Программа учебной дисциплины физическая культура





Скачать 167.06 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины физическая культура
Дата публикации11.06.2015
Размер167.06 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа

Российская Экономическая Школа


НОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА» (институт)
программа учебной дисциплины

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

автор программы: С.Н. Федоряченко, ibattalov@yandex.ru


Утверждена Cоветом Программы «___»_____________2012 г.

Исполнительный директор:

Е.В. Максимова___________________


Москва

2012




Цели освоения и краткое описание дисциплины


Дисциплина «Физическая культура» предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание каждой лекции включает в себя: основные понятия и термины, ведущие научные идеи, основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними, научные факты, объясняющие и формирующие убеждения, рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению необходимого опыта в занятиях физической культурой. Учебно-тренировочные занятия проводятся на основе исполь­зования теоретических знаний и методических умений в сочетании с разнообразными средствами физической культуры.
Основой целью освоения данной дисциплины является обеспечение необходимой двигательной активности и оптимального уровня физической подготовленности, освоение жизненно необходимых умений и навыков, формирование потребности в самостоятельном и регулярном использовании физической культуры и спорта в целях самосовершенствования и ведения здорового образа жизнедеятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


ОК-7, ОК-15, ОК-16

Структура и организация учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

36

4

4

28

2

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

36

6

6

24

3

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

36

6

6

24

4

Основы развития физических качеств

36

6

6

24

5

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

36

6

6

24

6

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

36

6

6

24

7

Легкая атлетика

36

6

6

24

8

Спортивные игры: Волейбол

38

6

6

26

9

Спортивные игры: Баскетбол

38

6

6

26

10

Шейпинг

36

6

6

24

11

Атлетическая гимнастика

36

6

6

24




ИТОГО

400

64

64

272



Система оценивания и требования к выставлению итоговой оценки


Формы контроля знаний

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Вес в финальной оценке (%)


Текущий контроль

Контрольно-тестовые задания

В конце каждого раздела программы

35

Реферат

8-12 страниц

15

Итоговый контроль

Тест физической подготовленности

В конце обучения

50



Содержание дисциплины


1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.

Физическая культура и спорт как социальные фено­мены общества. Основы законодательства РФ о фи­зической культуре и спорте, физическая культура личности, деятельностная сущность физической культуры, ее цель и задачи, физическая культу­ра как учебная дисциплина среднего профессионального образования и целостного развития личности. Формы физического воспитания в вузе.

2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.

Здоровье человека как ценность и факторы его опре­деляющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самосовершенствова­ние и самовоспитание в здоровом образе жизни. Критерии его эффектив­ности. Факторы риска для здоровья.

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

Психофизиологическая характеристика интеллектуаль­ной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособно­сти студентов в учебном году и факторы ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

4. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Методические принципы развития физических качеств. Возрастные изменения в уровне их развития. Средства и методы развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости. Условия акцентированного развития отдельных физических качеств при коррекции телосло­жения, физической и функциональной подготовленности. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Значение мышечной релаксации.
5.САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ.

Диагностика состояния организма при регулярных за­нятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание, самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконт­роля. Метод стандартов, антропометрических индексов, номограммы функциональных проб. Коррекция содержания занятий физическими уп­ражнениями и спортом по результатам контроля.

6.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ.

Личная и социально- экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду, определе­ние понятия ППФП, ее цели, задачи, средства, место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленностью студентов.

7. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Правила поведения и безопасности на занятиях по легкой атлетике.

Краткие теоретические сведения о правильном и безопасном поведении учащихся во время практических занятий, роспись в журнале по технике безопасности; обучение разминочным упражнениям на различные мышечные группы и суставы в целях профилактики травматизма.

Высокий, средний и низкий старты в спортивном беге. Специальные беговые упражнения; низкий старт из стандартного положения; низкий старт из различных исходных положений (сидя; сидя спиной вперед, лежа, со сменой ног и т.д.); средний старт, высокий старт.

Бег на короткие (60 и 100м) и средние(1000м) дистанции. Выполнение разминочных беговых упражнений; низкий старт; стартовый разбег; специфика видов бега по дистанциям; финиширование; повторный бег; переменный бег. Выполнение специальных упражнений бегуна на короткие и средние дистанции: повторное и переменное пробегание отрезков 60-100 и 400-1000 метров.

Бег на длинные дистанции по стадиону (2000м девушки и 3000м юноши). Выполнение специальных беговых упражнений на длинные дистанции (равномерный бег (2-3 км); повторный бег (800-1500 м); переменный кросс с ускорениями до 30 минут.

Эстафетный бег (передача снизу). Классификация дистанций в эстафетном беге; пробегание этапа и передача эстафеты по прямой и виражу 4 по 100 м); бег на короткие дистанции (30-60 м) с максимальной частотой и скоростью; отработка стартового разбега при передаче эстафетной палочки.

Прыжки в длину. Специальные упражнения прыгуна; прыжки в длину с короткого разбега; прыжки в длину с полного разбега; подготовительные и подводящие упражнения к избранному способу прыжка; разновидности прыжков с места.

8. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЛЕЙБОЛ

Правила поведения, техника безопасности на занятиях спортивными играми. Правила игры в волейбол. Краткие теоретические сведения о правильном и безопасном поведении занимающихся во время занятий спортивными играми, роспись в журнале по технике безопасности; знакомство с правилами игры в волейбол; обучение ОРУ на различные мышечные группы и суставы в целях профилактики травматизма.

Техника игры в нападении. Стойки (высокая, средняя); перемещения (ходьба, бег, прыжки, падения); расстановка игроков на площадке; выполнение разбега- напрыгивания- толчка- удара по мячу; выполнение нападающего удара- прямого, по ходу (из зоны 4 и 2).

Техника владения мячом. Подачи: нижняя прямая и боковая; верхняя прямая и боковая; передачи в парах: нижние, верхние, боковые; прием мяча с подачи; передачи из зон 1, 5, 6 в зону 3; учебно-тренировочные игры с заданиями.

Техника игры в защите. Стойки и перемещения волейболиста; прием и передачи мяча на месте и в движении; одиночное и групповое блокирование; игра после блока и страховка после блока.

Тактика игры в волейбол. Выбор места игроком для получения мяча; различные варианты и схемы в нападении и защите; учебно-тренировочные игры с заданиями.

9. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: БАСКЕТБОЛ

Правила игры в баскетбол. Техника игры в нападении. Изучение правил игры в баскетбол; выполнение баскетбольной стойки, передвижений, стартов, поворотов, остановок баскетболиста; выполнение бросков мяча в корзину; учебно-тренировочная игра;

Техника владения мячом. Ловля и передачи мяча на месте и в движении; ведение мяча различными способами; броски мяча в корзину с места и после ведения мяча; выполнение финтов и отвлекающих движений при бросках; учебно-тренировочные игры с заданиями;

Техника игры в защите. Выполнение защитных стоек, передвижений обычными и приставными шагами, бегом в различных направлениях; техника владения мячом в защите и противодействия нападающим; овладение мячом при отскоке от щита и корзины, перехваты, выбивания мяча; способы противодействия броскам в корзину; учебно-тренировочные игры с заданиями.

Тактика игры в баскетбол. Индивидуальные тактические действия игрока с мячом и без него; варианты тактических систем в нападении; выполнение заслонов; выполнение быстрых прорывов; тактические действия защитника против игрока с мячом и без него; зонная и смешанная защиты, взаимодействия игроков в защите и нападении; игра с тактическими заданиями.

10. ШЕЙПИНГ

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятии шейпингом: одежда и обувь; правила безопасности; основные типы повреждений, травм и их профилактика; гигиена питания. Напоминание о методах самоконтроля: внешние признаки переутомления; контроль ЧСС.

Базовые шаги комплекса по шейпингу. Приставной и открытый шаги, захлест голени назад, колено вверх, подъем ноги, касание пяткой, носком, шаг буквой V, скрестный шаг, шаг и ходьба – ноги врозь, ноги вместе и т.д.

Овладение базовыми умениями и навыками по шейпингу. Связное последовательное соединение базовых шагов комплекса под музыкальное сопровождение; выполнение комплекса с индивидуальным увеличением нагрузки; владение техникой выполнения силовых упражнений комплекса с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой всех групп мышц: упражнения для мышц рук, ног, спины, мышц брюшного пресса; владение техникой выполнения стрейчинг-упражнений комплекса с последующим увеличением силовой нагрузки для упражнений на растяжку.

6. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Вводное занятие.Правила техники безопасности на занятии в тренажерном зале: спортивная форма; правила безопасности; основные типы повреждений, травм и их профилактика; гигиена питания. Методы самоконтроля: внешние признаки переутомления; контроль ЧСС. Ознакомление с оборудованием: настройки и назначение тренажеров, возможные варианты упражнений. Ознакомление с различными методиками построения тренировки: последовательность упражнений; интенсивность тренировок; средства восстановления.

Овладение техникой выполнения упражнений для грудной мышцы, мышц спины, плечевого пояса и рук. Обучение и последующее совершенствование техники выполнения упражнений: жим штанги лежа на наклонной скамье, жим гантелей лежа, лежа на горизонтальной скамье, разводка с гантелями, французский жим лежа, скручивания корпуса; тяга верхнего блока на грудь, гиперэкстензия с отягощением, тяга штанги в наклоне Пуловер, сгибание рук со штангой на парте Лари-Скотта, изолированное сгибание с упором о бедро и т.д.

Овладение техникой выполнения упражнений для мышц ног. Обучение и последующее совершенствование техники выполнения упражнений для мышц ног: жим ногами, поочередные сгибания ног лежа, выпады в машине Смита, разведение ног сидя, подъем на пальцы, стоя в машине Смита, скручивания корпуса и т.д.

Индивидуальные планы тренировки. Определение индивидуальной цели конечного тренинга каждого студента; составление индивидуальных планов тренировки на основании полученной информации и работа по составленным индивидуальным планам.




Методы обучения


Для реализации различных видов учебной деятельности используются как теоретические, так и практические занятия. Практические занятия предусматривают выполнение физических упражнений, проведение спортивных игр и соревнований между студентами.

Для студентов, имеющих специальную группу здоровья и временно освобожденных, предусмотрено написание реферата к каждому зачету.

Примеры заданий и вопросов для самостоятельной работы и промежуточного контроля


Примерные задания для текущего контроля:


  1. Назвать и показать 2 упражнения для тренировки мышцы или мышечной группы по выбору преподавателя.

  2. Назвать и показать 3 упражнения для тренировки мышцы или мышечной группы по выбору преподавателя, одно из которых должно быть выполнено на тренажере, два других – со свободным весом.

  3. Назвать и показать 4 упражнения для тренировки мышечной группы по выбору преподавателя, два из которых должны быть выполнены на тренажере, два – со свободным весом.

  4. Составить план тренировки для студента первого курса обучения с основной группой здоровья.

  5. Технично и правильно выполнить комплекс по шейпингу.

  6. Технично и правильно выполнить специальные силовые упражнения по шейпингу для мышц рук – минимум 15 раз, для мышц брюшного пресса – минимум 40 раз, для мышц спины – минимум 30 раз, для мышц ног – минимум 20 раз.

  7. Продемонстрировать бросок мяча после ведения (справа, слева, прямо) относительно кольца.

  8. Выполнить «штрафные» броски из 10 попыток не менее 4 попаданий.

  9. Выполнить броски из-за 6м линии (справа, слева, прямо) относительно кольца из 10 попыток не менее 3 попаданий.

  10. Продемонстрировать умение играть в баскетбол и знание правил игры.


Примерные темы рефератов:


  1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

  2. Физическая культура в обеспечении здоровья.

  3. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека.

  4. Влияние физических упражнений на психофизические процессы и системы организма.

  5. Основы здорового образа жизни.

  6. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие.

  7. Физическая культура в оптимизации работоспособности.

  8. Физическая культура в профилактике нервно-эмоционального и психологического утомления студентов.

  9. Методика тренировки силы, выносливости, гибкости (по выбору студента). Профессионально-прикладная физическая подготовка студента.

  10. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

  11. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

  12. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).



Список основной и дополнительной литературы

Основная литература


Аветисов Э.С, Левадо Е.И., Курпан Ю.И. Физическая культура при близорукости. - М.: Знание. 1985 – 56с.

Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.; ФиС, 1985. - 192с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 64с.

Белов В.И. Жизнь без лекарства.- СПб, "Респекс", 1995. - 494с.

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Работоспособность студентов в учебной деятельности и ее регулирование средствами физкультуры. Лекции по курсу физическая культура. - М.: МНЭПУ, 1995 - 38с.

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания студентов (Методические рекомендации для студентов). - М.: МГПИ, 1984. - 45с.

Горшков А.Г. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методическое пособие. - М.: МНЭПУ, 1995. - 25с.

Ильинич В.И., Виленский М.Я. Физическая культура для работников умственного труда. - М.: Знание, 1983. - 64с.

Книга учителя физической культуры. Под общей ред. В.С.Каюрова. - М.: ФиС, 1973.-333с.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 400с.

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. /Уч. пос. для студентов средних спец. уч. заведений. М: «Академия»: Высшая школа, 2000. - 367с.

Самостоятельные занятия студентов по физвоспитанию: Методические указания. М.: МИСИ, 1986. - 20с.

Дополнительная литература


Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет. - М.: Химия. 1993. - 400с.

Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: ФиС, 1990. -208с.

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов. //Среднеепроф. образование, 1995, №4-6, 1996 №1-3.

Горшков А.Г. Физическая подготовка студента: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001 .-72с.

Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовленности (Методические основы развития физических качеств) /Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 386с.

Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. - 144с.

Леонова А.Б.. Кузнецов А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 123с.

Медицинская Валеология: Учеб. Пособие/ Апанасенко Г.Л., Попова Л.А.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248с.

Мильнер Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физкультуры. - М.: ФиС, 1991. - 112с.

Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Сов. спорт, 1993. - 48с.

Физическая культура студента: Учебное пособие. /Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2001. - 448 с.

Физическая культура: Учебное пособие. /Под ред. В.А.Коваленко. М.: Изд-во АСВ, 2000. – 432с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа дисциплины физическая культура степень выпускника...
...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины основы реабилитации в спорте...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физическая культура» блока б б. 18. студентам очной формы обучения
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины лечебная физическая культура...
Ок осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура»
Рабочая программа предназначена для преподавания раздела Б4 Физическая культура студентам заочной формы полного срока обучения по...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconН. Я. Яковлева (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа учебной дисциплины основы лечебной физической культуры...
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее...
Программа учебной дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Программа учебной дисциплины физическая культура iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск