Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье»





Скачать 68.63 Kb.
НазваниеКонспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье»
Дата публикации20.09.2013
Размер68.63 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Конспект практикума для родителей

«О методах воздействия на ребенка в семье»
Цель. Вовлечь родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.
Проведение практикума.
(Слово берет психолог). Чтобы говорить о конструктивности методов педагогического воздействия, их пользе для развития ребенка и гармоничных отношений с ним, давайте сформулируем главный показатель эффективности любого метода воздействия.
После короткой дискуссии и представления возможности каждому родителю высказать свою точку зрения, сделать резюме:
«Фундаментальная потребность ребенка - чувствовать к себе внимание близких, быть принятым всерьез и уважаемым в каждый данный момент времени, быть центром своей деятельности. Это законная потребность растущего ребенка, удовлетворение которой крайне важно для развития у него собственного положительного образа. Поэтому любое воздействие на ребенка, не дающее подпитки для его ощущения самоценности, чувства собственной значимости, укрепляющее его самопринятие, можно считать неудачным».

Раздать родителям карточки, на каждой из которых приведен один из неконструктивных методов воздействия. Родители читают текст на карточке и приводят пример, иллюстрирующий указанный на ней метод воздействия.
Методы воздействия на поведение ребенка.
Приказание, распоряжение, команда (использование их способствует зарождению у ребенка неуверенности в себе).
Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует ребенком норм поведения).
Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).
Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, неспособность самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослыми формирует у ребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).
Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка.
Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).
Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).
Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).
Методы воздействия, интерпретирующие поведение ребенка.
Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания и поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что…». Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).
Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).
Методы воздействия, отвлекающие ребенка от проблемы.
Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).
Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и помощника в решении проблем ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).


Предложить родителям упражнение «Найди нужное».
Задача. Поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную.

Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер.

Например:

«Не будешь слушаться – заболеешь».

«Ты всегда будешь здоров».

«Не твоего ума дело».

«Твое мнение всем интересно».

«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».

«Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

«Сильные люди не плачут».

«Поплачь, легче будет».

Родители сравнивают высказывания и оценивают педагогический эффект каждого.
Предложить родителям упражнение «Скульптура».

Задача. Моделирование способов установления взрослыми контакта с ребенком. Обсуждение того, что может отражать контакт с ребенком (диалог, опеку, взаимопринятие, противоборство, сосуществование и др.), как такой контакт воспринимается взрослыми в роли «ребенка» и как со стороны – другими участниками встречи.

Родители делятся на пары, договариваются, кто будет «ребенком», а кто «взрослым». Участник упражнения в роли «взрослого» «строит скульптуру» своего способа контакта с ребенком. Инструкция родителям: работайте с телом партнера и его лицом, показывая ему, что и как нужно делать, но не рассказывая. Во время обсуждения нужно дать название своей скульптуре, пояснить, что хотелось выяснить в ней. Участники упражнения в роли «ребенка» рассказывают, какие чувства возникали у них в ходе упражнения.

Методы воздействия на поведение ребенка.

Приказание, распоряжение, команда (использование их способствует зарождению у ребенка неуверенности в себе).

Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует ребенком норм поведения).

Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).

Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, неспособность самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослыми формирует у ребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).

Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка.

Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).

Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).

Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).

Методы воздействия, интерпретирующие поведение ребенка.

Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания и поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что…». Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).

Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).

Методы воздействия, отвлекающие ребенка от проблемы.
Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).

Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и помощника в решении проблем ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).

Упражнение «Найди нужное».
Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер.

Например:


«Не будешь слушаться – заболеешь».

«Ты всегда будешь здоров».


«Не твоего ума дело».

«Твое мнение всем интересно».


«Если будешь так поступать, с тобой никто не

будет дружить».

«Как ты относишься к людям, так и они к тебе».


«Сильные люди не плачут».

«Поплачь, легче будет».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconВоздействия родителей для развития ребенка с умеренной умственной отсталостью
В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребёнка как можно больше, родители часто не успевают дать ему главного…...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconЭкономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального...
...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconКонспект проведения родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье залог здоровья ребенка»
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconПамятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?»
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconКонспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconВоспитание доброты
Однако несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconЗдоровье младших школьников
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconКонспект консультации тренинга
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconЗадачи физического воспитания детей в семье
Так как именно в семье закладываются важнейшие основы для дальнейшего развития и социализации ребенка. Физическое воспитание не отличается...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconПоощрение и наказание как методы воспитания Дата
Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconРекомендательный аннотированный список книг для родителей
Данный список литературы предназначен для родителей, желающих лучше познать своего ребенка. Здесь представлена литература, посвященная...
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconСценарий родительского собрания «Безопасность ребенка в интернет:...
Информирование родителей об угрозах для ребенка в Интернет и способах обеспечения безопасности
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconСценарий родительского собрания «Безопасность ребенка в интернет:...
Информирование родителей об угрозах для ребенка в Интернет и способах обеспечения безопасности
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconКонспект родительского собрания «Ох уж эти уроки!»
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» iconТема: Работа
Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск