Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии»
страница1/4
Дата публикации23.04.2015
Размер0.6 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)





Факультет Гуманитарно-педагогический

Кафедра истории и культурологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по организации и

развитию учебной деятельности

проф. ____________ В. Ф. Сторчевой

“____”______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ»
для подготовки бакалавров

ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 110500.62 "Садоводство"

Курс I

Семестр II

Москва 2013

Составители: Зайцева Н.Л., к.и.н., доц., Некрасов О.Г., ст.преп.___________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)
«__» _______ 2013 г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

Б 1.В. ДВ. 3 студентам очной формы обучения

(из циклов ФГОС ВПО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009 г. № 501 и зарегистрированного в Минюсте РФ «16» декабря 2009 г. № 15638
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой Оришев А.Б., д.и.н., и.о.проф.____________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 201_г.
Рецензент: Шиповская Л.П., д. ф. н., проф. ______________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________ Л.А. Ефимова

(подпись)
Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина

(подпись)

Согласовано:

Декан факультета_____ Раджабов_А.К._д. с.-х.н., проф.____________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 201_г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры протокол № ______

Секретарь ученого совета факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры Козловская Л.Н., к.б.н., доц._______________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 201_г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки ________________________________________ протокол № ______

(направление)

Председатель учебно-методической комиссии __Самощенков Е.Г.___________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 201_г.

Заведующий выпускающей кафедрой ___Самощенков Е.Г.________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» _______ 201_г.

Начальник УИТ _______________ М.Ю. Годов

(подпись)

Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова

(подпись)
Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян

(подпись)

Содержание

Аннотация

Современный этап развития России характеризуется коренными изменениями в социально-экономической, политической и, главное, духовной сферах, что, в свою очередь, актуализирует процессы осмысления произошедших потрясений, а значит, оказывает определяющее влияние на развитие общественной мысли в нашей стране. Последние десятилетия также ознаменовались сменой научной парадигмы, изменяется и структура знаний в обществе: все большее значение для практической жизни приобретают фундаментальные знания, способствующие творческому развитию личности. В этой связи, в свете процессов универсализации и глобализации общественного сознания, особенно важно бережно сохранять многовековое отечественное гуманитарное наследие. В процессе изучения курса история общественного сознания в России на стадии его зарождения и становления студенты знакомятся с основными событиями и явлениями истории сознания России с IX по XIII века, с деятельностью выдающихся представителей общественной и политической мысли этого периода, учатся анализировать исторические источники, делать выводы, обобщать. Таким образом, изучение отечественной, в частности древнерусской, политической и социальной культуры является важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе профессиональной подготовки студентов сельскохозяйственного ВУЗа, а также значительно способствует повышению их общекультурного уровня и формированию активной гражданской позиции. Предусмотрены следующие формы контроля знаний по предмету: промежуточный – тесты, фронтальный опрос, доклады, творческие работы; итоговый – зачет.

В результате изучения курса «История общественного сознания в России» студент должен понимать особенности древнерусского периода в развитии отечественного общественного сознания; должен овладеть теоретическими основами и методологией изучения памятников политической, правовой и философской мысли, выработать собственную точку зрения на особенности развития общественного сознания; на исторических примерах находить органическую взаимосвязь древнерусской истории и истории России последующих эпох; сформировать целостное и многогранное видение общественного сознания в контексте сложных социально-экономических и политических процессов, представление о включенности исторической личности в социокультурную среду. При изучении истории общественного сознания в России на семинарских занятиях необходимо привить обучаемым понимание значения истории общественного сознания для раскрытия истории научных знаний и техники, в частности, агротехники, в Древней Руси для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Рабочий план по самостоятельному изучению курса «История общественного сознания в России» устанавливает следующие формы работы:

1. Выполнение творческих работ по разделам курса;

2. Ответы на контрольные вопросы устно в рамках семинаров;

3.Выполнение реферата;

Рабочая программа составлена для студентов, обучающихся по направлению 110500 «Садоводство».

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История общественного сознания в России» является формирование у студентов представления об основных тенденциях и направлениях развития древнерусского общественного сознания, введение студентов в парадигму современного социокультурного знания, основанного на усвоении теоретико-методологических принципов обоснования значимости формирования общественного сознания. Культура и искусство как органические элементы общественного сознания при этом понимаются как динамическая система становления и развития индивидуального и общественного самосознания в системе ценностных отношений. Дисциплина призвана сформировать целостное и многогранное видение политической и философской культуры, представление о включенности личности в социокультурную среду; выработать у студентов навыки анализа произведений древнерусского общественного сознания как источников развития философской и общественной мысли, навыки владения современными методами описания динамики социокультурных процессов; создать условия для усвоения теоретико-культурного аппарата, фундаментальных понятий, которые являются методологической основой современного гуманитарного знания; стимулировать развитие абстрактного мышления, проблемного и дискуссионного подходов в усвоении предмета, умения вести самостоятельную исследовательскую работу.

2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История общественного сознания в России» включена в качестве дисциплины по выбору в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1) вариативной части. Реализация в дисциплине «История общественного сознания в России» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 110500 «Садоводство»: в результате изучения дисциплины обучающийся должен знать закономерности и этапы общественно-исторического процесса, основные политические и социальные явления, даты, имена и события, основные тенденции и процессы мировой и отечественной общественной мысли; уметь ориентироваться в мировом культурно-историческом процессе; предшествующим курсом, на который непосредственно базируется дисциплина «История общественного сознания в России» является дисциплина "История"; дисциплина «История общественного сознания в России» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Правоведение».

Особенностью дисциплины является ее интегративный и мировоззренческий характер, что также нашло отражение в ФГОС.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2.

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

п/п

Индекс
компетенции


Содержание
компетенции (или её части)


В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1.

ОК 1

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.


Методологию работы с историческими источниками в условиях их массовой доступности и огромного разнообразия в современном информационном обществе.

Характеризовать основные этапы развития мировой культуры;

определять основные проблемы, являющиеся предметом исследования культурологической науки;

описывать, характеризовать и анализировать основные методы изучения общественных явлений и процессов с точки зрения историзма.

Приемами и методами культурологического анализа и исторической критики; навыками целостного подхода к анализу проблем информационного общества.

2.

ОК 11

Быть способным представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.


Особенности и периодизацию истории социально-философской мысли; основные мировоззренческие парадигмы современного мира.

Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; выделять мировоззренческие аспекты в повседневной практической-профессиональной жизни.

Понятийно-категориальным аппаратом в области философии, социологии и культурологии.

Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы

Трудоёмкость

зач.

ед.

час.

по семестрам

2

Общая трудоёмкость дисциплины по

учебному плану

2

72

72

Аудиторная работа:

1

36

36

лекции (Л)

0,5

18

18

семинары (С)

0,5

18

18

Самостоятельная работа (СРС)

1

36

36

реферат (Р)

0,3

10

10

самостоятельное изучение разделов

0,15

5

5

самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)



0,3

12

12

Подготовка к зачету

0,25

9

9

Вид контроля:

Зачет

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины



Наименование разделов

Всего кол-во часов на раздел

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа

СР







Л

ПЗ




Раздел 1. Соотношение мировой и национальной политической и социальной мысли. Общественного сознание и цивилизация.

8

2

2

4

Тема 1. Понятие общественного сознания. Культурно-исторические типы. Типы цивилизаций.













Тема 2. Особенности русского общественного сознания.













Раздел 2. Теории происхождения славян.

8

2

2

4

Тема 1. Индоевропейская общность.













Тема 2. Выделение славянского этноса из индоевропейской общности.













Раздел 3. Расселение и образ жизни восточнославянских племен. Особенности их социального и культурного развития.

8

2

2

4

Тема 1. Восточные славяне в древности.













Тема 2. Особенности материальной культуры восточнославянского социума.













Раздел 4. Духовная культура древних славян.

8

2

2

4

Тема 1. Религия и верования восточных славян.













Тема 2. Календарь и земледельческие празники.













Раздел 5. Образование государства у восточных славян.

8

2

2

4

Тема 1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.













Тема 2. Основные концепции образования государства у восточных славян.













Раздел 6. Религиозная реформа Владимира I.

8

2

2

4

Тема 1. Предпосылки принятия христианства.













Тема 2. Крещение Руси и его культурно-историческое значение.













Раздел 7. Христианская церковь на Руси в XI – первой половине XIIIвв.

8

2

2

4

Тема 1. Взаимоотношение христианства с традиционными верованиями.













Тема 2. Феномен двоеверия.













Раздел 8. Общественная и политическая мысль Руси в XI – первой половине XII вв.

8

2

2

4

Тема 1. Особенности развития общественного сознания Киевской Руси после принятия христианства.













Тема 2. Монастыри. Города. Книжность. Зодчество.













Раздел 9. Русское общественное сознание в эпоху феодальной раздробленности во второй половине XII – первой половине XIII вв.

8

2

2

4

Тема 1. Расцвет русской культуры домонгольского времени.













Тема 2. Формирование культурно-художественных школ как местных вариантов единой древнерусской культуры.













Всего за семестр

72

18

18

36

Итого по дисциплине

72

18

18

36


Раздел 1. Соотношение мировой и национальной политической и социальной мысли. Общественного сознание и цивилизация.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины «История»
России, об их месте в контексте мировой истории, знакомство с существующими в науке концепциями исторического процесса; формирование...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа учебной дисциплины «политическая история россии и зарубежных стран»
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о глобальных тенденциях политического развития России, стран Западной...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconПримерная программа учебной дисциплины история 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа учебной дисциплины иностранный язык Министерство...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа учебной дисциплины Английский язык 2011г
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа учебной дисциплины «история общественного сознания в россии» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск