Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Предварительная работа перед уроком в музее:
|
Учитель знакомит обучающихся с правилами поведения в музее (см. текстовые материалы учителя). Раздает памятки с правилами поведения в музее и комментирует их.
| Знакомятся с правилами поведения в музее.
|
Оказывает помощь в формировании 5 рабочих групп обучающихся, знакомит их с основными требованиями к работе в группе, помогает распределить обязанности в группе (см. текстовые материалы учителя).
| Объединяются в рабочие группы. Знакомятся с обязанностями и распределяют роли в группах.
|
Учитель формулирует проблемную ситуацию.
Вариант 1. Отрывок из басни Сандриной Н. «Обезьяна и человек» (см. «Постановка учебной задачи. Вариант 1» );
Вариант 2. «Откуда нам известно, как жили первобытные люди?» (см. «Постановка учебной задачи. Вариант 2»)
В ходе эвристической беседы формулируется тема и задачи урока.
| Участвуют в эвристической беседе.
Определяют тему и задачи урока.
Получают задания и придумывают название для своей группы.
|
Учитель знакомит обучающихся с алгоритмом работы в музее. Предлагает каждой из групп познакомиться с заданиями, поясняет алгоритм выполнения итогового задания для всех групп (См. файл «drevo3.jpg»).
| Каждая рабочая группа получает рабочий лист, где указаны экспозиции музея для исследования заданной темы (см. рабочие листы для групп 1-5) и придумывают название для своей группы.
Первичное заполнение интеллектуальной карты «Древо знаний»: файл «drevo3.jpg»
(Пример заполнения «Древа знаний» см. файл «drevo2.jpg»)
|
Работа в музее
|
Предлагает вспомнить тему урока и задачи.
| Озвучивают тему и задачи урока.
|
Каждой группе раздает рабочий лист (см. рабочие листы для групп 1-5), инструктирует группы.
| Каждая группа получает свой рабочий лист, определяет маршрут исследования.
|
Направляет и корректирует исследовательскую работу групп с использованием экспозиций и экспонатов Государственного Исторического музея.
| Работают в группах, выполняют задания на рабочих листах.
На основе материалов рабочего листа формулируются выводы. Они фиксируются в виде ключевых слов, словосочетаний и изображений и кратко записываются в интеллектуальной карте («Древо знаний» - см. файл «drevo2.jpg»)
|
Организует подведение итогов работы каждой группы, обмен мнениями, побуждает к высказыванию собственного мнения.
| Каждая группа, опираясь на заполненный рабочий лист, представляет результаты своей работы. В это время каждая группа фиксирует выводы отчитывающейся группы в виде ключевых слов, словосочетаний, изображений и кратко записываются в интеллектуальной карте («Древо знаний» - см. файл «drevo2.jpg»)
|
Проверка результатов работы групп по составлению интеллектуальной карты «Древо знаний» (drevo1.jpg) по выбору учителя: фронтальная проверка, самопроверка, взаимопроверка.
| Проверяют и корректируют содержание интеллектуальной карты «Древо знаний».
Заполнение Древа знаний (см. файл «drevo2.jpg»)
Пример заполненной интеллектуальной карты «Древо знаний»(см. файл «drevo1.jpg»).
|
Задает вопрос: «Откуда вы узнали, как жили первобытные люди?»
| Отвечают на поставленный вопрос.
|
Проведение рефлексии (см. тексты учителя). Учитель предлагает учащимся, проанализировав урок и свою деятельность на уроке, ответить на вопросы:
Что хотел узнать на уроке?
Что узнал на уроке?
Какие затруднения возникли в процессе работы над темой?
Что еще хочу узнать?
| В результате самоанализа обучающийся выделяет и фиксирует достигнутые результаты, определяет нерешенные проблемы, намечает пути решения этих проблем.
|
Организация оценивания работы каждого обучающегося. Объявление оценок.
| Члены группы обсуждают результативность работы каждого. Руководитель группы после обсуждения в группе, объявляет оценку работы каждого члена.
|
Закрепление материала может происходить частично на «Уроке в музее»
и на последующих уроках (по выбору учителя)
|
Учитель проводит закрепление изученного материала.
Задания для закрепления изученного материала, а также дополнительный материал на данном и последующих уроках по теме «Жизнь первобытных людей» учитель может использовать:
тесты,
словарь терминов к уроку (см. тексты для учащихся).
| Обучающиеся выполняют задания. Проводят самопроверку или взаимопроверку.
|
Проведение рефлексии (см. тексты учителя). Учитель предлагает учащимся, проанализировав урок и свою деятельность на уроке, ответить на вопросы:
Что хотел узнать на уроке?
Что узнал на уроке?
Какие затруднения возникли в процессе работы над темой?
Что еще хочу узнать?
| Анализируют содержание урока и отвечают на поставленные вопросы.
В результате самоанализа обучающийся выделяет и фиксирует достигнутые результаты, определяет нерешенные проблемы, намечает пути решения этих проблем.
|
Учитель предлагает домашнее задание
(на выбор по усмотрению обучающихся)
Варианты:
- Учитель предлагает обучающимся задания по выбору, кратко комментируя их:
задания для закрепления изученного материала (см. «задания для закрепления изученного материала»),
тексты с заданиями (см. «тексты для учащихся»),
Лукьянов А.Н. «История первобытных племен». Электронный учебник (см. «ссылки»),
задания для самостоятельной работы «Жизнь людей при первобытнообщинном строе» (см. «ссылки»).
- Учитель предлагает учащимся найти из других источников информацию, которую хотели бы они узнать. (Учитель поясняет, где можно найти ответы на вопросы в случае затруднения учащихся).
| Обучающиеся по желанию выбирают домашнее задание и выполняют его.
|