Скачать 244.52 Kb.
|
Простые истины Муниципальное образовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Муромцевского муниципального района Омской области тематическая образовательная программа воспитания нравственных чувств и этического сознания Простые истины Составитель: Таранина Татьяна Павловна учитель начальных классов Муромцево- 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная тематическая образовательная программа составлена на основе Основной образовательной программы Петропавловской средней образовательной школы и направлена на получение результатов в воспитании нравственного поведения младших школьников, используя возможности различных видов внеучебной деятельности. Цель программы - формирование основ нравственного самосознания личности. Воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся начальной школы основано на определенной системе ценностей1: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; представления о духовности, религиозной жизни человека и общества. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Понимание современных условий и особенностей организации воспитания младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач воспитании нравственных чувств и этического сознания. Задачи воспитания:
Для реализации поставленных задач в программе «Простые истины» используются следующие виды2 внеучебной деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, социальное творчество. Для достижения образовательных результатов в воспитании нравственных чувств и этического сознания, в данной программе предусматриваются следующие формы организации деятельности: этическая и познавательная беседы, ролевые игры, моделирование, инсценирование, конкурсы, викторины, социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). Программа курса по воспитанию нравственных чувств и этического сознания «Простые истины» предназначена для учащихся 1-х классов общеобразовательной средней школы и рассчитана на 32 часа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа состоит из 3 разделов:
Раздел «Школьный этикет и правила хорошего тона» - область формирования личностной культуры: Формы приветствия людей. Обращения к товарищам; знакомым и незнакомым людям. Формы обращения с просьбой. Правила поведения учащихся. Правила вежливости. Правила дружбы и товарищества. Правила честной игры и др. Правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе, в кинотеатре, и т.п.; характеристика этих правил в жизни и общении. Культура речи. Поведение в гостях. Поведение за столом. Раздел «Азбука нравственного поведения» - область формирования социальной культуры: Нравственность и культура поведения. Понятие нравственного поведения как поведения культурного. Культура поведения как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, милосердия; чести; достоинства; любви; доброжелательности и др. Культура личного самообслуживания, гигиена и (порядок дома и др.). Культура общения (вежливость с окружающими, предупредительность, заботливость, отсутствие грубости, лени и др.). Поведение в общественных местах по соблюдению существующих правил. Культура труда (поддержание порядка в личных вещах: одежда, учебные вещи, игрушки и др.). Раздел «Страна семейных сокровищ» - область формирования семейной культуры: Рассматриваемые темы, способствуют формированию у детей мнения, что семья это среда, где человек счастлив и творит добро. Основные понятия: семья- мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Семейный праздник, пожелания к празднику. В ходе занятий выяснить, почему нужно дорожить доброй молвой о семье? Содержание занятий данного раздела раскрываются в контексте программы «Воспитание на социокультурном опыте»3 (1-й год развития). В процессе планирования занятий учтены возрастные и психологические особенности первоклассника. Структура занятия:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа «Простые истины» в большей степени ориентирована на достижение результатов 1 уровня. (возможен 2 и 3 уровни) Первый уровень результатов4 – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников. Поскольку дети в первом классе особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность, то педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Поэтому предполагаемыми результатами воспитания нравственного поведения первоклассников по окончании реализации программы «Простые истины» можно будет считать:
нравственными нормами;
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе «Простые истины» в 1 КЛАССЕ 32 часа (1 час в неделю)
Литература:
Интернет ресурсы для подготовки презентаций PowerPoint: http://www.vlivkor.com/2008/12/16/kakie-byvajut-privetstvija.html http://faqlife.ru/advice/2717 и другие. 1 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. 2 Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 3 Истоковедение. Том 8.-М.:Издательский дом «истоки», 2007. 4 Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 5 Занятия №12 - №19 проводятся на основе учебного пособия для 1 класса общеобразовательных учебных заведений «Азбука Истоков. Золотое сердечко» |
Россия – наша Родина Создать условия для воспитания у учащихся нравственных чувств и этического сознания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для воспитания у учащихся нравственных чувств и этического сознания | ||
Пояснительная записка в основу программы положены идеи и положения... Ь в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений... | Описание методической разработки Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей учащихся на основе изучения лучших образцов художественной литературы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Воспитание социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через формирование духовно-нравственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель обучения образовательной области физическая культура в начальной школе – формирование у учащихся начальной школы основ здорового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гражданское, патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственного сознания учащихся | Программа Внеклассной работы «Вместе мы сила» Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: включение школьников в активное освоение системы олимпийских ценностей, формирование коммуникативной культуры учащихся (умение... | Анализ работы начальной школы гбоу цо №1482 за 2012 2013 учебный год Главное назначение начальной школы – воспитание личности. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворения, показать своеобразие звучания и особую значимость произведения на военную... | Новосибирский филиал Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,... | ||
Методическая разработка урока подготовлена учителем Цель: формирование духовно-нравственных основ при ознакомлении учащихся с понятием малая Родина | Положение о IX кирилло-Мефодиевских чтениях (март 2012год) Воспитание духовно-нравственных основ личности на примере исторических и этнокультурных традиций России | ||
Пояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «слова», его исторической основой формирование умения рассуждать воспитание нравственных чувств |