Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова





Скачать 72.14 Kb.
НазваниеЛ. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова
Дата публикации24.06.2013
Размер72.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Л. И. Бронская

(Ставрополь)

Идея святости в эпистолярном наследии

святителя Игнатия Брянчанинова

Вспоминая сегодня имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, мы вспоминаем о строгом ревнителе аскетической традиции, выдающемся ученом, подвижнике, архипастыре, миротворце, человеке высочайшей духовности и культуры.

Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, «возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу».

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия – живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви. Богословское наследие Святителя возвращается к современному читателю, пытающемуся обратиться к истокам святости.

Святость – важнейшее понятие православной метафизики и в то же время важнейшее понятие русской культуры. Философия и литература (а шире – искусство) изучали феномен человека на протяжении тысячелетий и в разных аспектах пытались определить его сущность. При этом человек распадался на множество частей, сторон, проекций, и его «целостность» сводилась лишь к различному сочетанию структурных элементов. Немаловажное значение в этом смысле принадлежит опыту христианской антропологии, святоотеческому учению о природе человека, давшему уникальный пример его целостного постижения. Изучаемая христианским сознанием целостность человека есть его существенный признак, проявляющийся лишь в связи с Богом.

В трудах святых отцов содержался опыт психологического понимания сущности человека и практический опыт постижения аскезы и святости. «Мистическое ведение есть не только знание о Боге и божественном, но и обожение своего ума, поэтому мистическому познанию открываются те тайны Божии о Нем, о мире, о человеке, о начале и конце всего, каких никогда не познать богослову» (архимандрит Киприан (Керн)). «Энергийный» характер связи Бога и человека представлял собой субстанциональную основу мистико-аскетического мировоззрения и понимания сути земных и небесных вещей. Для аскезы важен живой Бог и живой человек, «непосредственная связь с Богом и миром. Труды святых отцов-аскетов, многообразные православные патерики и жития интересны как с точки зрения феноменологического описания телесно-духовно-душевных состояний переживания человеком себя, мира и Бога, так и в качестве модели самоописания религиозного опыта».

К сожалению, современный молодой человек лишен этого религиозного опыта, тем самым лишен возможности отрефлексировать собственные переживания себя, мира и Бога. Цель настоящей статьи – не столько объяснить плачевное состояние нравственности сегодня, сколько назвать те возможности выхода из тупика, которые сложились в русской духовной культуре на протяжении последних двух-трех столетий. В этой связи велика роль эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова, особенна той его части, в которой Святитель обращается к мирянам. Здесь мы можем говорить о разработанной в его трудах системе духовно-нравственного воспитания, применимой и в наше время.

Духовно-нравственное воспитание человека – одна из главных проблем, которую в течение своей подвижнической жизни пытался разрешить святитель Игнатий. Речь идет не только о его богословских трудах или эпистолярном наследии, но и о его практической преподавательской деятельности. Его педагогическая деятельность осуществлялась во время управления монастырями, в духовно-просветительских трудах в Кавказской епархии, в организации работы по духовно-нравственному образованию юношества в Кавказской духовной семинарии и духовных училищах, их реформировании и непосредственном руководстве ими.

Последовательное изучение человека в его соотнесенности с божественной реальностью дает возможность Святителю раскрыть и конкретизировать понятие духовности и на этой основе определить цель воспитания, его принципы, содержание, методы и результаты. Цель воспитания заключается в духовно-нравственном совершенствовании человека. Принципы духовно-нравственного воспитания: духовно-антропологический, принцип евангельской обоснованности, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Содержание воспитания – сама религиозная жизнь человека во всех ее компонентах или средствах: евангельские заповеди, таинства, молитва, пост, милосердие, жертвенность, сострадание и др. Методы воспитания: исполнение евангельских заповедей, молитва, пост и т.д. Результаты воспитания – морально-этические принципы, нормы и нравственные качества (добродетели): любовь, смирение, кротость, послушание, милосердие и т.п.

Приведем несколько примеров из писем к мирянам святителя Игнатия.

О религиозном состоянии общества того времени

«Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России, крайне неутешительны. С одной стороны – раскол, с другой – решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасающийся да спасет свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный» [1, с. 568].

Скорбные размышления об общем упадке нравственности в России середины XIX в., безусловно, применимы и к современному состоянию русского общества. Брожение умов, к сожалению, порождающее людей, подобных грибоедовскому Репетилову («Шумим, братец, шумим»). Ситуация отсутствия нравственной вертикали, когда все возможно, когда низменное и возвышенное не различаются. Именно в наше время горестные слова святителя Игнатия должны звучать отчетливо, доходить до каждого, будить в каждом потребность в святости. Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли – человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать воле Божией, выполнять Его заповеди. Об этом размышляет святитель Игнатий в другом письме.

Мы – странники. Черты лица забываются, душа нет. О терпении

«Я сотворен, чтоб любить души человеческие, чтоб любоваться душами человеческими! Зато и они предо мной – какими Ангелами! – предстают взорам сердца моего так пленительно, так утешительно! Вот зрелище, картина, на которую гляжу, заглядываюсь, снова гляжу, не могу наглядеться. И странно! Лицо, форму, черты тотчас забываю, душу помню. Много душ, прекрасных душ, на моей картине, которую написала любовь, которую верная память хранит в целости, в живости колорита. Этот колорит от уединения делается еще яснее, еще ярче» [1, с. 237].

В другом своем письме святитель Игнатий предостерегает: не каждый духовный опыт является спасительным и необходимым для человека. Церковь, семья и школа – основные сферы бытия человека. Эти сферы бытия взаимозависимы. Дух Церкви пронизывает семейную жизнь православного человека и способствует его нравственному самоопределению. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности, если дух школы есть дух истины и правды, а может быть источником конфликтов, как внутренних, так и внешних, если школа пытается неквалифицированно вторгаться в область духовного бытия. Это часто происходит из-за желания школы кроме знаний и социокультурного опыта дать учащимся и опыт духовный. В неумелых руках даже самые благие намерения не осуществятся.

Об «удалении» христианства из общества

«Необходима преданность воле Божией в самых попущениях Божиих. Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар человекам – удаляется неприметным образом для не внимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, то есть милость Божия дарует еще возможность спастись тем, которые произволяют спастись» [1, с. 567].

Сознавая внешние и внутренние трудности своего времени, епископ Игнатий из опыта собственной жизни видел, что при почти полном оскудении духоносных наставников единственными руководителями в духовной жизни для христиан остаются на все времена творения святых отцов. В письме «О неуклонном следовании учению святых отцов» он утверждает: «Сердцем веруется в правду, – сказал Апостол, – усты же исповедуется во спасение. Нужно исповедование правды устами и, когда можно, самыми делами. Правда, исповеданная словами и делами, как бы осуществляется, делается принадлежностию человека. И потому она существенна – она верный залог спасения» [1, с. 319].

Вся земная жизнь христианина, по справедливому замечанию епископа Игнатия, должна быть школой приготовления к вечности. Для преуспеяния в любой науке нужно хорошо изучать ее, в противном случае наука останется для каждого человека недоступной. Вечность видимо отдаляется для каждого человека в бесконечную даль, если он не рассматривает, не изучает ее, не готовится к ней.

Любовь к Богу и людям

«Преподобный авва Дорофей, говоря о любви к ближнему, уподобляет подвижников Христовых линиям, идущим от окружности круга к его центру… Линии, чем ближе приходят к центру, тем становятся ближе одна к другой. И подвижники Христовы, чем ближе приближаются к Богу, тем становятся ближе друг к другу истиною любовию. Всякий путь ума и сердца, когда цель его – Бог, бесконечен. Страх Божий чист, пребывает в веке века; преуспеяние в премудрости Божией – бесконечно! Преуспеяние в любви к ближнему, когда оно в Боге, – бесконечно. Мало земной жизни на совершение этого духовного пути! Невозможно довольно насытиться любовию к ближнему в Боге!» [1, с. 312].

В завершение своих заметок о высоком значении эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова считаю целесообразным привести еще один отрывок из его письма «О наблюдении за своими мыслями»: «Часто беседую с вами в Истине. Мне хочется, чтобы вы поняли, как важно наблюдение за своим образом мыслей, за своим разумом. Человек непременно водится своим образом мыслей: это – свет наш. С большою тщательностию надо бдеть за светом нашим, чтоб он не сделался тьмою, светом лживым, показывающим предметы не на их местах, не в их виде, одни вместо других. «Блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть» (Лк. 11, 35). Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстанет им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: что есть Истина? – Вникните глубоко в слова мои! Прошу вас! Умоляю вас для вашего же спасения».

_____________________________

  1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни / Под ред. А. М. Мосина. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconСтаврополь Некоторые аспекты архипастырского служения святителя Игнатия Брянчанинова на Кавказе
Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconКак научиться правильной молитве: советы святителя игнатия (брянчанинова)
Эффективность Лавенума подтверждена исследованиями, проведенными на базе Российского научного центра «Восстановительная травматология...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Святителя с игуменом Череменецкого монастыря Антонием (Бочковым), с обширным очерком о характере их исторических взглядов на многие...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconМиссионерский подвиг святителя Стефана Пермского
Целью реферата является рассмотрение миссионерского подвига святителя Стефана Пермского. Исходя из указанной цели, можно выделить...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconКурсовая работа «Русская идея»
«Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconИдея о всемирном тяготении это великая идея. За триста лет она очень...
Вот почему эта идея обладает мощным механизмом самосохранения, который обеспечивает иммунитет даже против вопиющих фактов, которые...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconПрограмма управления качеством образования Идея программы
Идея программы: изменить управление образовательным учреждением ради личностного роста ребёнка, повышение профессиональной компетенции...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconМетодические указания по выполнению курсового проекта «технический...
О. А. Подколзин, А. В. Лошаков, Д. А. Шевченко и др.; Ставропольский государствен­ный аграрный университет. – Ставрополь: агрус,...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconМетодические рекомендации Ставрополь, 2012 г. Рецензенты : Кусакина...
Международное предпринимательство: методические рекомендации / В. Л. Ерохин, А. Г. Иволга; Ставропольский государственный аграрный...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconНациональная идея и белорусская государственность
Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта....
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconУрока: урок-исследование Главная идея урока
Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак)
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconКружок: «Феномен православной святости» для 5-11 классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р п. Дергачи
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconНегосударственное Образовательное Учреждение
«Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского» г. Братска
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconРазвитие идеи от первоначальных понятий до теории относительности и квантов
Великая повесть о тайнах природы.— Первая руководящая идея.— Векторы.— Загадка движения.— Еще одна руководящая идея.—Является ли...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconИдея культуры: от трансцендентного к имманентному
Если в предвоенные годы идея Пролеткульта сменилась идеей так называемого социалистического гуманизма, то в послевоенные годы во...
Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова iconПрограмма духовно-нравственного воспитания» Конкурса цфо «За нравственный подвиг учителя»
«История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск