Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 189.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации10.08.2015
Размер189.07 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.07 ХОР (академический)

Направление: 531100 (071300.62) Народная художественная культура

с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1,2,3 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству.

Дисциплина «ХОР» (академический) входит в цикл специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура. Общее количество часов - 450, из них 220 ч. - аудиторные занятия и 230 — самостоятельная работа.

Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года.

Составными компонентами УМК являются:

  • Аннотация.

Стр. 1

  • Рабочая программа дисциплины СД.07 ХОР (академический) по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 5

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 6

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю


Декан ФКИ

________________ Е.А. Каюмова

«____» ____________ 2012 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СД.07 ХОР

(академический)

1. Цель и задачи дисциплины



Цель курса – обучение основам хорового искусства, хормейстерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение).

Задачи курса:

1. Создание учебного хорового коллектива с достаточно высоким исполнительским уровнем.

2. Обучение певческому искусству в специфических условиях хорового пения.

3. Воспитание художественного вкуса при помощи эстетически ценного музыкального материала.

4. Изучение разных стилей и жанров хоровой музыки, знакомство с принципами подбора репертуара.

5. Формирование хормейстерского мышления.

6. Совершенствование профессиональных коммуникативных и музыкальных навыков.

7. Обучение методике и практике работы с хором.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины студенты должны уметь бегло и грамотно читать с листа хоровые партии – сольно и в хоровом ансамбле; приобрести навыки уверенного художественно-осмысленного индивидуального исполнения хоровых партий, профессионального, вокально и художественно качественного исполнения произведений в хоровом коллективе; обладать культурой ансамблевого хорового пения; владеть вокально-хоровыми приемами пения; знать детский и школьный хоровой репертуар; приобрести навыки работы с хором, в том числе навыки самостоятельного анализа, объяснения и разучивание хоровых произведений.




3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

450

146

66

74

50

48

66

Аудиторные занятия

220

72

32

36

24

24

32

Лекции






















Практические занятия

220

72

32

36

24

24

32

Семинары






















Лабораторные работы






















И (или) другие виды аудиторных занятий






















Самостоятельная работа

230

74

34

38

26

24

34

Курсовая работа






















Расчетно-графические работы






















Реферат






















И (или) другие виды самостоятельной работы






















Вид итогового контроля

экзамен, зачет

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен




4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Элементы хорового пения




40




2

Основные навыки практической работы с хором




44




3

Основы хорового мастерства




48




4

Формирование умений хормейстера




26




5

Навыки концертно-хоровой работы




18




6

Практическая работа с хором




44





4.2. Содержание разделов дисциплины
Практические занятия
1. Элементы хорового пения

Прослушивание участников хора.

Устранение наиболее существенных недостатков голосообразования, обучение студентов элементарным вокально-хоровым навыкам.

Певческая установка, свободное положение корпуса при пении стоя и сидя, выразительный взгляд, подвижность и активность артикуляционного аппарата. Певческое дыхание, Освоение пения legato и non legato. Звукообразование: естественное звучание с ощущением опоры звука, мягкая и твердая атаки звука. Интонации и строй, ощущение лада. Ритмический, темповый, динамический и гармонический ансамбль. Дикция, активность артикуляционного аппарата, ясность и осмысленность произношения, правила орфоэпии. Концентрация внимания хористов на качестве певческого звучания (пение без сопровождения).

Вокально-хоровые упражнения.

Освоение репертуара с контрастным звуковедением. Изучение разнообразных по стилю и фактуре изложения хоровых произведений. Знакомство с сочинениями крупной формы. Чтение с листа несложных партитур.
2. Основные навыки практической работы с хором

Освоение методов и приемов вокально-хоровой работы и управления хором. Работа с небольшими 2-3х-голосными произведениями a cappella. Настройка по камертону. Разучивание более сложных произведений с элементами полифонии. Совершенствование дирижерских жестов.
3. Основы хорового мастерства

Совершенствование всего комплекса вокально-хоровых навыков. Цепное дыхание: Свободное владение штрихами legato, non legato, marcato, staccato. Расширение динамических возможностей хорового коллектива. Формирование ровного смешанного звучания голоса. Подвижность ансамбля Развитие динамического и звуковыстного диапазона голоса. Выстраивание хорового ансамбля. Работа над динамикой, филирование звука. Художественная выразительность: пиано, пианиссимо и форте, согласованность темповых переходов; эмоционально-выразительное раскрытие художественного образа произведений.

Включение в репертуар современных сочинений с ярким новаторством в области хорового письма. Исполнение полифонических произведений и сочинений крупной формы. Включение в программу произведений школьного и детского репертуара.
4. Формирование умений хормейстера

Распевание хора. Составление интонационно-слуховых упражнений. Работа с хоровыми партиями. Умение модифицировать звук своего голоса в соответствии с хормейстерскими задачами. Формирование музыкально-педагогических качеств и навыков хормейстера. Подготовка к концертному исполнению хорового произведения.

5. Навыки концертно-хоровой работы

Работа над характером стилем произведения. Расширение динамических возможностей звучания. Интонация и строй: умение выстроить сложные аккорды; пение более сложных полифонических произведений. Свободное пение произведений без сопровождения. Модуляции.

Расширение хорового репертуара: включение в нее высокохудожественных сочинения отечественной и зарубежной классики, современных произведений и обработки народных песен, произведений детского и школьного репертуара. пение произведений а capella.

Активное участие хорового коллектива в концертной деятельности под управлением руководителя и дирижеров-выпускников.
6. Практическая работа с хором

Варианты распевания хора. Самостоятельное разучивание несложного произведения с хором. Аннотация на произведения. Владение методами показа хору и эмоционального воздействия на коллектив. Подготовка к зачету по управлению хором. Самостоятельная работа над произведениями, выносимыми на государственный экзамен. Выступление в качестве руководителя хора.

5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для вузов/ М. С. Осеннева, В. А. Самарин. - М. : Академия, 2003. - 187 с.

  2. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка : учебное пособие / В. А. Самарин. - М. : Академия, 2002. - 351 с.

б) дополнительная литература:

  1. Безбородова, Л. А. Дирижирование : учебное пособие для музыкальных вузов и колледжей / Л. А. Безбородова. - М. : Флинта, 2000. - 213 с.

  2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : учебное пособие для вузов / В. Л. Живов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 270 с.

  3. Ивакин, М. Н. Хоровая аранжировка : учебное пособие для вузов / М. Н. Ивакин. - М. : Владос, 2003. - 222 с.

  4. Шебалин, В. Хоры / В. Шебалин. – М., 1992.

  5. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : учебное пособие для муз. училищ / П. В. Халабузарь. - М. : Музыка, 1990. - 173 с.

  6. Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Птица, Б. Куликов. - Вып . 5, 6. – М., 1990.

  7. Хрестоматия русской народной песни. – М., 1991.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие большой аудитории с фортепиано, средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр).
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Преподавателю необходимо:

  • сформировать у студентов педагогические качества и навыки;

  • донести необходимые методы и приемы вокально-хоровой работы и управления;

  • научить студентов общению с коллективами по средствам практической и исполнительской работы;

  • научить студентов трансформировать ЗУН, полученные на всех пройденных учебных дисциплинах в области дирижирования и чтения хоровых дисциплин;

  • способствовать духовному росту и всестороннему развитию будущего специалиста в области хоровой культуры.



8.2. Методические указания для студентов

В работе над хоровыми произведениями студент может пользоваться инструментами, применяя при разучивании навык подыгрывания мелодии или гармонии одной рукой при дирижировании другой рукой, при разучивании произведений без сопровождения можно пользоваться камертоном.


К началу хоровой практики студент пишет аннотацию к произведениям, с которыми им предстоит работать, где тщательно анализируют характер песни и звуковедения, вокально-хоровые трудности, продумывать необходимые приемы и методы работы. На протяжении хоровой практики студент ведет дневник, в котором отражается план каждого занятия, составленный самостоятельно под руководством преподавателя по классу дирижирования.

Рекомендации и требования:


  1. Работа над развитием вокально-хоровых навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Показ голосом различных приемов звуковедения и музыкальных фраз.

  4. Уделить внимание регистровой слаженности певческих голосов.

  5. Уметь по мере надобности использовать цепное дыхание, объяснить и поддержать его дирижерским жестом.

  6. Проследить за тембральной окраской в хоровых партиях.

  7. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

  8. Работа над 3х-голосными песнями с элементами 4-х-голосия.


Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

После прохождения новой темы студенты занимаются:

  • работами над исполнительским освоением произведения, начатой в классе под руководством педагога;

  • разучиванием хоровых партий;

  • работой над деталями исполнения;

  • отработкой дирижерско-хоровых навыков работы с хором;

  • самостоятельным освоение нового хорового материала;

  • изучением материалов по произведениям и написание аннотаций на них;

  • знакомством с методической литературой;

  • прослушиванием звукозаписей.



8.3. Требования к зачетам и экзамену

Требования к зачетам и экзамену по хору:

1. Уверенное художественно-осмысленное индивидуальное исполнение хоровых партий.


2. Профессиональное, вокально и художественно качественное исполнение произведений в харовом коллективе.

3. Участие в концертных выступлениях хора.

Требования к зачетам и экзамену по практической дирижерско-хоровой работе:


1. Самостоятельное разучивание небольшого хорового произведения или отрывка.

2. Аннотация к разучиваемому произведению.



8.4. Примерный репертуар для изучения

Адлер Е. "Тихо вечер догорает". Ст. Ф.Тютчева. "Колокольчики мои". Ст. А.Толстого. "Бушует полая вода". Ст. И.Бунина.

Бортнянский Д. "Трехголосная литургия".

Бриттен Б. "Рождественские песнопения". "Missa brevis in D".

Гречанинов А. "Весна идет". Ст. Ф.Тютчева.

Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусской песни.

Даргомыжский А. "На севере диком". Ст. М.Лермонтова. "Свет Наташа". Ст. А.Пушкина. "Зимний вечер". Ст. А.Пушкина.

Ипполитов-Иванов М. "Утро". Ст. А.Пушкина.

Калинников В. "Во царствии твоем". "Жаворонок". Ст. В.Жуковского.

Калистратов В. "Плач невесты - сироты". Сл. народные. "Тальянка". "Молитва матери". Ст. С.Есенина.

Кюи Ц. "Весеннее утро". "Всюду снег". "Весенняя песня".Ст. Н.Белоусова. "Задремали волны". Ст. К.Романова.

Лассо О. "Виланелла". Рус.текст Я.Серпина.

Леонтович Н. "Пливе човен". "Женчичок-бренчичок". "Щедрик". "Дударик". Мурадели В. "Сны-недотроги".

Парцхаладзе М. "Скоро осень". Ст. Е.Авдиенко. "Море спит". Ст. Л.Кондра­шенко. "Ночь". Пер. с груз. Е.Николаевской. "У вечного огня" (вокализ). Попатенко Т. "Береза". Ст. С.Есенина.

Попов В. "Не летай, соловей". "Милый мой хоровод".

Рахманинов С. "Шесть хоров для женских голосов" на ст. русских поэтов. Ребиков В. "Горные вершины".Ст. Лермонтова."Люблю грозу". Ст.Ф.Тютчева. Римский-Корсаков Н. "Ночевала тучка золотая". Ст. М.Лермонтова.

Рубцов Ф. "Веники". Обр. рус. нар. песни.

Соколов В. "Повянь, повянь, бурь-погодушка". "Из-за лесу темного". "Таусень "."Пойду ль я". "Я пойду ли, молоденька". Обр. рус.песен. "Журавель". Обр. укр. песни. Свешников А. "Как по морю".

Свиридов Г. "Ты запой мне ту песню". Ст. Есенина

Стравинский И. "Подблюдные песни".

Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусск.песни

Кюи Ц. "Задремали волны". Ст. К.Романова

Шебалин В. "Подснежник". "Ландыш". "Фиалка". "Незабудка". "Лютик". "Одуванчик". "Гвоздика". - на стихи Серовой.

Шуберт Ф. "Весенняя песня". Русс. текст М.Павловой.

Щедрин Р. "Утро" Ст. А.Пушкина.

Чайковский П. "Без поры да без времени" Ст. Цыганова.

Чесноков П. Фрагменты "Всенощного бдения", ор.9: "Благослови душе моя Господа", "Блажен муж", "Хвалите Имя Господне" "Душе моя", "Покаяния отверзи мне двери", "Взбранной воеводе". "Цикл женских хоров с сопровождением фортепиано".
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».

Программу составила:

доцент

кафедры художественного образования _____________________ В.Н. Царев

(подпись)
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20 ___г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ

Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)


Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год
В программу учебной дисциплины СД.07 Хор вносятся следующие изменения:
1. Пополнен список дополнительной литературы:

6.1. Рекомендуемая литература

б) дополнительная литература:

  1. Вишнякова, Т. П. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского хора a capella: Учебное пособие / Т. П. Вишнякова, Т. В. Соколова. - Издательство : Планета музыки, 2009.

  2. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс : Учебное пособие / Г. А. Дмитриевский. - Издательство : Планета музыки, 2007.


2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20___г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ
Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)
Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год:

В программу учебной дисциплины СД.07 Хор вносятся следующие изменения:
1. На основании приказа № 21-07/1 от 02.03.2012 г. Институт культуры реорганизован, на его основе образован факультет культуры и искусств (ФКИ).

2. На основании приказа № 28-07/1 от 03.04.2012 г. кафедра художественного образования реорганизована в форме ее разделения на две новые кафедры: кафедру музыкального и художественного образования и кафедру хореографии.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования

протокол № _____ от «___»____________2012 г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ
Председатель методической комиссии ФКИ _____________________ Л.Г. Тимошенко

(подпись)
Согласовано:

Декан факультета культуры и искусств________________ Е.А. Каюмова

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск