курс «Культурология» читается студентам 1 курса. Изучение культурологии рассчитано на 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсии по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить две самостоятельные письменные работы – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства и рецензию на домашнюю письменную работу одного из своих коллег-студентов. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашних письменных работ и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 20 % - домашнее задание, 20 % - письменная рецензия, 30 % - работа на семинарах, 20 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40%). На юридическом факультете курс «Культурология» читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров по 2 академических часа каждый). На лекциях преподаватель дает теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, доклады студентов по различным темам и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. Во время изучения дисциплины «Культурология» студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу – домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Итоговый экзамен по итогам курса «Культурология» не предусмотрен в связи с тем, что оценка за курс является накопительной. Самостоятельная работа по курсу предполагает освоение тем для самостоятельного изучения, изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы и подготовку к контрольной письменной работе. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %). На отделении прикладной политологии курс культурологии читается студентам 1 курса и предполагает 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий (по 9 лекций и семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях дается теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами, проведение дискуссий и устные рецензии студентов на домашние письменные работы своих коллег. Возможно проведение одного или двух семинарских занятий в виде экскурсий по залам музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить одну самостоятельную письменную работу - домашнее задание в виде описания одного из произведений мирового искусства. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, написание домашней письменной работы, освоение тем для самостоятельного изучения, подготовку к устной рецензии на домашнее задание коллег-политологов и к контрольной письменной работе. По окончанию курса «Культурология» не предусмотрен итоговый контроль, так как оценка является накопительной. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение лекций, 10 % - посещение семинаров, 20 % домашнее задание, 30 % - работа на семинарах, 30 % - тестовая контрольная (по материалам лекционного и семинарского курсов). Оценка за курс является накопительной. В противном случае контрольный итоговый тест позволяет набрать итоговую оценку не выше 4 баллов по десятибалльной системе (40 %) 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Схема лекций. Лекция 1. Предмет и структура культурологии. Культурология как сфера научного знания, изучающая культуру во всех ее проявлениях и формах существования. Многообразие дисциплин, предметом изучения которых является культура (археология, этнография, искусствознание, религиоведение, социология и т.д.) Отличие социологического и культурфилософского понимания культуры. Предмет философии культуры - культура в ее целостном бытии, функционировании и развитии. Теории происхождения и развития культуры. Культура как система опосредованных отношений человека к миру. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация. Представления о культуре в эпоху античности, средневековья, Возрождения. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Ф. Бэкон: "Знание - сила". Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств. Философское осознание культурно-исторического процесса. Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций". Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации у О. Шпенглера и Л. Г. Моргана). Вопросы и задания для проверки:
Лекция 3. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций". Многообразие культур. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского: западничество и славянофильство как контекст формирования этой теории, культура как организм, анализ различных культурно-исторических типов. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада. Культура и цивилизация. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 4. Искусство и художественная культура. Искусство как форма культуры. Многообразие подходов к определению сущности искусства. Теории происхождения искусства: классическая (миметическая) у Аристотеля, игровая у Ф. Шиллера и Й. Хейзинги, магическая у Рейнака, трудовая у Бюхнера, биологическая у Ч. Дарвина, психоаналитическая у З. Фрейда. Обособление культурных универсалий в целостный идеальный мир образов. Художественное произведение как медиатор личностного общения и диалога культур. Динамика культурного статуса искусства. Стиль как художественная парадигма. Массовая и элитарная культура. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 5. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет. Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов. Этапы развития человека от homo habilis до homo sapiens sapientis. Происхождение древнейших цивилизаций. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей. Индо-буддийская культура: ведическая традиция, концепция Атмана и Брахмана, майя и освобождение от страданий, йога, возникновение и распространение буддизма. Конфуцианская и даосская традиции Китая. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 6. Античная культура. Греция времен архаики: религия и культура, пантеон, Гомер и Гесиод, города-государства, зарождение философии, пластические искусства. Классическая Греция V-IV вв. до н.э.: политические события, развитие науки и техники, философия, театр, архитектура, скульптура. Эллинистическая культура: экономика и политика, религия и философия, точные и естественные науки, архитектура и скульптура, рождение филологии. Этрусская предыстория Древнего Рима. Рим в эпоху царей. Римская республика: религия, историография, литература и филология, философия, поэзия, театр, градостроительство и скульптура. Императорский Рим: правители, войны, науки и искусства, юриспруденция. Закат Рима: победа христианства, нашествия варваров. Значение Древнего Рима для позднейших культур. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 7. Культура европейского средневековья и Возрождения. Эпоха "темных веков" в истории европейской цивилизации. Географические и хронологические границы. Смена культурных парадигм при переходе от античности к средневековью. Религиозные основы средневекового миропонимания. Основные догматы христианства. Слои средневекового общества: феодалы, духовенство, горожане и крестьяне. Официальная и народная культура. Средневековые искусство и наука. Реформация и контрреформация. Возрождение как последний этап средневековья. Периодизация Ренессанса. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человека в эпоху Возрождения. Возвращение интереса к миру природы. Северное и южное Возрождение. Ренессансное искусство. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 8. Культура Нового времени в Европе. Основные культурные парадигмы Нового времени: рационализм и эмпиризм, появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Классицистическое искусство. Проект Просвещения. Романтизм как историко-культурная эпоха и как направление в искусстве. Позитивизм в философии и реализм в искусстве. Изменения на рубеже XIX-XX вв. Модерн как поиск новых выразительных возможностей. Многообразие художественных направлений в первой половине ХХ в. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 9. Русская культура XVIII-XX вв. Основные доминанты русской культуры. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в. "Золотой век" русской культуры. Дихотомия русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура. "Серебряный век": культурный релятивизм. Советская культура: соцреализм и андеграунд. Культура русского зарубежья. Постсоветская культура. Субкультуры в современной русской культуре. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 10. Современная европейско-американская культура. Политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве. Амбивалентные направления развития современной культуры. Унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур. Сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее. Репрессивность культурных механизмов. Роль критика как посредника между творцами и потребителями современного искусства. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 11. Теоретические проблемы философии культуры. Марксизм, "философия жизни" и экзистенциализм. Многообразие теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Культура как деятельность в трудах К. Маркса. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения". Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода. Ж.-П. Сартр о ситуации тотального выбора. К. Ясперс: "осевое время". М. Хайдеггер: язык как "дом бытия", роль техники и онтологический статус искусства Вопросы и задания для проверки:
Лекция 12. Психоаналитические концепции культуры. Роль открытия бессознательных механизмов психики как важных структурообразующих элементов культуры. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга. Э. Фромм: человек в культуре. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 13. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина. Этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию. Культура как суперсистема. Подсистемы культуры. Культурные типы: идеационная, сенситивная и идеалистическая культуры. Интеграционная функция культуры. Вопросы и задания для проверки:
Лекция 14. Теории культуры и искусства во «Франкфуртской школе». В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства. Эстетическая теория Т.В. Адорно. Апории Просвещения и аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно. Вопросы и задания для проверки:
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |