Скачать 275.3 Kb.
|
Московский государственный институт Международных отношений (Университет) МИД России ПРОГРАММА КУРСА «Сравнительные стратегические культуры» Москва 200__ Программу курса разработала д.ф.н., проф. кафедры сравнительной политологии Малинова О.Ю. © Малинова О.Ю. © МГИМО (У) МИД России Раздел 1. Организационно-методический 1.1. Место курса в образовательной программе Курс «Сравнительные стратегические культуры» предназначен для студентов четвертого курса факультета политологии (отделение сравнительной политологии). Одной из важнейших задач факультета Политологии является подготовка политиков-профессионалов, профессиональных специалистов-управленцев и администраторов, аналитиков и исследователей. Стать профессионалом в политической сфере невозможно без понимания особенностей субъективной сферы политики в целом и стратегической культуры как одной из ее составляющих. Поэтому данный курс занимает важное место в учебном процессе факультета Политологии. 1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)Основная цель курса – дать представление о концепции «стратегической культуры» и ее эвристических возможностях, показать способы ее применения в сравнительных политических исследованиях, расширить знания студентов о политико-культурных явлениях, о связи стратегической культуры с другими аспектами политических явлений и процессов, стимулировать применение знаний, полученных как в рамках данного курса, так и в курсах, посвященных изучению современных политических систем и политических культур стран Запада и Востока, для самостоятельного сравнительного анализа политических процессов. Программа курса «Сравнительные стратегические культуры» для студентов факультета Политологии рассчитана на совмещение аудиторных часов с продуктивной самостоятельной работой по изучению оригинальных авторских концепций и анализу эмпирического материала. В целях более глубокого изучения проблем курса предусматриваются такие формы проведения занятий, как лекции, практические занятия, контрольные работы, а также итоговый коллоквиум. В рамках курса студенты пишут одно эссе. Образовательные результаты курса:
1.5. Критерии оценки знаний и компетенций Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Раздел 2. Содержание курса 2.1. Организационно-методические данные курса
2.2. Тематический план курса
2.3. Содержание курса Лекция 1 (4 часа). «Культура» и международные отношения. Основные подходы к сравнительному исследованию стратегических культур. Проблема «культурных факторов» в международных отношениях. Понятие стратегии и его объем. Понятие культуры. Основные подходы к интерпретации «культуры». Культурологические подходы к международным исследованиям. Работы первой волны (американская культурная антропология 1940-х гг.). Работы второй волны (разработка концепций «стратегической культуры» в контексте холодной войны). Особенности и недостатки первого поколения исследований стратегической культуры. Третья волна политико-культурных исследований в международных отношениях: исследования А.Джонстона, М.Финнемор, И.Нойманна, Х.Хейкка и др. Современные подходы к изучению стратегических культур. Сравнительные исследования стратегических культур: казусно ориентированные и бинарные сравнения. Практическое занятие/семинар 1. Основные подходы к исследованию стратегических культур
Практическое задание: проанализировать способы концептуализации и операционализации понятия «стратегическая культура», предложенные А.Джонстоном и И.Нойманном/Х.Хейккой и выяснить эвристические возможности каждого из подходов. Основная литература
Дополнительная литература
Контрольная письменная работа № 1. Направлена на проверку знания базовых понятий «стратегическая культура», «культура», «стратегия». Предполагает выполнение заданий, сформулированных в виде теста. Лекция 2 (4 часа). Стратегические культуры стран Европы. Проблемы формирования «европейской стратегической культуры» Сравнительные исследования стратегических культур Великобритании, Франции и Германии. Особенности стратегической культуры Великобритании; европеизм и атлантизм в британской стратегической культуре. Стратегические проблемы и стратегическая культура Франции; военно-гражданские отношения как фактор формирования французской стратегической культуры. Организационная культура и принятие политических решений в области военной политики (сравнительные исследования на материале Франции и Великобритании Э.Кайе и Ж.Легро). Исторический опыт и стратегическая культура Германии. Трансформация стратегических культур Германии и Японии после второй мировой войны: исследование Т.У.Бергера. Изменения европейской стратегической культуры в ХХ в. Европейский Союз и изменения в стратегическом мышлении европейских элит. Проблемы формирования новой европейской стратегической культуры. Практическое занятие/семинар 2. Перспективы общеевропейской стратегической культуры
Практическое задание 2: Проанализировать и оценить аргументы авторов, оптимистически оценивающих перспективы формирования общеевропейской стратегической культуры, и их оппонентов, считающих такую перспективу маловероятной. Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 3. Стратегическая культура США. Основные направления американской стратегической мысли и формирование внешней политики США (исследование У.Р.Мида). Основные дилеммы американской стратегической культуры: идеализм/прагматизм, идеализм/изоляционизм. Особенности политического процесса в США и стратегическая культура. События 11 сентября 2001 г. и стратегическая культура США. Сравнительный анализ стратегических культур США и Западной Европы (книга Р.Кейгана «О рае и силе»). Практическое занятие/семинар 3. Сравнительный анализ стратегических культур США и стран Западной Европы
Основная литература
Дополнительная литература
Контрольная письменная работа № 2. Предполагает анализ общего и особенного в стратегических культурах стран Западной Европы и США. Лекция 4. Стратегическая культура России / СССР. Стратегические проблемы и стратегическая культура России. Предполагаемые «константы» российской/советской политической культуры и парадокс перестройки и «нового мышления». Международные отношения и исследования идентичности. Европа/Запад как Значимый Другой России. Особенности российского «долгого дискурса» о коллективной самоидентификации. Россия как лиминарный (пограничный) случай европейской идентичности (работа И.Нойманна «Использование Другого»). Практическое занятие/семинар 4. Конструирование коллективной идентичности и формирование стратегической культуры (на примере России)
Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 5. Стратегическая культура Китая Стратегическая мысль и стратегическая культура Китая. Традиции китайской стратегической философии и современная стратегическая мысль. Исследование А.Джонстона: взаимодействие двух субкультур в китайской стратегической культуре (конфуцианская и реално-политическая парадигмы). Анализ внешнеполитического поведения Китая в конце ХХ – начале XXI вв. Основная литература A.I.Johnston. Cultural Realism and Strategy in Maoist China, in: P.J. Katzenstein (ed.).The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. New York: Columbia Univ. Press, 1996. – Р. 216-268. Лекция 6. Стратегическая культура Японии. История, география, религия и стратегическая культура Японии. Черты японской культуры, наиболее значимые для стратегического поведения: обязанности и ритуал социального поведения, этикет поведения в группе и процесс принятия решений и др. Наследие изоляционизма и адаптивность японской культуры. Трансформация политических ценностей и символов после реставрации Медзи. Трансформация Японии в ХХ в.: японская стратегическая культура до и после второй мировой войны. Ключевая дилемма внешнеполитической самоидентификации Японии в начале XXI в.: притязания на привилегированный статус в международном сообществе или роль региональной державы? Основная литература
Дополнительная литература Чугров С.В. Социокультурное пространство и внешняя политика современной Японии. – М.: ИМЭМО РАН, 2007. Контрольная письменная работа № 3. Проверки знания фактического материала, характеризующего особенности стратегических культур России, Японии и Китая, а также базовых навыков сравнительного анализа политико-культурных явлений. Лекция 7. Оценка аналитических возможностей концепта «стратегические культуры». Культурные теории в сфере международной безопасности: анализ опыта исследований 1990-2000-х гг. Культурологические подходы и реализм. Трудности и нерешенные проблемы подхода к изучению международных отношений с точки зрения стратегической культуры. Стратегическая культура: альтернатива другим подходам или дополнение к ним? Практическое занятие/семинар 5. Трудности и нерешенные проблемы СК подхода
Основная литература Johnston, Alastair Iain. Thinking about Strategic Culture // International Security. – Vol.19. No. 4. –1995. – P.32-64. A.Macmillan, K.Booth and R.Trood. Strategic Culture // K. Booth, R. Trood (eds.). Strategic cultures in the Asia-Pacific region. New York : St. Martin’s Press, 1999. 2.4. Самостоятельная работа слушателей Самостоятельная работа складывается из подготовки к практическим занятиям/семинарам и письменным контрольным работам, подготовки к итоговому коллоквиуму и написания эссе. Раздел. 3. Учебно-методическое обеспечение курса 3.1. Критерии оценки знаний. Форма итогового контроля Формой итогового контроля является зачет. Критерии оценки определяются качеством полученных знаний и освоенных компетенций. Зачет складывается из суммы оценок, полученных за работу на практических занятиях, контрольные работы, выступление на коллоквиуме и подготовку эссе.
3.2. Примерные темы эссе Эссе может быть подготовлено: а) в форме сводного реферата, обобщающего особенности стратегической культуры страны по выбору на основе анализа научной и справочной литературы (задача автора – отобрать и сгруппировать материал, существенный для анализа, и продемонстрировать базовые навыки анализа политико-культурных явлений); примеры: «Особенности стратегической культуры Российской империи (СССР; США, Великобритании, Японии после второй мировой войны)». б) сравнительного анализа текстов (официальных документов, выступлений лидеров государств, руководителей военных ведомств) с целью выявления культурно обусловленных особенностей стратегических подходов; примеры: «Сравнительный анализ Национальной стратегии безопасности США (2002) и Европейской стратегии безопасности (2003): сходства и различия культурных подходов». 3.3. Список вопросов для подготовки к коллоквиуму и зачету
3.4. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы Основная литература Кейган Р. О рае и силе: Америка и Европа в новом мировом порядке / Пер. с англ. А.Смирнов. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 7-77. Малинова О.Ю. Западничество и антизападничество в России: поиски национальной идентичности в контексте «догоняющей модернизации» // Пути России: Преемственность и прерывистость общественного развития / Под общ. ред. А.М.Никулина. – М.: МВСШЭН, 2007. – С. 298-306. Морозов В. Понятие государственной идентичности в современном теоретическом дискурсе // Международные процессы. Т. 4. № 1(10). Январь-апрель 2006. Нойманн И. Использование "Другого". Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. Гл. 3, 1, 6. Berger, Thomas U.. Norms, Identity, and National Security in Germany and Japan, in: P.J. Katzenstein (ed.).The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. New York: Columbia Univ. Press, 1996. Р. 317-356. Johnston, Alastair Iain. Thinking about Strategic Culture // International Security. – Vol.19. No. 4. – Spring 1995. – P. 32-64. (Особенно – P. 33-55.) Johnston, Alastair Iain. Cultural Realism and Strategy in Maoist China // P.J. Katzenstein (ed.).The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. New York: Columbia Univ. Press, 1996. – Р. 216-268. Macmillan A., Booth K.and Trood R. Strategic Culture // K. Booth, R. Trood (eds.). Strategic cultures in the Asia-Pacific region. New York : St. Martin’s Press, 1999. Matlary, Janne Haaland. When Soft Power Turns Hard: Is an EU Strategic Culture Possible? // Security Dialogue. 2006. Vol. 37 (1): 105-121. Neumann, Iver B. and Henrikki Heikka. Grand Strategy, Strategic Culture, Practice. The Social Roots of Nordic Defence // Cooperation and Conflict. – Vol. 40, No. 1. – 2005. – P. 5-23. Rynning, Sten. Less May Be Better in EU Security and Defence Policy // Oxford Jounal on Good Governance. 2005. Vol. 2 (1): 45-50. Sajima, Naoko. Japan: Strategic Culture at a Crossroads // Booth, Ken and Russell Trood (eds.). Strategic cultures in the Asia-Pacific region. New York : St. Martin’s Press1999. Дополнительная литература Чугров С.В. Социокультурное пространство и внешняя политика современной Японии. – М.: ИМЭМО РАН, 2007. Dalgaard-Nielsen, Anja. The Test of Strategic Culture: Germany, Pacifism and Pre-Emptive Strikes // Security Dialogue. Vol. 36, No. 3, Sept. 2005. Gray, Colin S. Comparative Strategic Cultures // Parameters. – 1984, Winter. – Р. 26-33. Herman R.G. Identity, Norms and National Security: The Soviet Foreign Policy Revolution and the End of the Cold War, in: P.J. Katzenstein (ed.).The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. – New York: Columbia Univ. Press, 1996. – Р. 271-316. Kier, Elizabeth. Culture and French Military Doctrine Before World War II // P.J. Katzenstein (ed.). The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. – New York: Columbia Univ. Press, 1996. – P.186-215. Klein, Bradley S. Hegemony and Strategic Culture: American Power Projection and Alliance Defense Politics // Review of International Studies. – Vol. 14, No. 2. – 1988, April. Thomas U. Berger. Norms, Identity, and National Security in Germany and Japan // P.J. Katzenstein (ed.). The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics. – New York: Columbia Univ. Press, 1996. – Р. 317-356. Klein, Bradley S. 1988. “Hegemony and Strategic Culture: American Power Projection and Alliance Defense Politics”, Review of International Studies, Vol. 14, No. 2 (April) Pipes, Richard. Why the Soviet Union Thinks It Could Fight and Win a Nuclear War // Commentary, Vol. 64, No. 1 (July). – 1977. – Р. 21-34. Раздел 4. Список учебно-лабораторного оборудования Компьютер, мультимедийный проектор, электронная почта (студенты создают коллективный электронный ящик, на который преподаватель высылает в электронном виде материалы для подготовки к занятиям – подборки основных слайдов презентаций к лекциям, электронные или сканированные статьи). |
В предложениях 1, 2, 3, 4, 8 запятыми выделяются сравнительные обороты.... Справка в предложениях 1, 2, 3, 4, 8 — запятыми выделяются сравнительные обороты. В 5, 6, 7 — запятыми отделяются сравнительные придаточные... | Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | ||
Стратегические документы по исполнению положений Указов (стратегия,... Информация о реализации указов Президента РФ министерством культуры Челябинской области 2013 г | Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий... Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»... | ||
Программа дисциплины «Стратегические компетенции менеджера» для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное... | Программируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные... Программируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные параметры. Сравнительные характеристики плис фирм Actel,... | ||
Программы: Корпоративная Стратегия: Слияния и поглощения; стратегические альянсы Название программы: Корпоративная Стратегия: Слияния и поглощения; стратегические альянсы | Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и... Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры... | Программа курса «древние языки и культуры» Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание... | ||
Основные направления развития, стратегические проекты, ключевые события года с. 3-7 Введение: основные направления развития, стратегические проекты, ключевые события года с. 3-7 | Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | ||
Курсовая работаРабота защищена Модемы различных фирм-производителей: использование в сетях, различия в архитектуре, сравнительные характеристики, особенности эксплуатации.... | Профессиональные обзоры а. В. Шевчук сравнительные исследования моделей... Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы... | Закон РФ «Об образовании» Стратегические приоритеты образовательного процесса, анализ образовательной среды |