Рабочая программа курса «Этика и эстетика»





Скачать 318.57 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Этика и эстетика»
страница1/3
Дата публикации23.11.2017
Размер318.57 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа курса
  1   2   3




3.1. Организационно - методический раздел
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Т.к. данная дисциплина не определена в данном стандарте, за основу при формировании дидактических единиц курса взят стандарт по специальности 520400 – Философия, квалификация бакалавр философии.
Цель курса «Этика и эстетика» - развитие интереса к мировоззренческим нравственным и эстетическим проблемам, стимулирование потребности к нравственной оценке происходящего в стране, мире, собственной жизни.
Задачи учебного курса:

- введение в проблематику науки этики и науки эстетики;

- создание целостного морального мировоззрения у студентов, что предполагает формирование нравственных принципов, идеалов;

- выработка навыка обнаружения прекрасного и безобразного, высокого и низменного и т.д. в культуре, истории, человеческой жизни.
Преподавание курса связано с изучением других дисциплин Госстандарта, таких как культурология, философия, история, социология, политология, конфликтология, профессиональная этика. Опирается на те знания, которые они формируют у студентов. В свою очередь, знание явлений культуры, полученных в курсе «Этика и эстетика», позволяет студентам глубже и полнее освоить учебный материал, сообщаемый другими гуманитарными дисциплинами, понять законы развития человека и общества полнее, всесторонне, системно и целостно.
По завершению обучения по дисциплине, студент должен:

- иметь представление о своеобразии этики и эстетики как, месте этих наук в культуре, их связи с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;

- знать содержание основных этических и эстетических учений, понимать логику смены типов морального сознания и нравственного поведения, а художественных стилей и школ, обусловленных спецификой цивилизации и культуры различных регионов в различные исторические периоды;

- иметь представление о высших моральных ценностях, их содержании, историческом развитии, их значении в процессе становления социума и личности;

- знать содержание основных эстетических категорий и иметь представление о логике их трансформации;

- иметь представление о содержании современных форм прикладной этики: экологической, деловой, профессиональной, этики, гражданственности, этики общения;

- понимать роль эстетического восприятия действительности в осуществлении профессиональной деятельности;

- понимать роль морали, нравственности и искусства в решении современных проблем техногенного, информационного общества.
3.2. Форма текущего и промежуточного контроля
Дисциплина завершается зачетом в 3семестре (все формы обучения).

3.3. Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий

Очное отделение



п/п


Наименование модулей, разделов,

тем

(для двух и многосеместровых

дисциплин – распределение по семестрам)

Количество часов

Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаменов

(час.)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские (практические)

занятия

Лабораторные занятия






1

2

3

4

5

6

7




3-й семестр



















Модуль 1.













1

Тема 1. Предмет этики и ее место в системе философского знания

2







6

2

Тема 2. История этики.

2







6

3

Тема 3. Возникновение и развитие морали.

2

1




6

4

Тема 4. Высшие моральные ценности.

2

1




6

5

Тема 5. Этика гражданственности: человек и общество.

2

1




6

6

Тема 6. Экологическая этика: человек и природа

2

1




4

7

Тема 7. Деловое и профессиональное общение: содержание и структура.

2

1




4

8

Тема 8. Этика и этикет.

2

1




4




Модуль 2.













9

Тема 9. Эстетика как наука, ее предмет и основные категории.

2







4

10

Тема 10. История эстетических учений.

2







4

11

Тема 11. Основные сферы эстетического отношения и деятельности

2

1




4

12

Тема 12. Искусство как эстетический феномен.

2

1




4




ИТОГО:

24

8




58

90

Заочная форма обучения




п/п


Наименование модулей, разделов,

тем

(для двух и многосеместровых

дисциплин – распределение по семестрам)

Количество часов

Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаменов

(час.)







Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские (практические)

занятия

Лабораторные занятия



1

2

3

4

5

6

7




3-й семестр



















Модуль 1.













1

Тема 1. Предмет этики и ее место в системе философского знания

1







6

2

Тема 2. История этики.

1







6

3

Тема 3. Возникновение и развитие морали.










6

4

Тема 4. Высшие моральные ценности.










5

5

Тема 5. Этика гражданственности: человек и общество.

1







5

6

Тема 6. Экологическая этика: человек и природа










6

7

Тема 7. Деловое и профессиональное общение: содержание и структура.

1







6

8

Тема 8. Этика и этикет.

1







6




Модуль 2.













9

Тема 9. Эстетика как наука, ее предмет и основные категории.

1







6

10

Тема 10. История эстетических учений.

1







6

11

Тема 11. Основные сферы эстетического отношения и деятельности

1







6

12

Тема 12. Искусство как эстетический феномен.










2




Зачет













4




ИТОГО:

8







78

90

3.4.Содержание дисциплины

3.4.1. Основные вопросы разделов и тем модулей.
Темы лекций.

Модуль 1.

Тема 1. Предмет этики и ее место в системе философского знания

Понятия «этика», «мораль», «нравственность». Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Место этики в системе философского и гуманитарного знания: этика как «практическая философия» и теория нравственности. Описательные, объяснительно-теоретические и нормативно-мировоззренческие задачи этики.

Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная. Противоречивость нормативно-ценностного содержания этики. Антитезы гедонизма и аскетизма, ригоризма и эвдемонизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.

Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики, деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура: этика нормативная, ситуативная и профессиональная.
Тема 2. История этики.

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни.

Античная этика. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников и киренаиков. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм о нравственных основах человеческих отношений.

Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и Нагорная проповедь.

Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики Ренессанса. Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе.

Реформация и этика протестантизма.

Рациональные принципы и «разумный эгоизм» эпохи Просвещения. Этический рационализм Нового времени.

Этические принципы немецкой классической философии. Категорический императив Канта. В системе Гегеля. «Новая религия любви» Л. Фейербаха.

Этика постклассической философии. Социологическое направление в этике. Классово-партийный характер марксистской этики. Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма. Коммунизм как высшая нравственная ценность.

Этические установки «философии жизни». Учение о «воле к жизни» А. Шопенгауэра, концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше, философия морали А. Бергсона.

Этические поиски в русской религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ в. Этика «всеединства» Вл. Соловьева. Бытие человека в философии Н. Бердяева. Нравственный декаданс русской культуры «серебряного века».

Этические концепции ХХ в. Научно-рационалистическая линия в этике ХХ в. Этика эмотивизма (Б. Рассел, Р. Карнап). Этика интуитивизма (Дж. Мур). Этика прагматизма (Дж. Дьюи). Этика структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) и постсруктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр).

Религиозная линия в этике ХХ в.: традиционные и новационные идеи неотомизма и неопротестантизма.

Антропоцентризм в этике модернизма. Проблема человека – центральная в этике ХХ в.

Этика экзистенциализма. Свобода выбора и ответственность в этике экзистенциализма. Общение и одиночество в философии К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и др.

Этика в зеркале психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм о психологической детерминации поведения личности. Этические установки Э. Фромма.

Этика персонализма (Э. Мунье). Диалогическая этика (М. Бубер).

«Новые» этические ценности ХХ в.: «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «витальные ориентиры» (Х. Ортега – и – Гассет), «новый гуманизм» (А. Печчеи), «любовь к себе» (Э. Фромм).

Этические представления постмодернизма.
Тема 3. Возникновение и развитие морали.

Происхождение морали. Религиозная, натуралистическая, социологизаторская и культурологическая концепции ее возникновения.

Основные этапы развития морали. Нравы родового строя. Синкретичность первобытного сознания. Обычай, табу – первичные формы моральной регуляции.

Становление морали цивилизованного общества в эпоху античности. Собственность, свобода и рабство как нравственные проблемы и основа индивидуализма. Мораль как совокупность добродетелей.

Христианство и нравственный идеал средневековья. Сословные кодексы морали. Средневековые нравы.

Антропоцентристский характер морали Возрождения.

Бюргерский нравственный образец и его эволюция в Новое время. Взгляды на влияние богатства и бедности на нравственность. Индивидуализм и прагматизм индустриального и постиндустриального общества.

Мораль социалистического общества. Формирование коммунистического нравственного идеала. Судьба нравственных ценностей и идеалов в постсоветском обществе. Моральные коллизии ХХ веке. Глобальные проблемы человечества и роль нравственности в их решении.

Основные закономерности и тенденции развития морали.Сущность морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение.

Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, альтруизм, любовь, уважение к личности как высшие нормы духовности. Равнодушие и жестокость как их антиподы.

Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Моральное сознание: единство информационно-рационального и чувственно-эмоционального, императивного и ценностного. Нравственные отношения человека к природе, обществу, другому человеку, самому себе как выражение морального сознания. Моральное поведение. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении.

Моральные ценности. Жизнь как ценность. Добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье, нравственность, правда и истина, красота, вера, любовь – исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как механизм самореализации субъекта. Основные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, императивная, коммуникативная, воспитательная. Внешние и внутренние факторы моральной регуляции. Основные закономерности и тенденции развития морали. Проблема сущности и обоснования морали в различных философско-этических традициях.
Тема 4. Высшие моральные ценности.

Общение как нравственная ценность и способ самовыражения личности. Культура общения: эгоизм и альтруизм, терпимость и нетерпимость, открытость в общении. Проблема одиночества. Человек для Другого: цель или средство? Общение в технизированном мире и виртуальной реальности. Особенности общения в молодежной субкультуре.

Этика интимных ситуаций. Дружба как вершина межличностных отношений. Основные черты, признаки и условия дружбы. Взаимопонимание в дружбе.

Любовь как высшая ценность, как отношение и влечение, как потребность в самоотдаче и обладании. «Искусство любви» (Э. Фромм). Любовь, эротика, секс. Этика семейной жизни.

Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Фатализм и волюнтаризм. Необходимость, моральный закон и свобода личности. Виды и формы свободы. Свобода выбора и выбор свободы. Мера ответственности личности.

Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра. Проблема борьбы добра со злом. Этика ненасилия. Страдание и сострадание. Патософия – учение о страдании. Способность к сочувствию и сопереживанию как проявление человеческого в человеке. Милосердие: сущность и формы проявления.

Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Долг и обязанность: общее и различное. Иерархия долгов. Проблема оценки морального поведения личности; оценка внутренняя и внешняя. Функции совести и механизм ее действия.

Честь и достоинство – субъект-объектные характеристики нравственных качеств личности. Честь как проявление общественного признания достоинств личности. Социальный характер чести. Достоинство как атрибут личности. Сознание и чувство собственного достоинства.

Смысл жизни и счастье как нравственные ориентиры морального сознания. Варианты моделей смысла жизни в истории морали и этических учений. Самореализация личности как смысл жизни. Смысл, осмысление и цель жизни. Счастье как высшее интимное переживание личности. Стремление к счастью и его достижение. «Условия» и «законы» счастья.

Любовь как высшая ценность. Сущность любви и ее особенности. Знание, внимание, уважение и забота как атрибуты любви (Э. Фромм). «Виды» любви, «свойства» любви.
Тема 5. Этика гражданственности: человек и общество

Нормативный характер этики гражданственности. Гражданское общество, гражданин, гражданственность: содержание понятий. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Патриотизм и космополитизм. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность – основные моральные принципы политических отношений. Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание – моральные качества и нормы гражданского поведения.

Мораль и политика: грани взаимодействия. Политическая власть и гражданин: этика сотрудничества и противостояния. Насилие и этика ненасилия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике.

Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.
Тема 6. Экологическая этика: человек и природа

Нормативный характер экологической этика; ее основные проблемы.

Эволюция взаимодействия природы и человека: от «традиции управления» к «традиции сотрудничества»; от антропоцентризма к эко – и биоцентризму. Современная экологическая ситуация: роль нравственности в ее разрешении. Глобальность моральной ответственности личности за экологическую ситуацию на планете. «Нравственно-понимающее» отношение к природе.

Новое экологическое мышление. «Благоговение перед жизнью»: сущность и парадоксы.

Биоэтика и биомедицинская этика: «открытые проблемы».
Тема 7. Деловое и профессиональное общение: содержание и структура

Деловое общение «по вертикали» и «по горизонтали». Диалогичность, плюрализм, толерантность в общении «по горизонтали». Демократичность и авторитаризм в общении «по вертикали». Успех как ценность делового общения. Предпринимательская этика. Корпоративная этика, Благотворительность.

Основные требования к личности делового человека и его имидж. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, смелость, предприимчивость, коммуникабельность как нравственные формы поведения в деловом общении. Манеры и внешний вид делового человека.

Этика и культура проведения деловой беседы, переговоров, совещаний. Умение слушать и вести полемику. Основные принципы, правила и «секреты» делового общения.
Тема 8. Этика и этикет

Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этикет и мораль. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.

Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

Модуль 2.

Тема 9. Эстетика как наука, ее предмет и основные категории.

Предмет эстетики. Особенности эстетического познания. Междисциплинарный характер эстетики. Функции и сферы эстетики. Значение эстетики как философской дисциплины

Система эстетических категорий. Эстетическое (деятельность, сознание, потребности, чувства, объект эстетического отношения, эстетический идеал, эстетический вкус). Целостность эстетического сознания его системообразующий характер.

Основные категории эстетики. Прекрасное. Прекрасное в истории эстетической мысли. Прекрасное в классической эстетике. Прекрасное в «формальной» и «психологической» эстетике. Эстетическая ценность мира. Красота как гармония. Прекрасное и полезное.

Возвышенное. Возвышенное в истории эстетической мысли. Возвышенное в классической эстетике. Возвышенное в природе, обществе и искусстве.

Трагическое. Аристотель и его последователи о трагическом. Трагический конфликтов. Эстетический закон трагедийных произведений.

Комическое. Комическое в истории эстетической мысли. Классическая эстетика о комическом. Виды комического и сатира. Гротеск. Историзм комедийного анализа жизни.

Безобразное. Категория безобразного в истории эстетики. Безобразное в постклассической эстетике. Низменное. Ужасное.
Тема 10. История эстетических учений.

Эстетические теории античной Греции: Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Теория «мимезиса», понятие «калокагатия», «катарсис». Теория энтелехии. Эстетика эллинизма: кантомация как способ художественного наслаждения (Эпикур). Теория эманации Плотина. Понятие стиля (Цицерон).

Принципы христианской эстетики – символизм, многозначность, каноничность.

Художественные идеалы эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм – главные идеи философии и эстетики. Эстетика Просвещения Переосмысления традиционных категорий – красоты, гармонии вкуса (Вольтер). Теория просветительского реализма Дени Дидро. Основоположники немецкой эстетики А.Баумгартен и И.Винкельман. Эстетика И.Канта. Теория искусства А.Шопенгауэра.

Экзистенциальная эстетика Ж.-П.Сартра и А.Камю. Анализ искусства методами, предложенными структурализмом и постструктурализмом. Постмодернизм: ирония, игра, цитатность.

Древнерусская эстетическая мысль: синкретизм, нравственная красота, эмоциональность. Русская иконопись. Русская романтическая эстетика. Эстетическая концепция В.Белинского. Проблема отношения искусства к действительности в трудах Н.Чернышевского. Развитие эстетических идей в работах К.Леонтьева, Л.Толстого, В.Соловьева.
Тема 11. Основные сферы эстетического отношения и деятельности

Эстетика природы. Уровни естественной красоты. Общение с природой и художественное творчество.

Эстетика ландшафта. Экологическая эстетика.

Эстетические начала трудовой деятельности. Труд и красота. Труд и искусство. Перспективы изменения характера труда в современном обществе. Производственная эстетика. Дизайн как специфический вид эстетической деятельности.

Эстетическое в спорте. Эстетическое во внешнем облике человека. Красота «внешняя» и «внутренняя». Значение эстетического в межличностном общении. Эстетическое в повседневной жизни человека.

Понятие и функции эстетической культуры. Художественная культура личности. Эстетическое воспитание.
Тема 12. Искусство как эстетический феномен.

Эстетическое сознание и эстетическая деятельность; субъект эстетического и художественного творчества.

Понятие искусства. Виды искусств, их содержание и формы. Творческий характер искусства. Художественное и научное познание мира. Специфика объекта искусства. Предмет искусства.

Художественный образ. Личностный характер художественного образа. Художественно-образная типизация. Целостность и уровни художественного образа. Понятие «произведение искусства». Бытие произведения искусства. Духовность искусства.

Система видов искусства. Принципы классификации видов искусства. Синтез искусств. Понятие стиля, характеристика основных художественных стилей.

Стиль и канон. Жанровое разнообразие. Национальный стиль. Национальное, интернациональное, общечеловеческое. Исторический стиль. Индивидуальный стиль. Развитие техники и будущее искусства.

Элитарное и массовое искусство. Искусство и игра. Эстетическое восприятие произведений искусства.

Искусство в античном мире: свободные и служебные искусства. Искусство в христианской культуре. Понимание сущности искусства в Новое время. Эстетическое сознание современного инновационного искусства: авангард, модернизм, постмодернизм.

Проблемы эстетического воспитания личности.
3.4.2. Перечень тем семинарских занятий
Тема 1. Предмет этики и ее место в системе философского знания

1.Сущность и предмет этики. Мораль и нравственность.

2.Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная.

3.Структура этики.
Основные понятия: этика, мораль, нравственность, наука, норма, ценность, деонтология, философия, гуманизм, авторитаризм, гедонизм, аскетизм, ригоризм, эвдемонизм, эгоизм, альтруизм, этикет, любовь, свобода, смысл жизни, долг, совесть, достоинство, честь, честность добро и зло.

Литература:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconКубанский государственный университет кафедра философии эстетика
Эстетика: Материалы к изучению курса/ Сост. С. Б. Кожевников. Краснодар: Кубан гос ун-т, 2000
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика»

Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные...
«Эстетика», и студентов. Курс «Эстетика» относится к региональной компоненте цикла огэс основных образовательных программ «Психология»...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика
Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconМетодические рекомендации к изучению курса «этика. Эстетика» «Кто...
Раскрывается сущность прикладной этики, говорится о культуре современности. Подбор тем позволяет моделировать общие и специальные...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРабочая программа по дисциплине этика и эстетика по специальности...
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconПо дисциплине «Этика и эстетика» по направлению «050400. 62 – Социально-экономическое...
Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconРеферат "Этика и эстетика" Тема: " Античная этика как учение о добродетелях....
Тема: " Античная этика как учение о добродетелях. Сократ и его тезис, что добродетель есть знание."
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconЗ. Ю. Буттаева Полякова, Елена Ивановна
П54 Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура / Елена Полякова. М.: Аграф, 2006. 304 е.: [16] л ил.(Серия «Символы времени»)....
Рабочая программа курса «Этика и эстетика» iconЕ. В. Купчик этика делового общения
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса одо, обучающихся по направлению 080100. 62 Экономика. Данная программа разработана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск