Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство





Скачать 72.84 Kb.
НазваниеМхк 9 урок 13 Эгейское искусство
Дата публикации21.04.2015
Размер72.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
МХК 9 урок 13 Эгейское искусство
(слайд 1 ).Античность... Множество нитей тянется от нее че­рез века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из кото­рого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В культуре Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание цен­ности и красоты человеческой личности, вера в ее без­граничные творческие возможности. В течение мно­гих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художе­ственную культуру античности считали колыбелью мирового искусства.
Античность дала человечеству неизмеримо много. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, ар­хитектуры и театра, скульптуры и живописи. Тер­мин античный возник позднее, в XV в. В переводе с латинского «antiquus» означает «древний» и упот­ребляется по отношению к истории и культуре Древ­ней Греции и Древнего Рима.
В своем развитии античное искусство прошло не­сколько периодов, оно знало эпохи величайшего рас­цвета и упадка. Не касаясь Древнего Рима (о нем речь еще впереди), обратимся к периодизации художест­венной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы: (слайд2 ) крито-микенский, или эгейский, период (III—II тыс. до н. э.), гоме­ровский период (XI—VIII вв. до н. э.), архаика (VII— VI вв. до н. э.), классика (V—IV вв. до н. э.), элли­низм (III—I вв. до н. э.).
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшество­вала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полу­острове Пелопоннес, (слайды 3-13 ) находились важнейшие центры эгейской куль­туры.
Интересно, что эта одна из самых загадочных древних циви­лизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь па­раллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойденные образ­цы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.
О Крите сохранились высказывания философа Платона и описа­ния историков Геродота и Фукидида. С ним связаны многие грече­ские мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, (слайд 14 ) — там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, (слайд 15 ) превратившись в золотого быка. Здесь со­вершил свой подвиг Геракл, (слайд 16 ) укротив бешеного быка, опустошавше­го остров. Здесь родилась легенда о Тесее и Минотавре. (слайд 17 ) царе Миносе, (слайды 18,19,20 )
. Шедевры эгейской архитектуры

Замечательным памятником эгейской архитектуры являет­ся знаменитый Кносский дворец. (слайд 21 )Он был обнаружен на Крите английским археологом А. Эвансом (1851 —1941) в начале XX сто­летия. Центральное место в огромном архитек­турном комплексе площадью 120 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные помещения. (слайд 22 ) Все они соедине­ны длинными коридорами, галереями, многочислен­ными лестницами и световыми колодцами, через которые свет мог свободно проникать внутрь. (слайд 23 ) Лест­ницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскра­шенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым уг­лом, придают особый колорит дворцовому комп­лексу.
Дворец не имеет четкой планировки и напомина­ет лабиринт. (слайд 24 ) (Вспомните мифы о Дедале, постро­ившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Это не так. Кносский дворец — ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетани­ем форм. (слайд 25 )
Главное архитектурное украшение дворца — деревянные колон­ны необычной формы, окрашенные в теплые красные тона. (слайд 26 ) Их ство­лы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом. Подобная фор­ма колонн полна динамики и экспрессии. (слайд 27 )Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дво­рец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестницам. Бесконечно варьируются только размеры колонн. (слайд 28 )
В отличие от монументальных сооружений Древ­него Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна потребностям че­ловека. (слайды 29,30 )
Не меньшую известность среди памятников Эгей­ского искусства получили Львиные ворота в городе Микены (слайд 31 )на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней.
Они служили центральным входом в крепость Микен (щелчок)и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1 м). Над пролетом расположена треугольная известняко­вая плита с рельефным изображением колонны — священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. (слайд 32 )
Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — около 900 м в длину и 6—10 м в толщину. (слайд 33 )Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складывались из огромных, весом 5—6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна на другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелки­ми камнями. Позднее эту кладку назовут «циклопической», по­скольку греки считали ее созданием легендарных одноглазых вели­канов — циклопов. (слайд 34 )Вот что сказано о невероятной физической силе циклопов у Гомера:

...чтоб вход заградить, несказанно великий с земли он Камень, который и двадцать два воза четырехколесных С места не сдвинули, поднял: подобен скале необъятной Был он...

Перевод Н. Гнедича
Фрески Кносского дворца

Блистательного расцвета достигло и искусство живописи,(слайд 35 ) до­шедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского двор­ца. (слайд 36 )Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, ре­лигиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, ритуальные тан­цы девушек и юношей со священным на Крите быком. (слайд 37 )
Произведения живописцев поражают удивительной зоркостью видения, (слайд 38 ) богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. И хотя живописцы еще не владеют приемами объемно-пространст­венного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. (слайд 39 ) Используя всего пять красок (черную, белую, го­лубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую па­литру. (слайд 40 )

Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским рисункам, свойственна ус­ловность цвета: (слайд 41 ) мужские фигуры рисуются темной кирпично-красной краской, а женские — светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тон­кими, «осиными» талиями.
Взгляните на так называемую «Парижанку», (слайд 42 ) на ее оживленное личико, капризно вздернутый носик, игривый завиток локона, спадающий с высокой и изящной прически. В этой критской красавице дей­ствительно есть что-то от парижанок — законода­тельниц моды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же как в еги­петских росписях и рельефах. Но это уже совсем иной, художественно одухотворенный образ.
А вот знаменитая фреска «Игра с быком». (слайд 43 ) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед ро­га. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, гото­вится к грациозному сальто прямо над головой священного живот­ного. Художник настолько искусно запечатлел веселую и непри­нужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опас­ности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей при­родой.
Вазопись стиля Камарес

Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес были обнаружены замечательные произведе­ния вазовой керамики, (слайд 44)удивляющие техническим со­вершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка. Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотво­рении «Эгейские вазы».
Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически размерны,

То соблазнительно неверны,

Всегда закончены и цельны,

Неизмеримо-нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих...

Как исхищренны их узоры

.Ласкающие сладко взоры

В запутанности линий гнутых,

То разомкнутых, то сомкнутых,

Как много жизни претворенной, —

Пресыщенной и утомленной

Холодным строем красоты,

В исканьях новой остроты!

И вот, причудливо согнуты,

Выводят щупальцами спруты

По стенкам нежные спирали;

Плывут дельфины на бокале,

И безобразны и прекрасны...
Весело играют и переливаются всего два цвета: желтой охры и граната. (слайд 45 ) Декоративен узор орнамента — растительные мотивы с за­кругленными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Преобладает «морской стиль» с изображением спрутов, медуз, мор­ских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закручен­ными спиралями раковин..
. Удивительно разнообраз­ны формы этих керамических изделий: это и неболь­шие чаши, и кубки, и вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стен­ками.
Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверх­ность асимметричной вазы с плавным, закругленным контуром и такими же ручками.
Наблюдая за волно­образными движениям щупальцев, кажется, что са­ма ваза пульсирует, то расширяясь, то сокращаясь. Мы как будто видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря.
Эгейское, или крито-микенское искусство, сохра­нив свой неповторимый характер, явилось прекрас­ной прелюдией греческой художественной культуры. (слайд 46 )





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconРабочая программа учебной дисциплины искусство (мхк) по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconДеятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя...
Завгородняя С. А., учитель искусства мбоу «мсош», педагог до маоу дод ддт «Искорка»
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconТематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс
Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПрограмма второго дня Московских методических чтений
История, обществознание, экономика, мхк, искусство, черчение, обж, технология, начальная школа, психология, библиотека
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconЗадания по мхк для учащихся заочного отделения и экстерната в 10 классе
Земли. Древний Египет. Архитектура Древнего Египта. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Древний Египет. Изобразительное...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПояснительная записка Статус документа
Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010)
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconРабочая программа По «мхк»
...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconРабочая программа «изобразительное искусство и мировая художественная культура»
...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История, обществознание, экономика, мхк, искусство, черчение, обж, технология, начальная школа, психология, библиотека
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПрограмма ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов»
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconТемы рефератов по мхк 10 кл., III триместр
Возможность выбрать тему и подписать свою фамилию рядом с формулировкой темы будет предоставлена в апреле на уроках мхк
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПриложение к рабочей программе образовательная область «искусство»...
По утвержденной Министерством образования и науки РФ программе Л. А. Рапацкой – М.: Гуманитарный изд центр владос, 2008
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мхк конспект – Художественная культура Киевской Руси, Искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского...
Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство iconПояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию...
Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск