II. Пояснительная записка.
Направленность – художественно-эстетическая
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе..развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним.
Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Актуальность
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. Важным фактором, является укрепление здоровья. Занятия хореографией помогают, развитию суставно-мышечного аппарата, эластичности связок, правильной осанки. Повышается выносливость организма к физическим нагрузкам. Появляется психологическая устойчивость.
Цели и задачи
Цель — создание условий для развития творческого потенциала, художественного вкуса, детей, повышение исполнительского мастерства, а также сохранение и укрепление здоровья детей посредством занятий хореографией.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
расширение знаний в области хореографического искусства;
выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
развития чувства гармонии, чувства ритма;
совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
развитие гибкости, координации движений;
развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
укрепление физического и психологического здоровья.
Отличительные особенности
В основе данной программы лежит образовательная программа «Солнечный мир танца» детского творческого объединения, автор Гапоненко О. В.. Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
сохранение и охрана здоровья детей.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:
гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;
научности;
интеграции;
осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы.
научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);
публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);
материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская). Правовую основу программы составляют:
Конституция РФ;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Срок реализации.
Данная программа рассчитана на 4 года. И предполагает обучение детей от 6 до 13 лет.
1 год обучения – 6-7 лет
2 год обучения – 8-9 лет
3 год обучения – 10-11 лет
4 год обучения – 11-13 лет
Программа предполагает теоретические, практические занятии и досуговые мероприятия.
Формы и режим занятий.
Основные занятия проводятся два раза в неделю, по два часа, согласно СанПиН. Дополнительно проводятся индивидуальные занятия и консультации.
Методы и формы работы:
эвристический;
исследовательский;
поощрения;
интеграции;
игровой;
Ожидаемые результаты.
Сформированы навыки владения своим телом, умения выражать в пластике общее содержание музыки, её образные ассоциации.
Навыки самовыражения посредством танца. Самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал.
Художественный вкус. Расширенный кругозор в области культуры, искусства.
Навыки самопрезентации.
Стремление к здоровому образу жизни.
Участие в конкурсных, концертных программах.
Показателем компетенции учащихся по хореографии является исполнение танцевальных этюдов и концертных номеров на основе программного материала. Участие в конкурсных, концертных программах, вместе с коллективом, лично.
Способы проверки результативности. В программе разработана система оценки по следующим критериям:
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-образное мышление
3. Самопрезентация
4. Самооценка
5. Взаимодейтвие (работа в группе, в ансамбле). Оценивание происходит по 3-м уровням: 1 уровень – (высокий). Умение работать самостоятельно.
2 уровень – (средний). Умение понимать и исполнять требования педагога. Выполнять упражнения при помощи педагога.
3 уровень – (низкий). Понимать требования педагога.
Приложение №1,№2.
Формы подведения результатов
- Контрольные, открытые уроки.
Проводятся два раза в год, в конце первого полугодия и в конце года. На занятиях присутствуют все педагоги студии, родители.
- Концерты
Проводятся не большие концерты в течении года, на базе ЦДТ. В конце учебного года проводиться отчетный концерт на большой сценической площадке.
- Конкурсы
Дети достигшие высоких результатов, формируются в концертный состав, который представляет хореографическую студию на конкурсах.
III. Учебно-тематический план. № п/п
| Разделы
| Количество часов
| 1 год
| 2 год
| 3 год
| 4 год
| 1
| Вводные занятия. Правила техники безопасности.
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| Танцы народов мира.
| 6
| 6
| 2
| 2
| 3
| Танец сегодня.
| -
| -
| 5
| 5
| 4
| Игровые технологии.
| 10
| 4
| -
| -
| 5
| Интегрированное занятие: "Фентази-данс" с элементами импровизации.
| 6
| 6
| 8
| 10
| 6
| Занятия ритмикой, музыкой.
| 4
| 8
| 14
| 14
| 7
| Репитиционно-постановочная работа.
| 81
| 81
| 66
| 66
| 8
| Партерная гимнастика.
| 20
| 14
| 9
| 9
| 9
| Основы классического танца.
| 5
| 8
| 15
| 15
| 10
| Основы народного танца
| 5
| 8
| 15
| 15
| 11
| Итоговые занятия и досуговые мероприятия.
| 6
| 8
| 9
| 9
|
| Всего:
| 144
| 144
| 144
| 144
| Учебно-тематический план 1 года обучения. № п/п
| Наименование раздела и тема занятий.
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие.
| 1
| 1
| -
| 2
| Танцы народов мира.
| 6
| 6
| -
| 2.1
| Танец как вид искусства.
| 1
| 1
| -
| 2.2
| История балетного искусства.
| 2
| 1
| -
| 2.5
| Русские народные танцы.
| 2
| 1
| 1
| 2.6
| Хоровод. Рисунки хоровода.
| 1
| 1
| -
| 4
| Игровые технологии.
| 10
| -
| 10
| 4.1
| Мир за окном.(изображаем явления природы)
| 2
| -
| 2
| 4.2
| Подражаем животным (актерское мастерство).
| 2
| -
| 2
| 4.3
| 1,2,3 - фигура... замри ( на воображение).
| 2
| -
| 2
| 4.4
| Меня зовут ( на воображение).
| 2
| -
| 2
| 4.5
| Пропоем, прохлопаем любимую мелодию (развитие слуха).
| 2
| -
| 2
| 5.
| Интегрированное занятие: "Фентази-данс" с элементами импровизации.
| 6
| -
| 6
| 5.1
| Сказочные герои
| 2
| -
| 2
| 5.2
| Тайны моря
| 2
| -
| 2
| 5.3
| Лесное царство.
| 2
| -
| 2
| 6
| Занятия ритмикой, музыкой.
| 4
| 1
| 3
| 7
| Репетиционно- постановочнаяработа
| 81
| 3
| 78
| 7.1
| Постановка, изучение танца.
| 35
| 1
| 34
| 7.2
| Отработка движений танца.
| 35
| 1
| 34
| 7.3
| Работа с остающими.
| 8
| 1
| 7
| 8
| Партерная гимнастика
| 20
| -
| 20
| 8.1
| Постановка корпуса
| 5
| -
| 5
| 8.2
| Развитие выворотности
| 5
| -
| 5
| 8.3
| Развитие гибкости
| 5
| -
| 5
| 8.4
| Растяжка
| 5
| -
| 5
| 9
| Основы классического танца.
| 5
| -
| 5
| 9.1
| Позиции рук и ног.
| 1
| -
| 1
| 9.2
| Plie. Releve.
| 2
| -
| 2
| 9.3
| Post de bras. Battemen.
| 2
| -
| 2
| 10
| Основы народного танца
| 5
| -
| 5
| 10.1
| Позиции рук и ног.
| 2
| -
| 2
| 10.2
| Ходы русского народного танца
| 1
| -
| 1
| 10.3
| Движения русского народного танца
| 2
|
| 2
| 12
| Итоговые занятия и досуговые мероприятия.
| 6
| -
| 6
| |