Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №58 «Рыбка»
К р у ж о к
«Фантазеры» Руководитель:
воспитатель гр. №4
Сухова С.Н. 2012г.
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Фантазеры» - 22 человека. Возраст детей: от 4 до 6 лет.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Фантазеры» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка: - экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр; - чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. - организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Фантазеры»
2012 – 2013учебный год
Дата
| тема
| задачи
| содержание
| 04.09.
| «Цветы на участке осенью»
| Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.
| Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.
| 11.09.
| «Что нам осень подарила»
| Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.
| Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»
| 18.09.
| «Осень в белые туманы»
| Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
| Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.
| 25.09.
| «То березка, то рябинка»
| Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.
| Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение
| 02.10.
| «Доброе, хорошее солнце»
| Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля
| Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,
| 09.10.
| «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»
| Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
| Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект
| 16.10.
| «Осеннее дерево»
| Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
| Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование
| 23.10.
| «Домашние животные»
| Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
| Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»
| 30.10.
| «Сколько знаю я дождей»
| Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
| Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»
Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект
| 06.11.
| «Воробьишка»
| Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.
| Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»
Птичьи заклички
Речевая игра «Кто же это?»
(конспект)
| 13.11.
| «Синичкин праздник – 12 ноября»
| Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
| Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»
| 20.11
| «Дикие звери зимой»
| Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
| Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.
| 27.11.
| «Снежинка»
| Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.
| Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.
| 04.12.
| «Защитите ель и сосну»
| Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.
| Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию
| 11.12.
| «Плыли по небу тучки»
| Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.
| Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.
| 18.12.
| «Снежный хоровод»
| Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.
| Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.
| 25.12.
| «Зимняя красавица - ель»
| Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
| Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект
| 15.01.
| «Наблюдение за снегом и льдом»
| Формировать реалистическое понимание неживой природы;
закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
| Проведение опытов, подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.
| 22.01.
| «Жизнь птиц зимой»
| Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
| Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».
| 29.01.
| «Мороз – удивительный художник»
| Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
| Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова,
практическая работа
(конспект)
| 05.02.
| «Выращиваем лук на окошке»
| Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
| Беседа с элементами труда.
| 12.02.
| «Дикие животные в лесу зимой»
| Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
| Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».
| 19.02.
| «Лаборатория добрых дел»
| Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей
| Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.
| 26.02.
| «Наблюдение за сезонными изменениями»
| формировать представления об изменениях в природе;
— учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
— закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
| Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».
| 05.03.
| «К нам весна шагает быстрыми шагами»
| Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
| Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.
| 12.03.
| «Наши четвероногие друзья – собака»
| Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
| Наблюдение, Подвижные игры
«Дружные пары», «Разойдись — не упади».
| 19.03.
| «Забота о здоровье»
| Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.
| Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.
| 26.03.
| «Первые цветы в природе»
| Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
| Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.
| 02.04.
| «Божья коровка»
| Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.
| Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».
| 09.04.
| «Русская березка»
| Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
| Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность
| 16.04.
| «Пернатые гости»
| Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
| Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).
| 23.04.
| «Весенний пейзаж»
| Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
| Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».
| 30.04
| «Солнышко на травке»
| Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.
| Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)
| 07.05.
| «Кто живёт в пруду?»
| Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.
| Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..
| 14.05.
| «Цветущие деревья»
| Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.
| беседа о яблони, вишни, сирени.
Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар
| 21.05.
| «Что такое облака, дождь, гроза?»
| Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
| Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение, конспект.
| 28.05.
| «Песочные фантазии»
| Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей
| Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей
|
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
|