Скачать 63.49 Kb.
|
Воробьева С.Н., студентка магистратуры Шуйского филиала ФБГОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования Аннотация: Здоровый образ жизни – это часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в результате воспитания, образования, самовоспитания. Человек в силу сформированных жизненных установок выбирает себе образ жизни с учетом ее условий, опираясь на достигнутый уровень культуры. Личностно-мотивационная, ценностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни. Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации. Модернизация содержания образования в нашей стране позволяет говорить о большом внимании к системе ценностей – внутренней составляющей культуры любого общества, объединяющей все формы общественного сознания. Современные темпы развития общества предъявляют высокие требования к человеку и объему его деятельности, резкому и значительному повышению физического и духовного потенциала. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможности освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья, как показателя качества жизни, способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни. Совершенно очевидно также и то, что для перспективного общества нужны генетически, физически и психически здоровые, высокоинтеллектуальные люди, живущие в абсолютно здоровой среде жизни по социальным, экономическим и другим ее показателям и это все больше становится общественной реальностью и политической необходимостью [1]. В последние годы появилось множество научных исследований, связанных с изучением проблем здоровья и здорового образа жизни в рамках образовательного процесса профессиональной школы: изучаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи; ведется анализ причин распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде; исследуется влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни студентов; изучается характер и уровень валеологических знаний студентов; выявляются возможности использования здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса профессиональной школы; ведется поиск условий и средств формирования здорового образа жизни учащейся молодежи (Р.И. Айзман, В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Т.В. Карасева, Ю.П. Лисицын и др.). При всей значимости данных работ необходимо отметить, что имеющиеся на сегодняшний день психолого-педагогические и медико-социальные исследования сосредоточены, в основном, на сборе и осмыслении эмпирических данных. Вместе с тем актуальной потребностью сегодняшнего дня является разработка научно-теоретических и организационно-методических аспектов формирования ценностных ориентаций у учащихся профессиональной школы на здоровый образ жизни. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражаются в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности" [7]. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности. Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного "проекта" жизни" [4,6]. В условиях современного российского общества существует востребованность в человеке, ориентированного на здоровый образ жизни как единственно правильный и личностно одобряемый способ жизнедеятельности. Существует также потребность в разработке научно-теоретических и организационно-методических аспектов, обеспечивающих в условиях образовательного процесса профессиональной школы подготовку личности, воспринимающей здоровый образ жизни как ценность [3]. Обучающиеся системы профессионального образования представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное перенапряжение, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. В образе жизни учащихся часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье: несоблюдение режима дня, несвоевременный приём пищи, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, наличие вредных привычек, и т.п. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в учреждении профессионального образования, негативные последствия оказывают существенное влияние на состояние здоровья данной категории молодежи. Поскольку образование является всеобщей формой духовного и физического развития человека, то от того, как используются достижения здоровьесбережения в учебно - воспитательном процессе, будет в значительной мере зависеть здоровье будущего специалиста. Здоровьесберегающее образование стало необходимым условием подготовки современного специалиста, т.к. приоритеты потребностей личности в укреплении здоровья выступают сегодня как условие развития и ключевое направление социальной политики [2]. Охрана и укрепление здоровья учащейся молодежи в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания[]. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых из системы начального и среднего профессионального образования, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности [5]. В качестве одного из важных направлений формирования установки на ведение здорового образа жизни у учащихся может стать совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение жизненных ресурсов, его физического, психического и духовного потенциала, развитие здоровьеориентированных инициатив. В определенной степени это связано с созданием и реализацией образовательных программ в сфере здоровья, включающей аналитическое, информационное, прогностическое направление, расширение представлений о здоровом образе жизни, различных способах самооздоровления, саморегуляции, побуждение к самопроявлениям своих природоопределенных данных в осуществлении здоровьесбережения и пр. Однако наиболее важным является готовность личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации ее на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации на здоровый образ жизни относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне развития личности. ЛИТЕРАТУРА
|
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | ||
С. В. Сергеева Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | «Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Огического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих... |