Скачать 177.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.00 Танцы старинных эпох Направление: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству. Дисциплина СД.В.00 «Танцы старинных эпох» входит в дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом), цикла специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 531100 (071300.62) Народная художественная культура. Общее количество часов - 100, из них 48 ч. - аудиторные занятия и 52 — самостоятельная работа. Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года. Составными компонентами УМК являются:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Директор ИК _____________ Е.А. Каюмова _____ ______________ 20__ г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.00 ТАНЦЫ СТАРИННЫХ ЭПОХ 1. Цели и задачи дисциплины Историко-бытовой танец является средством сценической выразительности, художественно-образной характеристикой различных исторических эпох в сценических постановках. Цель дисциплины: научить студентов танцевальной культуре европейских стран с XV по XIX века. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты приобретают навыки сознательного выполнения движения, коммуникативность в паре, музыкальность, артистичность. В результате освоения дисциплины студенты должны знать композиции танцев различных веков, владеть различными техническими и стилистическими приемами исторического танца, культурой общения и сценического поведения. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел I. Танцевальное искусство XV-XVI веков Тема 1.1. Основное положение рук, ног, головы в танцах XV-XVI веков. Характеристика эпохи Для средних веков характерно появление ряда простейших бытовых танцев. В них отражаются трудовые процессы различных цехов (сапожников, прачек, дровосеков, бочаров и т.д.). Устраивали танцевальные залы при ратушах, но народ любил уходить за пределы города и устраивать праздники на природе. Танцы усложнялись, появлялись прыжки, простейшие движения, взаимоотношения в парах. Шаги - простые, двойные, воздушная позиция. Корпус отклонялся назад или делалось движение покачивания из стороны в сторону. Руки на бедрах или юбке. Тема 1.2. «Бранли». Композиции из различных бранлей Бытовые танцы получили название бранлей:
Тема 1.3. Основное положение рук, ног, головы, шагов в салонных танцах XVI века Предварительные танцы носят название бассандов. Исполняются в манере, танцы обусловлены этикетом, костюмом, местом исполнения. Корпус: гордо посаженная голова, руки находятся на эросе. Одеты в плащ, головной убор, шпага, высокие сапоги. Д- корсет, откинутая слегка назад голова, руки лежат на специальной подушечке, имитирующей живот. Шаги: простой, двойной, скольжения. Тема 1.4. Композиция из танцев «Алеманда» и «Навана» «Алеманда» и «Нована»
Тема 1.5. Композиция «Романески» «Романеска» музыка Глазунова.
Тема 1.6. Композиция «Танца с подушками» «Танец с подушками» музыка С. Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».
Раздел II. Танцевальная культура XVII-XVIII веков Тема 2.1. Основные шаги, наклоны, положения рук, корпуса. Характеристика XVII-XVIII веков Эпоха Возрождения – это переворот в области экономики, науки, культуры, искусства. Появляются театральные представления с песнями и танцами. Искусство Италии оказало большое влияние на французский балет. В аристократическом обществе танцы приобретают изысканность, торжественность, движения и композиции подчинены правилам этикета. Большое внимание уделяется движению рук, общению партнеров, манере носить платье, снимать шляпу, исполнять поклоны. Большую часть времени аристократы проводят на балах, пикниках, маскарадах. Появляются особые шаги
I форма chasse А, Б. II форма chasse А, Б. III форма chasse А, Б. IV форма chasse А, Б.
Тема 2.2. «Менуэт»- классическая композиция «Менуэт» (танец королей, король танцев). Особое внимание манере исполнения шагов, рукам.
Тема 2.3. «Скорый менуэт» - классическая композиция «Скорый менуэт». Сложность в композиционном исполнении и манере исполнения номера. Сценический образ номера:
Тема 2.4. «Гавот» - классическая композиция «Гавот». Танец, характеризующий XVIII век. Сложность композиционного построения движений и разнообразие положений рук в паре. Появляются фигуры, исполняющие на 8-16 тактов. Многие движения «Гавота» вошли в лексику классического танца.
Тема 2.5. «Куранта» - классическая композиция «Куранта». Танец является характеристикой двух эпох уходящего XVI века и наступающего XVII века. На примере этого номера можно проследить насколько усложнились движения, манера исполнения, композиция номеров в XVII и XVIII веках. Раздел III. Танцевальная культура XIX века Тема 3.1. Основное положение корпуса, рук, ног, головы, шагов XIX века. Характеристика эпохи Французская революция оказала влияние на развитие культуры и искусства. Связь сценической и бальной хореографии становится все более тесной. XIX век – наиболее яркий и интересный в развитии бытовой хореографии. Появляются не только танцы Франции, но и танцы славянских народов (полонез, мазурка), Англии, Германии. Основные шаги: pas chasse, полька, вальс, мазурка, III позиция. Более свободное положение корпуса и рук, поклоны кавалеров и дам. Тема 3.2. «Алеман» - классическая композиция «Алеман» - танец двух дам и кавалера.
Тема 3.3. «Экосез» - классическая композиция «Экосез» музыка П. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».
Тема 3.4. «Полька» - свободная композиция «Полька» - свободная композиция, где есть продвижения вперед, повороты в парах и галоп.
Тема 3.5. «Вальс»- свободная композиция В XIX веке вальс завоевал танцевальные площадки Европы и России, чему способствовала музыка И. Штрауса.
Тема 3.6. «Французская кадриль» - классическая композиция «Французская кадриль». Для разучивания этого номера необходимо знать pas chasse. Номер включает шесть фигур, знакомство с интродукцией и построением номера в форме кадрили, где объявляется номер фигуры и содержание фигуры, («в гости», «соло кавалера», «мулине» и т.д.)
Тема 3.7. «Мазурка» - свободная композиция «Мазурка». Славянский номер по манере исполнения, где нужно знать народный танец, движения рук, общение в паре. Основные движения:
Тема 3.8. «Полонез» - свободная композиция «Полонез». Польский танец, ставший модным еще в эпоху Петра I. Относится к разряду променадного. Освоение манеры исполнения основного шага, опускания на колено, боковые шаги, композиция номера. 5. Лабораторный практикум — не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Компоненты учебно-методического комплекса как основное средство обучения. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обеспечение преподавания дисциплины предполагает: Наличие хореографического класса площадью из расчета 3-4 м2 на одного студента, высотой не менее 4 м, одна из стен должна быть оборудована зеркалами на высоту 2,1 м, на 9-х стенах – балетные перекладины на расстоянии от пола 1,1 м, полы в зале дощатые, некрашеные; две комнаты – раздевалки для девушек и юношей, душевые, раковины с подводкой горячей и холодной воды. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03»). Одежда для занятий хореографией: лосины, трико, обувь (туфли женские, сапоги мужские, мягкая балетная, жесткая балетная (пуанты), хитоны); юбки репетиционные (короткие, длинные). Детали сценических костюмов, реквизит (кастаньеты, тамбурины, венки, шали, платочки и др.). Музыкальный инструмент – пианино, рояль. Преподаватель-концертмейстер высокой категории. Лекционный класс с аудио-, видео-, теле аппаратурой, компьютер. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю В ходе обучения необходимо сформировать у студентов навыки сознательного выполнения движения, коммуникативность в паре, музыкальность, артистичность. Особое внимание необходимо уделять качеству исполнения музыкального материала. 8.2. Методические указания для студентов Требования к зачету На зачетном уроке студенты должны показать владение различными техническими и стилистическими приемами исторического танца, знание композиций танцев различных веков, культуру общения и сценического поведения. Глоссарий
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071300.62 Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по хореографическому искусству. Программу составила: старший преподаватель кафедры художественного образования __________________ О.В. Чернова (подпись) Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № _____ от «___»____________20__г. Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк (подпись) Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина (подпись) Согласовано: Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова (подпись) Лист внесения изменений Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения: 1. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.). Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № _____ от «___»____________20___г. Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк (подпись) Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина (подпись) Согласовано: Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова (подпись) |
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца» Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы … | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из самых старинных отраслей декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это прекрасное рукоделие является... | ||
Тема урока: Танцы,танцы, танцы… Сегодня мы продолжаем изучение раздела, который называется «День полный событий». На прошлом уроке мы начали разговор о музыке, связанной... | Рабочая программа дисциплины Культурология Представить хронологическую и событийную историю культуры великих цивилизационных эпох в истории человечества. Раскрыть развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили... | ||
Программа кружка «Бальные танцы» (срок реализации 4 года, 1-4 классы) Автор программы Спортивно-бальные танцы с каждым годом приобретают все большую популярность. Так как это связано с многогранностью бального танца,... | Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:... | ||
Экзаменационный реферат по искусству Специфика культуры хип-хоп (на примере искусства танца) Активно развивается искусство. Одним из развивающихся направлений являются танцы. Современные танцы получают новое дыхание, они имеют... | Рабочая программа дисциплины б б. 1 «История» «История»: дать студентам представление об основных этапах развития истории России и их содержании. На примерах различных эпох показать,... | ||
Программа рассчитана на 5 лет Возраст детей: 6 15 лет Москва 2013... «Детские массовые и спортивные бальные танцы» художественно – эстетическая. Программа модифицированная и разработана на основе следующих... | Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением... | ||
Реферат по теме «Исследование старинных русских мер длины и веса... «Исследование старинных русских мер длины и веса в соотношении с алтайскими измерениями» | Рабочая программа дисциплины (модуля) «особенности правопонимания... Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно... | ||
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение... |