Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека





Скачать 85.39 Kb.
НазваниеДата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека
Дата публикации16.08.2013
Размер85.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Тема выступления на заседании РМО ХЭЦ:

«Концептуальные и методические подходы к проведению Олимпиады по искусству»

Дата: 25.03.10
Одна из главных функций искусства – развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека.

Воспитательная функция связана с преобразующей, воздействующей природой, в основе которой лежат:

  • свойство обобщенно отражать действительность

  • коллективная форма процесса восприятия, его соборность

  • эмоциональность воздействия произведений искусства, эффект сопереживания

  • полифоничность худ. восприятия, опирающаяся на комплексные способности мозга, и межчувственные соответствия.

  • творческие возможности воображения,

  • художественная интуиция

Задачи художественно-эстетического воспитания:

  1. овладение золотым фондом художественного наследия «зоркость души», целостность восприятия мысли творца: (ученик – зритель)

  2. Приобщение к образному метафорическому языку искусства

  3. формирование худ. интересов и предпочтений и

  4. формирование потребности ставить перед собой и решать творческие задачи

  5. Развитие универсальных способностей фантазии, воображения, интуиции гибкости мышления,

  6. перенос представлений в другие модальности (на язык музыки, литературы) проводить аналогии

Разделение задач условно, т.к. искусство воздействует на человека целостно.

ЗАПРЕТЫ: Нельзя форсировать обучение спец. навыкам в том или ином виде худ. творчества в отрыве от воображения, свободного полета фантазии

Тестирование подразумевает выявление индивидуального характера и направленности худ. способностей и выяснение тенденции их изменения. Решение данной задачи возможно при условии, что само тестирование для участников будет иметь элемент новизны, неожиданности, увлекательности, проблемности и проводиться в игровой форме.

Произведения, которые предлагаются для анализа, должны быть особыми. Это не любая часть произведения, а его ядро, самый выразительный момент, когда содержание просвечивается сквозь форму в неком парадоксальном единстве, когда содержание побеждает материал (Л. Выготский).

Задание должно быть необычным, интегративным по своему характеру, когда его выполнение включает в себя разные типы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, оценивание, вживание в образ и анализ своего труда, восприятие и творчество ( задание, объединяющее работу правого и левого полушария, т. е выявляющие целостность творческих способностей, их универсальную природу, ( а это возможно через универсальность природы искусства, через предъявле6ние всего многообразия видов искусства)

Развитие творческих способностей носит неравномерный характер и чтобы замерить творческий потенциал, само тестирование должно быть творческим.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ.


Тестовые задания собраны в блоки, создающие ощущение движения по ступенькам самопознания:

  1. ступень – учимся у мастера ( по аналогии)

  2. ступень разнообразие мира искусства и почерка разных мастеров

  3. ступень осознание истиной ценности искусства, шедевров, его духовная направленность.

Итак : восхождение в самопознании от ученичества до творческого осмысления культурых проблем, от саморефлексии к обращенности во вне
Комплекс принципов тестирования:

  1. Опора на базовые способности: образное мышление, сопереживание, устремленность к творчеству.

  2. целостный характер заданий: включающий как эмоциональные, так и интеллектуальные регистры личности.

  3. сохранение эстетической целостности восприятия худ. произведения

  4. тематический принцип выстраивания заданий, связанный с историей культуры и тематикой программы Неменского.

  5. Восхождение от простого к сложному, как формы проявления активности: постепенное погружение ребенка в процесс самопознания, от односложных ответов к открытым вопросам и заданиям

  6. Использование внепрограммного материала в тестировании

  7. обращенность к другим видам искусства

  8. Ненавязчивое приглашение к творческому диалогу

  9. активизация неформального участия, приглашение к искреннему диалогу, исповедальному характеру общения (особенно в разделах с открытыми вопросами)

  10. Ориентация на творческий потенциал эксперта

  11. НЕ НАВРЕДИ!

  12. Разнообразие вопросов, обращенных к различным видам худ. деятельности, что дает возможность каждому проявить себя в каком –то разделе., поддержать интерес к тестированию

В 2003 году в Новосибирске впервые стартовала городская Олимпиада по искусству, которая стала ежегодной и объединила такие предметы как музыка, изобразительное искусство и МХК.

Цель: выявление уровня сформированности музыкальной культуры учащихся и их творческого потенциала.

Именно эта цель должна стать руководством при составлении заданий Олимпиады.

Необходимо решить следующие задачи:

- минимизировать задания, направленные на выявление узкоспециальных и частных знаний, выполнение которых опирается на универсальные знания и понимание «ключевых тем».

- избежать возможность «отрепетированности» выполнения заданий, попав в зону выученных программных произведений

- предоставить всем детям (занимающихся и не занимающимся в муз. школах) единые стартовые возможности для проявления творческих сил.

Рекомендации:

Тестирование можно проводить по завершению цикла занятий или в конце учебного года. Задания необходимо составлять в соответствии с программными требованиями и располагать по уровням сложности. Материал можно изменять в соответствии с тем репертуаром, который давался на уроках:

- помните об исследовательско-методических, а не только контролирующих функциях тестирования

- необходимо выборочно познакомить с тестами разного уровня детей и объяснить их выполнение

Рассмотрим тесты, составленные по двум уровням:

Тест 1-го уровня: репродуктивные: выявляют широту кругозора, художественные предпочтения, понимание ключевых вопросов, выявление степени освоенности учебной программы. Важно в тестах сохранить программные константы: отражение тематизма, ключевые умения.

- опознание (да, нет)

- различение ( из трех ответов выбрать правильный)

- классификация (из 6-8 ответов выбрать и подставит правильно)

1.Выберите предпочтительный для вас ответ «Да» или «Нет» и подчеркните его.




Вопросы

Ответ

Балл

1.

Может ли быть музыка поэтичной, а поэзия музыкальной?

ДА

НЕТ




2.

Можно ли понимать музыку без слов?

ДА

НЕТ




3.

Может ли понятие «интонация» применять ко всем видам искусства, к жизни, к природе?

ДА

НЕТ




4.

Согласен ли ты с тем, что слова в песне важнее музыки?

ДА

НЕТ




5.

Правильно ли утверждение, что в квартете играет 5 человек?

ДА

НЕТ




6.

Всегда ли нужно видеть музыку?

ДА

НЕТ




Максимум баллов: 6

2. Тесты на различение

1.

Какое музыкальное произведение написано на стихи поэта С. Есенина?

а) «Жаворонок» М.Глинки

б) «Поет зим, аукает» Г.Свиридова

в) «Звуки музыки» Р.Роджерса







2.

Что означает слово «рондо»? (Выбери один наиболее правильный ответ)

а) конфеты б) круг в) форму муз. произведения







3.Выбери из предложенных произведений те, которые принадлежат М.И. Глинке


1.

1) Опера «Садко»

2) песня «Жаворонок»

3) балет «петрушка»

4) «вальс-фантазия»

5) балет Щелкунчик

6) опера Руслан и Людмила

7) арагонская хота







4. Сопоставь слова с их значением

1. Гуашь

А) позволяет создавать эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов

2. Сангина

Б) цветные карандаши без оправы, сформированные из красочного порошка. Картина, выполненная ими, отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью

3. Пастель

В) изготовляется из пигментов и клея с добавлением белил, что придает материалу матовую бархатистость и непрозрачность

4. Акварель

Г) другое название – «итальянский карандаш», материал для рисования в виде палочек коричневого цвета. С его помощью хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому портреты выглядят очень естественно.

5.Карандаш

Д) переводится с тюрского как «черный камень»


5. Объедини художников и композиторов по общим образам в их творчестве

1. образ моря
2. образ богатырско-былинной Руси
3. образ обиженных и угнетенных
4. образ одухотворенной русской природы

А) Н.А. Римский-Корсаков

Б) В.М. Васнецов

В) И.И. Левитан

Г) И.А. Айвазовский

Д) В.Г. Перов

Е) М.П. Мусоргский

Ж) А.П. Бородин

З) П.И. Чайковский


Тест 2-го уровня: частично-поисковые выявляют музыкальную грамотность – овладение музыкальным и художественным языком, умение адекватно воспринимать музыку

- тест-подстановка

- тесты конструктивные (на обобщение)

- частично-поисковые

Пример задания: тебе предоставляется возможность сделать записи на фирме «мелодия» -какие произведения ты бы записал в домашнюю фонотеку? Назови авторов, названия и кратко объясни, почему ты выбрал эти произведения

Оценка по критериям:

А) нет впечатлений - 0 баллов

Б) знает некоторые произведения, слышал ФИО некоторых авторов, однако музыкальные пристрастия однотипны - 1 балл

В) знает отдельные названия музыкальных произведений по школьной программе, включает произведения разнообразных жанров - 2 балла

Г) имеет достаточно широкие музыкальные впечатления, приобретенные не только на уроке, но и вне школы, понимает, за что любит, может обосновать – 3 балла
На третьем творческом уровне основным критерием становится:

- способность выйти за рамки предмета, синтезировать различные эстетические явления и факты жизни

- способность к творческому моделированию на основе выявленных особенностей поэтического текста

- искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность

- самостоятельность и оригинальность суждений
Литература:

  1. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной деятельности на уроках музыки, МХК (пособие для учителя) –Новосибирск: НИПК и ПРО, 2008

  2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе – М.: Просвещение, 2006

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека icon«Портрет», является развитие творческого потенциала личности посредством...
Активное освоение учащимися традиций искусства, его главных видов дает возможность освоить духовное наследие предыдущих поколений,...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconУрок-путешествие 5,6 классы. 5 Филина С. Н. Изо «Пуантилизм. Особенность...
...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления...
...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПояснительная записка Цель курса: социокультурное развитие школьников,...
Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие культуры средствами образования
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Древнейшие люди», «Развитие орудий труда первобытных людей», «Занятия древнейших людей», «Возникновение искусства и религии», «Развитие...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconДоклад Экстремальные виды спорта
Трав­матизм на всем земном шаре одна из главных причин гибели людей. Ежегодно сотни тысяч людей погибают в авиационных, автомобильных,...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconСпиной мозг
Цель: создать условия для более полного понимания функций спинного мозга, способствовать ассимиляции исторических, литературных и...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconХарактеристика учебного
«Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства,...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconИсследование электрической силы 7 Теория электромагнитного поля Д....
«Развитие электромагнитной концепции» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconОткрытого урока
Цель: Повышение качества преподаваемых предметов и выявление уровня профессиональной компетенции и методической подготовки учителей,...
Дата: 25. 03. 10 Одна из главных функций искусства развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека iconПрава и обязанности участников образовательного процесса
На участие в разработке и применении методик воспитания и обучения детей по программе: «Развитие творческого потенциала личности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск