Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
страница1/9
Дата публикации07.12.2014
Размер1.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Национальный открытый институт России г. Санкт - Петербург

Аспирантура


Учебно-методический комплекс

по программе минимум
Кандидатского экзамена по специальности
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Составители: О.П. Пузанов канд. филсоф. наук

О.Н. Миляев канд. техн. наук. профессор
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии НОИР от 02 февраля 2002 г. Протокол № 02

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2005
Выписка из программы - минимум кандидатского экзамена по специальности 08.00.05. – «Экономика и управление народным хозяйством» -

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Введение

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ, СПбГУ, ИИЕиТ, РАМН, МГПУ, ММА и ряда других университетов.

Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, 'выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Цели и задачи программы минимум

Цель курса - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулиро­вание потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи курса: Способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

  • выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

  • формированию способностей выявления экологического, космоплане­тар­ного аспекта изучаемых вопросов;

  • развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  • овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.


Требования к уровню освоения содержания курса


В области «Философия» дипломированный специалист должен:

  • Иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назна­чении и смысле жизни человека;

  • Понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологич­еского и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функциони­рования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • Понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Информация о видах занятий и методики обучения

Виды занятий:

Лекции

Семинары

Консультации

Самостоятельная работа студентов

Деловые и ролевые игры

Методика обучения:

Концептуальная

Фактологическая

Креативная

Интерактивная

Формы контроля

Входной

Текущий

Прямой

Косвенный

Итоговый: зачет

Учебно-тематический план программы минимум



Наименование темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Семина-ры

1

Наука и философия

2




2

Формирование науки как профессиональной деятельности

2

2

3

Философские основания науки

2




4

Становление развитой научной теории

4

2

5

Наука как социальный институт

2

2

6

Научная картина мира в социально-гуманитарных науках

4

2

7

Время, пространство в социальном и гуманитарном знании

4

2

8

Коммуникативность в науках об обществе и культуре

2

2

9

Вера, сомнения, знания в социально-гуманитарных науках

2

1

10

«Общество знания» - возрастание доли знания в обществе

4

1

11

Экзамен










Всего:

28

14

Образовательная программа дисциплины

ЧАСТЬ I

Основы философии науки

1. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического, аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых" типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  8. B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. ACT, 2001 г.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985 г.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

Дополнительная литература:

  1. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

  2. Наука в культуре. М., 1998 г.

  3. Принципы историографии естествознания. XX век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

  4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

  5. B.C. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

  6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

  7. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

  8. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

  9. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

  10. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

  11. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

  12. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

  13. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

  14. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

  15. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

  16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии ноир от 28 августа 2005 г. Протокол №08
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconУчебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методической комиссии ноир от 28 августа 2005 г. Протокол №08
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconРабочая программа дисциплины од. А. 07. 1
Игм со ран по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 25....
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена иностранный язык (немецкий) (ОД....
Программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине, утвержденной приказом...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 10. 02. 19 «Теория языка»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconКонкурс «Умники и умницы»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 №1365; программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 06 – «Техническая эстетика...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрактическая работа №2 моделирование биоритмов
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconРабочая программа дисциплины «Гомеопатия»
Петргу по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 14. 03....
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconВлияние биоритмов на физическую работоспособность школьников
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconРабочая программа дисциплины фармакология
Петргу по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 14. 03....
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика»
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Учебно-методический комплекс по программе минимум Кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 05....
Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности 05. 05. 04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск