В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре





НазваниеВ. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре
страница1/14
Дата публикации05.07.2015
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазий, творчества.

В.А.Сухомлинский
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, создания педагогических условий.

Развивать творческие способности? Что это значит ?

-Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

-Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

-В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы. Это побуждает детей к творческой активности.

На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, чистоговорки, создают иллюстрации.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. Это:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,

одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

3. Постановка “живых картин” к произведению.

4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,

костюмов, мизансцен.

5.Драматические импровизации .

6.Развернутые драматические представления.

Широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие.

Успешность решения школьниками познавательных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т.д.).

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей.

Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.

Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

А решение на поверхности – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.





Солодовник Е.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37 ст.Алексеевской


Приложение 1.
Заинтересовавшись темой развития творческих способностей, перечитала много материала. Собранный материал может помочь в работе.
Диагностика развития творческих способностей учащихся

(из опыта Маланьиной Н.А.)
Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);

2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);

1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Методика “Особенности творческого воображения”

Цель: выявить особенности творческого воображения.

Материал. Отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Ход исследования. Испытуемые записывают слова, затем составляют логически связный рассказ, используя данные слова.

Критерии оценки результатов: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки, логичность изложения.
Методика “Незаконченный рисунок” (адаптированный тест Поля Торренса)

Цель: исследование уровня развития оригинальности обучающихся.

Материал: листы с незаконченными рисунками.

Ход исследования: получая листы с незаконченными рисунками, испытуемые добавляют к рисункам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки.

Критерии оценки результатов: оригинальность рисунка и названия, сюжетность.

При обработке результатов выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Каждый рисунок следует отнести к одной из категорий ответов и определить баллы за его оригинальность. Если оригинальность не присутствует, то ответ оценивается 0 или 1 баллом для каждой фигуры в отдельности. Остальные ответы оцениваются 2 баллами.

Премиальные баллы за оригинальность ответа: за объединение двух рисунков-2 балла, за объединение трех-пяти рисунков-5 баллов, за объединение шести-десяти рисунков-10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1..Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.

Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"


Уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать

необычные образы, решения; отказывается от выполнения

творческих заданий

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1.Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Примеры заданий по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «Русский язык».

Работа со словом. Задание «Ассоциативный ковёр»

ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображений, гибкости и беглости мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.

СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе одно существительное (например: «яблоко»). Затем он придумывает 2 слова, которые на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например: «зелёное,сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов – ассоциаций (например: «зелёное»-«покрывало», «сад»-«заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение проводим два раза в неделю, можно сделать его началом урока. Такие упражнения служат разминкой перед каким-либо видом работы (например перед написанием сочинения). Пример (фрагмент урока):

….Слово в моём представлении - живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл; лексическое значение слова можно узнать заглянув в толковый словарь. Отмечаем добрые слова знаком «+», а злые - знаком «-». Запишите любое слово. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак? А теперь пофантазируйте: представьте себе, что произнесённое и записанное вами слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к выбранному вами слову. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, всё доброе, положительное тянется к такому же доброму; светлому. Слова, «притягивающиеся» к вашему слову как к магниту, могут принадлежать к различным частям речи. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия, только записывать их надо в начальной форме. К четвёртому классу складывается определённая система работы над словом – алгоритм.

1.Алгоритм работы над словом.

1. Определи правильность написания слова (ударение, орфограммы)

Орфографический словарь

2. Проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление)

Толковый словарь

Этимологический словарь

3. Выдели части слова, подбери родственные слова.

Словообразовательный

Размышляю о душе слова

1. Воображаю, что слово-магнит

2. Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.

3.Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку)

Пример подобной работы ученика 4 класса

Доброта дОбрОта- [дабрата]

  1. Всё положительное, хорошее, полезное.

  2. Отзывчивость, душевное отношение, стремление делать добро.

  3. Доброта (устар.) – ценность, качества товара.

Многозначное, исконно русское.

Добряк, добро, доброжелатель, добрососедство, добродушный, добросовестный, доброжелательный, одобрить.

Доброта (+): светлое, солнечное, радость, улыбка, волшебный цветок, руки мамы, сказочная фея, красота, чистота, теплота, хорошая пора, пришла весна.

Добрый волшебник.

Можно ли встретить волшебников в нашей жизни? Однажды я шёл по улице светило весеннее солнце воздух был наполнен теплом и светом. На перекрёстке стоял мальчик и плакал. Он испугался собаки. К нему подошла девочка и стала гладить по голове. Она ему ободряюще кивнула и протянула руку. Взявшись за руки они пошли по улице. И я подумал, как было бы хорошо, если бы у каждого на пути встретился такой человек, который бы, как добрый волшебник успокоил и внушил уверенность.

Занимательный игровой материал (разделы «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис»)

«Анаграммы». Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: Атлас(салат), адрес(среда). «Неполные слова»: на доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.

.О..А.А; .О..А.; .Е.Е.И.О.; (комната, вокзал, телевизор)

«Ступеньки»

На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ

МИР

МЫШЬ и т. д.

«Телеграмма» Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе - со второй и т.д.

«Украсть слово» К существительному подобрать как можно больше прилагательных. Работа со словарными словами, ребята, учатся устанавливать ситуативные связи между предметами им предлагается такое задание:

- Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными. Например: машина-медведь

Сколько медведей войдет в одну машину?

Сколько необходимо машин, чтобы увезти одного медведя?

Почему, играя в машину, ты рычишь как медведь?

Почему охотник на машине не может догнать медведя в лесу?

Капуста-тетрадь

Сколько раз слово «капуста» можно записать в одной тетради?

Сколько тетрадей можно сделать из одного вилка капусты?

Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?

Дети, выполняя упражнения со словарными словами, учатся представлять последствия событий, согласовывать слова в предложения. С этой целью можно предложить такие задания:

- Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события

-Девочка уронила карандаш на пол….

- Учитель открыл классный журнал…

- Товарищ поехал в деревню на машине…

Для творческой работы можно предложить и группу слов, объединенных одной темой. С этими словами можно составить кроссворд, написать сочинение-миниатюру или рекламу. При изучении группы слов на тему «Одежда» дети пробовали составлять рекламу.

Бабушки и мамы!

Покупайте на зиму

Сапоги да валенки.

А особенно пальто,

Чтобы было вам тепло.

Если вы простудились,

Когда ходили на каток,

Купите обязательно

Носовой платок.

«Эстафета-рассказ» Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определённое время (работа в группах) каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже записанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры -активизировать спонтанную речь детей. «Игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…»

Даётся начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

«Лингвистические игры»

1.О каком слове идёт речь? На нём «Мир стоит», оно «Сверкает ярче солнца», «В огне не горит», «В воде не тонет», «С ложью не дружит». (правда)

2.Попробуйте дать толкованию слово «правда» (учащиеся работают с толковыми словарями и записывают значения слова в тетрадь).

3.Найдите друзей и врагов слово «правда» (синонимы, однокоренные слова- это друзья, антонимы-враги).

4.Запишите как можно больше пословиц со словом «правда».

Игра «Кто как голос подаёт?»

Составь предложения, вставляй пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один рассказ. Озаглавьте его.

П.тух лает

С.рока мычит

С.бака кукарекает

К.рова каркает

В.рона чирикает

В.робей стрекочет

Используя эти же части предложений, можно предложить детям поиграть в «Путаницу»- составить небылицу, как это сделал К.И. Чуковский, и пофантазировать, чем это может закончиться. Дети предложили следующее варианты :

Путаница

Собрались на полянке звери и птицы. Стали шалить, шуметь. Петух лает. Сорока мычит. Собака кукарекает. Корова каркает. Ворона чирикает. Воробей стрекочет. Славная путаница получилась!(Лера Я.)

Игра «Придумай мультфильм»

Детям даны два словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему, а затем попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому. Со словами «ворона» и «молоко» учащиеся придумали такие варианты:

1 вариант. Ворона –учитель –пальто –вдруг -ученик-воробей-молоко. Жила была в лесу ворона. Она была учителем в лесной школе. Как-то раз стала ворона надевать своё пальто. Вдруг из кармана выпорхнул её ученик воробей. Он замёрз и грелся в кармане. Напоила его ворона горячим молоком.

2 вариант. Ворона -берёза-корова-молоко. Сидит ворона на берёзе. Рядом пасётся корова. Сидит ворона и думает: «А вкусное дает корова молоко?»

Выполняя предложенные упражнения, дети читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память. С этой целью дети во втором классе заводят тетрадь- «Творческая копилка», в которой устанавливают связи слова по значению и сочетаемость слова с другими словами.

Игра «Угадай слово»

- Назовите букву, которая в алфавите стоит между буквами «Й» и «Л» какие звуки на письме мы обозначаем этой буквой? Назовите словарные слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?», в которых есть звук [К] или [К'].

- Я задумала слово: оно начинается со звука [К], в нём три слога, безударная гласная «О» в первом слоге (корова), дети хором проговаривают его орфографически. Затем, опираясь на вопрос учителя, составляют с данным словом предложения по схеме:

Бабушкина корова Зорька дает вкусное молоко.

Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение. Уместно вводить сочинения на определённое правило например: «Сочинение о частях речи или рассказ с использованием определённой части речи», «Сочинение от лица какого- либо предмета». Вот несколько примеров работ:

Тема урока: Пишем объявления. 

Цель урока: познакомить с новым речевым жанром-объявлением, его особенностями.
Задачи урока:

научить учащихся писать объявления,

редактировать чужие,

вспомнить изученные речевые жанры;

развивать связную устную и письменную речи, воображение,

творческое мышление, память,

обогатить словарный запас учащихся;

воспитывать чувства долга и ответственности по отношению к другим, этические нормы поведения 

Оборудование: учебник русского языка, тетрадь-задачник, рабочие тетради,  кроссворд, портрет Н.Носова, иллюстрация к  произведению Н.Носова «Дружок», рамочка- помощница

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. У нас сегодня необычный урок. Теперь настройтесь на работу.

2.Повторение пройденного материала.

Учитель. Вам уже знакомы многие жанры речи. Давайте вспомним их. В этом нам поможет кроссворд.

Дети  отгадывают кроссворд. ( Работа в паре.)

Учитель. Какой  жанр отсутствовал в кроссворде?

Дети. Дневниковая  запись.
3. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель. Прослушайте внимательно текст и определите к какому жанру его можно отнести. Текст читает учитель.«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. А я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака».

Учитель. К какому жанру вы отнесёте этот текст?

Дети. Это письмо.
Учитель. Когда люди обращаются к нему?

Дети. Когда  хочется поделиться своими мыслями, чувствами, рассказать о каких-то событиях своей жизни, о планах, но с кем хочется поделиться,  не всегда бывает рядом.
Учитель. Какие его особенности можете назвать?

Дети. Большой объём сообщения, наличие вопросов, пожеланий.
б) Работа в тетраде-задачнике№159 с. 42

Учитель. Прочитайте отрывок из рассказа, который вы, думаю, знаете. (Дети читают отрывок про себя.) Как он называется? Кто его автор? ( На доску вывешивается портрет автора и иллюстрация к его произведению.

Дети. Н.Носов. Дружок. Повторное чтение отрывка вслух одним из учащихся.

Учитель. Как вы думаете, что произошло? Одним – двумя предложениями  ответьте на этот вопрос.

Дети. Они взяли чужой чемодан.

Учитель. Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации? Давайте  посмотрим, что сделали наши герои.

в) Работа с учебником№160 с.71

Учитель. Перед вами продолжение рассказа. Прочитайте его.
Как вы оцениваете поступок наших героев?
Вы знаете, как называются «записки», которые решили развесить ребята?

Дети. Объявления. ( Некоторые учащиеся могут знать, как называются такие «записки».)

Учитель. Всё  ли удачно в их содержании? Почему?
Дети. Нет, иначе к ним не приходило бы столько людей.
Учитель. Прочитайте об особенностях этого жанра речи и уточните свой ответ о недостатках текста.

Дети  читают об особенностях нового жанра речи  в учебнике №161 с. 72

Учитель. Как называется новый жанр, о котором вы только что прочитали? Какие особенности для него характерны?

Дети. Объявление. В нём кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить. Иногда сообщение дополняется просьбой, предложением. Сведения в нём  должны быть полными и точными, но без лишних деталей.

4.Объявление темы урока.

Учитель. Теперь зная особенности объявления, мы с вами можем исправлять чужие объявления и писать свои. Тема нашего урока: Пишем объявления.     

5. Работа над новым материалом.

Учитель. Рассмотрите рисунки в учебнике №162 на с.72 и составьте за ребят полное и   точное объявление. Вам  поможет рамочка – помощница, которую я вам повешу на доску.     
Сведения, которых вам недостаёт, придумайте сами.

Творческие работы детей на уроках русского языка.

Сочинение – миниатюры «Времена года»

Январские морозы.

Январь – самый холодный месяц зимы. Морозы в это время сильные. Идёшь по снегу, а он скрипит, как – будто режут свежий кочан капусты. Дым из печных труб поднимается вверх, поэтому к ночи будет ещё холоднее. В тёмно – синем небе зажгутся яркие звёзды, а вокруг луны появятся тусклые круги. Это на мороз. Люди говорят: «Месяц январь – зимы государь».

Впереди лето.

Вечереет. На подоконнике в банке стоят последние подснежники. Заходящее солнце расцвечивает их удивительными красками. В приоткрытое окно веет прохладный ветерок, где-то пробует низкую ноту майский жук, и горьковатым дымком тянет от огородов и садов. Распаханная земля парит, и ласковый ветерок сушит её. Удивительное ощущение весны и радости. Кажется, что жизнь бесконечна. Впереди лето.

Поздние грибы.

Лес уже обнажился, лишь тёмные ели чётко вырисовываются на желтеющем фоне. С севера идут густые тучи, тянет холодом. Но ещё можно собирать грибы. Вот под листом притаилась сыроежка, скользкие маслята стайкой расположились на полянке. Собирают люди грибы и радуются дарам осени и леса. До следующего года, грибы!

Сочинения на тему: Моё любимое животное

Моя кошка.

У меня есть кошка Ксюша. Она красивая ,хорошая .Мама хотела сварить суп .Кошка сидела рядом на полу и смотрела на маму .Ксюша ждала ,когда она уйдёт с кухни. После чего кошка прыгнула на стол и утащила кусок мяса.Вот какая у меня хитрая кошка.

Мальвина.

У меня есть кошка Мальвина. Она очень красивая ,пушистая, умная. Когда мама собралась варить сосиски ,кошка сидела на стуле. Она ждала пока она уйдёт. И вот когда она ушла ,кошка прыгнула на стол и стащила сосиски. Мама её очень ругала .А я её пожалела. Вот какая у меня Мальвина озорная.

Творческие задания по составлению текста

      1. Придумать текст, используя некоторые из опорных слов, на любую из тем. Написать несколько предложений из составленного текста.

На рыбалке

      Утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ерш, мелочь, улов.

Лыжная прогулка

      Воскресенье, объявление, подъезд, отъехали, въехали, разъехались, много веселья, радостные.

Помоги друзьям!

      Мороз, холод, крепкий лед, шапки снега, кормушки для птиц, зернышки, крошки хлеба, ягодки рябины, весело защебетали.

      2. Отредактировать текст. Построить предложения так, чтобы не было повторения одного и того же слова.

      Морж — полярный житель. Морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

      Слова для справок: он, великан, у него, морской зверь.

      3. Составить и записать несколько предложений на тему, заключенную в стихотворных строках.

      Как хорошо в родном краю!

                                  Е. Трутнева

      Лес, точно терем расписной,

      Лиловый, золотой, багряный.

                                         И. Бунин 

      Гремят раскаты молодые,

      Вот дождик брызнул.

                                Ф. Тютчев

      И миллионами цветов

      Покрылся луг.

                             С. Дрожжин

      4. Рассмотреть сюжетный рисунок (на выбор учителя). Составить по нему рассказ (устно). Написать несколько предложений из составленного рассказа.
урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconРеферат Различия мировоззрений Гераклита и Пифагора
Люди с глубокой древности задумывались о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира и человека. Задаваясь этими...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconРеферат Различия мировоззрений Гераклита и Пифагора
Люди с глубокой древности задумывались о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира и человека. Задаваясь этими...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре icon"Лучший менеджер 2012 года"
Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconЕ. В. Анипко Никакущая ересь
Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны,...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconТ о о р б ы
«Роботы — это не люди они механически совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души»
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconЧувства человека в произведениях живописи
Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconХарактеристика эпохи Социально-экономическое развитие России в 60 – 90-е гг. XVIII в
Войны несут людям горе и слезы, страх и голод. Мы не задумываемся, что наш сегодняшний день связан с событиями и людьми далекого...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconЕжегодно, из-за беспечности на тонком льду происходят несчастные...
Ибели людей неосторожный выход (выезд) на несанкционированные ледовые переправы, или во время зимней рыбалки. Чаще всего люди оказываются...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconИсследование до нас никто в нашей местности не проводил и всем будет...
Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconФормы гражданской активности в рамках краеведческой работы
Одним из важнейших направлений в деятельности библиотеки является краеведение. Собирая материал о нашем крае, мне часто приходилось...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconВ. А. Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир...
Воспитательная среда – особенности внеурочной деятельности и системы дополнительного образования
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconРеферат: «Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций»
В настоящее время люди всё чаще стали соблюдать православные традиции. Почти каждая русская семья с давних времён отмечала такие...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconЧто такое творчество?
Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети...
В. А. Сухомлинский Творчество это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск