№
занятий
| Дата
| Наименование тем и
количество часов на тему
| Содержание занятий
| Кол-во
часов на
занятие
| Форма занятий
(метод)
| Наглядные пособия и
ТСО
| Задания для учащихся на дом
|
1
| 06.09
| Здравствуй, новый учебный год! – 2ч.
| М.Гали.Книга.
| 1
| Вводный урок
|
| Выразит.читать
|
2
| 13.09
|
| Гульфия Юнусова. «Живи, книга».
Галим Давлетов. «Диктант».
| 1
| комбинированный
|
| Стр.138-139
выуч по желан
|
3
| 20.09
| Достопримечательности природы Башкортостана-1ч
| Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещеры Шульганташ, Победы, Салавата Юлаева, родник Кургазак, гора Янгантау. Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан».
| С.140-142 читать
|
4
| 27.09
| Певец степного Башкортостана-2ч
| Рассказ о жизни поэта Сергея Чекмарева, его работе в 20-х годах ХХ века в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Портрет С.Чекмарёва
Карта РБ
| С. 146 ответить на вопросы
|
5
| 04.10
|
| Чтение стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений
| 1
|
| Карта РБ
| С.146-148 читать
|
6
| 18.10
| Народный поэт Башкортостана М. Гафури -2ч
| Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Портрет М.Гафури
| Прочитать 1-3 части
|
7
| 25.10
|
| М.Гафури. Дикий гусь
| 1
|
| Картина с лебедями
| С. 160 ответить на вопросы
|
8
| 08.11
| Беседа о художниках Башкортостана -2ч
| Беседа учителя о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Т. Нечаевой, А. Тюлькина Просмотр картин (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале», (Б. Домашников)
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Демонстрация картин
| Подготовить выступление об одном художнике
|
9
| 15.11
|
| «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», В юрте восставших башкир (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В.И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Комментарий учителя, обмен впечатлениями.
| 1
| комбинированный
| Демонстрация картин
| Написать сочинение по картине
|
10
| 22.11
| Композитор Рим Хасанов-1ч
| Уфа- цветок Урала. Слова Р. Ханнанова, музыка Р. Хасанова
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Фотографии Уфы
Потрет Р.Хасанова
| С.166-167 читать
|
11
| 29.11
|
М. Бурангулов –народный сэсэн Башкортостана-1 ч
|
Объяснение учащимся понятий «сэсэн» и «поэт» Беседа о роли сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Рассказ о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Чтение его стихотворений, отрывков из драматических произведений(по выбору учителя). «Башкирская свадьба», «Ашкадар».
|
1
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
|
Выучить отрывок с.170
|
12
| 06.12
| Детский фольклор-1ч
| Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки, их разучивание, объяснение условий и игра.
| 1
| Урок - игра
|
| Подготовить считалки
|
13
| 13.12
| Считалки-1 ч
| Куда отправился дядя агай? Отправился летом, вернусь зимой Проглоти Не говорить «да» и «белый»
| 1
|
| Детские считалки на башкирском языке
|
|
14
| 20.12
| Украинские писатели в Башкортостане-1ч
| Рассказ об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г. Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями. Чтение произведений украинских писателей о Башкортостане.
Беседа об Украине и украинской литературе с использованием
М. Рыльский. Отчизне.
М.Шевченко. Моя фамилия.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Карта СНГ
карты страны, цветных фоторепродукцией, портретов писателей
| С.174- 176 выраз. читать
|
15
| 27.12
| Башкирская опера и Баязит Бикбай-1ч
| Салават Юлаев. Б.Бикбай
| 1
| комбинированный
| Плакат С.Юлаев
| Реферат о С.Юлаеве
|
16
| 17.01
| Константин Иванов – великий сын чувашского народа-2 ч
| Сведения о биографии и творчестве классиков чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбаш Белебеевского района Башкирской АССР.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Прочитать
180-181
|
17
| 24.01
|
| К. Иванов, Две дочери; Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи».
Информация о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
| 1
| комбинированный
|
| стихи с.181-183
Кто желает, выучить
|
18
| 31.01
| Ш. Бабич-звезда башкирской поэзии-1ч
| Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Портрет I Бабича
Выставка книг
| Подготовиться к конкурсу чтецов
|
19
| 07.02
|
Композитор Р. Сахаутдинова-1ч
|
Краткие сведения о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой.
Прослушивание ее песен, написанных для детей«Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннуллина).
|
1
|
комбинированный
|
аудиозапись
|
Выучить песню
|
20
| 14.02
| Башкирские сатирические сказки-2ч
| Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Выставка книг со сказками
| В библиотеке найти сатирич
сказку
|
21
| 21.02
|
| Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.
| 1
| комбинированный
|
| С.191-192 пересказ
|
22
| 28.02
| Герои Башкортостана-1ч
| Рассказ о М. Гарееве - дважды Герое Советского Союза, Г. Арсланове, которому первому на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М.Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев из родного района или города. Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Фотоиллюстрации
Книга «Откуда ты, Матросов?»
| С.193-196 читать
|
23
| 07.03
| Наши земляки З. Рамиев и Г. Ибрагимов-1ч
| Рассказ учителя о жизни и творчестве классической татарской литературы уроженцев Башкортостана Г. Ибрагимова и З. Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учителя).
Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей
| С.198-201 подг. пересказ по желанию
|
24
| 14.03
| Рашит Нигмати - народный поэт Башкортостана -1ч
| Рассказ учителя о детстве Р.Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа с учащимися о Родине.
| 1
| комбинированный
| Портрет Р.Нигмати
| С.202-205 читать, выучить отрывок с.204
|
25
| 21.03
| Из истории письменности-1ч
| Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры в Х-XIX вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге, о башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Учебник «Живые родники»
| С.208 ответить на вопросы
|
26
| 04.04
| Обрядовый фольклор башкирского народа-1ч
| Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарным весенним праздником «Воронья каша» (Карга буткасы).
Прослушивание народных мелодий, связанных с этим праздником.
| 1
| комбинированный
| аудиозапись
| Написать рассказ о сабантуе
|
27
| 11.04
| Д. Юлтый - певец труда хлебороба-1ч
| Чтение сборника стихов Д. Юлтыя «Хлеб», беседа о труде хлебороба 30-х годов. Рассказ учителя о его авторе - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.
| 1
| комбинированный
| Плакат «Хлеб всему голова», иллюстрации
о хлеборобах
| С.211-214 выраз
читать
|
28
| 18.04
|
Славные сыны Башкортостана-2ч
|
Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина.
|
1
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Портрет М.Муртазина
Карта Учал-го р-на
| С.217 зад 2
|
29
| 25.04
|
| Сведения о родине героя -Учалинском районе Башкортостана.
| 1
| Урок - путешествие
|
| Написать 10 названий деревень района
|
30
| 02.05
| Писатели – детям-1ч
| Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Картинки с животными, о природе родного края
| С.222-223 пересказ
|
31
| 09.05
| Первый художник- профессионал из башкир-1ч
| Рассказ учителя о жизни и творчестве К.Девлеткильдеева
| 1
| комбинированный
|
| Ответить на вопросы с.226
|
32
| 16.05
| По туристическим тропам-1ч
| Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, туристическом снаряжении при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Обобщающая беседа по предмету.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Карта Башкортостана
Фотоиллюстрации
«Достопримечательности Башкортостана»
| Написать сочинение
«Заветный уголок родного края»
|
33-34
| 23.03
30.0
| Экскурсия в краеведческий музей г.Учалы - 2ч
| Поездка в г.Учалы,
посещение краеведческого музея
| 2
| Экскурсия
|
|
|