Скачать 52.83 Kb.
|
1. Краткая история латинского языка и его роль в развитии мировой культуры Латинский язык (Lingua Latina) принадлежит к итальянской ветви группы индоевропейских языков. Он получил свое название от латинян (Latini)- племени цветущего края Лациум, жившем в глубокой древности, скотоводы и земледельцы. В 753 году до нашей эры, согласно легенде, их потомки – Ромул и Рем, из рода аскания, основали город Рим. С расширением римского господства язык древних латинян распространился на всю Италию, а затем и на значительную часть Римской империи. Выделите 3 периода развития латинского языка и его роль в развитии мировой культуры, законспектировав в рабочую тетрадь (Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006 Стр.: 16-18) 2. Связь латинского языка с древнегреческим языком С момента покорения римлянами Греции 9146 год до нашей эры греческий язык становится вторым языком Рима. Характерно повсеместное распространение греческого и латинского языков и владение ими как римлянами, так и греками. Однако влияние греческого языка на латинский было более значительным. Латинский язык и греческий язык переходили друг в друга, испытывая влияние друг друга в связи с историческими событиями. Более полутора тысяч лет латынь была языком культуры и письменности, единственным языком науки почти во всех странах Европы. В России латинский язык тоже был в течение многих десятилетий языком науки, научной литературы и обучения представителей разных профессий, в том числе и будущих врачей. На латыни были написаны многие научные труды М.В.Ломоносова, Н.И.Пирогова и других врачей и естествоиспытателей. Фонетика, графика, элементы грамматики, лексика и словообразовательные средства латинского и древнегреческого языка продолжают жить в профессиональном языке медицинских работников. 3. Роль латинского и греческого языков в создании медицинской терминологии Обучение любой профессии невозможно без овладения профессиональным языком, в котором для обозначения многочисленных предметов, процессов, явлений, действий существуют специальные слова и словосочетания – термины. Владение системой терминов отличает медсестру хирургического отделения от медсестры детского отделения. Каждая из клинических дисциплин имеет свою систему терминов (системы научных понятий профилактики, диагностики, способов лечения болезней, инструментария, приборов, применяемых в медицине). Клиническая терминология опирается на анатомическую терминологию. Существует система специальных названий – номенклатура лекарственных средств. Медицинская терминология: клиническая + анатомическая + фармацевтическая. Значительную массу специальных слов составляют заимствования из классических языков античного мира – древнегреческого и латинского. Гораздо большее количество специальных слов было создано искусственно из материала древних языков на базе современных языков: западноевропейских, славянских, в том числе и русского. Anatomia ( рассечение) биология (БИОС - жизнь, logos- наука) терапия (уход, попечение) психиатрия (душа) Для успешного овладения профессией учащиеся должны овладеть элементами медицинской терминологии греко-латинского происхождения. Знание элементов медицинской терминологии необходимо также для взаимопонимания между специалистами, говорящими на разных национальных языках. Существуют международные перечни терминов: анатомическая, гистологическая, эмбриологическая, микробиологическая номенклатура. Рецепты выписываются на латинском языке. Существует государственная фармакопея, где каждая статья о препарате, лекарственном сырье дается на русском и латинском языках. Как известно, одной из главных потребностей человека считается потребность в общении. И от временной эпохи его обитания данная потребность не теряет своей актуальности. К-примеру, чтобы донести определённую информацию до своих соплеменников, первобытные люди рисовали на стенах пещер, в которых жили, изображения-пиктограммы, в которых кратко и лаконично зашифровывали необходимые сведения. Такой пример относится к письменной речи, языку, который мы можем видеть в книгах, журналах, газетах. Кроме того, существует устная речь, при помощи которой мы можем разговаривать друг с другом, общаться. По своей сути, устная речь это не что иное, как набор звуков разных частот и длительностей наряду с паузами, то есть также своеобразный шифр. Естественно, письменная и устная речь связаны друг с другом, но следует запомнить, что Буква – это символ алфавита, то, что мы пишем, видим, читаем, а Звук – это слышимая вибрация механических волн в упругой среде, то есть то, что мы слышим и произносим. В соответствии с типом «шифра» языка можно разделить все языки на семьи, виды и так далее по стандартной классификации языковых групп. Как видно из символического изображения «дерева Индоевропейских языков», Латинский является ветвью Италийского языка. В свою очередь Латынь порождает целую группу языков, так называемых «Романских»: это Французский, Итальянский, Румынский, Молдавский, Португальский, Испанский, Провансальский, и ещё некоторые наречия, диалекты и менее известные языки. На родство этих языков с Латынью указывает, во-первых, сходство алфавитов. Во-вторых, огромное количество однокоренных и синонимичных слов, явно прослеживаются одни и те же латинские «корни». Пример 1: В 1 веке до нашей эры на LL (Lingue Latina) говорило население области Лаций (Latium), располагающейся в Западной части Апеннинского полуострова. В античные времена на полуострове располагалась Римская империя, а в настоящее время находится государство Италия. Главным городом, то есть столицей области, а также и всей империи являлся город Рим (Roma), а народ, проживающий в этом регионе, назывался Latini. Покоряя соседние племена, Рим распространял своё господство на весь бассейн Средиземного моря (Античная Греция, Египет, Галлия и Германские племена). Таким образом, распространялся и LL, вытесняя другие языки, и образовывая новые диалекты и говоры, соединяющие в себе латинскую грамматику и национальные идиоматические выражения. В 476 году нашей эры Римская империя пала под натиском варварских Германских племён, но LL стал основой для всех Романских языков, перечисленных выше. В настоящее время LL является международным языком в областях юриспруденции (терминология, название правовых актов), медицины (фармакология, медицинские измерения, приборы) и ботаники (названия растений, классификации). Также Латинскому языку присвоен статус Мёртвого языка. Мёртвый язык— язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении Таким образом, из лекции мы выяснили:
Задание:
Дополнительное задание:
|
Краткая история Древней Японии. Краткая история новой Японии Целью данной работы является краткое знакомство с основными положениями истории и культуры «Страны Восходящего Солнца» | Рефератов по дисциплине «История мировой художественной культуры» «История мировой художественной культуры» для студентов 1 – го курса, обучающихся по направлению 101100. 62 «Гостиничное дело» профиль... | ||
I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности,... | Памятка (силлабус) Учебной дисциплины «Технологические процессы в машиностроении» Модуль Курс Технологические процессы в машиностроении, его составные части. Краткая характеристика, значение в технологической подготовке... | ||
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | «Культура Псковского края: история и современность» Колония на Холмах... Методы и способы выполнения работы с. 4 | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «История мировой и отечественной... Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей... | Экзаменационные требования по дисциплине «История мировой культуры»... Особенности художественной культуры древневосточных обществ. Связь искусства с религиозными представлениями и политическим устройством... | ||
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии... | Роль отраслей социальной сферы в развитии человеческого потенциала Важная роль в этом отводится физическому воспитанию детей, молодежи и систематическим занятиям физкультурой и спортом населением... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 01 Древней Греции и Рима, с проникновением латинского языка в Британию в период распространения христианства, с лексическими заимствованиями... | Темы семинарских занятий 1 Сущность маркетинга и его роль в развитии... Сущность маркетинга и его роль в развитии экономики страны и управлении предприятием | ||
Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... «История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации... | Реферат на тему: П. Л чебышев отец Петербургской математической школы Пафнутия Львовича Чебышева, замечательного ученого и педагога, который вывел отечественную математическую науку на мировой уровень.... | ||
Издание третье Панин, его стилистической системы, описана роль писателей, публицистов, общественных деятелей в развитии норм литературного языка.... | Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской... Автор: преподаватель дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»... |