Скачать 129.24 Kb.
|
. Рабочая программа «Вокруг тебя - Мир...» 5 класс Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с. Пояснительная записка Статус документа Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения. Учебник "Вокруг тебя - Мир..." (5 класс) разработан в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Программа распространения знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), знаниевый и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Структура документа Программа включает: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание с примерным распределением часов по разделам; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Общая характеристика Данное пособие: - дополняет учебники основного курса литературы; - согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации; - решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.). Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе. От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности. Для пособия характерны: - системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом; - развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.). Цель факультатива: - начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного гуманитарного права; - формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста; - формировать читательские навыки; - развивать речь детей. Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей подтверждают достижение первой и последней из указанных целей. Но цели формирования читателя в ребенке и навыка анализа текста, которые являются важнейшими в процессе преподавания литературы как школьного предмета, явно недостаточно реализуются в разработках конкретных уроков: в работе над текстом преобладает содержательный и смысловой анализ, а художественные достоинства того или иного рассказа или отрывка отодвинуты на второй план; совершенно не используются принципы сопоставления и опоры на изученный ранее литературный материал; вступительное слово учителя часто излишне дидактично. В связи с этим мы считаем, что для практического использования пособия в школе необходимо внести дополнения, которые не изменят его сути, но придадут нужную законченность: - во вступительном слове учителя не “диктовать” учащимся определенное мнение, а постепенно подводить к нему; - круг заданий, нацеленных на изучение литературы как вида искусства и на формирование квалифицированного читателя, необходимо расширить, включив все понятия и термины, которые можно ввести в 5 классе при работе с тем или иным текстом (естественно, что знакомство с терминами, как и предполагают авторы пособия, не означает их заучивания наизусть); - в связи с подобным подходом к предмету некоторые вопросы следует скорректировать, а в отдельных случаях изменить последовательность работы с тестом: идти от конкретных вопросов по тексту к обобщениям, а не наоборот; - необходимо чаще проводить параллель с уже изученным литературным материалом и жизненным опытом детей. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать: - текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; - тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть; - основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет. Учащиеся должны уметь: - выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении; - правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту; - находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте; - пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения; - составлять устный рассказ о литературном герое; - пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг. Место в учебном процессе Пособие может быть использовано для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору. В 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Литература Для учителей:
Для учащихся:
5 класс Проблематика пособия. В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Представленные в пособии тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы "взрослой" жизни, с которыми, в той или иной степени, сталкивается каждый человек (а именно, проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне). Дополнительная информация исторического и правового характера. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК. Роль Н.И.Пирогова в создании Российского общества Красного Креста. Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя Женевскими конвенциями. Вводимые понятия. Страдание, деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение, достоинство; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный. Произведения, наиболее важные для понимания этико-правовой специфики УМК "Вокруг тебя - Мир..." (8 учебных часов): Т.Александрова "Светофорчик", отрывки из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", отрывки из дневника Д.Давыдова, А.Куприн "Чудесный доктор", фрагменты из книги А.Дюнана "Воспоминания о битве при Сольферино", итоговый урок. Раздел 1. О правилах (5 часов) Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки. Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет. Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа) Цели: общая - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил; частные - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения. Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) (2 час) Цели: общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; частные - расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения. Раздел 2. Об уважении и сострадании (13 часов) Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали. Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание. Анри Дюнан – основатель Красного Креста (4часа) Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (2часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "уважение"; частные - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения. А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (3 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ. О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 час) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание"; частные - расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать. Раздел 3. О войне (10 часов) Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности. Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип. Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность. Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа) Цели: общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; частные - формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся. Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (3 час) Цели: общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными; частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил). Последнее уничтожение на Бородинском поле (3часа). Раздел 4. О деятельном сострадании (2 часа) Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары. Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь. А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (2 часа) Цели: общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей; частные - расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ. Раздел 5. Повторение (5часов). Цели: повторить и проверить свои знания по курсу «Вокруг тебя – Мир…» Тематическое планирование по факультативу в 5 классе на 2010-2011 уч.год.
|
Рабочая программа По вокруг тебя мир Учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова.... | Календарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля... Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса пояснительная записка В 2-х частях / Авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М: Просвещение, 2012.; а т ж. Умк вокруг тебя – Мир… Книга... | Пояснительная записка Вокруг ребёнка мир, полон радостных открытий... Рабочие программы разработаны на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8 кл авторы И. Бурж. К. Сухарев-Дериваз,... | ||
Воспитание нравственных ориентиров у учащихся при работе с умк «вокруг тебя мир…» | Рабочая программа по Окружающий мир в 4 классе «Мир вокруг нас» Цель: Формирование целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека | ||
Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы А уроках материалы модульного курса В. Ю. Выборновой «Вокруг тебя Мир…». Создание нестандартных ситуаций, постановка проблемной ситуации... | ||
Пояснительная записка Статус документа Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз,... | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме «Разнообразие растений» проводится по курсу Окружающий мир в третьем классе по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг... | Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 3 класс Рабочая программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования Российской федерации, Международный Комитет Красного Креста и Методических рекомендаций к учебнику «Вокруг... | Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения»,... «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе... |