Принята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю
"13 сентября 2012 года
зав. МБДОУ "Полазненский
детский сад №8"
"Превращения Чудесного Листочка"
План -программа кружка художественного творчества через ознакомление с искусством бумажной пластики - оригами
2012-2014 г.г. (два года обучения)
МБДОУ "Полазненский детский сад №8
Руководитель: Пономарёва И.Г.
воспитатель 1 квалификационная категория ЦЕЛЬ: Развитие художественного творчества средствами создания композиции из бумаги( оригами) ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с техникой изготовления поделок из бумаги- оригами.
2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с бумагой.
3. Учить складывать бумагу; научить, правильно читать схемы сложения композиций.
4.Повышать навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
5.Развивать чувство композиции.
6. Развивать воображение и творчество, пространственное мышление.
7. Развивать речь детей, словотворчество посредством обыгрывания своих поделок.
Режим работы кружка: 1 занятие в неделю, длительность 20 минут Формы работы: Фронтальные занятия СОДЕРЖАНИЕ:
Пальчиковые игры, игровые ситуации, стишки, потешки, песенки, загадки, фольклор, использование сказочного персонажа Чудесного Листочка, путешествие в стану Ориландию,; использование страны Ориландия; модели -схемы для составления рассказов, сказок;
сказки- "оживление" фигурок с помощью красок, фломастеров и диалоги с ними, постановка мини- спектаклей. Количество: 6 - 7 человек Возраст: 4-5 лет
Формы контроля: выставки работ в раздевалке группы, подарки детям Временной масштаб: октябрь 2012 г.- май 2013 г.
СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК: 1. Меркушева Аня
2. Ворошнин Илья
3. Макеева Валерия
4.Вдовина София
5.Палкина Света
6.Докшина Регина
7.Тюлькина Таисия
ЛИТЕРАТУРА:
1. Т.И.Тарабарина "Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада"
Ярославль: "Академия развития", 2007 год
2. Е.Черенкова "Оригами для малышей.200 простейших моделей"
Рипол классик "Дом 21 век", Москва, 2006 год
3."Самоделки из бумаги" перевод с английского "Дрофа", Москва, 1995 год
4."Сто игрушек из бумаги "Кристалл", Санкт- Петербург, 1997 год
5. журнал "Детский сад" 2000г., №14 ("Оригами в детском саду")
6.журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением"
2007 год, №8, стр.48 (статья "Кружковая работа в ДОУ")
7. Статьи из журналов "Дошкольное воспитание"(фрагменты изготовления фигурок из бумаги) МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ
| ПРИЁМЫ
| Наглядный
| Наглядно- зрительные, тактильно- мышечные, наглядно- слуховые
| Информационно-рецептивный
| Совместная деятельность педагога и ребёнка
| Репродуктивный
| Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу- схеме
| Практический
| Придумывание вариантов движений изготовленных персонажей, собственные имитационные движения
| Словесный
| Придумывание коротких сказок, обыгрывание персонажей; образный сюжетный рассказ; рассказ- сказка воспитателя
| Игровой
| Использование игрового персонажа Чудесного Листочка; путешествие по стране Ориландии; сказки, рассказы, стишки про персонажи;
| Исследовательский
| Самостоятельное манипулирование с бумагой; самостоятельное придумывание сказок, рассказы- диалоги для своих персонажей;
| Проблемного обучения
| Творческое использование готовых заданий; самостоятельное их добывание
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1. Цветная двусторонняя бумага,; белая бумага
2. Для экспериментирования с бумагой: бумага разных видов ( толстая, тонкая, салфетки); ёмкости для воды, вода
3. Клей- карандаш на каждого; ножницы
4. Фломастеры, карандаши для раскрашивания поделок
5. Игровой персонаж- Чудесный Листочек
6.Карта страны Ориландия
7.Картотека пальчиковых игр, стишков, загадок
8. Предметные картинки с изображением птиц, животных, разных предметов ( по тематике занятий)
9.Модели - схемы с условными знаками, принятыми в оригами
10. Алгоритм выполнения предложенной модели
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПО ОРИГАМИ
"Превращения Чудесного Листочка"
2012- 2013 г.г.
ОКТЯБРЬ
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| "Волшебная бумага"
| Познакомить детей с качествами и свойствами бумаги: мнётся, рвётся, гнётся, мокнет, можно сложить разные фигуры. Познакомить с разными видами бумаги, её назначением. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, интерес к манипулированию с бумагой.
| *разные виды бумаги: тонкая, толстый картон, цветная, бархатная, гофрированная, фольга и др.
* ёмкости с водой
*для сравнения дерево
* сказка про Листочек
| 2.
| "В гости к Чудесному Листочку"
| Познакомить детей с искусством бумажной пластики- оригами. Развивать интерес к этому виду искувсства через игровые персонажи. Учить манипулировать с бумагой. Дать представления о терминах, принятых в оригами.
| *игровой персонаж -Чудесный Листочек
*готовые модели бабочки, лягушонка(для показа детям)
*образец Квадрата -Тарабарина, стр.7; 16
*заготовка квадратов
| 3.
| " В стране Ориландии"
| Знакомить детей с терминами, принятыми в оригами, закреплять их названия в речи. Совершенствовать работу в манипулировании с бумагой. Знакомить с понятиями: угол, диагональ, сторона.
| *заготовки квадратов на детей
* Образец Квадрата (угол, сторона, диагональ)
*карта Ориландии
*стишки про Ориландию
Тарабарина, стр.16
| 4.
| "Что это за значки"
| Познакомить детей со специальными знаками, принятыми в оригами. Закреплять основные термины. Укреплять взаимосвязь между наглядными, практическими и словесными источниками действия. Побуждать к манипулированию с бумагой, развивать мелкую моторику рук.
| * игровой персонаж Листочек
* схемы- модели условных знаков в оригами
*заготовки квадратов
Тарабарина , стр.19, 22;
Черенёва, стр.12-14
| 5.
| Мониторинг
| Определить уровень развития детей в манипулировании с бумагой
| *квадраты, прямоугольники
*наблюдения за детьми в течении месяца
|
Ноябрь
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| Путешествие в страну Ориландию "Весёлые мордашки"
| Учить складывать квадрат по диагонали, пользуясь схемой, аккуратно фиксировать сгиб. Дорисовывать поделку: глаза, рот, нос. Создавать радостное настроение. Развивать фантазию , выдумку при придумывании рассказа о поделке.
| *квадраты белого цвета
*фломастеры
*стихи про весёлых человечков (А.Барто, Л.Кузьмичёва)
| 2.
| "Бабочки к нам прилетели"
| Учить складывать бабочку из базовой формы- треугольника. Упражнять детей в работе по алгоритму. Побуждать украсить крылья бабочки, рассказать про свою бабочку.
| *заготовка квадратов разного цвета(на выбор ребёнка)
*фломастеры, ножницы
*схемы сложения бабочки
* клей-карандаш
*образец бабочки на карте страны
Тарабарина, стр.34
| 3.
| "Разные рыбки"
| Упражнять детей в складывании рыбки из треугольника. Дополнять модель с помощью дорисовывания деталей(глаза, чешуя), вырезывания хвостика. Продолждать учить пользоваться ножницами. Воспитывать интерес к занятию.
| *заготовки квадратов жёлтого и синего цвета(набрызг)
*квадратики для глаз
*ножницы, фломастеры
Тарабарина, стр.36
Черенкова, стр.40
| 4.
| "Гриб, грибочек, тоненькая ножка..."
| Учить складывать гриб из двух деталей: ножка и шляпка. Совершенствовать умение складывать модель по условным знакам. развивать речь детей, мелкую моторику.
| *заготовки квадратов красного или коричневого цвета, другой- жёлтого или белого цвета
*ножницы и клей
*стихи про гриб, загадка
*образец на карте страны
Черенкова, стр.27
Тарабарина, стр.33
|
Декабрь
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| "Самолёт построим сами"
| Учить детей из базовой формы - треугольника складывать самолётик, украшать его крылья звёздами. Продолжать учить наклеивать дополнительные детали. Развивать движения мелких и точных движений пальцев.
| *готовые квадраты голубого цвета, и белого
*заготовки звёздочек
*игровой первонаж
*клей
*стихи про самолёт
*мини-самолёт на карте страны
Тарабарина, стр.39
| 2.
| "Кто, кто в домике живёт?"
| Учить детей из базового квадрата"строить" домик из двух частей (крыша, стены). Упражнять в правильном складывании бумаги, учить дополнять поделку по- разному. Развивать выдумку, фантазию. Воспитывать интерес к занятиям.
| *квадраты разного размера (стены- крыша)
*доп. детали (окно, дверь, украшения)
*ножницы, клей
*образец на карте
(стих у Черенковой , стр.43)
| 3.
| "Лягушонок"
| Продолжать конструировать лягушонка вторым способом. Учить правильно читать последовательность изготовления поделки по опорным схемам, понимать их. Совершенствовать речевые умения и навыки. Воспитывать интерес к занятию.
| *квадраты зелёного и белого цвета( для закрепления)
*доп. детали (глаза, рот)
*клей, салфетки
*мини- образец на карте страны
*пальчиковая игра
Тарабарина, стр.37
Черенкова, стр.26
| 4.
| "Ёлка, ёлочка..."
| Учить детей сгибать квадрат по диагонали: делать из разного размера квадратов треугольники; последовательно их складывать вверх от большого к меньшему. Развивать мелкую моторику рук. Побуждать украсить свою ёлочку простыми элементами.
| *квадраты разного размера зелёного цвета(по 3 штуки)
*ножницы, клей
*мини- образец на карте
*фломастеры
Тарабарина, стр.31
Черенкова , стр.23
|
Январь
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
|
| 2 НЕДЕЛИ - КАНИКУЛЫ
|
|
| 1.
| "Кораблик"
| Учить из базовой формы- треугольника конструировать кораблик; дополнять поделку деталями( иллюминаторы, флажки). Воспитывать интерес к экспериментированию с бумагой.
| *квадраты голубого и серого цвета
*фломастреры
*мини- образец
*опорные схемы сложения
Тарабарина, стр.45
Черенкова, стр.36
| 2.
| "Рыбки плавают в аквариуме"
| Учить создавать композицию: красивый аквариум. Продолжать складывать рыбок из базовой формы - треугольника. Учить украшать аквариум доп. деталями: водоросли, камушки морские звёзды, вырезанные из бумаги и из картинок). Помочь детям распределить работу ( рыбки и украшения для аквариума).
Развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать. Воспитывать чувство коллективизма, радости от совместной работы.
| * заготовка большого аквариума(затонированный лист)
*квадраты разного размера и цвета
* цветная бумага для водорослей, камушек и картинки для вырезания
*доп. детали для рыбок
Фломастеры, клей, салфетки
*мини-образец на карте
*схемы сложения рыбок
Тарабарина, стр.36 + своё
| Февраль
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| "Заяц- хвастун"
| Учить детей складывать зайца, с опорой на схемы сложения. Продолжать учить пользоваться ножницами. Развивать умение фиксировать сгиб. Побуждать обыгрывать свои поделки(придумать для зайчика имя, сходить в гости к другому зайчику) Развивать воображение и фантазию.
| *квадраты белого цвета
*доп. детали(глаза, нос)
*фломастеры, ножницы, клей, салфетки
*опорные схемы
*мини- образец на карте
*стихи про зайца
Тарабарина, стр.43
| 2.
| "Щенок"
( по произведениям В.Сутеева)
| Продолжать знакомить с творчеством В.Сутеева. Учить изготавливать щенка(голову), дорисовывать поделку. Продолжать учить читать схемы сложения, самостоятельно манипулировать с бумагой. Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.. Развивать диалогическую речь, словотворчество.
| *квадраты коричневого цвета
*доп. детали для украшения
*фломастеры,
*мини- образец
*схемы- сложения
*отрывки из произведения Сутеева "Кто сказал мяу?"
Черенкова, стр. 81
Тарабарина, стр.40
| 3.
| "Конура для собачки"
| Продолжать учить конструировать домик (конуру) для собаки. Развивать умение пользоваться опорной схемой сложения, аккуратно фиксировать сгиб. Побуждать обыгрывать поделку (Поселим Барбоса в конуру ). Учить детей самостоятельно сочинять сказку по опорным схемам-моделям. Воспитывать бережное отношение к животным.
| *квадраты жёлтого цвета
*доп. детали: крыша- треугольник, круг- вход в конуру.
*фломастеры, клей, салфетки
*опорные схемы сложения
*схемы- модели для сказки
*мини- образец
Черенкова, стр.79
| 4.
| Подарок для папы - кораблик с флажком.
| Предложить сделать подарки для пап к празднику, красиво их украсить. Продолжать учить самостоятельно манипулировать с бумагой. Воспитывать желание доставлять радость близким.
| *квадраты разного цвета
*доп. детали (флаги, круги для иллюминаторов) полоски бумаги
*ножницы, клей,
*схема сложения кораблика
*фломастеры
Черенкова, стр.38
|
МАРТ
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| "Цветок тюльпана" (подарок для мамы)
| Продолжать доставлять радость близким (маме).Продолжать правильно читать опорные схемы сложения. Учить дополнять поделку ( стебелёк, листок); аккуратно сворачивать из полоски трубочку- стебелёк. Воспитывать интерес к изготовлению подарка.
| *квадраты красного, оранжевого цветов
*полоски и квадраты зелёного цвета(стебелёк, листок)
*опорные схемы сложения
*ножницы, салфетки, клей
Черенкова, стр.29
| 2.
| "Курочка- хохлатушка"
| Учить детей из базовой формы- воздушного змея делать курочку, по опорным схемам сложения.
Учить правильно сгибать бумагу, фиксировать сгиб, дополнять поделку.
Побуждать обыгрывать поделку, имитировать движения курочки. Воспитывать творческое воображение.
| *квадраты оранжевого цвета ; доп. детали: гребешок, глаза, крылья( квадрат)
*фломастеры, клей, ножницы, салфетки
*мини- образец
*потешка
Тарабарина, стр.61
Черенкова, стр.66
| 3.
| "Птичка в гости к нам летит"
| Продолжать из базовой формы - воздушного змея конструировать птицу. Совершенствовать умение свободно манипулировать с бумагой. Развивать выдумку, пространственное мышление; обговаривать этапы работы.
| * квадраты разного цвета
*загадки
* фломастеры, ножницы
*мини-образец
*подв. игра "Вороны- воробьи"
Тарабарина, стр.63
Черенкова, стр.68
| 4.
| "Совушка-сова - большая голова"
| Продолжать изготавливать птицу из базовой формы; внимательно читать опорные схемы изготовления. Учить самостоятельно дополнять поделку деталями. Развивать навыки работы с ножницами. Воспитывать положительные эмоции, чувство радости от выполненной работы.
| *квадраты чёрного, коричневого цвета
*стишок про сову, игра про сову;
*ножницы, клей, салфетки; доп. детали( клюв, глаза)
* опорные схемы; мини- образец
Тарабарина, стр.65
Черенкова, стр.70
|
Апрель
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| "Кролик Банни"
| Продолжать знакомить детей с базовой формой - воздушный змей; складывать мордочку кролика. Аккуратно складывать бумагу по опорным схемам- сложения. Продолжать обыгрывать поделку в пальчиковой игре. Развивать связную речь, память, мелкую моторику рук.
| *квадраты серого и коричневого цвета; доп. детали для носа, глаз
*фломастеры, клей, ножницы
*мини- образец
*сказка, пальчиковая игра " Весёлый кролик Банни"
Тарабарина, стр.60
Черенкова , стр.85-86
| 2.
| "Собака Туся"
| Продолжать складывать мордочку собаки Туси, аккуратно фиксировать сгиб; самостоятельно "читать" последовательность работы, дополнять поделку. Научить складывать туловище собаки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, внимательность.
| *квадраты разного цвета и размера
*опорные схемы
*фломастеры, клей
*мини- образец
*стишок, загадка про собаку
Черенкова, стр. 82
| 3.
| "Пять котят" ( по мотивам произведения В.Сутеева "Пять котят")
| Продолжать учить складывать мордочки котят разного цвета. ( по произведению) Побуждать самостоятельно оформлять доп. детали. Развивать творчество, фантазию, воображение. Побуждать обыграть поделки , вспомнив для этого фрагменты из рассказа В.Сутеева.
| *квадраты разного цвета
*опорные схемы
*мини- образец, фломастеры
*рассказ "Пять котят" В.Сутеева
Черенкова, стр.84
| 4.
| "Маленький щенок"
( по мотивам В.Сутеева)
| Продолжать конструировать из бумаги собаку ( голова+ туловище). Продолжать аккуратно сгибать бумагу, чётко фиксировать сгиб, приклеивать глаза, нос. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимательность, усидчивость.
Развивать словотворчество, связную диалогическую речь.
| * квадраты по 2 одинакового цвета
*готовые доп. детали: глаза, нос
* фломастеры, клей, салфетки
*опорные схемы, мини- образец
*стишок, рассказ про собаку
Тарабарина, стр.50-53
Черенкова, стр.47
|
Май
№
| НОД с детьми
| Задачи
| Развивающая среда
| 1.
| Панно "Горшок с цветами"
| Побуждать детей создавать композицию" Цветы в горшке". Развивать чувство ритма, фантазию, выдумку, творческие способности.
Закрепить знания о комнатных цветах. Воспитывать бережное отношение к ним.
| *квадраты красного, оранжевого цвета
* листы белой бумаги
*клей , салфетки, фломастеры
* опорные схемы сложения тюльпанов
Черенкова, стр.29
| 2.
| Коллективная работа
"У солнышка в гостях"
| Учить создавать образ солнышка, последовательно читая схему сложения. Продолжать учить аккуратно наклеивать "лучики" на лист бумаги. Развивать конструктивные способности детей, фантазию. Воспитывать умение работать дружно, сообща, вместе.
| *квадраты жёлтого цвета
*лист голубой бумаги (тонировка )
*треугольники оранжевого цвета
*клей, салфетки
*доп. детали (рот, нос, глаза)
* мини- образец на карте
(см. вкладыш "Бумажное солнышко")
| 3.
| Коллективная работа "Бабочки порхают на лугу"
| Учить создавать композицию "летающие бабочки"; продолжать складывать бабочек из базовой формы- треугольника, дорисовывать поделку. Учить украшать луг, где летают бабочки доп. деталями( трава, цветы). Помочь детям распределить работу - бабочки, украшения для луга. Развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать детали композиции. Воспитывать чувство коллективизма, радости от совместной работы.
| *большой затонированный лист - "красивый луг"
* квадраты разного цвета т размера
* цветная бумага для цветов, травы
*клей, салфетки, ножницы
*мини- образец
* схемы- сложения бабочек
( разработка конспекта своя)
| 4.
| Мониторинг
| Проверить уровень усвоения детьми программы кружка .
| *По результатам наблюдения
*По результату изготовления поделок
*Обобщить уровень усвоения программы кружка ( аналитическая справка)
|
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ,
ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК ПО ОРИГАМИ
"ПРЕВРАЩЕНИЯ ЧУДЕСНОГО ЛИСТОЧКА"
2012-2013 Г.Г.
(Первый год обучения)
Фамилия , имя ребёнка
| Проявляет интерес к изготовлению поделок из бумаги
| Имеет представления о свойствах бумаги как материале из которого делают поделки
| Различает квадрат и прямоугольник, треугольник
| Владеет способами складывания квадрата пополам и по диагонали
| Способен удерживать в памяти указания взрослого при выполнении каких-либо действий
| Владение точными движениями как правой так и левой руки
| Правильно держит ножницы и умеет резать ими квадрат по прямой, по диагонали
| Адекватно наклеивает украшения на поделку
| Проявляет воображение и творчество при создании поделки, придании ей худ.образа
| Способен самостоятельно придумывать небольшой рассказ на предложенную тему
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| октябрь
| май
| Меркушева Аня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Палкина
Света
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ворошнин Илья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Макеева
Лера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вдовина
София
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Докшина
Регина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тюлькина Таисия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни освоения программы кружка "Превращения Чудесного Листочка": Высокий уровень-
Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. Свободно владеет навыками конструирования из бумаги(сгибание, разгибание ) и ножницами. Одинаково манипулирует как правой, так и левой рукой. Проявляет самостоятельность, творчество, воображение в работе. Речь развита. Умеет составлять рассказ о своей поделке. Средний уровень-
Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. При активной помощи взрослого осваивает навыки работы с материалом. Имеет представление о создании поделки из бумаги. Координация движений развита недостаточно. С помощью взрослого составляет рассказ о своей поделке. Низкий уровень-
Не проявляет должного интереса к изготовлению поделок из бумаги. Владеет конструктивными навыками, но не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки. При активной помощи взрослого может проявить творчество. Координация движений рук развита недостаточно. |