МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012 I. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»)
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
3. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания. 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практика и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. II. ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ М2.В.04.01 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНЛИЗ Дисциплина направления «Юриспруденция». Исходной базой для освоения курса являются знания, полученные по образовательной программе бакалавра в области теории и истории права и государства, конституционного права России, конституционного права зарубежных стран, муниципального права, а также знания, полученные в ходе магистерской подготовки: сравнительное правоведение, публичная служба: теоретические аспекты, публичная служба: проблемы правого регулирования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Курс входит в цикл специальных дисциплин магистерской подготовки, региональный компонент.
Программа курса отражает основные положения ФГОС, предъявляемые к содержанию дисциплин магистерской подготовки.
Методика обучения ориентирует студентов на освоение соответствующих компетенций.
Оценка знаний и умений студента проводится с помощью семинарских занятий, контроля за выполнением самостоятельной работы, подготовки реферата и зачета. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Основная цель курса: дать студентам представление о государственно-политических институтах и механизмах государственного и муниципального управления зарубежных стран на трех уровнях, тесно связанных между собой: государственное управление, региональное управление, местное управление (самоуправление). Одновременно раскрываются главные проблемы теории права и государства. Данный курс сочетает принципы юридического, политологического, исторического и сравнительного подходов. Показать практику ведущих зарубежных стран в области организации различных органов власти, проанализировать генезис соответствующего законодательства,
Данная цель конкретизируется в задачах: выявить роль местных и региональных органов в системе публичного управления; дать характеристику административно-территориальному делению зарубежных стран и уровней местного управления (самоуправления); определить виды и структуры органов местного и регионального управления; классификация систем государственного управления, сложившихся в соответствии с историческими особенностями региона
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ЗНАТЬ:
Российские и зарубежные термины государственного управления;
Исторические закономерности формирования гражданского общества и местного самоуправления;
Международные соглашения о региональном и местном управлении;
Конституции зарубежных стран;
Принципиальные отличия основных правовых семей зарубежных систем местного управления (британской, американской, романской, германской, скандинавской);
Типы современных форм правления в мире (парламентская монархия, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика).
УМЕТЬ:
Анализировать тип государства в соответствии с историческими особенностями его формирования;
Систематизировать институты государственного управления той или иной страны;
Применять принципы сравнительного историко-правового анализа государств, относящимся к разным правовым семьям;
Оценивать современное местное управление различных стран на предмет их соответствия международным актам ООН и Европейского Союза;
Использовать знания, полученные при изучении дисциплины в своей практической деятельности;
Владеть методами сбора и обработки информации, необходимой для анализа процессов, протекающих в сфере государственного и муниципального управления, государственной политики зарубежных стран;
Соотносить общие принципы управления и принципы организации государственного управления, выделять внешние и внутренние факторы организационной среды государственного и муниципального управления зарубежных стран;
Решать нестандартные задачи, прогнозировать процессы государственного управления в зарубежных странах;
Применять полученные знания в области решения управленческих проблем.
При изучении курса «Государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ» студенты должны опираться на знания следующих дисциплин: «Конституционное право зарубежных стран», «Система государственного управления», «История государственного управления в России», «Государственная служба в РФ».
Основной подход к последовательности изучения тематики курса – страноведческий, а при знакомстве с конкретными моделями муниципального управления – проблемно-тематический. 4. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения;
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. 5. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Темы дисциплины
| Виды учебной работы
(в часах)
| КСР
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
| ОК
| ПК
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Тема 1. Вводная. Соотношение государственного и муниципального управления, систематизация форм правления.
| 2
| 2
| 5
| -
| Лекция
Семинар
Устный опрос
Дискуссия
Анализ учебной литературы и источников
| ОК-1
ОК-3
| ПК-6
| 3
| 2
| Тема 2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Общая характеристика.
| 2
| 4
| 5
|
| Лекция
Семинар
Устный опрос
Дискуссия
Анализ учебной литературы и источников
| ОК-3
| ПК-7
ПК-9
ПК-10
| 4
| 3
| Тема 3. Соединенные Штаты Америки. Общая характеристика.
| 2
| 6
| 5
|
| Лекция
Семинар
Устный опрос
Дискуссия
Анализ научной и учебной литературы
| ОК-3
| ПК-7
ПК-9
ПК-10
| 4
| 4
| Тема 4. Французская республика. Общая характеристика.
| -
| 4
| 5
| -
| Семинар
Устный опрос
Дискуссия
Анализ научной и учебной литературы
Реферат
| ОК-3
| ПК-7
ПК-9
ПК-10
| 4
| 5
| Тема 5. Италия. Общая характеристика.
| -
| 4
| 5
|
| Семинар
Устный опрос
Дискуссия
Анализ научной и учебной литературы
Реферат
| ОК-3
| ПК-7
ПК-9
ПК-10
| 4
| 6
| Тема 6. Принципиальные отличия правовых семей Европы.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 7
| Тема 7. Лиги городов в древности и сейчас.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 8
| Тема 8. Роль Франции в формировании государственного управления Великобритании и США.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 9
| Тема 9. Роль наследия британской империи в современном мире
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 10
| Тема 10. Лорды, пэры, сэры. Их роль в государственном управлении. Образование от них административно-территориальной структуры.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 11
| Тема 11. Три системы формирования исполнительной власти в местном самоуправлении современной Великобритании.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 12
| Тема 12. Основные конституционные идеи США и роль французских просветителей в их выработке.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 13
| Тема 13. Общемировое значение Конституции США.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 14
| Тема 14. Непосредственная демократия в местном управлении США.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 15
| Тема 15. Роль партий в местных выборах США.
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
| 16
| Тема 16. Особенности местного и регионального управления на тех территориях США, что за пределами Северной Америки
| -
| -
| 5
| -
|
| ОК-1
| ПК-10
| 2
|
| ВСЕГО:
| 6
| 20
| 80
| 2
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – зачет
|
6. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
|