Скачать 0.6 Mb.
|
Факультет Гуманитарно-педагогический Кафедра истории и культурологии УТВЕРЖДАЮ: Проректор по организации и развитию учебной деятельности проф. ____________ В. Ф. Сторчевой “____”______________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ» для подготовки бакалавров ФГОС ВПО 3-го поколения Направление: 110500.62 "Садоводство" Курс I Семестр II Москва 2013 Составители: Зайцева Н.Л., к.и.н., доц., Некрасов О.Г., ст.преп.___________________________________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» _______ 2013 г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б 1.В. ДВ. 3 студентам очной формы обучения (из циклов ФГОС ВПО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной) Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009 г. № 501 и зарегистрированного в Минюсте РФ «16» декабря 2009 г. № 15638 Программа обсуждена на заседании кафедры Зав. кафедрой Оришев А.Б., д.и.н., и.о.проф.____________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 201_г. Рецензент: Шиповская Л.П., д. ф. н., проф. ______________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) Проверено: Начальник отдела менеджмента качества образования ______________ Л.А. Ефимова (подпись) Начальник отдела разработки и обеспечения образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина (подпись) Согласовано: Декан факультета_____ Раджабов_А.К._д. с.-х.н., проф.____________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 201_г. Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры протокол № ______ Секретарь ученого совета факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры Козловская Л.Н., к.б.н., доц._______________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 201_г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки ________________________________________ протокол № ______ (направление) Председатель учебно-методической комиссии __Самощенков Е.Г.___________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 201_г. Заведующий выпускающей кафедрой ___Самощенков Е.Г.________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» _______ 201_г. Начальник УИТ _______________ М.Ю. Годов (подпись) Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова (подпись) Копия электронного варианта получена: Начальник отдела поддержки дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян (подпись) Содержание Аннотация Современный этап развития России характеризуется коренными изменениями в социально-экономической, политической и, главное, духовной сферах, что, в свою очередь, актуализирует процессы осмысления произошедших потрясений, а значит, оказывает определяющее влияние на развитие общественной мысли в нашей стране. Последние десятилетия также ознаменовались сменой научной парадигмы, изменяется и структура знаний в обществе: все большее значение для практической жизни приобретают фундаментальные знания, способствующие творческому развитию личности. В этой связи, в свете процессов универсализации и глобализации общественного сознания, особенно важно бережно сохранять многовековое отечественное гуманитарное наследие. В процессе изучения курса история общественного сознания в России на стадии его зарождения и становления студенты знакомятся с основными событиями и явлениями истории сознания России с IX по XIII века, с деятельностью выдающихся представителей общественной и политической мысли этого периода, учатся анализировать исторические источники, делать выводы, обобщать. Таким образом, изучение отечественной, в частности древнерусской, политической и социальной культуры является важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе профессиональной подготовки студентов сельскохозяйственного ВУЗа, а также значительно способствует повышению их общекультурного уровня и формированию активной гражданской позиции. Предусмотрены следующие формы контроля знаний по предмету: промежуточный – тесты, фронтальный опрос, доклады, творческие работы; итоговый – зачет. В результате изучения курса «История общественного сознания в России» студент должен понимать особенности древнерусского периода в развитии отечественного общественного сознания; должен овладеть теоретическими основами и методологией изучения памятников политической, правовой и философской мысли, выработать собственную точку зрения на особенности развития общественного сознания; на исторических примерах находить органическую взаимосвязь древнерусской истории и истории России последующих эпох; сформировать целостное и многогранное видение общественного сознания в контексте сложных социально-экономических и политических процессов, представление о включенности исторической личности в социокультурную среду. При изучении истории общественного сознания в России на семинарских занятиях необходимо привить обучаемым понимание значения истории общественного сознания для раскрытия истории научных знаний и техники, в частности, агротехники, в Древней Руси для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости. Рабочий план по самостоятельному изучению курса «История общественного сознания в России» устанавливает следующие формы работы: 1. Выполнение творческих работ по разделам курса; 2. Ответы на контрольные вопросы устно в рамках семинаров; 3.Выполнение реферата; Рабочая программа составлена для студентов, обучающихся по направлению 110500 «Садоводство». 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История общественного сознания в России» является формирование у студентов представления об основных тенденциях и направлениях развития древнерусского общественного сознания, введение студентов в парадигму современного социокультурного знания, основанного на усвоении теоретико-методологических принципов обоснования значимости формирования общественного сознания. Культура и искусство как органические элементы общественного сознания при этом понимаются как динамическая система становления и развития индивидуального и общественного самосознания в системе ценностных отношений. Дисциплина призвана сформировать целостное и многогранное видение политической и философской культуры, представление о включенности личности в социокультурную среду; выработать у студентов навыки анализа произведений древнерусского общественного сознания как источников развития философской и общественной мысли, навыки владения современными методами описания динамики социокультурных процессов; создать условия для усвоения теоретико-культурного аппарата, фундаментальных понятий, которые являются методологической основой современного гуманитарного знания; стимулировать развитие абстрактного мышления, проблемного и дискуссионного подходов в усвоении предмета, умения вести самостоятельную исследовательскую работу. 2. Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «История общественного сознания в России» включена в качестве дисциплины по выбору в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1) вариативной части. Реализация в дисциплине «История общественного сознания в России» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 110500 «Садоводство»: в результате изучения дисциплины обучающийся должен знать закономерности и этапы общественно-исторического процесса, основные политические и социальные явления, даты, имена и события, основные тенденции и процессы мировой и отечественной общественной мысли; уметь ориентироваться в мировом культурно-историческом процессе; предшествующим курсом, на который непосредственно базируется дисциплина «История общественного сознания в России» является дисциплина "История"; дисциплина «История общественного сознания в России» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Правоведение». Особенностью дисциплины является ее интегративный и мировоззренческий характер, что также нашло отражение в ФГОС. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2. Таблица 1 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Таблица 2 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
4.2 Содержание дисциплины Таблица 3 Тематический план учебной дисциплины
Раздел 1. Соотношение мировой и национальной политической и социальной мысли. Общественного сознание и цивилизация. |
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского... | Рабочая программа дисциплины «История» России, об их месте в контексте мировой истории, знакомство с существующими в науке концепциями исторического процесса; формирование... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая история россии и зарубежных стран» Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о глобальных тенденциях политического развития России, стран Западной... | Примерная программа учебной дисциплины история 2011 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык Министерство... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | Рабочая программа учебной дисциплины Английский язык 2011г Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Программа учебной дисциплины история Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | ||
Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом... | Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 «Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»... |