Российская Экономическая Школа НОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА» (институт) программа учебной дисциплины
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
автор программы: С.Н. Федоряченко, ibattalov@yandex.ru
Утверждена Cоветом Программы «___»_____________2012 г.
Исполнительный директор:
Е.В. Максимова___________________
Москва
2012
Цели освоения и краткое описание дисциплины Дисциплина «Физическая культура» предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание каждой лекции включает в себя: основные понятия и термины, ведущие научные идеи, основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними, научные факты, объясняющие и формирующие убеждения, рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению необходимого опыта в занятиях физической культурой. Учебно-тренировочные занятия проводятся на основе использования теоретических знаний и методических умений в сочетании с разнообразными средствами физической культуры. Основой целью освоения данной дисциплины является обеспечение необходимой двигательной активности и оптимального уровня физической подготовленности, освоение жизненно необходимых умений и навыков, формирование потребности в самостоятельном и регулярном использовании физической культуры и спорта в целях самосовершенствования и ведения здорового образа жизнедеятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-7, ОК-15, ОК-16
Структура и организация учебной дисциплины
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| 1
| Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
| 36
| 4
| 4
| 28
| 2
| Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
| 36
| 6
| 6
| 24
| 3
| Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
| 36
| 6
| 6
| 24
| 4
| Основы развития физических качеств
| 36
| 6
| 6
| 24
| 5
| Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
| 36
| 6
| 6
| 24
| 6
| Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
| 36
| 6
| 6
| 24
| 7
| Легкая атлетика
| 36
| 6
| 6
| 24
| 8
| Спортивные игры: Волейбол
| 38
| 6
| 6
| 26
| 9
| Спортивные игры: Баскетбол
| 38
| 6
| 6
| 26
| 10
| Шейпинг
| 36
| 6
| 6
| 24
| 11
| Атлетическая гимнастика
| 36
| 6
| 6
| 24
|
| ИТОГО
| 400
| 64
| 64
| 272
|
Система оценивания и требования к выставлению итоговой оценки Формы контроля знаний
Тип контроля
| Форма контроля
| Параметры
| Вес в финальной оценке (%)
|
Текущий контроль
| Контрольно-тестовые задания
| В конце каждого раздела программы
| 35
| Реферат
| 8-12 страниц
| 15
| Итоговый контроль
| Тест физической подготовленности
| В конце обучения
| 50
|
Содержание дисциплины 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, физическая культура личности, деятельностная сущность физической культуры, ее цель и задачи, физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования и целостного развития личности. Формы физического воспитания в вузе.
2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.
Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самосовершенствование и самовоспитание в здоровом образе жизни. Критерии его эффективности. Факторы риска для здоровья.
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
4. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
Методические принципы развития физических качеств. Возрастные изменения в уровне их развития. Средства и методы развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости. Условия акцентированного развития отдельных физических качеств при коррекции телосложения, физической и функциональной подготовленности. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Значение мышечной релаксации. 5.САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ.
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание, самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Метод стандартов, антропометрических индексов, номограммы функциональных проб. Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.
6.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ.
Личная и социально- экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду, определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства, место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленностью студентов.
7. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Правила поведения и безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Краткие теоретические сведения о правильном и безопасном поведении учащихся во время практических занятий, роспись в журнале по технике безопасности; обучение разминочным упражнениям на различные мышечные группы и суставы в целях профилактики травматизма.
Высокий, средний и низкий старты в спортивном беге. Специальные беговые упражнения; низкий старт из стандартного положения; низкий старт из различных исходных положений (сидя; сидя спиной вперед, лежа, со сменой ног и т.д.); средний старт, высокий старт.
Бег на короткие (60 и 100м) и средние(1000м) дистанции. Выполнение разминочных беговых упражнений; низкий старт; стартовый разбег; специфика видов бега по дистанциям; финиширование; повторный бег; переменный бег. Выполнение специальных упражнений бегуна на короткие и средние дистанции: повторное и переменное пробегание отрезков 60-100 и 400-1000 метров.
Бег на длинные дистанции по стадиону (2000м девушки и 3000м юноши). Выполнение специальных беговых упражнений на длинные дистанции (равномерный бег (2-3 км); повторный бег (800-1500 м); переменный кросс с ускорениями до 30 минут.
Эстафетный бег (передача снизу). Классификация дистанций в эстафетном беге; пробегание этапа и передача эстафеты по прямой и виражу 4 по 100 м); бег на короткие дистанции (30-60 м) с максимальной частотой и скоростью; отработка стартового разбега при передаче эстафетной палочки.
Прыжки в длину. Специальные упражнения прыгуна; прыжки в длину с короткого разбега; прыжки в длину с полного разбега; подготовительные и подводящие упражнения к избранному способу прыжка; разновидности прыжков с места.
8. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЛЕЙБОЛ
Правила поведения, техника безопасности на занятиях спортивными играми. Правила игры в волейбол. Краткие теоретические сведения о правильном и безопасном поведении занимающихся во время занятий спортивными играми, роспись в журнале по технике безопасности; знакомство с правилами игры в волейбол; обучение ОРУ на различные мышечные группы и суставы в целях профилактики травматизма.
Техника игры в нападении. Стойки (высокая, средняя); перемещения (ходьба, бег, прыжки, падения); расстановка игроков на площадке; выполнение разбега- напрыгивания- толчка- удара по мячу; выполнение нападающего удара- прямого, по ходу (из зоны 4 и 2).
Техника владения мячом. Подачи: нижняя прямая и боковая; верхняя прямая и боковая; передачи в парах: нижние, верхние, боковые; прием мяча с подачи; передачи из зон 1, 5, 6 в зону 3; учебно-тренировочные игры с заданиями.
Техника игры в защите. Стойки и перемещения волейболиста; прием и передачи мяча на месте и в движении; одиночное и групповое блокирование; игра после блока и страховка после блока.
Тактика игры в волейбол. Выбор места игроком для получения мяча; различные варианты и схемы в нападении и защите; учебно-тренировочные игры с заданиями.
9. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: БАСКЕТБОЛ
Правила игры в баскетбол. Техника игры в нападении. Изучение правил игры в баскетбол; выполнение баскетбольной стойки, передвижений, стартов, поворотов, остановок баскетболиста; выполнение бросков мяча в корзину; учебно-тренировочная игра;
Техника владения мячом. Ловля и передачи мяча на месте и в движении; ведение мяча различными способами; броски мяча в корзину с места и после ведения мяча; выполнение финтов и отвлекающих движений при бросках; учебно-тренировочные игры с заданиями;
Техника игры в защите. Выполнение защитных стоек, передвижений обычными и приставными шагами, бегом в различных направлениях; техника владения мячом в защите и противодействия нападающим; овладение мячом при отскоке от щита и корзины, перехваты, выбивания мяча; способы противодействия броскам в корзину; учебно-тренировочные игры с заданиями.
Тактика игры в баскетбол. Индивидуальные тактические действия игрока с мячом и без него; варианты тактических систем в нападении; выполнение заслонов; выполнение быстрых прорывов; тактические действия защитника против игрока с мячом и без него; зонная и смешанная защиты, взаимодействия игроков в защите и нападении; игра с тактическими заданиями.
10. ШЕЙПИНГ
Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятии шейпингом: одежда и обувь; правила безопасности; основные типы повреждений, травм и их профилактика; гигиена питания. Напоминание о методах самоконтроля: внешние признаки переутомления; контроль ЧСС.
Базовые шаги комплекса по шейпингу. Приставной и открытый шаги, захлест голени назад, колено вверх, подъем ноги, касание пяткой, носком, шаг буквой V, скрестный шаг, шаг и ходьба – ноги врозь, ноги вместе и т.д.
Овладение базовыми умениями и навыками по шейпингу. Связное последовательное соединение базовых шагов комплекса под музыкальное сопровождение; выполнение комплекса с индивидуальным увеличением нагрузки; владение техникой выполнения силовых упражнений комплекса с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой всех групп мышц: упражнения для мышц рук, ног, спины, мышц брюшного пресса; владение техникой выполнения стрейчинг-упражнений комплекса с последующим увеличением силовой нагрузки для упражнений на растяжку.
6. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Вводное занятие.Правила техники безопасности на занятии в тренажерном зале: спортивная форма; правила безопасности; основные типы повреждений, травм и их профилактика; гигиена питания. Методы самоконтроля: внешние признаки переутомления; контроль ЧСС. Ознакомление с оборудованием: настройки и назначение тренажеров, возможные варианты упражнений. Ознакомление с различными методиками построения тренировки: последовательность упражнений; интенсивность тренировок; средства восстановления.
Овладение техникой выполнения упражнений для грудной мышцы, мышц спины, плечевого пояса и рук. Обучение и последующее совершенствование техники выполнения упражнений: жим штанги лежа на наклонной скамье, жим гантелей лежа, лежа на горизонтальной скамье, разводка с гантелями, французский жим лежа, скручивания корпуса; тяга верхнего блока на грудь, гиперэкстензия с отягощением, тяга штанги в наклоне Пуловер, сгибание рук со штангой на парте Лари-Скотта, изолированное сгибание с упором о бедро и т.д.
Овладение техникой выполнения упражнений для мышц ног. Обучение и последующее совершенствование техники выполнения упражнений для мышц ног: жим ногами, поочередные сгибания ног лежа, выпады в машине Смита, разведение ног сидя, подъем на пальцы, стоя в машине Смита, скручивания корпуса и т.д.
Индивидуальные планы тренировки. Определение индивидуальной цели конечного тренинга каждого студента; составление индивидуальных планов тренировки на основании полученной информации и работа по составленным индивидуальным планам.
Методы обучения Для реализации различных видов учебной деятельности используются как теоретические, так и практические занятия. Практические занятия предусматривают выполнение физических упражнений, проведение спортивных игр и соревнований между студентами.
Для студентов, имеющих специальную группу здоровья и временно освобожденных, предусмотрено написание реферата к каждому зачету.
Примеры заданий и вопросов для самостоятельной работы и промежуточного контроля Примерные задания для текущего контроля:
Назвать и показать 2 упражнения для тренировки мышцы или мышечной группы по выбору преподавателя.
Назвать и показать 3 упражнения для тренировки мышцы или мышечной группы по выбору преподавателя, одно из которых должно быть выполнено на тренажере, два других – со свободным весом.
Назвать и показать 4 упражнения для тренировки мышечной группы по выбору преподавателя, два из которых должны быть выполнены на тренажере, два – со свободным весом.
Составить план тренировки для студента первого курса обучения с основной группой здоровья.
Технично и правильно выполнить комплекс по шейпингу.
Технично и правильно выполнить специальные силовые упражнения по шейпингу для мышц рук – минимум 15 раз, для мышц брюшного пресса – минимум 40 раз, для мышц спины – минимум 30 раз, для мышц ног – минимум 20 раз.
Продемонстрировать бросок мяча после ведения (справа, слева, прямо) относительно кольца.
Выполнить «штрафные» броски из 10 попыток не менее 4 попаданий.
Выполнить броски из-за 6м линии (справа, слева, прямо) относительно кольца из 10 попыток не менее 3 попаданий.
Продемонстрировать умение играть в баскетбол и знание правил игры.
Примерные темы рефератов:
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура в обеспечении здоровья.
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека.
Влияние физических упражнений на психофизические процессы и системы организма.
Основы здорового образа жизни.
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие.
Физическая культура в оптимизации работоспособности.
Физическая культура в профилактике нервно-эмоционального и психологического утомления студентов.
Методика тренировки силы, выносливости, гибкости (по выбору студента). Профессионально-прикладная физическая подготовка студента.
Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
Список основной и дополнительной литературы Основная литература Аветисов Э.С, Левадо Е.И., Курпан Ю.И. Физическая культура при близорукости. - М.: Знание. 1985 – 56с.
Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.; ФиС, 1985. - 192с.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 64с.
Белов В.И. Жизнь без лекарства.- СПб, "Респекс", 1995. - 494с.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Работоспособность студентов в учебной деятельности и ее регулирование средствами физкультуры. Лекции по курсу физическая культура. - М.: МНЭПУ, 1995 - 38с.
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания студентов (Методические рекомендации для студентов). - М.: МГПИ, 1984. - 45с.
Горшков А.Г. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методическое пособие. - М.: МНЭПУ, 1995. - 25с.
Ильинич В.И., Виленский М.Я. Физическая культура для работников умственного труда. - М.: Знание, 1983. - 64с.
Книга учителя физической культуры. Под общей ред. В.С.Каюрова. - М.: ФиС, 1973.-333с.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 400с.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. /Уч. пос. для студентов средних спец. уч. заведений. М: «Академия»: Высшая школа, 2000. - 367с.
Самостоятельные занятия студентов по физвоспитанию: Методические указания. М.: МИСИ, 1986. - 20с. Дополнительная литература Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет. - М.: Химия. 1993. - 400с.
Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: ФиС, 1990. -208с.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов. //Среднеепроф. образование, 1995, №4-6, 1996 №1-3.
Горшков А.Г. Физическая подготовка студента: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001 .-72с.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовленности (Методические основы развития физических качеств) /Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 386с.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1978. - 144с.
Леонова А.Б.. Кузнецов А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 123с.
Медицинская Валеология: Учеб. Пособие/ Апанасенко Г.Л., Попова Л.А.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248с.
Мильнер Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физкультуры. - М.: ФиС, 1991. - 112с.
Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Сов. спорт, 1993. - 48с.
Физическая культура студента: Учебное пособие. /Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2001. - 448 с.
Физическая культура: Учебное пособие. /Под ред. В.А.Коваленко. М.: Изд-во АСВ, 2000. – 432с. |