Скачать 229.41 Kb.
|
М БОУ СОШ №5 г. Завитинска В помощь учителю Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов2013г. Содержание:
Сущность самообразования и его необходимость Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова) Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др. Функции самообразования (по М. Князевой) Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний. Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе. Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре. Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др. Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия. Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом. Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества. Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте. Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни. Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма. Технология организации самообразовательной деятельности. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий. На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – практический На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретический В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы. 5 этап – итогово-контрольный На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. План самообразования учителя должен включать:
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:
Формы и методы руководства самообразованием учителей:
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основные принципы самообразования.
ступени к высшей,
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
Источники самообразования. В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности. Определим источники знаний:
Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Составляющие процесса самообразования учителя. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
Результат самообразования В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
Продуктивность процесса самообразования Самообразование педагога будет продуктивным, если: • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности; • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Личный план самообразования учителя На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются: 1. Титульный лист: название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон. 2. Творческая визитка педагога: Ф.И.О. педагога; образование, специальность; стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо. 3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность: название темы по самообразованию; цель, задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. 4. Оценка профессиональной деятельности: способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчёта по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. При оформлении работы следует учитывать:
АЛГОРИТМ 1 работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой) 1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. 5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. 7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами. Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. АЛГОРИТМ 2 работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой) (исследовательская работа) 1. Определение цели и задач:
2. Выбор темы:
3. Формулировка гипотезы:
4. Составьте план организации исследования (опре деляем формы и методы работы):
5. Оформление работы:
- список литературы (в алфавитном порядке); - приложения. 6. Оформление титульного листа: Учреждение образования Исследовательский проект на тему Выполнил: (Ф.И.О.) Руководитель: (Ф.И.О.) Место проведения исследования, год Примерные темы для самообразования
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Механизм презентации достигнутых результатов Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непременно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились — положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятельности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели. Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступления на различных форумах, публикации, сообщения об опыте своей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованными людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, КВН, викторины, методобъединения, открытые мероприятия и др. Рекомендуемая литература 1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
7. Методическая работа в общеобразовательной школе : обзорная информация. Вып. VI. — М., 1977. — С. 17-24.
14. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск : Сэр-Вит, 2010 676870, Амурская область, г.Завитинск, ул.Линейная, 6/в Телефон: (8-41636) 22-1-12, e-mail: skul52008@rambltr.ru |
В помощь школьному учителю Предлагаются дополнительные сведения из разнообразных источников, которые помогут учителю подготовить интересный урок, как в обычном,... | Ресурсы в помощь учителю | ||
Уроке и во внеурочное время ( в помощь учителю) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные | В помощь учителю предметнику: образовательные ресурсы Интернета В брошюре представлены адреса сайтов с полезными учебно-методическими материалами по конкретным предметам | ||
Памятка «как обобщать свой опыт» (в помощь учителю) Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны | Рекомендации в помощь учителю физической культуры «Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель данного пособия – практическая помощь учителю в подготовке к урокам русского языка в 11 классе | Пояснительная записка Статус документа Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. – Издательство Красноярского государственного педагогического университета.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Книга в помощь учителю «История святости и главные святыни земли... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое пособие «Сундучок» в первую очередь адресовано учителю начальной школы, как помощь в организации планирования уроков... | ||
Урокам черчения по теме: «Разрезы» Представленное пособие разработано в помощь учителю к проведению уроков черчения и является одним из компонентов методического комплекса... | Рабочая программа По вокруг тебя мир Учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова.... | ||
Рабочая программа по химии 9 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов,... Изучение химии на ступени основного общего образования Материалы в помощь учителю для направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа факультатив по литературе в 5 классе «Вокруг тебя Мир » Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз,... |