Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации11.12.2013
Размер0.64 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Литература > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5
П Р Е Д И С Л О В И Е

Цель данного пособия – практическая помощь учителю в подготовке к урокам русского языка в 11 классе.

Планирование предполагает 1 урок русского языка в неделю (34 часа) в соответствии с « Программой по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений» А.И.Власенкова.

Планирование и поурочные разработки соответствуют базовому учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 класс» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Основные задачи курса русского языка в 10 – 11 классах – закрепить и углубить знания и умения учащихся по фонетике и графике , лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

научить их пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, чтобы создавать различные сочинения, очерки, рефераты, аннотации, рецензии.

Предлагаемые разработки уроков русского языка в 11 классе помогут не только направить работу учащихся по определению идейно – образного содержания произведения, изучению художественно – языковой формы текста, особенностей стиля, но совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Разработки уроков предполагают использование наглядных таблиц и схем для повторения и систематизации изученного в 5 –9 классе, которые могут быть представлены как графически, так и описательно в виде примеров на то или иное правило.

В ходе уроков учащиеся будут получать образцы выполнения задания и затем будут самостоятельно выполнять подобную работу.

Самостоятельная работа должна быть проверена на уроке. Для этого предлагается образец ее выполнения. Если время урока не позволит закончить творческую работу, она переносится на дом, но обязательно должна быть проверена.


Урок 1 (вводный).

Тема: Великий язык великого народа.

Цель: Раскрыть значение русского языка в культуре нашей страны

и в мировой культуре.

Развитие навыков характеристики текста.

Ход урока

Русский язык упрям: без постоянного труда

не переупрямить его…необходимо писать

каждый день, то есть работать над языком.

П. Вяземский 1. Слово учителя. Знакомство с темой урока, раскрытие цели урока. Запись эпиграфа к уроку.

- Объяснить постановку знаков препинания.

Беседа:

-Как вы понимаете высказывание П. Вяземского?

-Что такое язык народа?

2. Объяснительный диктант.

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в картину, в мысль небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

( К.Ушинский)

Индивидуальное задание: выполнить синтаксический разбор

первого предложения, морфемный разбор слов: распускающийся, одухотворяется.
3. Характеристика текста.

- Назовите тему этого текста.

Тема данного текста – язык народа. Ключевое слово – язык.

- Определите основную мысль(идею) текста.

Основная мысль текста – раскрыть роль языка в жизни народа

и в культуре страны.

- К какому типу речи относится текст?

Тип речи – рассуждение.

- К какому стилю речи относится данный текст?

Стиль текста – публицистический, так как цель его – передача общественно – значимой информации. Текст обращен к широкому кругу читателей. В нем используется общественно – политическая лексика: народ, отчизна, родина, родная страна, духовная жизнь.

- Какой способ связи между предложениями используется в данном тексте?

Между предложениями в тексте цепная связь: лексическая – с помощью повтора

(язык - в языке) и морфологическая (язык – в нем).

4.Обобщение.

Известный русский филолог и педагог В.В.Виноградов писал:

« Величие и мощь русского языка общепризнанны. Это признание глубоко

вошло в сознание всех народов, всего человечества».

- Подтвердите известными вам фактами справедливость этого утверждения.

Один из фактов: МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей

русского языка и литературы, действующая с 1967 года по настоящее время.
Домашнее задание: Повторить сведения о тексте на стр. 144 – 145, упр. 283.

Урок 2.

Тема: Текст. Грамматические средства связи между частями текста.

Цель: Повторить основные признаки текста.

Развитие навыков различения в тексте способов связи

между предложениями в тексте.

Ход урока.



  1. Слово учителя о теме урока, определение задач урока.

  2. Повторение синтаксиса.

Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический

разбор предложения:
Нет больших и малых дел всякое дело велико если оно

исполнено по зову Родины.


  1. Опрос – повторение.

-Что такое текст?

-Назвать основные признаки текста.

-Раскрыть особенности параллельной связи предложений в тексте.

-В чем особенности цепной или последовательной связи

между предложениями в тексте?

4. Проверка домашнего задания.

5. Углубление изученного о способах связи между предложениями в тексте.
Записи в тетрадях:

Лексические способы связи предложений в тексте:

- повтор ключевого слова во всем тексте,

- лексический повтор,

- использование синонимов и антонимов,

- перифраз ( орел – царь птиц),

- смысловая связь.

Морфологические способы связи предложений:

- использование местоимений,

- использование наречий.

Синтаксические способы связи предложений:

- параллелизм (однотипность – одинаковое построение предложений),

- риторические вопросы,

- анафора (повтор одних и тех же слов в начале предложений).

6. Закрепление.

Упр. 159.

Коллективно характеризуем способы связи предложений в тексте.
- Проследите за тем, как выражается смысловая связь между предложениями.

Смысловая связь между предложениями заключается в том, что содержание второго и третьего предложений раскрывает смысл первого. Грамматическая связь цепная, или последовательная:


Ключевое слово « мужчины» заменяется во втором предложении местоимением

« у них», а в третьем – местоимением «они».

Способ связи предложений – лексический и морфологический.

6. Самостоятельная работа.

Определить особенности выражения смысловой связи между предложениями

в тексте упр. 167.
Образец выполнения работы:

В тексте пять предложений. Первое предложение представляет собой тезис – утверждение. Второе, третье и четвертое предложения раскрывают этот тезис, а пятое предложение служит обобщением, выводом (тип речи – рассуждение ).Значит, грамматическая связь предложений в тексте параллельная:



.

Ключевое слово текста – слог. Во втором предложении это слово разъясняется через описание красок действительности. Значит, первое и второе предложения

связаны только по смыслу. Второе и третье предложения соединены морфологическим способом (живые краски – их).
7. Обобщение.

- Какие способы связи между предложениями встречаются в тексте?
Домашнее задание: повторить правописание Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях, дефисные написания слов,

упр. 202, 1 абзац – проанализировать способы связи предложений.
Урок 3.
Тема: Практикум по орфографии и пунктуации.
Цель: Подготовка к контрольному диктанту:

повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и

наречий; дефисные написания слов;

повторить пунктуацию в простом и сложном предложении.

Развивать навыки определения вида и способа связи предложений в тексте.


Ход урока.

1. Слово учителя о цели и задачах урока.

2. Осложненное списывание.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,

графически пояснить написание.

Дай бог нам прадедов наследие . береч?

( Н.) пр.тупить свой слух где ему все ново

И выпл.вив строку дождаться светлых встреч?

С пр.зреньем Пушкина и красками Рублева.

( Всеволод Рождественский)
Индивидуальное задание: Выплавив (фонетический, морфемный, морфологический разбор слова).

3.Повторение изученного.

Пользуясь таблицей, рассказать о правописании Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий.
НН
Отыменные Причастия

прилагательные
1. - ЕНН ( - ОНН ) искл. ветреный 1. приставка, кроме НЕ
2. основа на - Н + Н 2. суффикс – ОВА –,-ЕВА-

искл. свиной, юный, искл. жеваный, кованый

румяный

3. зависимое слово

4.совершенный вид

Н
1. - ИН, -АН ( - ЯН ) 1. причастия в

искл. стеклянный краткой форме

оловянный

деревянный

- Какие правила написания Н и НН отсутствуют?

4. Тренировочные упражнения.

Объяснительный диктант.
Безветренный день, давно не кошенный луг, кованая деталь, глиняный горшок, вязанная крючком кофта, законное требование, брошенный камень, некошеный луг, соломенный цвет, стеклянные бусы, серебряная монета, невиданный предмет, купленный костюм, желанный гость, мышиная возня, неслыханный случай, вареные овощи, корабли сожжены.

5.Повторение дефисного написания слов.

Рассказать об употреблении дефиса, пользуясь примерами:
1) Северо – запад, северо – восточный ветер, Южно – Уральская железная дорога

(географические названия собственные, но южноуральская растительность );

2) вице – губернатор, экс – чемпион;

3) выпукло – вогнутый, газетно – журнальный;

4) горько – соленый, раскатисто – громкий (обозначение качества с дополнительным оттенком);

5) бледно – голубой, иссиня – черный;

6)пол – афиши, пол – лимона, пол –Тулы;

7) прочитай – ка, все – таки, кое – когда;

8)по – новому, по – французски, во – первых, видимо – невидимо.
6. Контроль за знаниями.

Тест.

1. 1) (полу) мрак 2. (пол) стакана

2) (легко) атлетический манеж (спорт) лагерь

3) (мясо) молочный павильон (бело) зубый

4) (в) крутую (юго) западный

5) (теле) программа (на) крепко

3. 1) (кино) проект 4. (в) диковинку

2) с саблей (на) перевес (пол) торта

3) (ремонтно) строительный (восточно) сибирский

4) (конно) спортивный (торт) мороженое

5) (полу) сон крест (на) крест
5. 1) думать (по) разному

2) ( пол ) страны

3) (спорт) товары

4) (генерал) майор

5) (железо) бетонный
7. Повторение вида и способов связи предложений в тексте.

Упр. 243, 1 и 2 абзац. Устно охарактеризовать вид и

способы связи между предложениями и абзацами текста.

8. Обобщение.

-Что мы повторили сегодня на уроке?
Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту

по материалам упражнений учебника.

Урок 4.
Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Цель: Контроль за орфографической за орфографической

и пунктуационной грамотностью учащихся.

Проверка умения анализировать виды и способы связи предложений в тексте.
Ход урока.
1. Контрольный диктант.

Текст диктанта – упражнение 250 (2 – ой абзац).

2. Грамматическое задание.

Охарактеризовать виды и способы связи предложений в тексте.
Домашнее задание: повторить структурные особенности текста типа «повествование» (стр. 152).

упр. 265. Письменно охарактеризовать вид и способы связи предложений.

Урок 5
Тема: Повествование. Композиционные особенности этого типа речи.

Цель: Повторение и углубление изученного в 10 классе о повествовании как типе речи.

Развитие навыка составления текста типа «повествование».
Ход урока.
1. Анализ контрольного диктанта.

Коллективная коррекционная работа над ошибками.

Синтаксический разбор предложения:

А глянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка,

ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Опрос – повторение.

- Что такое повествование?

- Какие особенности текста типа «повествование» вы знаете?

4. Проверка домашнего задания.

- К какому типу речи относится тест домашнего упражнения? Укажите эти признаки.

5. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником, стр. 149( 152)

Использование наглядной схемы



Кульминация

е я

и и р

т в а

и т з

в с в

Экспозиция з й я

а е з

р д к

Завязка а


6. Закрепление.

Упр.292. Раскрыть элементы композиции на примере текста.

- Все ли элементы композиции представлены в данном тексте? Укажите их.

Экспозиция – описание бензохранилища.

Завязка – горящие бочки на одной из машин.

Развитие действия – Гринька бежит к горящей машине и мчится на ней к реке.

Кульминационный момент – машина с горящими бочками падает в воду.

Развязка – к Гриньке, сломавшему ногу, подбежали люди.
- В прямой или обратной последовательности передаются события в рассказе?

В прямой последовательности.

- Приведите примеры произведений, в которых события передаются в обратной последовательности.

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», произведения детективного жанра.
7. Самостоятельная работа.

Упр. 295. При подготовке к самостоятельной работе изучаем памятку на стр.155.
8. Обобщение.

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Чему учились?
Дома учащиеся заканчивают работу над упр.295.

Урок 6.
Тема: Описание. Композиционные особенности текста типа « описание».
Цель: Повторение и углубление изученного об описании как типе речи.

Развитие навыка определения композиционных особенностей текста типа

«описание» и составления текстов этого типа речи.
Ход урока.
1. Повторяем орфографию.

Решение проблемной задачи. Как не допустить ошибки?

Ра.т.рять и ра.т.рать

(не)дост.гаемый и (не)д.с.гаемый

пр.м.нительно и пр.м.рительно .
Индивидуальное задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.

Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он (н.) был и в этом заключается смысл его жизни его счастье его восторги.
2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают свою творческую работу.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск