Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования





Скачать 63.49 Kb.
НазваниеВоробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования
Дата публикации24.06.2013
Размер63.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Воробьева С.Н., студентка магистратуры Шуйского филиала ФБГОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования
Аннотация: Здоровый образ жизни – это часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в результате воспитания, образования, самовоспитания. Человек в силу сформированных жизненных установок выбирает себе образ жизни с учетом ее условий, опираясь на достигнутый уровень культуры. Личностно-мотивационная, ценностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации.
Модернизация содержания образования в нашей стране позволяет говорить о большом внимании к системе ценностей – внутренней составляющей культуры любого общества, объединяющей все формы общественного сознания.

Современные темпы развития общества предъявляют высокие требования к человеку и объему его деятельности, резкому и значительному повышению физического и духовного потенциала. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможности освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья, как показателя качества жизни, способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни.

Совершенно очевидно также и то, что для перспективного общества нужны генетически, физически и психически здоровые, высокоинтеллектуальные люди, живущие в абсолютно здоровой среде жизни по социальным, экономическим и другим ее показателям и это все больше становится общественной реальностью и политической необходимостью [1].

В последние годы появилось множество научных исследований, связанных с изучением проблем здоровья и здорового образа жизни в рамках образовательного процесса профессиональной школы: изучаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи; ведется анализ причин распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде; исследуется влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни студентов; изучается характер и уровень валеологических знаний студентов; выявляются возможности использования здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса профессиональной школы; ведется поиск условий и средств формирования здорового образа жизни учащейся молодежи (Р.И. Айзман, В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Т.В. Карасева, Ю.П. Лисицын и др.).

При всей значимости данных работ необходимо отметить, что имеющиеся на сегодняшний день психолого-педагогические и медико-социальные исследования сосредоточены, в основном, на сборе и осмыслении эмпирических данных. Вместе с тем актуальной потребностью сегодняшнего дня является разработка научно-теоретических и организационно-методических аспектов формирования ценностных ориентаций у учащихся профессиональной школы на здоровый образ жизни.

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражаются в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности" [7].

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности. Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного "проекта" жизни" [4,6].

В условиях современного российского общества существует востребованность в человеке, ориентированного на здоровый образ жизни как единственно правильный и личностно одобряемый способ жизнедеятельности. Существует также потребность в разработке научно-теоретических и организационно-методических аспектов, обеспечивающих в условиях образовательного процесса профессиональной школы подготовку личности, воспринимающей здоровый образ жизни как ценность [3].

Обучающиеся системы профессионального образования представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное перенапряжение, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. В образе жизни учащихся часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье: несоблюдение режима дня, несвоевременный приём пищи, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, наличие вредных привычек, и т.п. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в учреждении профессионального образования, негативные последствия оказывают существенное влияние на состояние здоровья данной категории молодежи.

Поскольку образование является всеобщей формой духовного и физического развития человека, то от того, как используются достижения здоровьесбережения в учебно - воспитательном процессе, будет в значительной мере зависеть здоровье будущего специалиста. Здоровьесберегающее образование стало необходимым условием подготовки современного специалиста, т.к. приоритеты потребностей личности в укреплении здоровья выступают сегодня как условие развития и ключевое направление социальной политики [2].

Охрана и укрепление здоровья учащейся молодежи в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания[].

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых из системы начального и среднего профессионального образования, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности [5].

В качестве одного из важных направлений формирования установки на ведение здорового образа жизни у учащихся может стать совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение жизненных ресурсов, его физического, психического и духовного потенциала, развитие здоровьеориентированных инициатив. В определенной степени это связано с созданием и реализацией образовательных программ в сфере здоровья, включающей аналитическое, информационное, прогностическое направление, расширение представлений о здоровом образе жизни, различных способах самооздоровления, саморегуляции, побуждение к самопроявлениям своих природоопределенных данных в осуществлении здоровьесбережения и пр.

Однако наиболее важным является готовность личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации ее на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации на здоровый образ жизни относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне развития личности.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзман Р.И., Косованова Л.В., Мельникова М.М. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие: Сибирское университетское издательство, 2003 г. 240 с.;

  2. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2001.;

  3. Вайнер Э.Н. Валеология : Учебник – Издательство: "Флинта, Наука", 2010, 448 стр.;

  4. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002, №1, с. 96-105.;

  5. Гиголаева Т.В., Карасева Т.В. Общие вопросы образования в области здоровья // Изд. ГОУ ВПО «ШГПУ». Шуя, 2003 – 90с.;

  6. Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль 1988.;

  7. Югова Е. А. Ценностно-мотивационная деятельность студентов факультетов физической культуры по формированию собственного здоровья // Теория и практика физической культуры. – Научно-теоретический журнал, №5, 2006 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconС. В. Сергеева Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования icon«Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках обж»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки...
Воробьева С. Н., студентка магистратуры Шуйского филиала фбгоу впо «Ивановский государственный университет», г. Шуя Ценностные ориентации как фактор формирования здорового образа жизни учащихся в системе начального профессионального образования iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Огического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск