Скачать 301.03 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Дергачи Кружок: «Феномен православной святости» для 5-11 классов (34часа) Вид: предметно-ориентированный Автор: Крюкова В.В. учитель истории и обществознания 2011-2012 год Кружок «Феномен православной святости» для 5- 11 классов. (34 часа) Пояснительная записка. Процессы, произошедшие в России начиная с 1991 года, коренным образом изменили социальные, экономические и политические устои нашего общества. Ещё в большей степени они коснулись его духовно-нравственных основ. Сегодня перед нами стоит целый ряд задач и проблем, связанных с развитием духовности, формированием высоких нравственных и моральных принципов, сохранением лучших национальных традиций, позволяющих нашему народу занимать достойное место в мировом сообществе. Мы строим правовое демократическое государство, создаем институты гражданского общества, ищем новые пути сотрудничества и взаимодействия между властью и обществом. Но все усилия будут тщетными, если в основе наших начинаний отсутствуют такие понятия, как нравственность, этика, мораль. Цель настоящего кружка – духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение феномена православной святости на примерах христианских подвигов исторических личностей, причисленных к лику святых. Эта цель реализуется путём решения следующих задач:
Курс призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, познавательную и культурно-историческую. Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Показателями освоения учебного материала учащихся являются знания и умения характеризовать основные понятия и сущность явлений данного курса. В результате изучения учащиеся должны:
Кроме этого учащиеся должны уметь анализировать и оценивать духовно-нравственные явления в контексте православной культурно-исторической традиции, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с моральными и правовыми нормами российского общества. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Основными критериями оценки учебно0воспитательной деятельности изучения феномена православной святости учащимися является объём и уровень усвоения предложенного материала и характер видов деятельности учащихся в соответствии с полученными знаниями. Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
Содержание курса. Введение. Знакомство учащихся с содержанием курса, задачами, стоящими перед ними, со списком литературы. Распределение докладов и рефератов. Возникновение христианства. Православие. Суть учения Христа. Тема 1. Первые проповедники веры христианской. Апостол Андрей. Княгиня Ольга. Князь Владимир Красное Солнышко. Значение крещения Руси. Тема 2.О святых и святости. История канонизации святых. Чины святости. Сущность христианского подвига. Тема 3.Святые равноапостольные. Святые равноапостольные первоучители и просветители Кирилл и Мефодий. Славянская азбука. Тема 4. Смирение. Борис и Глеб - первые святые христианской веры на Руси. Смирение и его смысловая сущность. Тема 5. Игумен земли Русской - Сергий Радонежский. Дмитрий Донской и отец Сергий. Роль благословения для начинания. Тема 6. Самопожертвование. Меркурий Смоленский. Самопожертвование и его смысл. Тема 7. Любовь и Верность. Святые благоверные князь Симеон и Иулиания Вяземские. Любовь и Верность. Тема 8. Юродство как особый чин святости. Ксения Петербургская. Нестяжательство и его смысл. Тема 9. Служу не себе, но людям. Серафим Саровский. Смысл христианского подвига служения людям. Тема 10. Старчество. Преподобномученики и исповедники старой Оптины Тема 11. Христианские праздники Пасха, Рождество Христово. Итоговое занятие. Обобщение полученных знаний. Сочинение на тему: «В чем смысл жизни?» Учебно-тематический план занятий по курсу:
Литература:
О русских святых и святости Почитание святых — важнейшая составная часть православного вероучения. Святые — это земные люди, достигшие обожествления, то есть состояния причастности к Богу через восприятие божественных энергий и воссоединение с ними, которое дается им в качестве награды за праведность. Разделяя в земной жизни вместе с другими людьми все тяготы бренного существования, они становились физическими носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник — это земной ангел и небесный человек. Он соединяет Церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления истории человечества, святые — это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху. Русский историк религии Г. П. Федотов писал, что «именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры». Народное, стихийно складывающееся почитание святого, как правило, предшествует признанию его святым официальной Церковью. Церковное признание выражается актом канонизации, призывающим паству к почитанию праведника в формах общественного богослужения, а также через иконы, жития, церковные службы и молитвословия. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, а в некоторых случаях и нетленность его мощей. Кроме общецерковной канонизации, существует также местная, епархиальная канонизация, когда почитание святого совершается в границах города, монастыря, храма. Наравне с общеизвестными церковь признает и малоизвестных святых, слава которых еще не открыта миру, поэтому не запрещает частных молитв, обращенных к усопшим праведникам. В богослужебной практике главное отличие канонизированных святых от почитаемых усопших состоит в том, что первым служатся молебны, а последним — панихиды. Именно этим вызвано то обстоятельство, что в многочисленных списках русских святых часто указывается разное число праведников. ИСТОРИЯ КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ На Руси право торжественной канонизации долгое время сохраняли за собой митрополиты Киевские, а затем Московские. Именно митрополит Киевский Иоанн в XI веке составил ритуал служения и установил празднование первым русским святым — князьям Борису и Глебу. Главной особенностью прославления русских святых в XI—XVI веках было то, что акту канонизации предшествовало вскрытие захоронении праведников и перенос их останков в специально отведенные места, что нередко сопровождалось различного рода чудесами (князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, преподобный Феодосии Печерский и др.). В месяцесловах этого времени указывается до 70 почитаемых усопших, причем 22 из них оказывалось общецерковное почитание. Начиная с митрополита Макария (1542—1563), канонизация святых становится делом церковных соборов при первосвятителе. Плодом деятельности Макариевских Соборов явилась канонизация 39 русских святых, подчеркнувшая возросший авторитет Русской Православной Церкви. Соборы эпохи митрополита Макария как бы подвели итог 600-летней истории Русской Церкви, причислив к лику святости русских подвижников, свидетельства о чудесах и подвигах которых хранила народная память. Не менее благоприятным временем для приращения русской святости стал XVII век. В это время в святцы было внесено 150 новых имен общецерковного и местного почитания. Важнейшей особенностью канонизаций этого периода было преимущественное прославление праведников, трудившихся на ниве укрепления Церкви и миссионерского просвещения, причем на первый план выдвигались не чудеса, связанные с останками святых, а древние византийские правила — причисление к лику святых благочестивых епископов в силу их церковного сана. Наступление синодального периода ознаменовалось тем, что единственной канонизационной инстанцией становится Святейший Синод. В XVIII—XIX веках, в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канонизации были крайне редки. До императора Николая II к лику святых причислили лишь четырех праведников. Зато в период короткого царствования императора Николая II было канонизировано 7 новых святых. В начале XX века, кроме святцев обще- и местночтимых святых, в России составлялись списки усопших православных христиан, которые именовались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Заказанные списки включали около 500 имен. Современный период открывается Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917—1918 годов, на котором к лику святых были причислены Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. В советский период, в 1970-х годах, святыми были провозглашены просветитель Америки митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, архиепископ Николаи Японский и преподобный Герман Аляскинский. Новые канонизационные акты состоялись в год празднования тысячелетия крещения Руси. Среди новых признанных святых — Дмитрий Донской, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский и другие. В 1990-е годы было установлено местное празднование новомученикам, пострадавшим в годы советской власти. На Архиерейском юбилейном соборе (13—16 августа 2000 года) к лику святых («в Собор новомучеников и исповедников») как страстотерпцы были причтены члены царской семьи: последний император России Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в 1918 году. Всенародное почитание Николая II и его семьи вынудило изменить отношение к ним церковной иерархии, которая в большинстве своем занимала в этом вопросе двойственную позицию. В официальном послании Патриарха и Священного Синода к 75-летию убиения царской семьи говорилось: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!» |
Книга в помощь учителю «История святости и главные святыни земли... ... | Тема урока Содержание программы Восприятие красоты как святости и ее отражение в русской православной культуре. Почитание на Руси Иисуса Христа, Богородицы и православных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она явила образ святого, внутренне тождественный православной святости всех времен, но имеющего неповторимые черты подвижника нового... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Рабочая программа по мировой художественной культуре (кружок) (наименование... Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И.... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной... Кружок «Алхимики» предназначена для учащихся 5-8 классов на основе учебных программ по химии, экологии, информатики | Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура Рабочая программа курса орксэ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных... | ||
Программа. Кружок по математике для учащихся 6-8 классов Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить... | План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | ||
Балакирев Милий Алексеевич Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Б. оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг под... | Программа внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)... Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных... | ||
Учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям... Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля умк «Основы православной культуры» для 4-х... | Решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года «основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,... | ||
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед Рабочая программа учебного курса математический кружок «Юный Архимед» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник. План кружка рассчитан на год.... |