Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров





Скачать 77.69 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров
Дата публикации11.01.2015
Размер77.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

В АСПИРАНТУРУ

по направлению подготовки научно-педагогических кадров

50.06.01 – Искусствоведение

(специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн)

Санкт-Петербург

2014

Составитель: д. ф. н., проф. Липская В.М.
Программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 № 1365; программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн».
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры дизайн костюма Института дизайна и декоративно-прикладного искусства

протокол № 9 от 26.05.2014 г.

Заведующий профильной кафедрой ________________Е. С. Бадмаева


Одобрено Советом Института дизайна и декоративно-прикладного искусства
протокол №3 от «29» 05 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель вступительного экзамена по специальности 17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн» состоит в проверке уровня знаний абитуриента, касающихся важнейших проблем теории и истории дизайна как вида художественно-проектного творчества.

Программа состоит из четырех разделов, которые отражают историю дизайна как вида художественно-проектного творчества.
Раздел 1. Определение дизайна как художественной деятельности и как составного элемента экономической системы.
Тема 1. Исторические корни дизайна в культурном развитии человечества.

Искусство и его роль в жизни общества. Художественный образ в прикладном искусстве. Расширительное понимание дизайна как внеприродного, искусственного формосозидания в материальной культуре. Роль дизайна в системе художественной деятельности.
Тема 2. Появление проблематики дизайна при разделении декоративного искусства, ремесла, техники.

Дизайн как особый метод проектирования. Дизайн и зарождение проектной деятельности. Вещь как инструмент и как связующее звено между людьми. Происхождение костюма и орнамента.
Тема 3. Синкретизм и синтетизм дизайнерского видения.

Канон, ремесло и художественная практика древности. Картина мира и создание механизмов. Предметный мир доиндустриальных цивилизаций. Стилевое единство предметов прикладного искусства. Изменение формы костюма по десятилетиям. Специфика дизайна костюма.
Тема 4. Зарождение промышленного производства.

Протодизайн и технология. Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин. Массовое производство и мануфактуры. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий. Европейский костюм нового времени.
Раздел 2. Эпоха индустриализма и становление дизайна.
Тема 5. Технический прогресс ХIХ - начала ХХ веков.

Технический прогресс ХIХ - начала ХХ веков и примитивность форм промышленной продукции. Первые всемирные промышленные вставки и их вклад в развитие дизайна. Изобретательский бум. Костюм нач. ХХ века.
Тема 6. Первые теории дизайна.

Дж. Рескин, Г. Земпер, Ф. Рело. «Движение искусств и ремесел». У. Моррис: теория и практика. Костюм как произведение искусства, как средство воплощения идей в форму. Стилевая архитектоника костюма.
Тема 7. Модерн и авангард в искусстве.

Формирование принципов формотворчества. Творчество А. Ван де Вельде и Ч.Р.Макинтоша. Группа «Де Стейл». Костюм эпохи модерна.
Тема 8. У истоков функционализма в Европе.

Германский Веркбунд – союз промышленников и художников. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер. Возникновение фирменного стиля. Мода и развитие костюма.
Раздел 3. Становление дизайна после первой мировой войны.
Тема 9. Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

Реформа художественного образования: основные педагогические принципы. Этапы истории Баухауз под руководством В. Гроппиуса, Х. Майера, М. Ван дер Роэ.
Тема 10. Специфика промышленного развития России.

Русская инженерная школа на рубеже ХIХ - ХХ веков. Гиперболы инженера В. Шухова. Проблемы техники в научных трудах П. Страхова и Я. Столярова. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках.
Тема 11. Реформы художественного образования в Советской России.

Декоративно-прикладное искусство до Октябрьской революции и в советский период. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства. Теория и практика конструктивизма. Принципы раннего функционализма. От УНОВИСА к ГИНХУКУ.
Тема 12. Возникновение промышленного дизайна в США.

Пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна. Чикагская школа. Индустриальная архитектура: Л. Салливен, Ф. Л. Райт.
Раздел 4. Дизайн середины ХХ века.

Тема 13. Особенности развития дизайна после второй мировой войны.

Разработка фирменных стилей. Страны Скандинавии, Италии, Германии, Японии, и др. Программные аспекты в развитии дизайна 60-х годов. Активные формы вторжения дизайна в культуру.
Тема 14. Становление организационных форм.

Национальные модели дизайна. Системный дизайн. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.
Тема 15. Особенности развития отечественного художественного конструирования.

Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность. Конгресс ИКСИД в Москве. Организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности. История развития костюма в России в ХХ веке.
Тема 16. Современный дизайн и практика дизайнеров костюма.

Современный дизайн: особенности и проблемы. Кардинальное изменение целей дизайнерского творчества в эпоху хайтек. Тотальный дизайн и инновации. Специфика деятельности дизайнеров костюма. Перспективы дизайна в будущем. Развитие дизайна в России и за рубежом. Отечественный дизайн в постсоветский период. Тенденции модного костюма.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Дизайн как результат развития науки, техники и искусства.

  2. Феномен дизайна в системе культуры.

  3. Специфика дизайна костюма.

  4. Дизайн как особый метод проектирования.

  5. Эпоха индустриализма и становление дизайна.

  6. Технический прогресс ХIХ-ХХ веков и примитивность форм промышленной продукции.

  7. Первые всемирные промышленные вставки и их вклад в развитие дизайна.

  8. Теория дизайна Дж. Рескина и Г. Земпера.

  9. «Движение искусств и ремесел».

  10. У.Моррис: теория и практика.

  11. Модерн и авангард в искусстве как колыбель дизайна.

  12. Деятельность группы « Де Стейл».

  13. Германский Веркбунд – союз промышленников и художников.

  14. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер.

  15. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

  16. Основные педагогические принципы в Баухауз

  17. Россия в международных промышленных выставках.

  18. Реформы художественного образования в Советской России: теория и практика. От УНОВИСА к ГИНХУКУ.

  19. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН – школа конструктивизма.

  20. Возникновение промышленного дизайна в США.

  21. Пионеры американского дизайна. Чикагская школа.

  22. Индустриальная архитектура: Л.Салливен, Ф. Л. Райт.

  23. Особенности развития дизайна после второй мировой войны.

  24. Программные аспекты в развитии дизайна 60-х годов.

  25. Активные формы вторжения дизайна в культуру.

  26. Становление организационных форм.

  27. Своеобразие дизайна в США, Великобритании, Японии. Италии и Германии.

  28. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха.

  29. Особенности советского художественного конструирования.

  30. Система подготовки дизайнеров в России.

  31. Современный дизайн.

  32. Тенденции моды в области дизайна косюма.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:


  1. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма : учеб. пособие / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. – М. : Академия, 2003.

  2. Ермилова, Д. Ю. История домов моды : учеб. пособие / Д. Ю. Ермилова – М. : Академия, 2003.

  3. Ковешникова, Н. А. Дизайн : история и теория : учеб. пособие / Н. А. Ковешникова. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007.

  4. Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. - М. : Гардарики, 2007.

  5. Липская В.М. Метафизика костюма: между бытом и бытием /В.М, Липская. – СПб.: Лемма, 2013.

  6. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие /Э.Б. Плаксина. – М.: Академия, 2008.

  7. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России от древних времен до конца ХХ века: учеб. пособие / Л.А. Рапацкая. – М.: Академия, 2008.

  8. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие : в 2 кн. / В. Ф. Рунге. - М. : Архитектура-С, 2006 – 2007.

  9. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учеб. пособие / Л.В. Фокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


Дополнительная:


  1. Бадмаева, Е. С. История дизайна : учеб. пособие / Е. С. Бадмаева, В. М. Липская. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

  2. Дизайн : илл. слов.-справ. / Г. Б. Минервин [и др.] ; ред. Г. Б. Минервин. - М. : Архитектура-С, 2004.

  3. Мелодинский, Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования : учеб. пособие / Д. Л. Мелодинский. - М. : Архитектура-С, 2004.

  4. Мировая художественная культура. XX век : учеб. пособие. Т. 4, кн.1. Изобразительное искусство и дизайн / Е. П. Львова [и др.] ; ред.-сост. Е. П. Кабкова. - СПб. [и др.] : Питер, 2007.

  5. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна : учеб. / И. А. Розенсон. - СПб. [и др.] : Питер, 2007.

  6. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - М. : М3-Пресс, 2003.

  7. Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. - 2-е изд., изм. и доп. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.

  8. Шейпак, А. А. История науки и техники : учеб. пособие / А. А. Шейпак. – М. : МГИУ, 2002.

  9. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учеб. пособие / В. Т. Шимко. - М. : Архитектура-С, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению
Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconКонтрольные цифры приема граждан по специальностям и направлениям...
Прием по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру в 2014 году
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре программа...
Программа описывает цели, содержание, процедуру и критерии оценки, которая рекомендуется при подготовке к вступительному экзамену...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47....
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки научно-педагогических кадров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск