Тема урока
| Тип урока
| Задачи урока
| Вопросы
| Умения и навыки
| Контроль знаний
| Домашнее задание
| План факт
|
1. Литература и её роль в жизни человека
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
| 1.дать представление об истории русской литературы
2. формировать гуманистические мировоззрения
| Дискуссия »Всё, чем должен писатель, обязательно и для читателя худ.лит.»
| Тезисное записывание лекции
|
| 1.тезисы
2прочитать «Слово о полку Игорове»
|
|
2 Древнерусская литература. Историческая основа «Слова»
| Изучение нового материала, беседа, комментированное чтение
| 1. систематизировать знания о древнерусской лит. 2. знакомство с сюжетом «слова», его исторической основой 3. формирование умения рассуждать 4.воспитание нравственных чувств
| 1.»Словом…» началась русская лит.
2.Диапазон времени
| Работа над текстом; развитие речи, умение выделять главное
|
| Собрать цитатный материал о главных героях
2.выразительное чт. «Золотое слово Святослава»
|
|
3Идейный центр поэмы- «Золотое слово Святослава»
| Комбинированный эвристическая беседа с элементами анализа
| Раскрыть идейный смысл «Слова»
-совершенствовать навыки работы с художественным текстом
-воспитание патриотических чувств
| Кто главный герой произведения?
В чем смысл «Золотого слова,» плача Ярославны
| Работа с текстом
Выразительное чтение монолога
| Характеристика героев
| Устное сочинение «Величие и бессмертие «Слова»
|
|
4Классицизм. М.В.Ломоносов Оды Ломоносова
| Изучение нового материала
Лекция с элементами беседы
| 1дать представление о лит. 18 в., классицизме
2познакомить с творчеством Ломоносова
3познакомить с понятием ода
| В чем вы видите заслугу Ломоносова как ученого- филолога
Что такое ода?
Особенности этого жанра
| Составление плана лекции, тезисные записи
Анализ оды
| Фронтальный опрос класса
Индивидуальный опрос
| Сообщение о личности Ломоносова
Выписать строчки, характеризующие петра и его «дщерь»
|
|
5 Г.Р.Державин
И Казань.
Биография .»Фелица»,
«Памятник»
«Властителям..»
| Изучение нового материала
Информационный метод
Слово учителя и учащихся
| 1познакомить с
биографией Державина
и его заслугами перед обществом.
2 раскрыть основные темы и мотивы поэзии
3.развивать самостоятельность
| В чем выразилась любовь поэта к Казани?
В чем смысл
Стих «Памятник»
| Индивидуальная работа над сообщением
Работа по анализу стих.
| Составление вопросов
Ответы на вопросы
| Сопоставительный анализ
Сочинение»Речь у
Памятника Держ.»
|
|
6-7.Д.И.Фонвизин
Биография писателя «Недоросль» Понятие о классицизме
| Изучение нового материала
| Сатирическое изображение невежества и безнравственности
помещиков
| Образ Митрофана
Госпожа Простакова
Господин Простаков
| Анализ стиха
| Чтение по ролям
Ответы на вопросы
| Образ Митрофана
|
|
8-9 Сентимент.
в русской лит. Н.М.Карамзин
Биография.»Бедная Лиза» Черты сент. в повести
| Лекция с элементами беседы
Практическая работа
| 1 познакомить с личностью Карамзина
2.показать, как в повести выражено отношение автора
К происходящим
Событиями героям
| 1.Почему Карамзин был
одной из
выдающихся
Личностей
Своего времени
2.какие события лежат в основе повести?
| Задания по группам
| Работа в микрогруппах
| Сочинение-размышление
«Осуждает ли рассказчик свою героиню за
самоубийство
|
|
10 А.Н,Радищев.
«Путешествие из Петербурга в Москву»
| Изучение нового материала.
Урок-беседа
| 1.познакомить с личностью и твор.
писателя
2.познакомить с жанром путешествия
3.воспитание культуры общения
| В чем подвиг
жизни Радищева?
2.Казань в
жизни Радищева
3.Что мы узнаем о положении
крестьян и их
духовных качествах?
| Сравнительный анализ взглядов
Державина и
Радищева
| Ответы на вопросы
Проверка сочинения
| 1вариант «Судьба
Радищева»
2 в.»Литератур.
творчество
Радищева (сообщение)
|
|
11.Русская лит. первой половины
19 века. Романтизм
| Лекция,
практикум
| Особенности развития лит.
1 пол. 19 века
Появление романтизма,
Становление реализма
|
|
|
| Написать конспект
|
|
12.В.А. Жуковский- поэт, романтик, переводчик
| Лекция, беседа
| Познакомить с биографией поэта,
Дать понятие о балладе
| Что это такое
баллада?
| Работа над текстом
| Ответы на вопросы
| Рассказать биографию поэта
|
|
«Лесной царь»
| практикум
|
|
|
|
|
|
|
13.Жуковский ;Море», «Вечер».
| беседа
| Обучение анализу лирического произведения
| Что способствовало формированию поэта-романтика?
| Сообщения учащихся,
Выразительное чтение учащихся
| Фронтальный опрос, чтение и анализ стих.
| Выучить наиз.
Одно стих.
|
|
14Реализм в русской лит.ре.А. С.Грибоедов Биография .»Горе от ума»
| Лекция, беседа
| 1.заинтересовать учащихся с выдающейся личностью,
2раскрыть жизненный путь писателя.
|
|
| Составление тезисов
| Прочитать «Горе от ума»
|
|
15.Защитники моральных устоев»века минувшего».Чацкий. Независимость, пылкость главного героя.
| беседа
| 1.познакомиться с содержанием пьесы
2определить сюжет произведения
|
| Элементы композиции, чтение по ролям
| Устные ответы учащихся
| Составить хар-ку Фамусова
|
|
16.Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| комбинированный
| 1.раскрыть принципы жизни Фамусова,
2формировать умения выделять ключевые сцены, помогающие характеризовать героев
| Софья-дитя фамусовского общества?
| Составление хар-ки героев по плану
| Сообщения учащихся
| Подготовить развернутый ответ о Чацком
|
|
17Контрольная работа по романтической лирике начала 19 в.,комедии «Горе от ума»
| Урок контроля
|
|
|
|
| Подготовить сообщение о Пушкине
|
|
18.А.С.Пушкин.Лирика. «На холмахГрузии..», «Я вас любил», «я помню чудное мгновение»
| Лекция, практикум
| 1увидеть искренность поэта, глубину и силу его чувства
2работать над выразительностью речи
|
|
|
| Выучить одно стихотворение Пушкина(по выбору )
|
|
19»Евгений Онегин».Пушкинская эпоха в романе.
| Изучение нового материала, лекция,беседа
| Познакомить уч-ся с историей создания романа
Показать ,как в романе объединились история и современность
| История русского реалистического романа
2.кого можно считать главным героем?
| Знание содержания романа
| Беседа,цитаты
| Материал об Онегине
|
|
20.Духовные искания Онегина
| Беседа с элементами анализа
| Раскрыть типическое и индивидуальное в образе Онегина
| Онегин в действиях
| Знание содержания цитаты
|
| «Письмо Онегину» .Хар-ка Онегина
|
|
21.Татьяна –нравственный идеал
| Беседа , лекция
| Раскрыть образ Татьяны
| Как показана Татьяна?
Чем отличается Ольга от Татьяны?
| Чтение,анализ глав
| Ответы на вопросы,
Анализ отдельных глав
| Написать письмо Онегину от имени Татьяны
|
|
22.Автор как идейно-
Композиционный и лирический центр романа
| Урок-обобщение
| Положение автора в романе
| Выборочное чтение
|
| Оценка выступлений
| Темы для сочинения
|
|
23 Р. Р.Сочинение по роману «Евгений Онегин»
|
|
|
|
|
|
|
|
24 Вн. чт. .А.С.Пушкин «Цыганы»
|
|
|
|
|
| Прочитать «Портрет», «Записки сумашедшего» Н.В.Гоголя
|
|
25. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Основные мотивы лирики.
| Лекция с элементами беседы.Сообщения учащихся
| Познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта,
Развивать самостоятельность в мыслительной деятельности.
| Краткая характеристика эпохи;
Различные периоды жизни и творчества поэта;
Анализ стих.
| Выступления учащихся,
Последние годы жизни поэта
|
| Анализ стих.
по предложенному
образцу
|
|
26.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в рус.лит.
| Изучение нового материала,
Наблюдение над отдельными сторонами худ.-го мастерства автора.
| 1.выяснить первоначальное восприятие романа
2.особенности композиции,
Личность»странного человека»- Печорина
| 1 какое впечатление произвёл на вас роман?
2.какова основная идея, композиция?
3.жанр произведения
| 1 работа с текстом
2.идея,композиция, цитирование
3навыки анализа
| Вопросно-ответная форма
| Составить план
Повести «Бэла»,
Прочитать главу «Максим Максимыч»
|
|
27.Печорин как представитель «портрета поколений»
| Беседа, комментированное чтение
| 1проанализиров.
образ Печорина
2 формировать умения и навыки анализа текста
| 1 работа над образом Печорина
2 хар.ка Бэлы
и горцев 3.портрет Печорина,его значение
| Запись выводов
Самостоятельный анализ отдельных эпизодов
| Художественный пересказ
| Завершение чтения романа,
Анализ эпизода
«Встреча М. Максимыча и Печорина
|
|
28.»Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героев
| Совершенствование ЗУН.Анализ эпизодов.
Выразительное чтение
| 1.дать представление о психологическом портрете героя
2.развивать умение выделять существенное в материале
| 1. система образов в повести
2 конфликты героя и среды.
3 какие из записей дневника Печорина поражают вас своей откровенностью?
| Умение строить монологическую речь
|
| Комментировать эпизод «Дуэль Печорина с Грушницким»
|
|
29Печорин и М. Максимыч. Печорин и Грушницкий.
| Практикум
| 1. раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером.
2. Совершенствовать навыки анализа.
| 1. Грушницкий как представитель водяного общества.
2. Портретная хар.ка Грушницкого.
| Анализ эпизодов.
|
| Ответить на вопросы.
|
|
30. Подготовка к сочинению по роману Лермонтова.
|
|
|
|
|
| Написать сочинение.
|
|
31. Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.
| Изучение нового материала.
| 1. познакомить основными жизненными и творческими вехами писателя.
| 1. обычна ли судьба Гоголя?
2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
3. «Тарас Бульба»
| Составление хронологической таблицы.
| Устные ответы.
| Прочитать поэму «Мертвые души».
|
|
32. Н.В.Гоголь «Мертвые души».
Образы помещиков.
| Комбинированный.
| Познакомить с историей создания поэмы,
обзор содержания.
| Составлять характеристику помещиков.
| Анализ текста.
| Комментированное чтение,
составление опорной схемы
| Чтение 5, 6 глав. Индивидуальные задание.
|
|
33-34. Чичиков – новый «Герой эпохи».
| Урок – размышление.
| Показать почему именно Ч. является главным лицом повествования,
углубить понятие о типизации.
| 1. Чем вызвано появление подробного жизнеописания Чичикова.
| Умение показать, какие значения слова «Дорога» реализуется в поэме.
|
| Составить устный рассказ «Чичиковы наших дней».
Подобрать цитатный материал.
|
|
35. Контрольная работа по творчеству писателей первой половины 19 века.
| Урок контроля.
|
|
|
|
| Прочитать «Портрет» Н.В.Гоголя.
|
|
36. Литература 2 пол. 19 века. Н.А.Некрасов. Биография. Лирика.
| Изучение нового материала.
| Поэтический идеал общественно-активной личности, навыки анализа стиха.
|
| Умение анализировать стих..
Художественно-изобразительные средства
| Письменный анализ.
| «Тройка» - образ русской девушки.
Выучить наизусть отрывок
|
|
37. Вн.чт. Н.А. Некрасов. Стихотворения по выбору учащихся.
|
|
|
|
|
| Прочитать «Чаша жизни» И.А.Бунина.
|
|
38. Н.С.Лесков. Биография. «Старый гений»
| Урок анализа худ. произведения.
| Выработать навыки определения проблемы теста,
раскрывать характер главного героя.
| 1. Кто виноват в страданиях героини?
2. Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?
| Коллективная работа
| Аналитическая беседа.
| Рассказать содержание.
|
|
39. Л.Н.Толстой. Творческая основа повести «Юность».
| Слово учителя, сообщение уч., беседа.
| Познакомить с личностью Толстого, с историей создания повести.
| 1. Что вы помните о биографии и творчестве Толстого?
2. Какие произведения вам запомнились?
| Работа с материалами учебника, с текстом повести, умение анализировать эпизоды.
| Описание хар.ки героя, её оценка. Фронтальный опрос.
| 1. Вопросы стр.28-29
2. Прочитать 31 главу
3. Пересказать близко к тексту.
|
|
40-41. Повесть «Казаки».
| Изучение нового материала, беседа.
| 1. рассказать обзорно о сюжете повести(сообщения уч.ся).
2. Отрабатывать навыки и умения работы с учебником.
| 1. Где и когда происходят события?
2. Как хар.ся Оленин в начале повести?
3. Какие взаимоотношения Оленина и Ерошки?
| Работа с текстом произведения. Уметь анализировать, делать выводы.
| Фронтальный и индивидуальный опрос.
| Составить устный рассказ на тему « Мой любимый герой в повести»
|
|
42-43. Р.р. сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев рус.лит-ры 19 века»
| Урок развития речи.
| Отработать коммуникативную и правописную грамотность, выработать навык письменно излагать мысли.
| На примере изученных произведений Толстого и Чехова.
|
|
| Подготовить сообщение о жизни и творчестве Бунина.
|
|
44-45. И.А.Бунин. Судьба писателя. Рассказ «холодная осень»
| Изучение нового материала, беседа.
| Познакомить уч.ся с биографическими данными писателя.
2. Познакомить с рассказом «Холодная осень»
| 1.кто оказал благотворное влияние на писателя?
2. каковы основные проблемы в рассказе?
3. о чем этот рассказ: о войне, о любви, о смерти?
| Выразительное чт. Отдельных эпизодов рассказа. Умение работать с текстом.
| Цитатный план по рассказу.
| Ответить на вопрос: «Какую роль в рассказе играет природа
|
|
46. Лирика «Ещё холоден и сыр», «Слово», «У птицы есть гнездо»
| Беседа.
| Формировать навыки анализа прочитанного.
| Каким настроением пронизаны стих. Бунина?
| Самос. анализ стихов выразительное чт.
| Устный анализ стих.
| Выучить 1 стих. По выбору.
|
|
47. Вн.чт Бунин «Чаша жизни»
| Урок практикум.
| Определение темы и идеи рассказа.
|
| Сообщения уч.ся
|
|
|
|
48. Биография М.Горького. «Макар Чудра»
| Изучение материала, беседа.
| Кратко познакомить с жизнью Горького, совершенствовать навыки анализа текста.
| 1. Что такое романтизм?
2. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
| Работа с текстом, уметь анализировать, делать выводы.
| Сообщение уч.ся.
| Прочитать рассказ. Отметить признаки романтизма рассказа
|
|
49. А.А.Блок судьба поэта. Лирика
| Лекция с элементами беседы.
| Знакомство с личностью поэта и особенностями его творчества, совершенствование навыков выраз. чтения.
| 1. кто оказал влияние на формирование мировоззрение будущего поэта.
| Запись высказываний о Блоке, чтение стих. поэта
| Анализ выразительного чтения стихов.
| Выучить наизусть 1 стих. по выору.
|
|
50. Вн.чт. Блок «Лениво и тяжко плывут облака», «Сны» и др.
|
|
| Чем интересно стихи поэта?
Какие изобразительно – выразительные средства использует Блок?
|
|
|
|
|
51-52. С.А.Есенин. Биография. Лирика.
«Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая»
| Комбинированный (изучение нового материал + практикум)
| Формировать навыки анализа прочитанного,
воспитать интерес к творчеству.
| Какие периоды жизни Есенина можно выделить?
2. Какие поэтические образы помогает поэту выразить свои чувства?
| Сочинение – миниатюра «Мое мнение о прочитанных стихах Есенина»
| Выразительные чтение стихов
| 1. Выучить 1 стих. по выбору.
|
|
53. М.А.Булгаков. Биография. «Собачье сердце»
| Урок изучения нового материала.
| 1. познакомить с творческой судьбой писателя.
2. Обучить аналитическому рассказу.
| 1. Реальный и фактический миры в повести?
2. Какие впечатления московской жизни 30-ч годов отразились в повести?
| Умение анализировать текст, ставить вопросы к прочитанному.
| Устные ответы на вопросы по теме.
| Подготовить пересказ с опорой на текст о превращении собаки в человека
|
|
54.А.Платонов Биография »Песчаная учительница»
| Урок чтения и обсуждения, работа с текстом
| 1.познакомить с творческой судьбой писателя
2познакомить с сюжетом рассказа.
| 1.какое впечатление произвел на вас рассказ?
2Каков основнвя мысль рассказа?
| Работа с текстом произведения.
| Коллективная беседа, пересказ отдельных эпизодов.
| Составить устный рассказ о Марии Нарышкиной на тему «Учительница из песчаного села»
|
|
55.УВЧ.А.Платонов Сокровенный человек»
|
|
|
|
|
| Прочитать стихи Рубцова
|
|
56.М.А.Шолохов .Биография. «Судьба человека»
| Изучение нового материала, сообщение уч-ся по биографии писателя
| 1.дать представление о личности писателя и его творчестве.
2формировать умение аналитического прочтения текста
| 1 в чем причина огромного внимания читательской аудитории к небольшому рассказу
2как пейзаж способствует выявлению авторской позиции?
| Выявление авторской позиции через анализ пейзажа
Сочинение на тему «Образ автора в рассказе Шолохова.»
| Ответы на вопросы по теме,
Умение делать выводы
Составление плана к сочинению
| Пдготовить устное сочинение по плану о Ванюшке.
Составить хар-ку А.Соколова
|
|
57-58 В. Шукшин «мастер»и «крепкий мужик»
| Изучение нового материала с элементами беседы
| Дать представление о личности писателя и его творчестве.
Воспитание положительных качеств на примере героев произведений Шукшина.
| Два типа человека- мастер, созидатель и разрушитель.
| Индивидуальные сообщения по заранее предложенным темам.
Сопоставительный анализ рассказов
| Устные ответы,
хар-ка героев
| 1каково авторское отношение к героям рассказов
2. подготовить сообщение о жизни и творчестве Рубцова
|
|
59.Н.М.Рубцов.судьба поэта.»я буду скакать…», «Видения на холме», «Березы», «песня».
| Изучение нового материала, выразительное чтение стих.
| Познакомить уч-ся с лирикой Рубцова.
| 1.Как в стихах Рубцова создается лирический образ Родины?
| Чтение стих.
| Выразительное чтение стих.
| Научиться выразительно читать стих.
Выучить стих.»березы», «Песня»(по выбору)
|
|
60.Поэтизация Родины, её природы в стихах Рубцова
| Урок- практикум
| 1. познакомить уч-ся с пейзажной лирикой Рубцова.
2 развивать умения и навыки разбора лирического произведения
| 1Какие образы-символы вы увидели в стих.?
2 какие образы стих. напоминают о есенинской традиции ?
| Самостоятельный анализ стих.
| Устный анализ
| Письменный анализ одного стих.
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.Абрамова
|
|
61.Ф.А.Абрамов .Биография писателя. «Поездка в прошлое»
| Изучение нового материала с элементами беседы
| 1познакомить с новым автором «деревенской прозы», с историей создания автобиографической повести
| Какое время и какие события нашли отражение в повести Абрамова? Почему она называется «Поездка в прошлое»
| Прочитать 5,6 гл.
Какая правда открылась Микше?
| Пересказ эпизода, ответы на вопросы
| Прочитать повесть до конца,
Вопросы учебника стр.244
|
|
62Ч.Т.Айтмаотв. Биография. «И дольше века длится день». Своеобразие композиции.
| Изучение нового материала с элементами беседы .работа с текстом.
| 1дать представление о личности писателя и его творчестве.
2.показать своеобразие композиции романа
| 1какое время нашло отражение в романе?
2.какие чертыЕдигея вызывают у вас уважение?
3. в чём общечеловеческое значение романа?
| Работа с учебником,
Обзор с чтением отдельных глав.
| Устные ответы на вопросы по теме урока
Элементы литературной беседы
| Пересказать содержание легенды.,
1рассказать о Найман-Ана.
|
|
63 контрольная работа по произведениям 20 века
| Урок контроля
|
|
|
|
|
|
|
64.Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
| Групповая работа.
Беседа о прочитанном
| 1.дать определение понятия «герой» в древнегреческой мифологии.
2.познакомить с мифами Древней Греции.
| 1 какие мифы о Геракле вы прочитали?
2.что такое мифы?
3.кто такой Геракл?
| Анализ мифов, словарная работа
|
| Прочитать «Легенды и мифы Древней Греции» Куна.
|
|
65.В Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»
| Изучение нового материала, лекция с элементами беседы
| Познакомить с творческой судьбой Шекспира, углубить представление о культуре Западной Европы,об эпохе Возрождения
| 1Что такое эпоха Возрождения? Почему именно с театром связано творчество Шекспира?
| Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя
| Проверка тезисов лекции, фронтальный и индивидуальный опрос
| Прочитать трагедию, ответить на вопросы стр.306
|
|
66.Жан Батист Мольер .Слово о драматурге. «Мещанин во дворянстве»
| комбинированный
| Закрепить представление учащихся о классицизме.,
Познакомить с жизнью и творческим путем Мольера
| 1.что такое классицизм?
2.каковы черты классицизма?
| Совершенствование навыков работы с книгой, умение выделять черты классицизма в пьесе.
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| Закончить чтение комедии,
Выразительно читать эпизоды(по ролям)
|
|
67.Ф.Шиллер. Слово о драматурге. «Коварство и любовь»
| Изучение нового материала, лекция с элементами беседы
| Знакомство с жизнью и творчеством Шиллера.
Познакомить с трагедией
| 1 на какие противоположные группы можно разделить героев трагедии? Какой прием использует в связи с этим драматург? Какими изобразил автор трагедии представителей народа?
| Совершенствование навыков работы с книгой,
Чтение по ролям
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| Подготовиться к сочинению
|
|
68 Р.р.Сочинение-рассуждение о любимом произведении русской или зарубежной литературы.
| Урок развития речи
| Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям зарубежных писателей
|
| Сбор материала, подбор цитат
| Составление плана
|
|
|