Скачать 72.84 Kb.
|
МХК 9 урок 13 Эгейское искусство (слайд 1 ).Античность... Множество нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В культуре Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные творческие возможности. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру античности считали колыбелью мирового искусства. Античность дала человечеству неизмеримо много. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи. Термин античный возник позднее, в XV в. В переводе с латинского «antiquus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. В своем развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка. Не касаясь Древнего Рима (о нем речь еще впереди), обратимся к периодизации художественной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы: (слайд2 ) крито-микенский, или эгейский, период (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.), архаика (VII— VI вв. до н. э.), классика (V—IV вв. до н. э.), эллинизм (III—I вв. до н. э.). Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, (слайды 3-13 ) находились важнейшие центры эгейской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных древних цивилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойденные образцы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С ним связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, (слайд 14 ) — там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, (слайд 15 ) превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, (слайд 16 ) укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о Тесее и Минотавре. (слайд 17 ) царе Миносе, (слайды 18,19,20 ) . Шедевры эгейской архитектуры Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец. (слайд 21 )Он был обнаружен на Крите английским археологом А. Эвансом (1851 —1941) в начале XX столетия. Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 120 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные помещения. (слайд 22 ) Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые свет мог свободно проникать внутрь. (слайд 23 ) Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом, придают особый колорит дворцовому комплексу. Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. (слайд 24 ) (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Это не так. Кносский дворец — ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм. (слайд 25 ) Главное архитектурное украшение дворца — деревянные колонны необычной формы, окрашенные в теплые красные тона. (слайд 26 ) Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом. Подобная форма колонн полна динамики и экспрессии. (слайд 27 )Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестницам. Бесконечно варьируются только размеры колонн. (слайд 28 ) В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна потребностям человека. (слайды 29,30 ) Не меньшую известность среди памятников Эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены (слайд 31 )на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней. Они служили центральным входом в крепость Микен (щелчок)и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1 м). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны — священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. (слайд 32 ) Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — около 900 м в длину и 6—10 м в толщину. (слайд 33 )Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складывались из огромных, весом 5—6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна на другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку назовут «циклопической», поскольку греки считали ее созданием легендарных одноглазых великанов — циклопов. (слайд 34 )Вот что сказано о невероятной физической силе циклопов у Гомера: ...чтоб вход заградить, несказанно великий с земли он Камень, который и двадцать два воза четырехколесных С места не сдвинули, поднял: подобен скале необъятной Был он... Перевод Н. Гнедича Фрески Кносского дворца Блистательного расцвета достигло и искусство живописи,(слайд 35 ) дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. (слайд 36 )Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, ритуальные танцы девушек и юношей со священным на Крите быком. (слайд 37 ) Произведения живописцев поражают удивительной зоркостью видения, (слайд 38 ) богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. И хотя живописцы еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. (слайд 39 ) Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. (слайд 40 ) Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским рисункам, свойственна условность цвета: (слайд 41 ) мужские фигуры рисуются темной кирпично-красной краской, а женские — светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями. Взгляните на так называемую «Парижанку», (слайд 42 ) на ее оживленное личико, капризно вздернутый носик, игривый завиток локона, спадающий с высокой и изящной прически. В этой критской красавице действительно есть что-то от парижанок — законодательниц моды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же как в египетских росписях и рельефах. Но это уже совсем иной, художественно одухотворенный образ. А вот знаменитая фреска «Игра с быком». (слайд 43 ) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над головой священного животного. Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой. Вазопись стиля Камарес Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес были обнаружены замечательные произведения вазовой керамики, (слайд 44)удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка. Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотворении «Эгейские вазы». Они пленительны и нежны, Они изысканно-небрежны, То гармонически размерны, То соблазнительно неверны, Всегда закончены и цельны, Неизмеримо-нераздельны, И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих... Как исхищренны их узоры .Ласкающие сладко взоры В запутанности линий гнутых, То разомкнутых, то сомкнутых, Как много жизни претворенной, — Пресыщенной и утомленной Холодным строем красоты, В исканьях новой остроты! И вот, причудливо согнуты, Выводят щупальцами спруты По стенкам нежные спирали; Плывут дельфины на бокале, И безобразны и прекрасны... Весело играют и переливаются всего два цвета: желтой охры и граната. (слайд 45 ) Декоративен узор орнамента — растительные мотивы с закругленными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Преобладает «морской стиль» с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин.. . Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это и небольшие чаши, и кубки, и вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность асимметричной вазы с плавным, закругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениям щупальцев, кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сокращаясь. Мы как будто видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря. Эгейское, или крито-микенское искусство, сохранив свой неповторимый характер, явилось прекрасной прелюдией греческой художественной культуры. (слайд 46 ) |
Рабочая программа учебной дисциплины искусство (мхк) по специальности... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя... Завгородняя С. А., учитель искусства мбоу «мсош», педагог до маоу дод ддт «Искорка» | ||
Рабочая программа по мхк 8-9 классов Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской... | Тематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,... | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории | Программа второго дня Московских методических чтений История, обществознание, экономика, мхк, искусство, черчение, обж, технология, начальная школа, психология, библиотека | ||
Задания по мхк для учащихся заочного отделения и экстерната в 10 классе Земли. Древний Египет. Архитектура Древнего Египта. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Древний Египет. Изобразительное... | Пояснительная записка Статус документа Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010) | ||
Рабочая программа По «мхк» ... | Рабочая программа «изобразительное искусство и мировая художественная культура» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История, обществознание, экономика, мхк, искусство, черчение, обж, технология, начальная школа, психология, библиотека | Программа ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов» Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего... | ||
Темы рефератов по мхк 10 кл., III триместр Возможность выбрать тему и подписать свою фамилию рядом с формулировкой темы будет предоставлена в апреле на уроках мхк | Приложение к рабочей программе образовательная область «искусство»... По утвержденной Министерством образования и науки РФ программе Л. А. Рапацкой – М.: Гуманитарный изд центр владос, 2008 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мхк конспект – Художественная культура Киевской Руси, Искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского... | Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами |