Скачать 87.12 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 города Краснодара Конспект урока по литературе в 11 классе А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» - поэма-исповедь, поэма-завещание Подготовила учитель русского языка и литературы ЧЕСНОВА Людмила Дмитриевна г. Краснодар 2014 А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. ПОЭМА «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» - ПОЭМА-ИСПОВЕДЬ, ПОЭМА – ЗАВЕЩАНИЕ. Цель урока: проанализировать поэму, отметить её идейное содержание, определить место поэмы в творчестве поэта. Оборудование урока: портрет А.Т.Твардовского, иллюстрации к поэме, выставка книг А.Т.Твардовского, газетные статьи об авторе, его творчестве. Методические приемы: беседа, постановка проблемных вопросов, поиск ответов на них, обобщение . Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете Сказать хочу. И так, как я хочу. ХОД УРОКА УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.Т.Твардовского. На прошлых уроках говорилось о жизненном пути поэта, отмечались вехи его творческой биографии. Перед нами ещё одно произведение, может быть, самое главное в его жизни с точки зрения восприятия действительности. Что заставило автора обратиться к теме памяти? Какова его жизненная позиция? На эти и другие вопросы постараемся найти ответ на сегодняшнем уроке. Наша цель – проанализировать поэму, понять, в чём её исповедальность и почему она является завещанием потомкам. Что определяет самобытность творчества Твардовского? Ответ: Глубокое чувство родной земли, особенно деревни: до конца жизни в нём осталось что-то от крестьянского жителя – основательность, открытость, честность. Неравнодушная гражданская позиция, чувство единства со стремительно обновляющейся страной, участие своим трудом (откликом в поэзии) во всех исторических событиях. Способность « говорить с народом», по словам Цветаевой, сливая свой голос и в дни беды и в дни торжества с голосом народа. Стихотворения и поэмы Твардовского – это своеобразный фонд народной памяти, где нет главного и неглавного, а есть единое движение истории народа. УЧИТЕЛЬ: Отметим, что тема исторической памяти проходит через всё творчество поэта, связывая прошлое и будущее. Вспомните его стихотворения и поэмы, в которых прослеживается эта тема. ОТВЕТ: Это поэмы «Василий Тёркин», «За далью – даль», стихотворения «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…» и многие другие. УЧИТЕЛЬ: Память, по мнению автора, - это взятая на себя ответственность за свершившееся. И поэтому эпиграфом к уроку выбраны слова из стихотворения А.Твардовского «Вся суть в одном – единственном завете…», где заявляется жизненная позиция поэта – гражданина: Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. Обратимся к теме урока. Как вы понимаете слова «исповедь», «завещание» ? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. УЧИТЕЛЬ: Обратимся к записи на доске. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях и чувствах. Завещание – устное или письменное распоряжение, а также предсмертная воля. С какой целью, по-вашему, взялся автор за написание поэмы «По праву памяти»? ОТВЕТ: Автор хотел искренне и правдиво рассказать о времени и событиях, свидетелем которых он был и сохранил воспоминания очевидца, оставить последующим поколениям накопленные впечатления о том , что чаще всего замалчивались УЧИТЕЛЬ: Как создавалась поэма? ОТВЕТ: Твардовский работал над поэмой с 1966 – по 1969 г.г., но при жизни был напечатан только «Пролог», печатание поэмы полностью было запрещено. В полном варианте поэма «По праву памяти» была издана лишь в 1987 году. УЧИТЕЛЬ: Да, цензура настойчиво отклоняла печатание произведения в полном объёме, так как оно воспринималось как слово открытого протеста против преступлений сталинского режима. Это был правдивый рассказ «о времени и о себе». Поэма Твардовского – социальное лирико-философское раздумье об истории страны, с одной стороны, и о судьбе отдельной личности, о судьбе своей собственной семьи, с другой. Автобиографичность придаёт ей предельную откровенность, исповедальность. Обратимся к её архитектонике. Как построена поэма? ОТВЕТ: Она состоит из «Пролога» и трех частей, которые тоже озаглавлены: «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает» и «О памяти». УЧИТЕЛЬ: Прочитайте «Пролог» наизусть. (Чтение наизусть). Какие основные темы можно выделить в «Прологе»? ОТВЕТ: - Тема поиска правды как истины и справедливости; - тема репрессий; - тема исторической памяти; - тема преемственности поколений. УЧИТЕЛЬ: Какую роль играет «Пролог» в понимании всей поэмы? ОТВЕТ: Автор переосмысливает пережитое, представляет своё произведение на суд читателя, обязуясь не кривить душой, говорить «по праву памяти живой», ибо для него память равнозначна правде. УЧИТЕЛЬ: Первая глава «Перед отлётом» писалась как обращение к другу детства. Мы погружаемся в романтическую атмосферу юности, доверительности. Два друга – «мыслитель» и «поэт» - прекрасны. Давайте прочитаем, с какими помыслами выходят юноши в большую жизнь. ОТВЕТ: Готовы были мы к походу – Что проще может быть: Не лгать, Не трусить, Верным быть народу, Любить родную землю-мать, Чтоб за неё в огонь и в воду. А если – То и жизнь отдать. УЧИТЕЛЬ: Жизнь манит их в неведомые дали, они готовы «в премудрость мира с ходу врыться, до дна её разворотить», но сколько испытаний придётся им еще преодолеть… Концовка главы очень лирична. Идеалы юности – это эталон, по которому автор сверяет свою жизнь. Как называется вторая глава и каково её место в композиции поэмы? ОТВЕТ: Вторая глава называется «Сын за отца не отвечает» Она является ключевой, так как здесь разворачиваются все темы, поднятые в поэме. Можно сказать, что на ней держится вся поэма. УЧИТЕЛЬ: Какие слова можно считать ключевыми и почему? ОТВЕТ: «Сын за отца не отвечает». Эти слова несколько раз повторяются в данной главе и каждый раз с новой интонацией и новым смыслом: то с горькой иронией, то с глубокой печалью, то с радостью и облегчением («Сын – за отца? Не отвечает!) УЧИТЕЛЬ: Вы, конечно, поняли, что автор, настойчиво привлекая внимание читателя к этой фразе, позволяет ему проследить развитие темы «пяти слов», в которых кроется и трагедия страны, и трагедия отдельной личности, и трагедия самого автора. Каков же смысл этой фразы? ОТВЕТ: После раскулачивания крестьянских семей детям кулаков была закрыта дорога жизни, так как в любом учреждении заполнялись различные анкеты, где непременно присутствовала графа «Социальное происхождение», Чтобы как-то устроиться в жизни, многие молодые люди отказывались от родителей или тщательно скрывали своё происхождение. Крестьяне теряли доверие к власти , и, чтобы его восстановить, к очередному съезду колхозников с трудом нашли кулацкого сына, устроившегося достаточно благополучно, написали ему речь и заставили выступить перед народом. В начале выступления была такая фраза: « Да вот я, сын кулака. Некоторые могут подумать, что мне плохо живется, что у меня нет работы. Но это не так». Именно в этом месте и прозвучала «знаменитая» фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает». Бурные овации долго не стихали… Именно для этой фразы был и затеян этот спектакль. УЧИТЕЛЬ: В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы: судьбу крестьянина, считавшегося кулаком; судьбы народов, брошенных в изгнание; судьбы солдат, которым просчёт Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне ( из плена немецкого – в плен советский!). Давайте найдём эти фрагменты и прочитаем их. (Чтение соответствующих фрагментов). УЧИТЕЛЬ: Горестное удивление охватывает, когда проникаешься масштабами бедствия, постигшего страну и народ. Почему слова автора так глубоко проникают в душу? ОТВЕТ: Об этой трагедии Твардовский знал не понаслышке, он сам пережил её и сумел найти простые и проникновенные слова. Семья была раскулачена и сослана, отец 4 года жил под чужой фамилией, брат находился в лагерях, а он был прославленным поэтом, но не мог ничем помочь… УЧИТЕЛЬ: Не забудем и о том, что более 20 лет в пресловутой графе во всех анкетах он писал: «Сын кулака». Поэтому глава «Сын за отца не отвечает» - подлинное обвинение времени, представленное очевидцем. Последняя, третья глава, - «О памяти». Её можно назвать разговором с читателем. Мотивы, присутствующие в ней, заявлены в названии. Как вы считаете, с чем ассоциируется у автора слово «память»? ОТВЕТ: Память для автора – это правда, которую нельзя забывать наперекор негласным указаниям и «молчальникам», желающим не вспоминать отдельные факты истории страны. УЧИТЕЛЬ: Какую позицию занимает автор? Ответ подтвердите текстом. ОТВЕТ: Автор же, наоборот, пишет своё произведение, чтобы люди помнили всё: Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору ! (Зачитать несколько фрагментов). УЧИТЕЛЬ: Глубокое убеждение в том, что нельзя достойно прожить без «правды сущей», высказанное ещё в «Василии Тёркине», можно отметить и в этой поэме. Оно лежит в основе всей литературной деятельности автора. Итак, поэма нами рассмотрена. Она досказала то, что издавна жило, кипело и ныло в душе автора. Она долго шла к читателю, но оказалась удивительно ко времени и сделала облик поэта ещё ближе людям разных поколений. Почему эту поэму считают исповедью, завещанием? ОТВЕТ: Исповедь потому, что автор честно, без прикрас рассказал о своём времени и о себе, не боясь касаться неудобных тем. Завещание потому, что направлена она в будущее , потомкам, как наказ не забывать о тех страшных испытаниях, через которые прошли их деды и прадеды. УЧИТЕЛЬ: Какое значение имела поэма для современников Твардовского? ОТВЕТ: Она поднимает и освещает темы, актуальные современности; в ней реально, несмотря ни на какие запреты, отражены факты истории, её можно считать историчной; она учит добру, правде неподкупности; стихи очень исповедальны, просты, проникновенны, заставляют сердце читателя биться в унисон с сердцем лирического героя, задуматься о проблемах долга, чести благородства; поэма «По праву памяти – акт гражданского мужества поэта, пережившего личную трагедию вместе с трагедией страны и не побоявшегося правдиво об этом рассказать. УЧИТЕЛЬ: можно ли сказать, что Твардовский - личность, влияющая на духовный климат современников? ОТВЕТ: Да, несомненно. Его поэзия заставляет размышлять, думать, эмоционально откликаться на поэтические чувства, выраженные в стихах. Она делает человека чище, совестливее. УЧИТЕЛЬ: Подведем итог. Поэма «По праву памяти» блестяще завершает цикл произведений Твардовского, которые можно назвать «о времени и о себе» Она оказалась удивительно актуальна в свое время, по – новому, глазами очевидца осветила народную трагедию, заставила глубоко задуматься над нравственными проблемами. И сегодня, много лет спустя, мы, погружаясь в историю своей страны, по-прежнему не можем обойтись без произведений А.Т.Твардовского, сохранивших народную правду о том, что было. Нам дороги эти строки, отражающие эмоциональное настроение свидетелей исторических событий. УРОК ОКОНЧЕН. Список использованной литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классицизм, романтизм, ода, послание, лироэпическая поэма, байронизм, богоборчество, лирическая исповедь, кольцевая композиция, философская... | Реферат на тему «мистицизм в поэме с. Есенина «черный человек» Поэма кризиса или поэма конца? | ||
Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин" Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским”... | Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | ||
Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов.... Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | В. А. Жуковский «Спящая царевна» АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
Поэма народов Двуречья «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | Поэма Гомера «Одиссея» Настоящее Положение разработано на основе Закона «Об образовании», Типового Положения, Устава кгкоу нпо пу 18 (далее Учреждение) | ||
И. А. Крылова Баллады В. А. Жуковского Стихотворения А. С. Пушкина. Поэма Дубров Александр Михайлович, ОАО "Брокерский дом "открытие", Начальник управления интернет-трейдинга | «Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский... Вступление с. 3-4 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. Блок- «трагический тенор» трагической эпохи. «Двенадцать»- поэма о революции | Конспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина.... Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70 | ||
Поэма «Времена года» Кристийонаса Донелайтиса в современной интерпретации Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии | Поэма «Мертвые души» Характеристика губернского города 30-х годов XIX века Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы. Образ главного героя | Назарбек любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии X-XII веков Работа выполнена на кафедре истории таджикской литературы Таджикского национального университета |