Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено





Скачать 426.43 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено
страница1/4
Дата публикации24.11.2017
Размер426.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций
Учебно-методический комплекс по дисциплине


УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ


Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры от «18» мая 2012 г.

Протокол № 12

Барнаул
2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание дисциплины




  1. Методические рекомендации по проведению семинарских / практических занятий

  2. План семинарских/практических занятий




  1. Методические рекомендации для преподавателя




  1. Задания для самостоятельной работы студентов

  2. Тестовые задания




  1. Перечень вопросов к зачету




  1. Перечень рекомендуемой учебной и методической литературы




  1. Глоссарий






  1. Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Управленческое консультирование в России. Проблемы и задачи российских и коммерческих предприятий. Направления и этапы консультирования. История становления консалтинга в России и за рубежом. Основные термины и понятия управленческого консультирования в инновационной сфере. Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг. Структура процесса управленческого консультирования. Организация управленческого консультирования. Направления и этапы консультирования.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Сущность и методы организационной диагностики. Разработка проектов организационных изменений. Модели жизненного цикла организации. Разработка консалтинговых проектов. Инновационные подходы при реализации консалтинговых проектов. Стратегия и тактика управленческого консультирования. Эффективная работа с консультантами. Личность и коллектив в управленческом консалтинге. Деловая культура в инновационном бизнесе. Реализация консалтинговых решений. Процесс изменений. Этапы реализации изменений. Причины и формы сопротивления изменениям.

  1. Методические рекомендации по проведению семинарских / практических занятий


Цель занятий – помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах теории антикризисного управления, в законодательной базе и нормативных документах, регулирующих вопросы банкротства и санации организации, проводить анализ основных показателей ее деятельности, а также изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим кризисным ситуациям организаций, разрабатывать программы повышения устойчивости фирмы к кризисным ситуациям.

При проведении семинарских занятий используются инновационные технологии: метод кейс-стади, дискуссия, деловая игра, тестирование, обсуждение практических ситуаций, решение типовых расчетных задач и др.

Анализ практических ситуаций предполагает индивидуальную работу или работу в группе из 4-5 человек. Выработанное решение оценивается преподавателем при защите его студентом перед аудиторией. Баллы получают также студенты, принявшие участие в дискуссии или сформулировавшие вопросы по существу дела. Минитест или микроконтроль проводится в течение 10 минут. Для их выполнения необходимо свободно владеть основными определениями, понятиями, правилами, приемами, методами, моделями рассматриваемого материала.

Перед каждым семинарским занятием студент изучает план семинарского занятия с перечнем тем и вопросов, списком литературы по вынесенному на семинар материалу

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.История становления консалтинга в России и за рубежом. Основные термины и понятия управленческого консультирования в инновационной сфере. Российский рынок консультационных услуг.

Вопросы для обсуждения

    1. Понятие и значение управленческого консультирования в экономике и менеджменте организации.

    2. Виды консалтинговых услуг.

    3. Направления управленческого консультирования в инновационной сфере.

    4. Рынок консалтинговых услуг в России.

Вопросы для последующей дискуссии

  1. Что такое управленческое консультирование и какова его роль в инновационной сфере?

  2. Какие виды и направления консультирования предлагаются на рынке консалтинговых услуг?

  3. Каким образом управленческий консалтинг применяется в инновационной деятельности предприятия?

  4. Что является предметом инновационного консалтинга?

  5. Назовите основные элементы рынка консалтинговых услуг?

  6. В чем особенности российского и зарубежного рынка управленческого консалтинга?

Темы докладов

  1. Иностранные представители консалтинга в России. Предложения услуг со стороны консалтинговых фирм.

  2. Особенности работы на российском рынке консалтинговых услуг.

  3. Управленческий консалтинг за рубежом: история возникновения, современное состояние и перспективы. Структура рынка консалтинговых услуг.

  4. Управленческий консалтинг в России: история возникновения, современное состояние и перспективы. Структура рынка консалтинговых услуг.

1.2. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг.

Вопросы для обсуждения

  1. Выбор консультанта и консалтинговой компании.

  2. Методы оказания консалтинговых услуг.

  3. Формирование стоимости на консалтинговые услуги.

  4. Формы оплаты консалтинговых услуг.

  5. Договор оказания консалтинговых услуг: понятие, этапы заключения, структура и содержание.

Вопросы для последующей дискуссии

  1. Методы оказания консалтинговых услуг: процессный, экспертный, обучающий.

  2. Назовите основные факторы, которые оказывают влияние на выбор консультантов или консалтинговой компании.

  3. Назовите формы установления цены на услуги консультантов?

  4. Что представляет собой повременная оплата? фиксированная (недифференцированная) оплата? комбинированная оплата?

  5. Назовите основные этапы заключения договора оказания консалтинговых услуг?

  6. Каким образом могут распределяться риски между заказчиком и консультантом в рамках действия договора консалтинговых услуг?

Темы докладов

  1. Характеристики консультантов и типы заказчиков.

  2. Различные классификации заказчиков и клиентов консалтинговых фирм.

  3. Проблемы профессиональной этики бизнес-консультантов.

  4. Регламент отношений «клиент-консультант».

  5. Виды мотивации заказчика на получение консалтинговых услуг.

  6. Практика заключения договора оказания консалтинговых услуг.

  7. Проблемы заключения договора оказания консалтинговых услуг.

1.3. Структура процесса управленческого консультирования. Организация управленческого консультирования. Направления и этапы консультирования.

Вопросы для обсуждения

  1. Этапы управленческого консультирования: диагностика проблемы организации заказчика, сбор недостающей информации, выработка рекомендаций по решению проблемы, обратная связь и презентация способов решения проблемы заказчику, помощь в формировании управленческого решения, основанная на рекомендации консультантов, реализация управленческого решения.

  2. Особенности консультирования в кризисной ситуации.

  3. Направления консультирования: рекомендательный и процессуальный консалтинг.

Вопросы для последующей дискуссии

  1. В чем заключается содержание этапа – диагностика проблемы организации-заказчика?

  2. Каким образом осуществляется взаимосвязь между консультантом и заказчиком в процессе формирования и реализации управленческого решения?

  3. Каким образом осуществляется сбор недостающей информации?

  4. В чем заключаются особенности управленческого консультирования в кризисной ситуации?

  5. Проведите сравнительный анализ рекомендательного и процессуального консалтинга.

Темы докладов:

  1. Индивидуальная работа в форме коучинга или рекомендательного консалтинга.

  2. Рефлексивные игры еи семинары, деловые и ролевые игры, треннинги.

  3. Новые методы воздействия на управленческую структуру организации - реинжиниринг, аутсорсинг, всеобщее управление качеством.

  4. Примеры управленческого консультирования в кризисной ситуации.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

2.1.Сущность и методы организационной диагностики. Модели жизненного цикла организации.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие и значение организационной диагностики.

  2. Этапы проведения организационной диагностики.

  3. Методы организационной диагностики.

  4. Жизненный цикл организации и особенности проявления его стадий.

  5. Модели жизненного цикла организации (И. Адизеса, А.И. Пригожина, Л. Данко, Л. Грейнера и др.): содержание, роль и особенности использования в управлении изменениями.

  6. Технология определения стадии жизненного цикла организации. Критерии состояния жизненного цикла. Анализ организационных принципов управления как инструмент выявления состояния и направлений развития организации.

Вопросы для последующей дискуссии

    1. Что такое жизненный цикл организации?

    2. Какие основные стадии можно выделить в жизненном цикле организации? Чем они характеризуются и какой продолжительности могут быть?

    3. В чем сходства и различия моделей жизненного цикла различных авторов?

    4. По каким критериям можно определить стадию жизненного цикла организации?

    5. Проанализируйте возможности применения различных методов организационной диагностики в управленческом консультировании.

Темы докладов

    1. Проблемы и кризисы в развитии организации.

    2. Виды организационной диагностики.

    3. Примеры организационной диагностики на основе моделей жизненного цикла.

2.2. Разработка консалтинговых проектов. Инновационные подходы при реализации консалтинговых проектов.

Вопросы для обсуждения

  1. Виды консалтинговых проектов.

  2. Структура и содержание консалтинговых проектов.

  3. Этапы разработки консалтинговых проектов.

  4. Реализация проектов управленческого консалтинга.

  5. Инновационные технологии в реализации консалтинговых проектов.

Вопросы для последующей дискуссии:

  1. Какие основные разделы входят в состав проекта управленческого консалтинга?

  2. Назовите стадии разработки консалтинговых проектов. Какие факторы являются определяющими?

  3. В чем особенности реализации проекта консалтинга?

  4. С какими проблемами может столкнуться организации в процессе реализации проекта?

  5. Какие инновационные технологии могут применяться в реализации консалтинговых проектов?

Темы докладов

  1. Анализ опыта разработки и реализации консалтинговых проектов (на примере конкретной организации).

  2. Основные проблемы разработки и реализации проектов управленческого консалтинга в инновационной сфере.

  3. Факторы успеха консалтингового проекта.

2.3. Стратегия и тактика управленческого консультирования. Эффективная работа с консультантами.

Вопросы для обсуждения

  1. Общий механизм принятия решений в управленческом консультировании.

  2. Модели принятия управленческих решений.

  3. Общие принципы стратегического менеджмента. Виды стратегий.

  4. Выбор стратегии. Понятие «обучающей организации».

Вопросы для последующей дискуссии

  1. В чем заключаются особенности принятия решений в процессе управленческого консультирования?

  2. В чем сходства и различия различных моделей принятия управленческих решений?

  3. Назовите основные достоинства и недостатки применения моделей принятия управленческих решений с точки зрения организационных изменений.

  4. Какие принципы стратегического управления находят свое применение в управленческом консультировании.

  5. Что представляет собой «обучающаяся организация»?

  6. Какие факторы оказывают влияние на выбор стратегии?

Темы докладов

  1. Типичные ошибки менеджеров в процессе внедрения стратегий изменения.

  2. Мониторинг и контроль процесса управленческого консультирования.

  3. Эффективное взаимодействие с консультантами.

2.4. Личность и коллектив в управленческом консалтинге. Деловая культура в инновационном бизнесе.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие организационной культуры и ее роль в управленческом консалтинге.

  2. Элементы организационной культуры, создающие благоприятные условия для изменений и управленческого консультирования.

  3. Человеческие ресурсы и их влияние на эффективность результатов управленческого консалтинга.

  4. Понятие деловой культуры в управленческом консалтинге и инновационном бизнесе.

Вопросы для последующей дискуссии:

    1. Что такое организационная культура? Из каких структурных элементов она может состоять?

    2. В чем заключается роль организационной культуры в менеджменте изменений?

    3. Зачем нужна команда в менеджменте изменений и чем она отличается от группы?

    4. Каковы принципы создания команды в процессе организационных изменений?

    5. Каким образом можно повысить эффективность командной работы?

    6. Какова роль лидера в процессе осуществления организационных изменений?

Темы докладов

  1. Проблемы управления персоналом и способы их решения.

  2. Создание и развитие команды организационных изменений.

  3. Методы развития деловых качеств.

  4. Формирование и развитие инновационной команды.

  5. Виртуальные инновационные команды: достоинства и недостатки.

2.5. Реализация консалтинговых решений. Процесс изменений. Этапы реализации изменений. Причины и формы сопротивления изменениям.

Вопросы для обсуждения

  1. Реализация консалтинговых решений.

  2. Организационные изменения: понятие, виды, процесс изменений.

  3. Причины сопротивления организационным изменениям.

  4. Модель анализа «Силового поля»

  5. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

Вопросы для последующей дискуссии

  1. Чем может быть вызвано сопротивление организационным изменениям и к каким последствиям это может привести?

  2. Каким образом компания может отреагировать на сопротивления изменениям? Чем может быть обусловлена реакция на сопротивления изменениям?

  3. Что представляет собой модель «силового поля»? Каким образом на ее основе можно оценить сопротивление и выбрать метод его преодоления?

  4. В чем преимущества и недостатки методов сопротивления организационным изменениям?

  5. При каких условиях возможно применение методов сопротивления организационным изменениям: участие и вовлеченность, манипуляции и кооптации, моббинг, буллинг?

  6. Какие факторы могут способствовать эффективной поддержке изменений?

Темы докладов

  1. Типичные ошибки менеджеров, усиливающие сопротивление изменениям

  2. Теории мотивации и их применение в управлении изменениями.

  3. Теории психоанализа и научения в управлении изменениями.

  4. Теории ценностей, справедливости, обогащения труда, постановки целей, характеристик работ в менеджменте изменений.


4.Методические рекомендации для преподавателя

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий по данной дисциплине представляют собой учебно-методические материалы и рекомендации, содержащие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно, и подразделяются по следующим видам занятий:

  • лекции;

  • практические занятия;

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры коммуникативной маркетинговой деятельности российских и зарубежных компаний с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя-категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.

При подготовке к семинарскому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы. В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.

  1. Задания для самостоятельной работы студентов

Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины — закрепить теоретические знания, полученные в процессе лекционных занятий, а также сформировать практические навыки по пониманию сущности и современному видению управленческого консалтинга в инновационной сфере, его значимости и роли.

Самостоятельная работа включает:

1. Изучение дополнительной литературы в соответствии с программой курса и анализ объектов исследования, выбранной организации.

2. Консультации преподавателя по наиболее сложным темам.

3. Самостоятельное выполнение тематических работ, предложенных преподавателем.

4. Работа с электронными учебными ресурсами.

5. Самостоятельное изучение материалов периодической печати, интернет - ресурсов.

6. Подготовку к практическим занятиям.

На самостоятельную работу выносятся вопросы по следующим темам:

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг...
Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг....
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва...
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей...
Ст преподаватель кафедры Л. Н. Тукаева Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «06» октября 2010 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии ноир от 02 февраля 2002 г. Протокол №02
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии ноир от 28 августа 2005 г. Протокол №08
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии ноир от 28 августа 2005 г. Протокол №08
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Управленческий учет»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управленческий анализ в отраслях»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс дисциплины рационализм и иррационализм...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «20» сентября 2011 г. (протокол №2)
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий...
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международное сотрудничество...

Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс по дисциплине инновационный менеджмент...
Для России в настоящее время рост инновационной активности приобретает особое значение. Именно усиление инновационной активности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг в инновационной сфере рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080505....
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск