Образовательная программа «волшебной музыки страна»





НазваниеОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
страница1/6
Дата публикации23.12.2014
Размер0.6 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6


Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Пуровский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» п. Ханымей


Обсуждена на заседании

Утверждаю:

Педагогического совета

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Директор ДДТ п. Ханымей

_____________С.В.Мармызова

«_21__» _сентября_ _2006 г.

«_21_»_сентября 2006 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНОЙ МУЗЫКИ СТРАНА»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Ирина Николаевна Важинская

п. Ханымей

2006 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современному обществу требуется творческая, активная личность, обладающая широким кругозором, запасом необходимых нравственных, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в социуме. В сферу образования входят учреждения разного типа. Среди них особое место отводится учреждениям дополнительного образования. Дополнительное образование – уникальная сфера, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения, ориентируясь, прежде всего, на создание условий для творческих проявлений. Основными задачами дополнительного образования детей в современных социальных условиях является адаптация обучающихся в обществе, реализация личностного потенциала, развитие творческих способностей детей в разнообразных видах деятельности. Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности.

Теоретические исследования и педагогическая практика показали, что на личность ребёнка большое влияние оказывает искусство, в силу своей эмоциональной природы и возможности активно развивает интеллектуальную сферу человека. Среди многообразных видов искусства особое место в воспитании занимает музыка. Музыка в современном мире не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы и эстетические идеалы. Очень важно не дать детским сердцам очерстветь, пробуждая в детях доброе с помощью прекрасного. Необходимо вывести детей на понимание, что настоящее произведение искусства – это целый мир человеческих чувств, эмоций, страстей, мыслей; это кладезь опыта человеческих взаимоотношений; это богатое наследство, передаваемое из поколения в поколение.

Содержанием музыкального воспитания ребёнка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, развитие музыкального вкуса, музыкальных способностей и освоение некоторых доступных исполнительских навыков.

В отличие от общеобразовательной школы, где образовательная деятельность проходит в условиях одного часа в неделю с достаточно большим коллективом детей и направлена на формирование музыкальной культуры в целом, учреждения дополнительного образования работают в условиях углубленной работы по развитию не только общей музыкальной культуры, но и музыкальных способностей. Деятельность учреждений дополнительного образования проходит в более адекватных для этого условиях. В тоже время, если такие учреждения дополнительного образования как детские музыкальные школы или школы искусств направлены на специализированную исполнительскую деятельность, в выбранном изначально направлении, то Центры и Дома детского творчества предоставляют обучающимся свободу выбора творческого направления, его смены, реализации себя в разнообразных видах деятельности. Происходит и предпрофильная подготовка для тех детей, которые ярко проявляют свои творческие возможности. Всё это служит ориентиром для создания авторских и адаптивных программ в учреждениях дополнительного образования (Центрах и Домах детского творчества).

Образовательная программа «Волшебной музыки страна» является востребованной обучающимися различных возрастных категорий (7 - 9 лет), (10 – 12 лет), (13 – 15 лет). Она разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», в соответствии с Концепцией художественного образования в Российской Федерации, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД.

Программа «Волшебной музыки страна» обеспечивает разностороннее музыкальное развитие воспитанников, их готовность использовать полученные знания в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения (в вокальных ансамблях). Важное место отводится развитию художественного вкуса, музыкального слуха, навыкам исполнительства. В отличие от школьной программы по музыке дополнительная программа расширяет возможности обучающихся в овладении элементами музыкального творчества, сольного и концертного исполнения, предусматривает часы индивидуальной работы. Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является применение ИКТ (информационные коммуникативные технологии) и методов проектного обучения.

Всё выше изложенное может говорить об актуальности данной программы.

Образовательная программа «Волшебной музыки страна» имеет художественно-эстетическое направление.

Опираясь на разработанные характеристики технологичности программ, выделим характеристики программы. Образовательная программа «Волшебной музыки страна» является:

  • частно-предметной;

  • гуманистической и природосообразной;

  • опирается на идеи развивающего обучения и воспитания;

  • является личностно-ориентированной с акцентом на нравственно-эстетическое, действенно-практическое и творческое (эвристическое) воспитание.

В процессе подготовки программы мы опирались на методологические подходы: системный, комплексный, личностно-деятельностный.

Системный подход позволил выстроить программу как системное образование, действующую

  • как подсистема целостного образовательного процесса;

  • как составляющая системы дополнительного образования в рамках «Дома детского творчества»;

  • как организация студии воспитательно-образовательного и художественно-эстетического уровня;

  • как сложная система с взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами.

Комплексный подход позволяет рассмотреть программу

  • как целостное образование с многообразными видами деятельности;

  • как комплексную деятельность, обеспечивающую разностороннее музыкальное развитие воспитанников, их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения;

  • как условие, позволяющее изучить художественно-эстетический предмет в его целостности.

Личностно-деятельностный подход помогает

    • выявить в программе значимость личности каждого воспитанника как субъекта, осознающего роль искусства в жизни всего человечества и в своей личной жизни;

    • привести каждого воспитанника к осознанию музыки как многомерного «мира культуры», в котором он получает знания и включается в творческую деятельность по законам красоты;

    • включить воспитанников в эстетическую деятельность, способствующую развитию его личности.

Целью программы является: создание условий для творческого развития и обогащения духовного мира обучающихся средствами музыкального искусства с учётом возможности дальнейшей самореализации в социуме.

В силу специфики музыкального образования выделять развивающие, обучающие и воспитывающие задачи не целесообразно, поскольку мы в каждом произведении, виде деятельности, этапе занятия одновременно обучаем, воспитываем и развиваем. Примером может служить изучение произведения, в котором дети узнают новое, возбуждающее их интерес (развитие), одновременно затрагивается музыкальный образ с его духовной, воспитательной составляющей (воспитание) и проходит процесс обучения каким-либо действиям, например, в пении или отработка новых знаний и умений (обучение). Поэтому, выдвигая для реализации общей цели программы ряд задач, мы даём им определение, принятое в музыкальной педагогике: педагогические, психологические и музыкальные.

Педагогические задачи:

  • создание условий для полноценного личностного развития обучающихся;

  • воспитание нравственно-эстетических качеств средствами музыки;

  • воспитание чувства патриотизма и гуманизма у детей;

  • использование специфики музыкального искусства для интеллектуального развития обучающихся.

Психологические задачи

  • создание атмосферы доверия и комфортности;

  • развитие образного и ассоциативного мышления, воображения;

  • развитие эмоциональной сферы воспитанников;

  • активизация творческих проявлений.

Музыкальные задачи:

  • развитие у детей общих музыкальных способностей;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • овладение музыкальной грамотностью через усвоение «знаний музыки» (лучшие образцы национальной и зарубежной классической музыки) и «знаний о музыке» (необходимые и достаточные музыкально-теоретические знания) для формирования интереса к музыке;

  • привитие музыкально-сценической культуры исполнителя.

Новизна программы заключается в выделении ряда идей, способствующих достижению общей цели программы.

Одной из важных для нашей программы является идея партнёрства (единения). Данная идея заключается в привлечении родителей к совместной работе в студии «Музыкальная гостиная». Данное направление в работе студии было создано для живого проникновения в искусство, расширению связи детей с искусством. Практика показала, что участие родителей в этих встречах эмоционально эффективно, а общие усилия в музыкальном воспитании детей дают положительные результаты. Мы пришли к выводу, что постоянное партнёрство с семьёй способствует более плодотворной работе с детьми, поскольку именно семья является одним из основных факторов социализации личности ребёнка. Однако для активного привлечения родителей необходимо обеспечить их достаточными знаниями. Беседы с родителями и собственные наблюдения позволили выделить два направления:

  1. музыкальное просвещение родителей;

  2. их методическая подготовка к работе по музыкальному воспитанию в семье.

Для этого 2-3 раза в году проводятся:

  • родительские собрания;

  • лекции-беседы о музыке, которые имеют и обучающее, и воспитательное значение;

  • музыкальные семейные вечера за круглым столом, где одним из основных видов деятельности является хоровое пение, способствующее творческому единству;

  • музыкальные праздники и концерты, которые дети подготовили совместно с родителями. В такие мероприятия включена игровая деятельность и конкурсная программа;

Второй идеей программы является опора на широкие межпредметные связи. Смысл этой идеи заключается в использовании знаний детей, полученных в общеобразовательной школе на дисциплинах гуманитарного цикла, в занятиях студии. Так, в процессе работы с воспитанниками на начальном этапе обучения (7-9 лет) по предлагаемым темам используются их впечатления, знания и умения, полученные на уроках музыки, изобразительного искусства и чтения.

На уроке изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи: у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Дети знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – всё это, как показала наша практика, способствует образному восприятию музыки.

На уроках чтения (и развития речи) дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки, что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в музыкальных произведениях.

При восприятии и исполнении детьми музыкальных произведений используются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом, умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, выделять основное в содержании, а также голосом важные по смыслу слова в предложении: используются навыки слогового и звукобуквенного анализа.

Введение в занятия движений под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры. К ним относятся: основная стойка, маршировка, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой, построение и движение колонной, движения кистями и пальцами рук, повороты туловища направо и налево, повороты головы и т.п.

В процессе второго и третьего этапа обучения при слушании музыкальных произведений с их последующим разбором предполагается использование знаний и умений, получаемых обучающимися на уроках русского языка и литературы. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях частей текста, о теме и основной идее текста: умение самостоятельно выявить смысл произведения. При изучении русского народного музыкального творчества и его связей с профессиональным музыкальным искусством используются знания воспитанников, полученные на уроках литературы и изобразительного искусства. К этим важным для нас знаниям мы относим:

  • представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства,

  • умение раскрыть в изучаемом произведении эмоциональный строй пейзажа;

  • умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественной выразительности.

В процессе ознакомления с музыкальной культурой народов ближнего и дальнего зарубежья используются знания, приобретаемые детьми на уроках географии и истории.

Работа детей с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, к которой мы их приучаем, требует опоры на их умения пользоваться справочным материалом, полученным на уроках русского языка и литературы.

Выявляя приоритетные для программы идеи, подходы, мы определили основные позиции, которые считаем принципиально важными при составлении программы и её реализации на практике. Для нас это основные дидактические принципы, в соответствии с которыми разрабатывалась и действует программа.

1. Принцип гуманизации, который реализуется через личностно-ориентированный подход, что требует:

  • понимания психики ребёнка, его способностей, интересов, возможностей;

  • изучение личности обучающихся;

  • выстраивание учебно-воспитательного процесса с учётом развития творческого потенциала детей;

  • включение детей в коллективную деятельность, что способствует организации деятельности с позиции ценности каждого исполнителя, помогает обучающемуся действовать в содружестве.

2. Принцип увлекательности и творчества, который требует от педагога внедрение идей развивающего обучения и идей музыкальной педагогики, включающие:

  • создание атмосферы партнёрства и диалога;

  • получение знаний через разрешение проблем, способствующих осознанию ребёнком собственной значимости в процессе сделанного открытия;

  • включение детей в музыкально-игровую деятельность;

  • использование многообразных видов музыкальной деятельности, основанных на творческих проявлениях;

  • активизирует создание ситуации успеха.

3. Принцип системности и последовательности обучения позволяет структурировать программу как целостное, организованное во времени образование с единством цели, содержания, форм и методов. Данный принцип требует:

  • связи музыки, программы, занятий, музыкальных произведений с жизнью;

  • системного видения гуманизации как общей направленности художественного образования;

  • создания комплекса тем, направленных на поступенное и постепенное вхождение детей в мир музыкального искусства;

  • использования комплекса действий педагога по музыкальному развитию детей;

  • учёта связи теории с практикой.

4. Принцип дифференциации как разделение целого на различные части, формы и ступени предполагает выявление признаков и видов различия, а также особенностей разнородных объектов. Исходя из подходов и путей их взаимодействия, а так же из логического единства всех выделенных нами принципов, дифференциация рассматривается нами со следующих позиций, предполагая путь, движение, с определёнными признаками системности и целостности в понимании пути развития:

  • дифференциация возможностей учащихся при выборе вида деятельности;

  • дифференциация при направленности детей на художественное творчество;

  • дифференциация способностей детей для выбора заданий;

  • дифференциация музыкальных произведений для определения вида деятельности.

Всё это говорит о том, что дифференциация действует с позиции личностно-деятельностного подхода, дифференцирует музыкальное искусство с позиции способов исполнения, а также учитывает доступность как материала, так и видов музыкальной деятельности и возрастные и индивидуальные особенности детей. Дифференциация вне целостной системы музыкального образования может привести к вычленению, обособлению не только вида деятельности, но и личности, способностей ребёнка. А дифференциация внутри музыкального процесса, например, восприятия, поможет детям осознать многоступенчатость этого процесса, показать начало и конец, результат и, наконец, обретение той духовной ценности, которая поступает в эмоциональное сознание ребёнка как ценность.

Программа основана на постепенном выполнении основных функций педагогической деятельности:

1) развивающая функция является ведущей в деятельности педагога. Она объединяет дополнительный ряд функций:

- познавательную, включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия, новые педагогические технологии, компьютерные технологии;

- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения, анализировать научную и методическую литературу, проблемно ставить вопросы;

- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала,

- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом;

2) конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Включает умения:

- планировать педагогический процесс;

- подбирать музыкальный и теоретический материал, методы, приемы, средства для учебной, игровой деятельности;

- организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка;

3) диагностическая – направлена на определение состояния обучающихся и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса. Включает умения:

- определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности;

- осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом;

- устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы;

- видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы;

4) координирующая – направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка, осуществляемых в системе учебного и семейного воспитания. Предполагает умения:

- устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами;

- участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания;

- побуждать родителей к активному участию в работе ДДТ;

5) коммуникативная – требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

6) преобразовательная – требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Все педагогические функции должны действовать в совокупности.

Основными структурными элементами музыкальных занятий являются:

  • актуализация первичных знаний и опыта деятельности;

  • формирование новых понятий и способов действия;

  • применение усвоенного материала.

Возраст воспитанников в группах:

1 год обучения – 7 – 8 лет;

2 год обучения – 8 – 9 лет;

3 год обучения – 9 – 10 лет.

На первом этапе обучения – количество детей в группах 8-12 человек. Последующие этапы обучения – в каждой группе по 10 человек (согласно санитарным нормам и количеству рабочих мест).

Программа рассчитана на 3 года обучения, реализуется с 2006 года.

Реализация поставленных целей и задач производится поэтапно:

1 этап – ознакомительный – рассчитан на 1 год обучения (144 часа), возраст детей – 7-8 лет. На этом учебном этапе воспитанники знакомятся с историей возникновения и развития музыки, приобретают начальные навыки правильного пения, дыхания, развития музыкально слуха, памяти, чувства ритма, необходимые для развития творческих способностей воспитанников. На начальном этапе обучения закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

2 этап – углубленного изучения – рассчитан на 1 год (144 часа), возраст детей – 8-9 лет. Этот этап предусматривает дальнейшее углубление знаний по теории музыки, обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений, закрепляются и развиваются приобретённые умения и навыки.

3 этап – обобщающий (закрепительный) – рассчитан на 1 год обучения (144 часа), возраст детей – 9-10 лет. Предполагает дальнейшее расширение знаний и умений в области музыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания.

При проведении занятий используются следующие формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Режим занятий

Этап обучения

Количество часов,

занятий в неделю на 1 группу

Общее количество

часов в году

Ознакомительный

(1-ый год обучения)

2/2

144 ч.

Углубленного изучения

(2-ой год обучения)

2/2

144 ч.

Закрепительный

(3-ий год обучения)

2/2

144 ч.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие и закрепление темы «Гомофония и полифония». Знакомство с новыми типами музыки; сравнение музыки немецких композиторов...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconУроки 19 26
Задание на дом. Пользуясь схемой структуры волшебной сказки (схему см в тетради №1– задание 9), выявить черты сходства и различия...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconУрок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Звуки музыки волшебной…». Женские образы в музыке, литературе, живописи так назывался урок литературы в 8 «Б» классе, который мы...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconВы пришли такие нарядные, радостные, с красивыми букетами цветов. А какой сегодня праздник?
Верно, сегодня День Знаний и мы отправляемся в увлекательное путешествие по волшебной стране. Мы будем путешествовать по ней 4 осени,...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – обучать детей игре на дми, учить и реагировать на смену музыки, учить сопоставлять ритмические движения характеру...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconОбразовательная программа Автор-составитель: Ананичева Л. В., преподаватель...
Программа «Слушание музыки 1 класс» адресована учащимся музыкального и хореографического отделении Очерской детской школы искусств...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки»
Программа предназначена для народного отделения по дисциплинам «Слушание музыки», детской школы искусств. В ней раскрывается специфика...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconКалендарно-тематическое планирование для 6 класс
Родная страна и страна/страны изучаемого языка.(столицы, их достопримечательности)
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconСведения о методическом пособии
Хохотания», «Страна мудрых уроков», «Страна Поэзии», «Страна Почемучка» и соответствует программе. Кроме того, подобран материал...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconУрок в 7 классе Тема «Родная страна, страна изучаемого языка»
Воспитательная: расширить кругозор учащихся, познакомить с историей Олимпийских игр
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Россия – это моя страна. Здесь я родилась, здесь сейчас живу и учусь. Многое страна делает для своих граждан, в том числе, и для...
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Образовательная программа «волшебной музыки страна» iconРабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск