Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана»





Скачать 153.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана»
Дата публикации13.08.2015
Размер153.34 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана», составители: доктор филогических наук, профессор М.Х.Идельбаев, доктор филологических наук, профессор А.М.Сулейманов (1-4 классы); доктор филологических наук, профессор С.А.Галин, кандидат филологических наук, доцент Г.С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф.Т.Кузбеков, начальник отдела национального образования МО РБ Р.А.Кузбекова (5-9 классы), Л.Н.Попова, И.Г.Акманов; учебного плана МАОУ «Лицей № 6».

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое планирование, в соответствии с программой, предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Главное – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи:

Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

Способствовать возрождению и развитию национальных культур;

Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

Формировать творческое мышление у школьников.

Общая характеристика учебного процесса:

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

Урок, сочетающий урок с объяснением;

Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

Лекция с элементами беседы;

Работа с документами;

Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

Раскрывать содержание иллюстраций;

Просмотр видеофильмов;

Подготовка сообщений на данную тему;

Подготовка реферата;

Исследовательская работа.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

Главная задача предмета – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Региональный компонент составляет 20%.
Содержание программы.

Повторение пройденного материала в IIV классах

История и культура народов Башкортостана

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура».

Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана).

Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана. Понятие о коренном народе: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того как она была завоевана или заселена иноземцами». Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан. Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.

Уфа – столица Башкортостана

Основание г. Уфы. Географическое положение. Исторические достопримечательности. Культурные центры. Песни и стихи об Уфе.

Башкортостан в древности

Первые люди на Урале.

Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.). История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм. Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи.

Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.

Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.

Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия, исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.

Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Краткая характеристика родо-племенного состава башкир.

Исторические сведения о башкирах IX –X веков (Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман, Ахмед Ибн Фадлан, Идриси, Гардизи). Верования древних башкир. Культ животных и птиц. Обожествление и одухотворение природы. Легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь» (по выбору).

Башкирский фольклор

Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов).

Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».

Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» (по выбору учителя).

Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь» (по выбору учителя).

Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».

Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).

Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».

Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.

Чтение (прослушивание), обсуждение, сравнение сказок русского, татарского, марийского, чувашского и других народов.

Классики башкирской литературы детям

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».

Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. Чтение рассказа «Маленький Кутуш» и беседа по его содержанию. («Философия Тимеркая»). Тема борьбы за свободу и социальную справедливость.

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа о Родине, о столице Москве.

М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчества. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека».

Музыка

Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).

Кубыз. Его строение и разновидности. Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как известные кубызисты мира и республики.

Домбра. Возрождение башкирской домбры. В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.

Открытие в музыкальных учебных заведениях отделений с классами башкирских народных инструментов.

Музыкальные инструменты других народов Башкортостана: русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы).

Народные детские игры

Роль (значение) игры в воспитании детей. Виды детских игр башкирского народа: игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры.

Детские игры других народов Башкортостана. Общие элементы в них. Разучивание народных игр.

Народная медицина

Особенности народного врачевания.

Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос).

Магические способы лечения: обряды осоклау и кот койоу - отливание души. Стихотворные заклинания. Рациональное зерно в этих обрядах.

Таблично - графическая схема календарно-тематического плана по истории и культуре Башкортостана

для 5 класса (1 час в неделю)


п/п

Раздел / тема

Кол-во часов

Дата

Информационно-методическое обеспечение

Примечания



5аб

Учебник/ тетрадь

ЭУ,презентации

Первая четверть – 9 часов

1

Повторение пройденного материала в I –IV классах


1
















2

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом.

1







КБ 5 кл. Глава II. § 1

ЭУ КБ «Понятие культура»




3

Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана.

1







КБ 5 кл. Глава II.

§ 1, 4

Презентация «Национальные особенности культуры»




4

Уфа - столица Башкортостана.

1







КБ 5 кл. Глава I








5

Первые люди на Урале.


1





КБ 5 кл. Глава II. § 5







6

Древние стоянки и поселения. Городище Аркаим

1







КБ 5 кл. Глава II. § 5







7

Древние башкиры. Территория их расселения

1







КБ 5 кл. Глава II. § 6, 7 ИБ 8 Глава II.







8

Исторические сведения о башкирах IX –X

1







КБ 5 кл. Глава II

ИБ 8 Глава II.

§ 6







9

Башкирский фольклор. Народное творчество – часть культуры

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 1, 4-8

ЭУ КБ «Фольклор»




Вторая четверть – 8 часов

10

Сказочный мир башкир. Виды народных сказок

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 58

Презентация «Сказки»




11

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 60







12

Волшебные сказки

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 65







13

Бытовые сказки

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 78







14

Богатырские сказки

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 88







15

Шуточные сказки, кулямасы

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 2, c. 99, 118







16

Пословицы и поговорки, загадки

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 5, 6







17

Легенды и предания

1







КБ 5 кл. Глава III.

§ 4

ЭУ КБ «Легенды и предания»

Тест


Третья четверть – 9 часов

18

Мажит Гафури – основатель жанра басни в башкирской литературе

1







КБ 5 кл. Глава VI.

§ 1

Презентация «Мажит Гафури»




19

Жизнь и творчество Д. Юлтыя. «Маленький Кутуш»

1
















20

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери».

1
















21

Жизнь и творчество Мустая Карима

1










Презентация «Мустай Карим»




22

Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».

1
















23

Жизнь и творчество З. Биишевой.

1







КБ 5 кл. Глава VI.

§ 2

ЭУ КБ «Зайнаб Биишева»




24

Рассказ «Песнь о Мастере и подмастерье».

1







КБ 5 кл. Глава VI.

§ 2, с.197







25

Жизнь и творчество Фарита Исангулова. Рассказ «Мост Хамита».

1







КБ 5 кл. Глава VI.

§ 3







26

Обобщающий урок по теме «Классики башкирской литературы детям»

1













Контрольная работа

Четвертая четверть – 8 часов

27

Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра

1







КБ 5 кл. Глава IV.

§ 3

ЭУ КБ «Башкирская народная музыка»




28

Кубыз. Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов – известные кубызисты мира и республики

1







КБ 5 кл. Глава IV.

§ 3, 9







29

Домбра. Возрождение башкирской домбры.

В. Шугаюпов – мастер изготовления инструмента

1







КБ 5 кл. Глава IV.

§ 3, 9







30

Детские игры и их виды. Игры башкирского народа. Зимние игры

1







КБ 5 кл. Глава V







31

Народная медицина. С пособы лечения. Табибы

1







КБ 5 кл. Глава VI

Презентация «Народная медицина башкир»




32

Лечение минералами, средствами растительного и животного происхождения. Магические способы лечения

1







КБ 5 кл. Глава VI







33

Обобщение по теме «Медицина»


1













Тест

34

Итоговый урок повторительного обобщения


1
















Учебник:

1.Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.

Дополнительная литература:

1.Башкиры: Этническая история т традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

2.Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

3.Валеев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/Вступит. Статья А. Филиппова. – Уфа: Китап, 2005.

4.Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век / Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.

5.Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: "Китап", 1997.

6.Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

7.Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994.

8.Муллакаев М. «Здесь Европа встречается с Азией», «Сармат». – Уфа, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка по истории 8 кл Планирование составлено на основе
Планирование составлено на основе Программы общего образования по истории 5-9 классы 2008 год
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Уразгильдина И. Н. 1А класс
Примерное тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д. Д....
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе...
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е. С. Савинов). М.: Просвещение,...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Планирование составлено на основе Программы...
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений «Просвещение» 2010год М. Т. Баранов Т. А. Ладыжинская,...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы...
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории (Примерные программы по учебным предметам....
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету История и культура Башкортостана для 4 класса составлена на основе программы Культура Башкортостана...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconРабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс...
Планирование составлено на основе программы Математика. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С....
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе
На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится: 34 учебных часа в учебный год (1 час в неделю)
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка тематическое планирование составлено на основе...
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан,...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено...
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconРабочая программа основного общего образования по истории и культуре...
Планирование составлено на основе программы по истории и культуре Башкортостана для обучающихся I – IX классов. Составители : Под...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconРабочая программа учебного предмета «физическая культура»
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconРабочая программа учебного предмета «физическая культура»
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»...
Пояснительная записка Планирование составлено на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана» iconПлан реализации проекта
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по предмету «История»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск