Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед





Скачать 185.93 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед
Дата публикации03.11.2014
Размер185.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
«Утверждаю» Согласовано

___________ _______________

Директор МУ ДОД «ЦВР» директор МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

Еграшкин Н.И. Валиева З.К.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный Архимед»

Возраст обучающихся: с 14до15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы: Хузахметова Г.А., педагог дополнительного образования

.

Математический кружок «Юный Архимед».

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Юный Архимед» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Данный курс ставит перед собой:

Общеучебные цели:

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

  • Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс развивает общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Основная проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад.
Формы учебных занятий:

  • Теоретическая

  • Практическая деятельность

  • Беседа

  • Викторина

  • Игра

  • КВН

Наполняемость группы - 15 человек

Объём программы: 256 часов.

Режим занятий: 4 часа в неделю.

Содержание курса.
Введение.

Знакомство с программой работы кружка.

Практикум. Математическая викторина.

Задачи  со  спичками. Составление различных фигур из спичек. Головоломки со спичками. Решение занимательных задач.

Решение старинных задач. Решение задач на разрезание. Решение задач «Магические квадраты» Первое знакомство с ребусами. Числовые  головоломки. Разгадывание ребусов. Математические ребусы.

Составление математических ребусов. Применение  НОД  и  НОК  чисел  к  решению  задач.  Алгоритм  Евклида.

Разложение  на  множители

Принцип  Дирихле.  Обобщенный  принцип  Дирихле

Решение олимпиадных задач Чередование.  Четность.  Нечетность.  Разбиение  на  пары

В стране удивительных чисел. Лабиринты.

Античные этюды. Задачи Древнего Востока. Элементарная  комбинаторика Перестановки   и  сочетания.  Перебор  вариантов

Математика на каждом шагу

Расстановки,  перекладывания.

Переливания,  дележи, переправы.

Взвешивания.

Решение олимпиадных задач

Решение  логических  задач Задачи – таблицы.

Круги  Эйлера

Инвариант.

Решение задач на движение

Решение  задач  с  помощью  пропорций.  Решение  задач  на  части.

Решение задач на проценты. Модуль числа .Решение уравнений, содержащих модули

Графики  функций,  содержащие  знак  модуля

Вокруг часов.

Задачи  на  разрезание  и  моделирование  геометрических  фигур.  Задачи  на конструирование.

«Расстановки  вдоль  стен»

Построения  с  помощью  циркуля  и  линейки

Основные понятия теории графов.

Задачи, решаемые с помощью графов

Применение графов к решению комбинаторных задач

Применение теории графа в науке и жизни

Проблемные задачи теории графов. Итоговое занятие Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач).

Учебно-тематическое планирование

I год обучения


№п/п


Название темы

Кол-во часов

Форма

проведения

Образовательный продукт







всего

теория

практика







1

Введение

2




2

Викторина

Результаты викторины

2

Задачи  со  спичками. Составление различных фигур из спичек. Головоломки со спичками.


8

4

4

Практикум

КВН

Алгоритмы решения

3

Решение занимательных задач

4

2

2

Практикум


Алгоритмы решения

4

Решение старинных задач

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения

5

Решение задач на разрезание

4

2

2

Практикум


Алгоритмы решения

6

Решение задач «Магические квадраты»

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения

7

Первое знакомство с ребусами Числовые  головоломки

4

2

2

Практикум


Алгоритмы решения

8

Разгадывание ребусов

4

2

2

Практикум


Алгоритмы решения

9

Математические ребусы

4

2

2

Практикум


Готовые ребусы

10

Составление математических ребусов

4

2

2

Практикум


Готовые ребусы

11

Применение  НОД  и  НОК  чисел  к  решению  задач.  Алгоритм  Евклида.

8

4

4

Беседа, практикум

Решенные

задачи

12

Разложение  на  множители

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения




Принцип  Дирихле.  Обобщенный  принцип  Дирихле

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения

13

Решение олимпиадных задач Чередование.  Четность.  Нечетность.  Разбиение  на  пары

8

4

4

Практикум, конкурс

Опорный конспект

14

В стране удивительных чисел. Лабиринты.

Античные этюды. Задачи Древнего Востока

4

2

2

Практикум, конкурс

Результаты конкурса

15

Элементарная  комбинаторика Перестановки   и  сочетания.  Перебор  вариантов

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения

16

Математика на каждом шагу

8

4

4

Практикум, викторина

Решенные

задачи

17

Расстановки,  перекладывания.

8

4

4

Практикум


Алгоритмы решения

18

Переливания,  дележи, переправы.

8

4

4

Лекция,

практикум

Опорный конспект

19

Взвешивания.

4

2

2

Практикум


Алгоритмы решения

20

Рисунки на координатной плоскости


4

2

2

практика

Решенные

задачи

21

Итоговое занятие

2




2

КВН

Результаты




всего

128 часов

II год обучения



22

Рисунки на координатной плоскости


8

4

4

практика

Решенные

задачи

23

Решение олимпиадных задач

12

6

6

практика

Решенные

задачи

24

Решение  логических  задач Задачи – таблицы.

8

4

4

Практикум


Решенные

задачи

25

Круги  Эйлера

4

2

2

Практикум


Решенные

задачи

26

Инвариант.

8

4

4

Практикум


Алгоритм решения

27

Решение задач на движение

8

4

4

Беседа, практикум

Алгоритм решения

28

Решение  задач  с  помощью  пропорций.  Решение  задач  на  части.

8

4

4

Практикум


Алгоритм решения

29

Решение задач на проценты

8

4

4

Беседа, практикум

Опорный конспект, решенные задачи

30

Модуль числа .Решение уравнений, содержащих модули

4

2

2

Практикум


Алгоритм решения

31

Графики  функций,  содержащие  знак  модуля

8

4

4

Практикум


Алгоритм решения

32

Вокруг часов.

4

2

2

практикум

Решенные

задачи

33

Задачи  на  разрезание  и  моделирование  геометрических  фигур.  Задачи  на конструирование.

8

4

4

Практикум


Решенные

задачи

34

«Расстановки  вдоль  стен»

4

2

2

практикум

Решенные

задачи

35

Построения  с  помощью  циркуля  и  линейки

10

4

6

Практикум


Решенные

задачи

36

Основные понятия теории графов.

4

2

2

Практикум


Решенные

задачи

37

Задачи, решаемые с помощью графов

8

4

4

Практикум


Алгоритм решения

38

Применение графов к решению комбинаторных задач

8

4

4

Практикум


Алгоритм решения

39

Применение теории графа в науке и жизни

4

2

2

Практикум


реферат

40

Проблемные задачи теории графов

6

2

4

Практикум


реферат

41

Итоговое занятие

2

1

1

Игра-практикум







всего

128 часов



Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:


    • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

    • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

    • применять нестандартные методы при решении программных задач


Литература.


  1. Альхова З. И. Внеклассная работа по математике. Саратов, ОАО «Лицей», 2001г.

  2. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой.- М.: Просвещение,1981.

  4. Чистяков П.Н. Исторические задачи. –Киев: «Наукова думка», 1960.

  5. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи. – М: Просвещение, 1996.

  6. Семенов В.F. Изучаеи геометрию. _ М.: Просвещение,1987.

  7. Леман И. Увлекательная математика. _ М: «Мир», 1978.

  8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа кружка по математике «В мире математики»
Рабочая программа учебного курса математический кружок «В мире математики» для 7 класса разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа по мировой художественной культуре (кружок) (наименование...
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconПрограмма. Кружок по математике «Математический калейдоскоп»
Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРейтинговая оценка знаний обучающихся для студентов 1 курса направления...
Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник. План кружка рассчитан на год....
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconПрограмма углубленного изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности...
Данная программа относится к образовательной области «Физическая культура и обж» и предназначена для обеспечения процесса обучения...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М....
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconПримерная программа наименование дисциплины Математический анализ
Цели и задачи дисциплины: ознакомление с фундаментальными методами дифференциального и интегрального исчислений. Математический анализ...
Рабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск