Скачать 85.39 Kb.
|
Тема выступления на заседании РМО ХЭЦ: «Концептуальные и методические подходы к проведению Олимпиады по искусству» Дата: 25.03.10 Одна из главных функций искусства – развитие нравственного и творческого потенциала людей в опоре на универсальные силы человека. Воспитательная функция связана с преобразующей, воздействующей природой, в основе которой лежат:
Задачи художественно-эстетического воспитания:
Разделение задач условно, т.к. искусство воздействует на человека целостно. ЗАПРЕТЫ: Нельзя форсировать обучение спец. навыкам в том или ином виде худ. творчества в отрыве от воображения, свободного полета фантазии Тестирование подразумевает выявление индивидуального характера и направленности худ. способностей и выяснение тенденции их изменения. Решение данной задачи возможно при условии, что само тестирование для участников будет иметь элемент новизны, неожиданности, увлекательности, проблемности и проводиться в игровой форме. Произведения, которые предлагаются для анализа, должны быть особыми. Это не любая часть произведения, а его ядро, самый выразительный момент, когда содержание просвечивается сквозь форму в неком парадоксальном единстве, когда содержание побеждает материал (Л. Выготский). Задание должно быть необычным, интегративным по своему характеру, когда его выполнение включает в себя разные типы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, оценивание, вживание в образ и анализ своего труда, восприятие и творчество ( задание, объединяющее работу правого и левого полушария, т. е выявляющие целостность творческих способностей, их универсальную природу, ( а это возможно через универсальность природы искусства, через предъявле6ние всего многообразия видов искусства) Развитие творческих способностей носит неравномерный характер и чтобы замерить творческий потенциал, само тестирование должно быть творческим. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ.Тестовые задания собраны в блоки, создающие ощущение движения по ступенькам самопознания:
Итак : восхождение в самопознании от ученичества до творческого осмысления культурых проблем, от саморефлексии к обращенности во вне Комплекс принципов тестирования:
В 2003 году в Новосибирске впервые стартовала городская Олимпиада по искусству, которая стала ежегодной и объединила такие предметы как музыка, изобразительное искусство и МХК. Цель: выявление уровня сформированности музыкальной культуры учащихся и их творческого потенциала. Именно эта цель должна стать руководством при составлении заданий Олимпиады. Необходимо решить следующие задачи: - минимизировать задания, направленные на выявление узкоспециальных и частных знаний, выполнение которых опирается на универсальные знания и понимание «ключевых тем». - избежать возможность «отрепетированности» выполнения заданий, попав в зону выученных программных произведений - предоставить всем детям (занимающихся и не занимающимся в муз. школах) единые стартовые возможности для проявления творческих сил. Рекомендации: Тестирование можно проводить по завершению цикла занятий или в конце учебного года. Задания необходимо составлять в соответствии с программными требованиями и располагать по уровням сложности. Материал можно изменять в соответствии с тем репертуаром, который давался на уроках: - помните об исследовательско-методических, а не только контролирующих функциях тестирования - необходимо выборочно познакомить с тестами разного уровня детей и объяснить их выполнение Рассмотрим тесты, составленные по двум уровням: Тест 1-го уровня: репродуктивные: выявляют широту кругозора, художественные предпочтения, понимание ключевых вопросов, выявление степени освоенности учебной программы. Важно в тестах сохранить программные константы: отражение тематизма, ключевые умения. - опознание (да, нет) - различение ( из трех ответов выбрать правильный) - классификация (из 6-8 ответов выбрать и подставит правильно) 1.Выберите предпочтительный для вас ответ «Да» или «Нет» и подчеркните его.
Максимум баллов: 6 2. Тесты на различение
3.Выбери из предложенных произведений те, которые принадлежат М.И. Глинке
4. Сопоставь слова с их значением
5. Объедини художников и композиторов по общим образам в их творчестве
Тест 2-го уровня: частично-поисковые выявляют музыкальную грамотность – овладение музыкальным и художественным языком, умение адекватно воспринимать музыку - тест-подстановка - тесты конструктивные (на обобщение) - частично-поисковые Пример задания: тебе предоставляется возможность сделать записи на фирме «мелодия» -какие произведения ты бы записал в домашнюю фонотеку? Назови авторов, названия и кратко объясни, почему ты выбрал эти произведения Оценка по критериям: А) нет впечатлений - 0 баллов Б) знает некоторые произведения, слышал ФИО некоторых авторов, однако музыкальные пристрастия однотипны - 1 балл В) знает отдельные названия музыкальных произведений по школьной программе, включает произведения разнообразных жанров - 2 балла Г) имеет достаточно широкие музыкальные впечатления, приобретенные не только на уроке, но и вне школы, понимает, за что любит, может обосновать – 3 балла На третьем творческом уровне основным критерием становится: - способность выйти за рамки предмета, синтезировать различные эстетические явления и факты жизни - способность к творческому моделированию на основе выявленных особенностей поэтического текста - искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность - самостоятельность и оригинальность суждений Литература:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | «Портрет», является развитие творческого потенциала личности посредством... Активное освоение учащимися традиций искусства, его главных видов дает возможность освоить духовное наследие предыдущих поколений,... | ||
Урок-путешествие 5,6 классы. 5 Филина С. Н. Изо «Пуантилизм. Особенность... ... | Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления... ... | ||
Пояснительная записка Цель курса: социокультурное развитие школьников,... Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие культуры средствами образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Древнейшие люди», «Развитие орудий труда первобытных людей», «Занятия древнейших людей», «Возникновение искусства и религии», «Развитие... | ||
Доклад Экстремальные виды спорта Травматизм на всем земном шаре одна из главных причин гибели людей. Ежегодно сотни тысяч людей погибают в авиационных, автомобильных,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации... | ||
Спиной мозг Цель: создать условия для более полного понимания функций спинного мозга, способствовать ассимиляции исторических, литературных и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;... | ||
Характеристика учебного «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства,... | Исследование электрической силы 7 Теория электромагнитного поля Д.... «Развитие электромагнитной концепции» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день | ||
Открытого урока Цель: Повышение качества преподаваемых предметов и выявление уровня профессиональной компетенции и методической подготовки учителей,... | Права и обязанности участников образовательного процесса На участие в разработке и применении методик воспитания и обучения детей по программе: «Развитие творческого потенциала личности... |