Программа дополнительного образования «Ямальчик»





Скачать 427.85 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Ямальчик»
страница1/3
Дата публикации05.03.2016
Размер427.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Пояснительная записка
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. (З.А. Богатеева, 1982)

В ненецком народном декоративно-прикладном искусстве сложились многовековые традиции. Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно, кроме чисто бытового назначения, обрело и вторую немаловажную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса у людей, пробуждать их творческую активность.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь, от индивидуальных особенностей конкретных животных или рыб, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то, что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, но они по-своему реальны (З.А. Богатеева, 1982).

В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекает детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладение навыками изображения национального орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения предметов быта, одежды, обуви.

Выполняя изделия по мотивам национального орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета (З.А. Богатеева, 1982).



Программа дополнительного образования «Ямальчик» («Прикладное искусство в национальном колорите») художественно-эстетической направленности, по содержанию является специализированной; по форме организации - личностно-ориентированной; по времени реализации – годичной подготовки.

Программа предназначена для обучающихся на уровне основного общего образования и направлена на раскрытие и развитие способностей детей, приобретение специальных знаний и умений в избранном виде деятельности, ориентирует на углубление компетентности в национальном декоративно-прикладном искусстве, а также на формирование трудовых навыков на уровне практического применения.

Периодичность занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час 30 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Количество обучающихся в группе не более 15 человек.

Содержание программы расширяет представления обучающихся о национальной культуре и традициях северных народов Ямала, знакомит со своеобразной культурой Ямала, с жизнью, обычаями, творчеством коренных народов Севера.

Актуальность программы

Программа «Ямальчик» («Прикладное искусство в национальном колорите») дополняет и расширяет образовательную область: литературное краеведение, «Культура народов Ямала», «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», «Музыка», «География». Обучение по программе направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности с опорой на общечеловеческие ценности, воспитывает толерантность, бережное отношение к национальной культуре и традициям северных народов Ямала.

Содержание программы направлено на раскрытие и развитие способностей детей, приобретение специальных знаний и умений в избранном виде деятельности, ориентирует на углубление компетентности в национальном декоративно-прикладном искусстве, а также на формирование трудовых навыков на уровне практического применения.

Новизна работы состоит в том, что в ней обосновано содержание программы, обеспечивающее комплексное изучение духовной и материальной культуры северных народов, истории родного края, народного ненецкого декоративно-прикладного искусства.
Цель программы: развитие художественно-эстетических и творческих способностей у обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в национальном колорите.
Задачи программы:

Обучающие:

  1. Изучение национальных ненецких орнаментов, раскрывая характерные черты ненецких узоров.

  2. Обучение умению переводить орнамент, обеспечивая повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением материала.

Развивающие:

  1. Развитие творческих способностей у обучающихся в отборе и трактовке национальных мотивов орнамента, исходя из традиционных особенностей декоративного искусства;

  2. Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.

Воспитывающие:

1. Воспитание интереса и уважительного отношения к искусству мастеров национального декоративно-прикладного искусства.

2. Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
Структура программы

Программа состоит из 15 образовательных блоков: Вводное занятие; ненецкие орнаменты; орнамент в графике; орнамент в конструировании; лепка; вышивка изделий национальным орнаментом; вышивка бисером; изделия из меха с оформлением ненецкого орнамента; художественное конструирование; плетение изделий из бисера; орнамент в живописи; изделия из ткани и кожи, декупаж с национальным орнаментам; выставка творческих работ.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование личного деятельностно-практического опыта.

Теоретическая значимость программы заключается в дополнении и совершенствовании теории и методики преподавания декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Практическая значимость программы «Прикладное искусство в национальном колорите» заключается в том, что она позволяет в системе дополнительного образования эффективно сохранять, развивать и внедрять национальную культуру народов Севера на основе декоративно-прикладного искусства.

В процессе обучения по данной программе обучающиеся соприкоснутся с истоками искусства народов, населяющих Ямал. Дети получат первые допрофессиональные навыки мастерства по составлению орнамента, шитью национальных изделий, художественного оформления картин с использованием природного материала.
Ожидаемые результаты реализации программы.

Программа «Прикладное искусство в национальном колорите» призвана обеспечить:

- расширение базового компонента;

- самостоятельное изготовление национальных изделий из бумаги, бисера, природного материала, меха, сукна, пряжи;

- освоение основных приемов и навыков работы с различными материалами;

- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности во время работы.

В результате работы по программе «Прикладное искусство в национальном колорите» обучающиеся должны знать:

- первоначальные сведения о народах, населяющих Ямал;

- различать художественные материалы;

- названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

-правила разметки по шаблонам, линейке;

должны уметь:

- рисовать геометрические орнаменты народов Севера с применением симметрии и ритма повтора;

- зарисовывать ненецкие орнаменты;

- экономно расходовать материал;

- проявлять творчество и фантазию.

Обучающиеся в ходе реализации программы должны овладеть навыками, умениями наблюдательности, аккуратности в построении орнаментов, работать с бумагой, красками, бисером, сукном, мехом, глиной. В играх – конкурсах дети читают стихи, поют песни, рассказывают сказки местных поэтов, композиторов, писателей, знакомятся с литературным наследием народов Ямала.
Механизм промежуточной и итоговой оценки результатов,

получаемых в ходе реализации программы

В программе разработана система контроля за уровнем знаний, умений и навыков обучающихся.

Ее основные элементы:

Определение начального уровня ЗУНов обучающихся (1.10 – 10.10)

1. Начальный уровень проверяется на первых занятиях. Педагог выясняет уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют обучающиеся.

2. Итоговый контроль – в конце освоения программы (20.04 – 1.05), в течение года проводится текущий контроль. Итоговый контроль ЗУНов у обучающихся - освоение годичной образовательной программы каждым ребенком.

Чтобы объективно оценить работу обучающихся, разработаны критерии, определяющие степень усвоения программы «Ямальчик» («Прикладное искусство в национальном колорите»).
Критерии начального этапа

На начальном этапе освоения программы «Ямальчик» проводятся контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют самостоятельную работу.

Критерии начального этапа:

1. Организация рабочего места.

2. Соблюдение техники безопасности.

3. Рациональная организация рабочего места.

4. Правильность выполнения трудовых приемов.

Используемые методики: наблюдение, опрос.
Критерии промежуточного этапа I года обучения

На промежуточном этапе освоения программы проводится контрольное занятие, на котором обучающиеся выполняют практическую работу.

Критерии промежуточного этапа:

1. Организация рабочего места.

2. Знание различных видов орнаментов.

3. Применение полученных знаний и умений при изготовлении изделия.

4. Соблюдение правил безопасности при работе.

Используемые методики: собеседование, наблюдение, опрос.

Контроль ЗУН у обучающихся проводятся в форме контрольного занятия, выставки творческих работ.
Критерии итогового этапа I года обучения

На итоговом этапе освоения программы проводится контрольное занятие, на котором обучающиеся выполняют творческую работу.

Критерии итогового этапа:

1. Знания о национальных изделиях и основы технологии изготовления необходимых в быту вещей.

2. Умение раскраивать ткань и шить национальные изделия.

3. Аккуратность, оформление и отделка готовых работ.

Используемые методики: опрос, практическая работа, творческая работа.

Контроль ЗУН у обучающихся проводятся в форме итогового занятия, итоговой выставки творческих работ обучающихся.
Методика организации теоретических и практических занятий

На занятиях обучающиеся знакомятся с утварью, предметами быта, детскими игрушками, национальной кухней, животным, растительным миром нашего края. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Программа знакомит со своеобразной культурой Ямала, с жизнью, обычаями, творчеством коренных народов Севера. Кроме того, рассматривается последовательность усложнения узоров во время воспроизведения их детьми на занятиях; даются рекомендации для целенаправленного использования приобретенных знаний и умений в оформлении изделий. Широко используются наглядные пособия - национальные изделия, которые составлены по мотивам национальных орнаментов: в вышивках, резьбе по дереву, плетение из бисера и цветных нитей, аппликациях из сукна и меха. В них сохранены традиции орнаментирования, раскрывающие природный вкус народных умельцев, их необычайную одаренность и стремление к красоте.

Содержание программы предусматривает использование самых разнообразных форм организации обучения, позволяющих обучающимся проявить свою активность и изобретательность, детскую фантазию, творческий и интеллектуальный потенциал:

- учебное занятие (по изучению новой темы, комбинированное, обобщающее, контрольное, открытое);

- занятие-беседа, занятие-игра, игра-викторина, кроссворды, практическое занятие;

- загадки, сказки, пословицы народов Ямала;

- выставки (городские, районные, окружные).

В образовательный процесс включены экскурсии: выставочный зал, городской парк, Дом природы, бульвар Стрижова, Центр национальных культур, Центр детского творчества. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного периода в форме занятий-бесед, экскурсий, посещения тематических и отчетных выставок детского творчества, организации праздничных совместных программ.

При реализации программы используются различные методы:

- словесные: беседы, игры-викторины, игры-занятия, изобразительные эстафеты, праздники, конкурсы, КВН, игры-путешествия;

- наглядные: просмотр репродукций, фото-сюжетов, образцов изделий; - практические: изготовление изделий из различных материалов, наглядных пособий, образцов.

Программа предусматривает научно-практические формы деятельности – наблюдение, индивидуальные творческие работы.

Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетического восприятия и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства.

Учет и использование в работе с детьми вариативности народных орнаментов определяет реальные пути развития их творческих способностей, формируют активное стремление ребенка вносить в изделия новые, оригинальные черты.
Условия выполнения программы.

Для занятий по программе «Прикладное искусство в национальном колорите» необходимы следующие средства и материалы.

1. Хорошо освещаемый, сухой, просторный учебный кабинет, оформленный учебным материалом и наглядными пособиями в соответствии с содержанием программы.

2. Организационное обеспечение:

- стол педагога, ученические столы, демонстрационный стол, доска с магнитным и меловым покрытием, телевизор с видеомагнитофоном, фотоаппарат, музыкальный центр, шкаф для хранения оборудования, методической литературы, выставочный комплекса.

3. Наличие наглядных и методических пособий, рассчитанных на стимулирование высокой творческой активности обучающихся (инструкционные карты, схемы, чертежи, журналы, книги, фотографии, таблицы, аудиоматериал и т.д.).

4. Инструменты и вспомогательный материал: альбом, простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, тушь, ластик, линейка, фломастеры, акварельные краски, гуашь, кисти, стаканчики, акварельные краски, цветная бумага, фольга, клей ПВА, ватман, ножницы, пряжа, ткань, бисер, стеклярус, проволока, шаблоны, лак, мех, кожа, природный материал, стеки, соленое тесто, иголки, нитки, леска, мел, перья и клювы птиц, блестки, тесьма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Содержание учебных разделов

Содержание тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности


1

1




2

Ненецкие орнаменты


3







2.1

Орнамент. Изображение орнамента





1




2.2

История прикладного искусства народов Севера. Виды художественных промыслов народов Севера








2

3

Орнамент в графике


5







3.1

Изучение цветного карандаша, фломастеров. Знакомство с бумагой. Историческая справка




1




3.2

Зарисовка ненецких орнаментов







2

3.3

Ваза с национальным орнаментом







2

4

Орнамент в аппликации

11







4.1

Аппликации из меха, сукна, замши народов Севера




1




4.2

Изготовление закладки для книги с национальным орнаментом







2

4.3

Украшение варежек, шарфа и шапочки ненецким орнаментом







2

4.4

Украшение малицы (мужская одежда) ненецким орнаментом







2

4.5

Украшение ягушки (женская одежда) ненецким орнаментом







2

4.6

Изготовление сумочки с ненецким орнаментом







2

5

Орнамент в конструировании

11







5.1

Разновидности бумаги. Знакомство с чертежными инструментами





1




5.2

Создание фигурок животных: оленей, собачек приемом сгибания листа вдвое








1

5.3

Изготовление объемных кукол (мальчик, девочка) украшенных ненецким орнаментом







2

5.4

Украшение настольного календаря ненецким орнаментом







2

5.5

Изготовление объемной национальной сумочки «Туча» с ненецким орнаментом







2

5.6

Изготовление объемной люльки с ненецким орнаментом







3

6

Лепка

7







6.1

Виды лепки. Пластилин, керамика, соленое тесто, пластика.




1




6.2

Лепка кукол








2

6.3

Лепка цветов








2

6.4

Лепка животных








2

7

Вышивка изделий национальным орнаментом.



6







7.1

Виды ткани, нитей, пряж применяемые для изготовления изделия





1




7.2

Изготовление игольницы из ткани, бисера








2

7.3

Изготовление прихватки с национальным орнаментом







3

8

Вышивка бисером.

7







8.1

Изучение цветного бисера. Историческая справка. Техника безопасности при работе с ножницами




1




8.2

Изготовление салфетки из ткани с оформлением цветного бисера







3

8.3

Изготовление чехла для сотового телефона







3

9

Изделия из меха с оформлением ненецкого орнамента

7







9.1

Художественная обработка меха. Мозаика из меха




1




9.2

Изготовление сувенира-медальки «солнышко» из меха, сукна, бисера








3

9.3

Изготовление кулона с оформлением меха








3

10

Художественное конструирование

11







10.1

Способы и приемы работы с шаблонами. Художественное оформление поделок




1




10.2

Изготовление поделки – символа года







2

10.3

Изготовление новогоднего сапожка








2

10.4

Изготовление ненецкого столика с национальным орнаментом








3

10.5

Изготовление нарт








3

11

Плетение из бисера


16







11.1

Приспособления и материалы при работе по плетению из бисера





1




11.2

Плетение брошки «Ветка рябины» из цветного бисера








3

11.3

Изготовление чехла для сотового телефона








6

11.5

Плетение кошелька с ненецким орнаментом








6

12

Орнамент в живописи


19







12.1

Виды красок. Технологические приемы с красками





1




12.2

Разделочные доски с ненецким орнаментом.








3

12.3

Декоративная тарелочка с национальным орнаментом







3

12.4

Изготовление шарфа с ненецким орнаментом в технике «холодный батик»








6

12.5

Изготовление платка с ненецким орнаментом в технике «холодный батик»








6

13

Изделия из ткани и кожи


30







13.1

Обычаи и традиционные занятия женщин тундры





1




13.2

Панно «Наш край»








6

13.3

Панно «Олененок»








2

13.4

Изготовление «Совы» из перьев птиц








3

13.6

Изготовление национальной куклы «нухуко»








6

13.7

Изготовление национальной куклы «акань»








6

13.8

Изготовление бытовой женской сумочки с национальным орнаментом








6

14

Декупаж с национальным орнаментом


7







14.1

Способы и приемы работы в технике декупаж





1




14.3

Тарелочка с национальным орнаментом








2

14.4

Настенные часы с национальным орнаментом








2

14.5

Ваза с национальным орнаментом








2

15

Выставка творческих работ


2

1

1

16

Итоговое занятие Подведение итогов Награждение активных участников объединения


1









ИТОГО:


144

15

129
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconОбразовательная программа дополнительного образования учащихся «Оздоровительная аэробика»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16 "Требования...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconЦентра
Перечень программ дополнительного образования открытых в Институте дополнительного образования юургу по состоянию на 01. 09. 2011...
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог дополнительного образования гоу дод ко «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина»
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconКонцепция развития дополнительного образования детей в российской федерации (Первая версия)
Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4
Программа дополнительного образования «Ямальчик» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск