Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох»





Скачать 177.8 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох»
Дата публикации13.08.2015
Размер177.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра художественного образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.00 Танцы старинных эпох

Направление: 531100 (071300.62) Народная художественная культура

с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству.

Дисциплина СД.В.00 «Танцы старинных эпох» входит в дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом), цикла специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 531100 (071300.62) Народная художественная культура. Общее количество часов - 100, из них 48 ч. - аудиторные занятия и 52 — самостоятельная работа.

Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года.

Составными компонентами УМК являются:

  • Аннотация.

Стр. 1

  • Рабочая программа дисциплины СД.В.00 «Танцы старинных эпох» по направлению 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 7

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 8

2.4 Примерный перечень заданий к зачету

Стр. 9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

_____________ Е.А. Каюмова

_____ ______________ 20__ г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.00 ТАНЦЫ СТАРИННЫХ ЭПОХ

1. Цели и задачи дисциплины
Историко-бытовой танец является средством сценической выразительности, художественно-образной характеристикой различных исторических эпох в сценических постановках.

Цель дисциплины: научить студентов танцевальной культуре европейских стран с XV по XIX века.

Задачи:

  • Развитие у студентов аутентичных навыков европейской культуры средствами историко-бытового танца.

  • Формирование умений и навыков танцевальных движений в соответствии с определенной историко-культурной эпохой.

  • Развитие навыков коммуникативной культуры средствами историко-бытовых танцев.

  • Воспитание уважения студентов к прошлому исторической культуры.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты приобретают навыки сознательного выполнения движения, коммуникативность в паре, музыкальность, артистичность.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать композиции танцев различных веков, владеть различными техническими и стилистическими приемами исторического танца, культурой общения и сценического поведения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

24

24

Практические занятия

24

24

Семинары







Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

52

52

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы




Раздел I. Танцевальное искусство XV-XVI веков










1.1

Основное положение рук, ног, головы в танцах XV-XVI веков. Характеристика эпохи

2







1.2

«Бранли». Композиции из различных бранлей

1

1




1.3

Основное положение рук, ног, головы, шагов в салонных танцах XVI века

2







1.4

Композиция из танцев «Алеманда» и «Навана»

1

1




1.5

Композиция «Романески»

1

1




1.6

Композиция «Танца с подушками»

1

1







Раздел II. Танцевальная культура XVII-XVIII веков










2.1

Основные шаги, наклоны, положения рук, корпуса. Характеристика XVII-XVIII веков

3







2.2

«Менуэт»- классическая композиция

1

2




2.3

«Скорый менуэт» - классическая композиция

1

1




2.4

«Гавот» - классическая композиция

1

2




2.5

«Куранта» - классическая композиция

1

1







Раздел III. Танцевальная культура XIX века










3.1

Основное положение корпуса, рук, ног, головы, шагов XIX века. Характеристика эпохи

2







3.2

«Алеман» - классическая композиция

1

2




3.3

«Экосез» - классическая композиция

1

2




3.4

«Полька» - свободная композиция

1

1




3.5

«Вальс»- свободная композиция

1

1




3.6

«Французская кадриль» - классическая композиция

1

5




3.7

«Мазурка» - свободная композиция

1

2




3.8

«Полонез» - свободная композиция

1

1





4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Танцевальное искусство XV-XVI веков

Тема 1.1. Основное положение рук, ног, головы в танцах XV-XVI веков.

Характеристика эпохи

Для средних веков характерно появление ряда простейших бытовых танцев. В них отражаются трудовые процессы различных цехов (сапожников, прачек, дровосеков, бочаров и т.д.). Устраивали танцевальные залы при ратушах, но народ любил уходить за пределы города и устраивать праздники на природе. Танцы усложнялись, появлялись прыжки, простейшие движения, взаимоотношения в парах. Шаги - простые, двойные, воздушная позиция. Корпус отклонялся назад или делалось движение покачивания из стороны в сторону. Руки на бедрах или юбке.

Тема 1.2. «Бранли». Композиции из различных бранлей

Бытовые танцы получили название бранлей:

  1. простой;

  2. двойной;

  3. двойной с репризой;

  4. колокольный звон;

  5. парандола;

  6. крестьянский бралль.

Тема 1.3. Основное положение рук, ног, головы, шагов в салонных танцах XVI века

Предварительные танцы носят название бассандов. Исполняются в манере, танцы обусловлены этикетом, костюмом, местом исполнения.

Корпус: гордо посаженная голова, руки находятся на эросе. Одеты в плащ, головной убор, шпага, высокие сапоги. Д- корсет, откинутая слегка назад голова, руки лежат на специальной подушечке, имитирующей живот.

Шаги: простой, двойной, скольжения.

Тема 1.4. Композиция из танцев «Алеманда» и «Навана»

«Алеманда» и «Нована»

  • основное положение корпуса;

  • положение в паре, особенность положения в руках;

  • основные движения;

  • наклоны К. и Д.

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 1.5. Композиция «Романески»

«Романеска» музыка Глазунова.

  • наклоны в паре;

  • наклоны;

  • основные движения;

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 1.6. Композиция «Танца с подушками»

«Танец с подушками» музыка С. Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».

  • манера исполнения;

  • условные жесты;

  • композиция номера.


Раздел II. Танцевальная культура XVII-XVIII веков

Тема 2.1. Основные шаги, наклоны, положения рук, корпуса.

Характеристика XVII-XVIII веков

Эпоха Возрождения – это переворот в области экономики, науки, культуры, искусства. Появляются театральные представления с песнями и танцами. Искусство Италии оказало большое влияние на французский балет. В аристократическом обществе танцы приобретают изысканность, торжественность, движения и композиции подчинены правилам этикета.

Большое внимание уделяется движению рук, общению партнеров, манере носить платье, снимать шляпу, исполнять поклоны. Большую часть времени аристократы проводят на балах, пикниках, маскарадах. Появляются особые шаги

  • pas chasse, имеющие 4 формы

I форма chasse А, Б.

II форма chasse А, Б.

III форма chasse А, Б.

IV форма chasse А, Б.

  • pas balance – менуэт;

  • скользящий шаг - pas glisse;

  • боковой подъемный шаг – pas elive;

Тема 2.2. «Менуэт»- классическая композиция

«Менуэт» (танец королей, король танцев).

Особое внимание манере исполнения шагов, рукам.

  • поклоны (17 в.)

  • основные движения (шаг в IV позицию);

  • port de fras руками(I назад, II назад);

  • композиция номера.

Тема 2.3. «Скорый менуэт» - классическая композиция

«Скорый менуэт».

Сложность в композиционном исполнении и манере исполнения номера.

Сценический образ номера:

  • основные движения;

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 2.4. «Гавот» - классическая композиция

«Гавот».

Танец, характеризующий XVIII век.

Сложность композиционного построения движений и разнообразие положений рук в паре. Появляются фигуры, исполняющие на 8-16 тактов.

Многие движения «Гавота» вошли в лексику классического танца.

  • движения «Гавота»;

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 2.5. «Куранта» - классическая композиция

«Куранта».

Танец является характеристикой двух эпох уходящего XVI века и наступающего XVII века. На примере этого номера можно проследить насколько усложнились движения, манера исполнения, композиция номеров в XVII и XVIII веках.
Раздел III. Танцевальная культура XIX века
Тема 3.1. Основное положение корпуса, рук, ног, головы, шагов XIX века.

Характеристика эпохи

Французская революция оказала влияние на развитие культуры и искусства. Связь сценической и бальной хореографии становится все более тесной. XIX век – наиболее яркий и интересный в развитии бытовой хореографии. Появляются не только танцы Франции, но и танцы славянских народов (полонез, мазурка), Англии, Германии.

Основные шаги: pas chasse, полька, вальс, мазурка, III позиция. Более свободное положение корпуса и рук, поклоны кавалеров и дам.

Тема 3.2. «Алеман» - классическая композиция

«Алеман» - танец двух дам и кавалера.

  • основные движения;

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 3.3. «Экосез» - классическая композиция

«Экосез» музыка П. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

  • основные движения;

  • манера исполнения;

  • композиция номера.

Тема 3.4. «Полька» - свободная композиция

«Полька» - свободная композиция, где есть продвижения вперед, повороты в парах и галоп.

  • основные движения;

  • композиция номера.



Тема 3.5. «Вальс»- свободная композиция

В XIX веке вальс завоевал танцевальные площадки Европы и России, чему способствовала музыка И. Штрауса.

  • вальсовая дорожка;

  • вальс в паре;

  • композиция номера.

Тема 3.6. «Французская кадриль» - классическая композиция

«Французская кадриль».

Для разучивания этого номера необходимо знать pas chasse. Номер включает шесть фигур, знакомство с интродукцией и построением номера в форме кадрили, где объявляется номер фигуры и содержание фигуры, («в гости», «соло кавалера», «мулине» и т.д.)

  • формы chasse;

  • фигуры «Французской кадрили», (1-6);

  • манера исполнения.

Тема 3.7. «Мазурка» - свободная композиция

«Мазурка».

Славянский номер по манере исполнения, где нужно знать народный танец, движения рук, общение в паре. Основные движения:

  • подбивающий ход (pas coupe);

  • «голубец»;

  • заключение (простой и сложный ключ);

  • открытый и закрытый поворот;

  • повороты dos-a-dos;

  • композиция номера.

Тема 3.8. «Полонез» - свободная композиция

«Полонез». Польский танец, ставший модным еще в эпоху Петра I. Относится к разряду променадного. Освоение манеры исполнения основного шага, опускания на колено, боковые шаги, композиция номера.
5. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения : учебное пособие / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Изд. 4-е, испр. - СПб. : Лань, 2008.

  2. Базарова, Н. П. Классический танец / Н. П. Базарова. - СПб. : Лань, 2009.

  3. Захаржевская, Р. В. История костюма / Р. В. Захаржевская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2008, 2009.

  4. Основы подготовки специалистов-хореографов : хореографическая педагогика : учебное пособие для вузов / Е. Н. Громова [и др.] ; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - СПб. : издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2006.

б) дополнительная литература:

  1. Ваедербильт, Э. Этикет / Э. Ваедербильт. - М., 1995.

  2. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец : Учебное пособие / М. В. Васильева-Рождественская. - М. : Искусство, 1987.

  3. Воронина, И. Историко-бытовой танец / И. Воронина. - М., 2004.

  4. Дисексон, Ш. Костюм для сцены / Ш. Дисексон. - М., 1984.
  5. Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время / Е. В. Еремина-Соленикова. - Изд-во Планета музыки, 2010.


  6. Ивановский, Н. Бальный танец XVI-XIXI веков / Н. Ивановский. - Л.-М., 1948.

  7. Киреева, Е. История костюма / Е. Киреева. - М., 1976.

  8. Максимовский, М. Этикет делового человека / М. Максимовский. - М., 1994.

  9. Мерцанова, М. Костюм разных времен и народов / М. Мерцанова. - М., 1993. - Том I, II.
  10. Михайлова-Смольнякова, Е. С. Старинные бальные танцы. Эпоха возрождения / Е. С. Михайлова-Смольнякова. - Изд-во Планета музыки, 2010.

  11. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. - Изд-во Лань, Планета музыки, 2011.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса как основное средство обучения.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обеспечение преподавания дисциплины предполагает:

Наличие хореографического класса площадью из расчета 3-4 м2 на одного студента, высотой не менее 4 м, одна из стен должна быть оборудована зеркалами на высоту 2,1 м, на 9-х стенах – балетные перекладины на расстоянии от пола 1,1 м, полы в зале дощатые, некрашеные; две комнаты – раздевалки для девушек и юношей, душевые, раковины с подводкой горячей и холодной воды. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03»).

Одежда для занятий хореографией: лосины, трико, обувь (туфли женские, сапоги мужские, мягкая балетная, жесткая балетная (пуанты), хитоны); юбки репетиционные (короткие, длинные).

Детали сценических костюмов, реквизит (кастаньеты, тамбурины, венки, шали, платочки и др.).

Музыкальный инструмент – пианино, рояль.

Преподаватель-концертмейстер высокой категории.

Лекционный класс с аудио-, видео-, теле аппаратурой, компьютер.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В ходе обучения необходимо сформировать у студентов навыки сознательного выполнения движения, коммуникативность в паре, музыкальность, артистичность. Особое внимание необходимо уделять качеству исполнения музыкального материала.
8.2. Методические указания для студентов

Требования к зачету

На зачетном уроке студенты должны показать владение различными техническими и стилистическими приемами исторического танца, знание композиций танцев различных веков, культуру общения и сценического поведения.
Глоссарий

  1. поза chasse – положение тела, корпуса;

  2. позиции рук и ног;

  3. реверанс – наклон;

  4. plie – полуприседание;

  5. pas glisse – скользящий шаг;

  6. pas chasse – скольжение;

  7. pas balance – покачивание;

  8. pas eleve – повышенный шаг;

  9. pas – движение;

  10. pas de lasque – шаг;

  11. «Брайм» - французский народный танец;

  12. фигура – схема перемещения танцующих на сцене;

  13. pas grave – шаг подчеркнуто важный, горделивый;

  14. pas de louree – перебирание шага;

  15. pas assembe – собрать;

  16. галоп – скакать;

  17. pas marche – легкий шаг;

  18. pas couru – бег;

  19. pas gala – народное pas;

  20. pas coineux – хромающий шаг.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071300.62 Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству.
Программу составила:

старший преподаватель

кафедры художественного образования __________________ О.В. Чернова

(подпись)
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20__г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ

Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)
Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год
В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:
1. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20___г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ
Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца»
Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы …
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из самых старинных отраслей декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это прекрасное рукоделие является...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconТема урока: Танцы,танцы, танцы…
Сегодня мы продолжаем изучение раздела, который называется «День полный событий». На прошлом уроке мы начали разговор о музыке, связанной...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРабочая программа дисциплины Культурология
Представить хронологическую и событийную историю культуры великих цивилизационных эпох в истории человечества. Раскрыть развитие...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма кружка «Бальные танцы» (срок реализации 4 года, 1-4 классы) Автор программы
Спортивно-бальные танцы с каждым годом приобретают все большую популярность. Так как это связано с многогранностью бального танца,...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconЭкзаменационный реферат по искусству Специфика культуры хип-хоп (на примере искусства танца)
Активно развивается искусство. Одним из развивающихся направлений являются танцы. Современные танцы получают новое дыхание, они имеют...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРабочая программа дисциплины б б. 1 «История»
«История»: дать студентам представление об основных этапах развития истории России и их содержании. На примерах различных эпох показать,...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма рассчитана на 5 лет Возраст детей: 6 15 лет Москва 2013...
«Детские массовые и спортивные бальные танцы» художественно – эстетическая. Программа модифицированная и разработана на основе следующих...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы”
Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРеферат по теме «Исследование старинных русских мер длины и веса...
«Исследование старинных русских мер длины и веса в соотношении с алтайскими измерениями»
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «особенности правопонимания...
Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров...
Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности...
Рабочая программа дисциплины сд. В. 00 «Танцы старинных эпох» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск