Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень





Скачать 191.03 Kb.
НазваниеМетодико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень
Дата публикации20.11.2017
Размер191.03 Kb.
ТипМетодико-библиографическое пособие
100-bal.ru > Культура > Методико-библиографическое пособие


Центральная городская детская библиотека





Роман Семёнович Сеф

(1931-2009)
Методико-библиографическое пособие

в помощь библиотекарю и учителю литературы


г. Большой Камень

2006

ПИСАТЕЛЬ О СЕБЕ

Мать - человек из такой традиционной дворянской семьи, довольно знатной. А отец — еврей из города Екатеринослава (впоследствии Днепропетровск). Оба были на партийной работе, а отец имел еще дореволюционный стаж. Для того, чтобы скрываться от полиции, он придумал себе партийную кличку: сложил первые буквы имени, отчества и фамилии (а звали его Семен Ефимович Фаермарк) и получилась партийная кличка Сеф, которая перешла к нему после революции в качестве фамилии и стала моей фамилией, похожей на псевдоним.

В 1950 году я работал водителем автобуса в Союзе писателей. На этом автобусе я однажды повез известных писателей - Анатолия Алексина, Ольгу Высотскую и других в пионерский лагерь, на обратном пути они устроили нечто вроде пикника. Меня позвали к столу, и Ольга Высотская спросила: «Как Вас зовут?» Я сказал: «Меня зовут Роман Сеф». На что она сказала: «Какой прекрасный псевдоним для детского писателя!»

В 1936 году отец и мать были арестованы. Отца расстреляли. Меня воспитывала моя бабушка - Мария Максимилиановна. Брат погиб на фронте в 1942. А я бежал на фронт... До фронта не добежал, меня, тогда еще мальчишку одиннадцати лет, поймали в Кунцево и вернули.

Сразу после войны вернулась из лагеря мать - в 1946 году. Ей нельзя было жить в Москве, и мы поселились в Малоярославце, на сто первом километре. Уже тогда я писал какие-то дурацкие стихи. Жили очень трудно, но вот что интересно: конечно, мы были марксистами, хулиганами, Бог знает что вытворяли, но класса с восьмого мы бегали на лекции Валентина Фернандовича Асмуса, Николая Калинниковича Гудзия в университет. Нам хотелось знать. Сейчас такой жажды знаний у молодежи я не вижу.

В Малоярославце я прожил с 1946-го по 1949-й год, когда мать снова забрали — на этот раз на «вечное поселение». И она попала в Красноярский край, в Тасеево. А в 1951 году взяли и меня. В свое время отец работал вторым секретарем Закавказского краевого комитета партии у Берии. Я знал, что Берия повинен в его гибели и однажды сказал, что «собственными руками готов задушить его». За это меня и посадили. Продержали год в одиночке, судили, дали двадцать пять лет на основании указа об отмене смертной казни.

Из тюрьмы меня этапировали в Караганду. Долгим, кружным путем тогда везли, через Челябинскую пересылку. В Челябинской пересылке я встретил очень любопытных людей. В той удивительной камере находились заместитель военного министра Японии генерал Томиката, начальник штаба Квантунской армии генерал Хага, его заместитель генерал Ота. Там же были один из функционеров Третьего Интернационала Хейфец Гуральский, министр партии мелких сельских хозяев Венгрии Ковач Бела, впоследствии вошедший в правительство Ференца Надя. Это был совершенно растерянный, несчастный человек, который всё время вертел в руках связку ключей от будапештской квартиры, и всех спрашивал, нет ли у кого-нибудь оказии передать эти ключи его жене. Его забрали таким образом: вызвали в Москву на однодневное совещание. Он прилетел и прямо с самолета поехал вместе с ключами на Лубянку. Вот он и искал, кто бы мог ключи передать...

Потом привезли в лагерь. В лагере я стал учить английский язык. Начальство меня спрашивало, что, мол, американцев ждешь? Я работал, но все равно учил. Каждый день, утром перед разводом, выписывал в маленькую такую самодельную книжечку тридцать слов. Потом, когда я попал за свой бойкий характер в штрафной пункт, я встретился с шанхайцами и харбинцами, которые прекрасно говорили по-английски. Вот они меня и доучивали.

К тому времени я заболел, попал в больницу. И профессор Туркевич, знаменитый польский химик, взял меня к себе в лабораторию клинического анализа пробирки мыть. Очень я ему приглянулся, и он стал учить меня лабораторному анализу. И я какое-то время работал в лаборатории, там было тепло, к тому же я выучил и лабораторный анализ. Пока я работал в лаборатории, я, конечно, очень много занимался. А потом снова вернулся в зону, работал сантехником.

Мать мою освободили в пятьдесят третьем, сразу после смерти Сталина. Делом всей семьи занимался Комитет партийного контроля при ЦК. Посмертно был реабилитирован отец, была реабилитирована мать, и последним был я. В 1956 году приехала комиссия, которая пересматривала дела, и меня освободила.

Жизнь на свободе была очень непонятным тогда для меня делом. Надо сказать, что еще в лагере, изрядно подучив английский язык, я начал переводить и привез с собой довольно много стихотворных и прозаических переводов, которые делал по ночам. Я привез перевод «Луны и шестипенсовика» Моэма (тогда эта книжка была совершенно неизвестна у нас), привез много стихотворных переводов из Лонгфелло.

И так случилось, что у старого друга нашей семьи Михаила Фабиановича Гнесина в высотном доме на площади Восстания я встретил Александра Михайловича Ревича и Льва Адольфовича Озерова, которые попросили меня прочитать переводы. Так я попал благодаря их стараниям во Всесоюзный семинар переводчиков. Руководителем был Вильгельм Вениаминович Левик, человек необычайно глубокой и основательной культуры, прекрасный переводчик. Далее я переводил...

В 1962 году с благословения Корнея Чуковского я выпустил свою первую книжку стихов «Шагают великаны». И делал я ее тогда с неизвестным художником Львом Токмаковым. Сразу после выхода книги появилась статья в «Учительской газете», которая называлась «Опустить шлагбаум»; из этой статьи следовало, что надо запретить работу в детской литературе и детской иллюстрации таким чуждым элементам, как Роман Сеф и Лев Токмаков. Потом пошли следующие книги стихов, я начал писать прозу, детские пьесы. Я перевел "Мою прекрасную леди", и она стала приносить мне доход, то есть можно было жить самостоятельно. К 1970 году мне удалось издать более представительную книгу "Речной трамвай" (с помощью Люси Баруздиной).

Всё так и катилось довольно хорошо. По тут посадили Синявского и Даниэля. Мы подписали в общем-то безобидное письмо в их защиту. Смысл его заключался в том, что нельзя сажать писателя за высказывания его героев. Но выступил Шолохов с гневной речью, по-моему, на Съезде партии, где призвал всех нас судить революционным судом. К счастью, революционные суды уже были не в моде, и я просто остался без работы... Меня выручили пьесы. Они широко полетели по стране, тем более что я писал под постановочную задачу: то есть два, максимум четыре персонажа, очень мало декораций. Эти пьесы можно было играть в любом сельском клубе. А поскольку тогда существовал план по охвату культурой населения, то постановщики страшно радовались, что у них появились такие пьесы для плановых поездок. Кроме того, я стал писать сценарии для мультфильмов, например, для четырехсерийного «Мюнхаузена». Когда я приезжаю туда, где меня не знают, и хочу установить контакт с залом, я спрашиваю: «А «Мюнхаузена» смотрели?» И все орут: "Да, смотрели!" Читать - не читали, слышать — не слышали, а вот «Мюнхаузена» помнят.

Уже во времена перестройки, когда стало всё разваливаться, мы решили создать Ассоциацию детских писателей, куда меня избрали президентом. Это очень хлопотное дело, требует очень много возни, хождения по административным кабинетам, иногда и скромного ожидания (к чему у нас писатели не привыкли; как так их заставляют ждать). Нет, я тихо-спокойно брал с собой книжку, садился где-нибудь на скамеечке и ждал, пока их сиятельство меня примет. И добивался своего потихоньку. Мы помогаем писателям, пусть несильно, но помогаем. Открыли свое небольшое издательство.

СПИСОК СТАТЕЙ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ





  1. Арзамасцева И.
       Сеф Роман (Ромуальд) Семёнович (р. 1931) : [биография и творчество] / И. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1998. - С. 406-410.




  1. Голованова М. В.
       Литературно-художественный календарь октября : [краткая биография Сефа Романа (Роальда) Семёновича] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова
    // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 123, 125.




  1. Зурабова К.
       Ты ещё не видел чуда? : Утренник по стихам Романа Сефа / К. Зурабова
    // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 102-107.




  1. Сеф Р.
       Опыт духовной гимнастики : [детский поэт Роман Сеф рассказывает о себе и о своём творчестве] / Р. Сеф, бес. К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 99-102.: порт.




  1. Сеф Р.
       Псевдоним для детского писателя : [детский поэт Роман Сеф рассказывает о себе и о своём творчестве] / Р. Сеф, бес. И. Арзамасцева // Детская литература. - 1997. - № 5-6. - С. 4-9, 1998. - № 1. - С. 34-59.: ил.




  1. Токмакова И.
       Ты ещё не видел чуда? : [о творчестве детского поэта Романа (Роальда) СемёновичаСефа] / И. Токмакова // Детская литература. - 2001. - № 5-6. - С. 40-43.: ил.


ТЫ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ ЧУДА?

Театрализованный утренник по стихам Романа Сефа
Звучит песня на стихи Р. Сефа "Солнце и звёзды"
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Внимание! Сегодня нас приглашает в путешествие замечательный поэт Роман Семенович Сеф. Он написал много стихов для детей, вы все их слышали, читали и учили наизусть и, конечно, будете помогать мне вести наш утренник. А куда мы отправимся? В неизведанные «страны»: во двор, где гуляем с собакой, на улицу, по которой ходим каждый день, на окно, где стоят горшки с цветами, в лес, где с мамой и папой собираем грибы... Вы, наверное, спросите: "Какие же это неизведанные страны - улица, двор, лес?.. Да я там тысячу раз бывал!" Вы просто забыли, сколько чудес там видели! Сейчас постараемся всё вспомнить. Конечно, одни люди видят что-то своё, а другие - своё. Послушайте, как об этом рассказывают герои стихотворения Романа Сефа "Добрый человек"
Столяр гулял в густом лесу

Среди больших стволов,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много тут столов.
Охотник зайцев настрелял

Пять штук за шесть минут,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много зайцев тут.
Шел утром добрый человек.

Стряхнув с ветвей росу,

Он улыбнулся и сказал:

— Как хорошо в лесу!

("Добрый человек")
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Да, в лесу замечательно! Но, что это? Кто-то плачет?
Из-за ширмы появляется зайчишка
ЗАЯЦ: (всхлипывая, как бы жалуется):

Плачет грустный заяц

Над своей судьбой:

Стала тетя зайца

Шапкой меховой,

Две его сестрички -

Нынче рукавички,

А сосед, с которым

С детства он знаком,

Переехал в город,

Стал воротником.

("Заяц")

БИБЛИОТЕКАРЬ:

достает платок, вытирает Зайцу нос, гладит его по головке, показывает на Иву: "Вот, посмотри"

Стоит

У обрыва

Плакучая ива.

Все очень обычно

И очень красиво.

("Ива")

Шумит зеленый водопад,

Волнуется, струится,

И на волнах его сидят

И стрекоза, и птица.

Стекает в реку водопад,

Качается лениво...

И люди тихо говорят:

- Смотри, какая ива.

Смотри, какая ива красивая!

("Зелёный водопад")

ЗАЯЦ:

Кра-асивая... А почему ее называют плакучая? Она плачет, да? Может, её обидел кто? Ты скажи!
БИБЛИОТЕКАРЬ: (качает головой). Обращается к детям:

А разве можно обидеть деревце?

Да. И об этом нам рассказывает стихотворение Романа Сефа

(обращаясь к зрителям)

Кто придумал Алфавит...

ЗАЯЦ: (вместе с детьми)

Неизвестно нам.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Кем и где

Огонь добыт...

ЗАЯЦ:

Неизвестно нам.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Но зато

Давным-давно

Твердо знаем мы одно:

Если во дворе Сережа...

Будет выбито окно!

("Кто придумал алфавит…")

- Ах, как я люблю природу!

- Говорит Сережа.

- Очень я люблю сирень

И рябину тоже.

ЗАЯЦ:

И хотелось бы спросить

Тихо у Сережи:

- Кто сломал в саду сирень

И рябину тоже?

("Серёжа")

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Вы, наверное, скажете: "Подумаешь, несколько веточек! Зато какой букет красивый получился!"

ЗАЯЦ: (в страхе всплескивает руками).

Ах!.. Несколько веточек!.. Так он и дерево срубит!.. У него топор, наверное... Помогите! Видите, как напугана моя лесная подружка!

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Кто это?

ЗАЯЦ:

А вот, знакомьтесь (показывает на осинку):

В саду осеннем, у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Ее ладошки покраснели.

("Осина")

Осина… Слыхали выражение: «Дрожит как осиновый лист»? Это про неё, она очень... нежная...
БИБЛИОТЕКАРЬ:

А у Романа Семёновича есть стихотворение про куст! Вот послушайте:
Говорили про него — пустоцвет.

Говорили — от него пользы нет.

И стоял он, незаметный, простой,

Да и радовал глаза красотой.

("Куст")

Правда, здорово! Конечно, какой же он пустоцвет, когда — красивый. А когда смотришь на что-либо очень красивое, то начинаешь мечтать о чём-то тоже очень красивом…

Звучит песня на стихи Р. Сефа "Мечты"

Мечтает котёнок

Стать рыжим котом

Сибирской породы

С ангорским хвостом.

Мечтает щенок,

Стоя в луже щенячьей,

Стать псом,

Чтобы хвастать

Медалью

Собачьей.

А взрослый

И умный

Бульдог под роялем,

Который давно

Равнодушен

К медалям,

Лежит,

Вспоминая с тоскою

О том,

Как в луже стоял он

Нелепым щенком,

И так ему хочется

Самую малость —

Чтоб снова его

Наказали за шалость...
ПЕС: (вбегает, носится вдоль ширмы, кричит).

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда — не видел чуда!

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Чего случилось-то? Где чудо? Какое чудо?

ПЕС:

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Удивительное чудо:

Там, где магазин «Посуда»...

БИБЛИОТЕКАРЬ:

(подносит ему стакан с водой).

Ты успокойся, Булечка, попей...

ПЕС: (выпивает воду, кивает).

...Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрестка...

...Пробивается березка!

("Чудо")

Из-за ширмы показывается веточка берёзки
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Здорово. И откуда у нее силы берутся? Такая маленькая - сквозь асфальт проросла. (Тянет к ней руку.)

Маленькая Березка, испуганно отшатываясь, пищит: «Ой!»
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Да не бойся, не трону. Расти! (Березка убегает.)

ПЁС:

А можно еще?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Чего «еще»?

ПЁС:

Ну, чуда какого-нибудь.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Пожалуйста! Звучит песня на слова Р. Сефа "Может быть"

Как быть тому,

Кто, может быть,

Всем говорит

«Не может быть»?
Вот эту песню

Выучить.

Она ему поможет:
«На этом свете

Может быть

Не только то,

Что может быть,

А очень часто может быть

И то, что быть не может».
БИБЛИОТЕКАРЬ:

А очень часто может быть

И то, что быть не может...

(Показывает детям большой кактус в горшке.)

Я вас прошу: позавидуйте мне

-Кактус расцвел у меня на окне.

Яркий цветок, словно солнечный лучик,

Храбро горит между острых колючек.

("Храбрый цветок")

ПЁС:

Красиво, конечно, а в чем здесь чудо-то?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Ребята, а вы можете объяснить псу, в чём тут чудо… (дети объясняют)

А вы знаете, что кактус цветет очень-очень редко? И если уж он решил расцвести - видишь, как огонек! - значит, ему у меня очень хорошо.

ПЁС:

Чего это ему так уж хорошо? Ты что, с ложечки его мороженым кормишь? А ночью в постельку его укладываешь и одеялом укрываешь?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Он колючий, его в постельку нельзя. Его даже погладить нельзя - уколешься. Я его просто люблю! Разговариваю с ним даже. И он меня любит, потому и расцвел.

ЗАЯЦ:

Правильно, правильно! И осинка, и ива, и кактус — они ведь живые! Как их не любить? И зайцы живые, и муравьи... Я однажды видел муравья. На арбузе. Муравей такой маленький, а арбуз такой большой... (Поднимает над головой арбуз.)

Полз по арбузу муравей

И думал: «Ой-ой-ой!

Как необъятен и велик

Огромный шар земной».

("Муравей")

ПЁС: (протягивает Зайцу лапу).

А с тобой можно дружить, ведь

Кто любит собак или прочих

животных –

Серьезных котов и щенков

беззаботных,

Кто может любить и осла и козла,

Тот людям вовеки не сделает зла

("Кто любит собак…")

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Детский поэт Роман Семёнович Сеф тоже очень любит разных животных. Много лет у него дома жила собака по имени Буля. Вот как она у него появилась:

Очень хотел бы иметь я слона,

Только квартира большая нужна.

Я бы не прочь содержать крокодила

Если бы ванна ему подходила.

Кабы была и еда, и подмога,

Я бы не прочь воспитать носорога.

Взял бы медведя, растил бы осла,

Но, к сожаленью, жилплощадь мала.

Вот почему в середине июля

Взял я собаку по имени Буля

("Очень хотел бы иметь я слона…")

В мире нет прекрасней участи:

Прямо среди бела дня

Пес повышенной прыгучести

Проживает у меня.

Все он прыгает и прыгает,

Радуется и пыхтит…

Так и кажется, что скоро он

Прямо в небо улетит.

("Прыгучесть")

Пес прыгает, радуется

ЗАЯЦ:

А что это вы все о собаках, да о собаках? Как будто других домашних животных нет.

ПЁС:

Ну, хорошо, послушайте!

важным видом встает посреди сцены.)

Пушистой серой мышке

Звонит усатый кот:

- Ну, как у вас делишки?

Как жизнь у вас идет?

А мышка отвечает:

- Простите, милый кот,

Вчера у нас в подъезде

Установили код.

Попробуйте, Василий,

Его вы угадать,

А после приходите,

Я буду очень ждать.

("Код")

ЗАЯЦ:

А что это установили в подъезде? Я и не понял...

ПЁС:

Темнота! Код установили! Замок такой с циферками от всяких гостей незваных!

ЗАЯЦ:

Хорошо тебе, ты в доме живешь. А в лесу на куст код не поставишь. Вот если бы было можно от всех, от этих зубастых кодом отгородиться. Ты бы хоть помог, а?

ПЁС:

Огромный тигр бежал за мной,

Я мчался, бел как мел.

И был бы мне конец, но вдруг...

(С облегчением вздыхает.)

Будильник прозвенел.

ЗАЯЦ:

Так это у тебя во сне было? А наяву на них, на зубастых, ну никакой управы нет!
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Как это нет? Вот Роман Сеф рассказывает о том, как за свою жестокость поплатилась зубастая щука

Щука сытая была,

Щука в озере плыла,

Увидала червячка,

Не заметила крючка,

Щука бросилась вперед

И попалась щука...

Этот страшный эпизод

Жадинам наука.

("Щука")

ЗАЯЦ:

И очень хорошо, так ей и надо! Щука - она же вроде волка, всё время норовит съесть кого-нибудь маленького!.. (Библиотекарю) Расскажите, пожалуйста, еще что-нибудь такое

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Нет, довольно ужасов! Никто никого есть не будет, а будем...

ЗАЯЦ:

Что? Что будем?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Будем отгадывать загадки! Вернее, мы загадываем, а ребята отгадывают.

ЗАЯЦ:

А они трудные? Интересные?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Конечно, интересные, ведь их придумал Роман Сеф!
Звучит песня "На свете всё на всё похоже"

На свете всё на всё похоже:

Змея — на ремешок из кожи;

Луна — на круглый глаз огромный;

Журавль — на тощий кран подъемный;

Кот полосатый — на пижаму;

Я — на тебя, а ты - на маму!

ЗАЯЦ:

Ага! Значит, луна - на глаз, кот полосатый - на пижаму... Отгадываешь, что на что похоже, — и порядок! А вот я недавно видел такое:

Добежала зебра до угла,

И на мостовую прилегла,

И оставила свои полоски:

До сих пор лежат на перекрестке.

("Зебра")

Что это такое, ребята?

(Ответ: пешеходный переход, он так и называется — «зебра»)

ПЁС: (страшным голосом, как будто пересказывает «ужастик».)

Два зеленых огонька

Бродят ночью по карнизу,

Два зеленых огонька

Можешь ты увидеть снизу.

Два зеленых огонька

Загораются на крыше.

И стрелой несутся мыши,

Удирая с чердака.

("Огоньки")

Гав! Ну? Что это?

ЗАЯЦ: (испуганно, шепотом):

Огоньки это, наверное, фонарики, а кто ходит но крыше с фонариками? Может, трубочисты?

ПЁС:

Вот еще, будут мыши от трубочистов удирать! Вот ребята точно знают, это...

(Ответ: кошка.)

ЗАЯЦ:

Что ты все время нагоняешь страх. Я и так темноты боюсь, а тут зеленые огоньки, черные кошки. Лучше про что-нибудь неопасное...

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Ладно, вот такая история:

Долго-долго бабочки летали,

А потом, наверное, устали –

Сели на обои и сидят

Вот уже четвертый год подряд.

А потом я долго жил на даче,

Возвратился — дома все иначе:

Пол в квартире белый от известки,

И на стенах — птички и полоски.

("Бабочки")

ЗАЯЦ:

Бабочки, птички - это хорошо, а где тут загадка?

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Ребята! Что произошло, пока поэт на даче жил?

(Ответ: в доме сделали ремонт и сменили обои.)

ПЁС:

А можно я загадаю?

Четыре буквы восемь ног

Нашли укромный уголок,

В нем и темно, и тесно,

И можно жить чудесно.

Четыре буквы восемь ног

Для мух готовили силок,

Но тут пришла метелка,

Она сказала колко:

- Я уважаю чистоту

И вас немедленно смету!

Пустились буквы наутек.

Подумайте: а вдруг вы

Найдете сразу восемь ног

И все четыре буквы.

("Загадка")
Я, как прочел, сразу отгадал. А вы, ребята?

(Ответ: паук.)

ЗАЯЦ:

Это здорово, что метелка паука прогнала. Но я бы ни за что не угадал, что это паук. Какие-то четыре буквы... восемь ног... Я и читать-то не умею!

ПЁС:

Потому и не отгадал, что не умеешь читать. И считать, между прочим, тоже надо уметь - до восьми хотя бы.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь свою

Учись читать,

Внимательно, серьезно,

Я так прошу тебя — учись

Читать, пока не поздно.

("Читателю")

ЗАЯЦ:

Ну вот, хотели загадки загадывать, а тут - учись читать, да еще всю жизнь...

БИБЛИОТЕКАРЬ:

А ты попробуй разгадать загадку, если ничего не читаешь!

Внимание! Летит коллектив ученых ворон!

У вороны пятеро птенцов.

Пятеро веселых сорванцов.

Пятеро уселись на суку,

Каждый проглотил по червяку

Четверо сказали: "Карр, спасибо!"

А один...

Ах, мамочка, ку-ку!

("Птенцы")

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Объясните, ребята, что случилось в вороньей семье?

(Кукушка подкидывает свои яйца в чужие гнезда. Должно быть, одно яйцо оказалось в гнезде вороны, и пятый птенчик — кукушонок)

ЗАЯЦ:

Да, кукушки хитрющие! Ку-ку, ку-ку, а яйца пусть другие высиживают!

Я бы этого кукушонка...

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Но кукушонок же не виноват! И его приёмная Мама-Ворона любит так же, как и остальных детей, хотя, уже знает, что он не воронёнок. Мамы вообще всё знают. Вот, послушайте: (раскрывает зонтик)

Как сделать триста зонтиков? -

Спросил у мамы мальчик.

Она ему ответила:

Подуй на...

("Зонтики")

(Улыбается и ждет от детей. Ответ: одуванчик.)
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Красивая загадка, правда?

ЗАЯЦ:

Красивая. Пушинки похожи на зонтики. А еще на парашютики. А ещё на снежинки. А сам одуванчик на маленького цыпленка. А ещё на пушистого зайчишку. А ещё…

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Хорошо, хорошо, так ты ещё и в человека превратишься. Знаешь, чем человек от всех на свете отличается?

Корова жует в коровнике жвачку.

Спит медведь, погрузившись в спячку;

Неторопливо падает снег...

А человеку нету покоя:

Летом, осенью и зимою –

Все время думает человек.

("Думающий человек")

ЗАЯЦ: (мечтательно…)

Все время думает человек… Придумывает замечательные песни, стихи, такие как у Романа Семёновича Сефа!

Звучит песня "Куплеты злого и доброго волшебника"
БИБЛИОТЕКАРЬ:

Вот видите, ребята, сколько чудес мы сегодня повидали и угадали. А поведал нам обо всем поэт... Скажем хором, все вместе: поэт Роман Семенович Сеф. Поблагодарим автора за его Чудеса, которые останутся с нами на всю жизнь, за его верность Чуду!




Используемая литература:


  1. Зурабова К. Ты ещё не видел чуда?.. : Утренник по стихам Романа Сефа // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 10. – С. 103-107.




  1. Сеф Р. Голубой метеорит: Стихи. – М.: Дет. лит., 1991. – 351 с.




  1. Мечты. Туман. Всё на всё похоже. Может быть : Песни / Сл. Р. Сеф, муз. А. Пинегин // Последний бегемот. Песни для детей Александра Пенегина. – М.: Мост-В, 1996. – 60 мин. – 1 мк.: Загл. с этикетки аудиокассеты.




  1. Солнце и звезда. Куплеты злого и доброго волшебника: Песни / Сл. Р. Сеф, муз. И. Катаев // 77 лучших песен для детей. Вып. 3. – М.: ТВИК-Лирек. – 180 мин. – 2 мк.: Загл. с этикетки аудиокассеты.


Реквизит:


  1. Куклы Заяц, Пёс

  2. Портрет Р.С. Сефа

  3. Заголовок "Ты ещё не видел чуда?"

  4. Надписи под портретом "Писатель-юбиляр", "75 лет", "Сеф Роман Семёнович"

  5. Носовой платочек

  6. Рисунок большого арбуза

  7. Большие рисунки плакучей ивы и осины

  8. Стакан с водой

  9. Веточка берёзы

  10. Зонт

  11. Цветок кактус в горшке




Составитель:

Галушко Н.В., ведущий методист ЦГДБ


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconМетодико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого...
«Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень icon«Библиографическое описание литературы в библиотеке»
Оборудование: презентация «Библиографическое описание для каталогов и картотек» (автор Омутова Н. С.)
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconМетодико-библиографическое пособие, посвященное 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Отечественной войне 1812 года / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана рк, Информ библиогр отдел; сост. А. К. Манджиева; ред. О. Е. Аргунова....
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная...
Русский – это звучит гордо: информационно-библиографическое пособие / сост. Э. В. Тимошенко, Т. Н. Суркова, Т. С. Рыбченкова. Таганрог,...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие «Сундучок» в первую очередь адресовано учителю начальной школы, как помощь в организации планирования уроков...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconУрокам черчения по теме: «Разрезы»
Представленное пособие разработано в помощь учителю к проведению уроков черчения и является одним из компонентов методического комплекса...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconВ помощь школьному учителю
Предлагаются дополнительные сведения из разнообразных источников, которые помогут учителю подготовить интересный урок, как в обычном,...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconРесурсы в помощь учителю

Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconМетодические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение
Вокруг нас все изменилось, в том числе и само информационно-об­разовательное пространство, и, самое главное, изменились наши пользователи,...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень icon«Дальневосточный федеральный университет» в г. Большой Камень
Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие предназначено в помощь учителю, работающему по новому учебно-ме­тодическому комплекту (умк) по информатике для...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconРеферат Тема: «Значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина»
Согласно другому церковному писателю, догмат о боговоплощении, «а более точно вера в Сына Божия, пришедшего в мир, есть угловой камень...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Счастливая семья – крепкая держава: сборник методико-библиографических материалов в помощь работе библиотек по семейному воспитанию...
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень icon в помощь учителю 
Алгоритм 1 работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconБиблиографическое пособие (для учащихся 5 9 классов) Нижний Новгород
Составитель: главный библиотекарь Иванова Е. М., заведующая библиотекой Тюрина Л. Е
Методико-библиографическое пособие в помощь библиотекарю и учителю литературы г. Большой Камень iconУроке и во внеурочное время ( в помощь учителю)
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск