МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПОНИМАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлых эпох, выявлять их связь с современностью.
Программа курса построена с учётом принципа историзма и сравнительно-правового метода исследования. Она отражает основные положения ФГОС, предъявляемые к содержанию дисциплин магистерской подготовки.
Основная цель курса: на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии Европы и России, познакомить студента с историей наиболее значительной и влиятельной доктрины государства и права, возникающей в Новое время, опирающейся на прогрессивную социальную мысль прошлых эпох и сохранившую определенную значимость в наше время.
Данная цель конкретизируется в задачах:
- используя портретный метод исследования, выявить вклад западных и российских мыслителей в разработку естественно-правовой доктрины Нового времени;
- систематизируя полученные знания выявить наиболее характерные черты этой значимой для развития юридической науки концепции. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
Курс входит в профессиональный цикл, вариативная часть.
ООП М2.ВР.05 магистратуры
Курс адресован 1 курса направления 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений.
Изучению дисциплины предшествуют «Теория государства и права», «История государства и права», «Философия», «История правовых и политических учений».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-5 и профессиональные компетенции ПК-7, ПК-10 на пороговом и повышенном уровнях.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы теории государства и права», «актуальные проблемы истории права и государства», «Сравнительное правоведение», а также Учебной и Производственной практики, научно-исследовательской работы магистранта.
3. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные этапы развития теории естественного права;
Понятия «гипотетический общественный договор», «естественное» и государственное состояния общества.
Понятие «естественных прав», их связь с человеческой природой.
Интерпретации теории общественного договора и естественного права западными мыслителями и их рецепцию российской политико-правовой мыслью.
Особенности «просвещенного» абсолютизма в России.
Разные варианты решения проблем прав человека, наилучшей организации государства, разделения властей и их соотношения.
Уметь:
Сопоставлять и самостоятельно оценивать особенности данной политико-правовой доктрины в изложении разных мыслителей.
Выявлять факторы и причины, обусловившие ту или иную авторскую интерпретацию основных положений естественно-правовой идеологии.
Прослеживать преемственность во взглядах исследователей разных времён и народов.
Устанавливать связь прогрессивной политико-правовой мысли прошлых лет с современностью.
Воспринимать и осмысливать проблемы права и политики с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.
Владеть навыками политической и правовой дискуссии.
Анализировать политико-правовую теорию и практику с позиции системного и сравнительно-правового подхода.
Пользоваться первоисточниками.
Понимать социальную значимость профессии.
Аннотировать, реферировать, презентовать научно-исследовательскую и практическую информацию.
Владеть:
Навыками сравнительного анализа, осмысление и оформление полученных результатов, творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ,
СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Форма обучения – очная, количество семестров – 1.
№
п/п
|
Темы дисциплины
| Виды учебной работы
(в часах)
| КСР
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
|
Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1.
| Тема 1.Особенности политико-правовой идеологии Нового времени: общая характеристика
| 2
| -
| 4
|
| Лекция
Тестирование
|
ОК-5
|
ПК-7
|
ПК-11
|
|
4
| 2.
| Тема 2.Формирование политических воззрений в преддверии Нового времени в Европе
| -
| 2
| 6
|
| Семинар
Подготовка схем
Составление тестов
|
ОК-5
|
ПК-7
|
ПК-10
|
|
3
| 3.
| Тема 3. Естественно-правовая доктрина Нового времени: её становление и развитие
| -
| 4
| 6
|
| Семинар
Составление тестов
Подготовка схем
|
ОК-5
|
ПК-7
|
ПК-10
|
|
3
| 4.
| Тема 4. Политико-правовая мысль России во второй половине XVII – XVIII вв.: общая характеристика
| 2
| -
| 8
|
| Лекция
Анализ научной и учебной литературы
Тестирование
|
ОК-5
|
ПК-7
|
ПК-10
|
|
3
| 5.
| Тема 5. Становление политико-правовой идеологии просвещенного абсолютизма в России
| -
| 4
| 10
|
| Семинар
Составление тестов
Подготовка контрольной работы
|
ОК-5
|
ПК-10
|
|
|
2
| 6.
| Тема 6. Русские просветители Нового времени о наилучших путях государственно-правового развития
| -
| 4
| 10
|
| Семинар
Составление тестов
Подготовка контрольной работы
|
ОК-5
|
ПК-7
|
ПК-10
|
|
3
| 7.
| Тема 7. Преемственность политико-правового наследия и её значения для социальной практики
| -
| -
| 8
| 2
| Дискуссия по курсу
|
ОК-5
|
ПК-10
|
|
|
2
|
| Всего часов:
| 4
| 14
| 52
| 2
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – зачет
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
5.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Лекция 1. Особенности политико-правовой идеологии Нового времени: общая характеристика
(2 часа)
Новое время как упрочение прогрессивных стандартов человеческого бытия.
Социальные и познавательные предпосылки возникновения новой политико-правовой идеологии в Европе. Коренная ломка феодальных отношений и идеологии сословного общества. Секуляризация общественного сознания. Критика религиозных учений о политике и праве. Формирование антисхолостического типа мышления, гуманистической культуры.
Перспективы прогрессивного социального развития в свете новых рационалистических идей и принципов.
Новое время – эпоха формирования понятийного аппарата научной теоретической юриспруденции. Философия права как наука. Трансформация философских воззрений на политику, право в ранг юридического знания. Соотношение философии права и юридической догмы в новых условиях.
Философия рационализма и новая правовая идеология. Естественное право Нового времени как антропоцентристская доктрина. Человеческая природа и право. Естественное право как особый фактор социальной жизни, выходящий за рамки позитивного права. Лекция 2. Политико-правовая мысль России во второй половине XVII – XVIII вв.: общая характеристика
(2 часа)
Политическая ситуация в России к началу XVII в. «Смутное время» - период политического, династического и социально-экономического кризиса.
Упрочение абсолютизма в России XVII – начала XVIII вв., его особенности: экономическое отставание России от европейских стран, активное влияние восточных деспотических традиций. Идеал просвещенной абсолютной монрахии в политической и правовой мысли России XVII в.: Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин.
Реформы Петра I и их значение для социального развития и политико-правовой мысли. Ликвидация сословно-представительных органов. Создание Сената. Формирование 12 коллегий как центральных органов управления в России. Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода. Развитие системы политического сыска, учреждение Тайной канцелярии. Реформа местного управления. «Табель о рангах». Изменение порядка престолонаследия. Развитие образования. Естественное право в интерпретации С. Пуффендорфа и его значение для развития российской политико-правовой мысли XVIII в.
Рецепция западных идей «естественного права» и «меркантилизма» отечественными мыслителями и их адаптация к российской действительности.
5.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарские занятия проводятся в интерактивной форме в парах или тройках (микрогруппах) сменного состава, что позволяет студентам ясно формулировать собственное мнение по обсуждаемым проблемам, оценивать разрабатываемые оппонентами варианты решения научно-исследовательской проблемы.
Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие разделы и главы в учебной литературе. Исходя из своих исследовательских предпочтений, выбрать фигуру мыслителя, используя портретный метод, проанализировать его жизненный путь и творчество и, применяя метод сравнения, вступить в диалог с оппонентами. В конце занятия сделать выводы, заостряя внимание на изменениях и развитии естественно-правовой концепции Нового времени.
|