Скачать 0.73 Mb.
|
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Школа успеха» муниципального общеобразовательного учреждения Буденовской основной общеобразовательной школы на 2010-2015гг. Паспорт программы Наименование программы: ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ системы «Школа успеха» муниципального общеобразовательного учреждения Буденовской основной общеобразовательной школы Статус программы: школьная Основной разработчик программы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Буденовская основная общеобразовательная школа СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА Исходное состояние воспитательной системы. Концепция программы …………………………………………………………...7 -Цель и задачи………………………………………………….9 - Принципы реализации………………………………………. 9 .Содержание программы………………………………………………………....11 - Мероприятия по реализации программы…………………..12 - Механизм реализации программы ………………………...21 - Этапы реализации программы……………………………....22 - Ресурсное обеспечение……………………………………....23 - Ожидаемые результаты………………………………………23 - Мониторинг внеурочной деятельности…………………….24 Заключение Приложения
1.1. Общая характеристика Первые упоминания о нашей школе относятся к 1929 году, когда была создана коммуна имени Буденного. В 1961 году школа была реорганизована в семилетнюю школу, а спустя пару лет в восьмилетнюю. В 1964 году было сдано в эксплуатацию здание, в котором наша школа находится сейчас. В октябре 2000 года школа реорганизована в МОУ Буденовскую основную общеобразовательную школу. 1.2. Состав обучающихся На конец 2009-2010 учебного года в школе обучалось 72 учащихся: в начальной школе 33 учащихся, в основной – 39 учащихся.
Из них, девочек – 40 человек, мальчиков 32, что составляет соответственно 54% и 46%. 1.3. Социальный состав семей учащихся
По материальному положению семьи учащихся распределились следующим образом: семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума) – 22 (50%), со средним -22 (50%) с высоким –нет . По образованию родители учащихся делятся на категории: всего родителей - 71 с высшим - 3 (4 %) со среднее профессиональное - 9 (13 %) начальное профессиональное – 31 (44 %) со средним (полным) общим – 16 (23%) с основным общим - 11 ( 15 %) начальное общее – 1 (1 %) по сфере деятельности: рабочие – 18 (25) служащие- 13 (18%) неработающие - 30 (42%) пенсионеры- 9 (13%) предприниматели – 1(1%) Из представленных диаграмм видно, большая часть родителей не имеет постоянной работы, что отрицательно сказывается на материальном положении семей, к тому же снижается уровень образованности родителей, - а это факторы, которые негативно сказываются на обучении и воспитании детей. В современных социально-экономических условиях семьи наших учащихся оказались крайне незащищёнными, что не могло не отразиться на самих детях. 1.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материально-техническая база школы удовлетворительная, включает в себя учебные помещения, спортзал, актовый зал, библиотеку, кабинет информатики, мастерскую, столовую, пришкольный участок. В школе созданы оптимальные условия для обучения и воспитания учащихся. . 2.Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды. Образовательный процесс обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами. В школе работает 13 педагогов. 69 % педагогов имеют высшее образование, 23 % - среднее профессиональное,один учитель обучается заочно в ХГУ им. Н,Ф, Катанова. 69 % педагогов имеют категорийные разряды; 23 % - I категорию, 46 % - II квалификационную категорию. Три учителя награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ, два учителя – Грамотами Министерства образования и науки РХ, несколько педагогов награждены почётными грамотами районного управления образования, и один педагог имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования. РФ» Педагоги объединены в два методических объединения: (классных руководителей и учителей начальных классов), работает тематический семинар по проблемам современного обучения и воспитания. Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию, обучение на квалификационных и проблемных курсах, участие в работе РМО, знакомство с опытом воспитательной работы педагогв других школ. Для организации занятий по интересам в школе созданы и работают клубы, кружки, секции. Учащиеся занимаются: в спортивном кружке (1-4 классы) и спортивной секции (5-9 классы), в вокальном кружке, в изостудии "Волшебная кисточка", в кружке "Умелые ручки", "Весёлые человечки", "Своё перо", "Друзья немецкого языка", "Юные математики", клубе "Родничок". Творческая работа учащихся и учителей проявляется и в участии в конкурсах: "Самый, самый, самый", "Учитель года", "Весенняя капель". . Воспитательное пространство школы включает сельский клуб, библиотеку, детский сад, с которыми нас связывают плодотворные тесные отношения. Школу и детский сад объединяет программа по преемственности в вопросах обучения и воспитания. Между школой и учреждениями культуры сложилась многолетняя творческая деятельность,направленная на организацию досуга учащихся и всего социума, воспитание молодого поколения, предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся и молодежи. Деятельность школы направлена на то, чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал других участников социума – родителей, общественных организаций (женсовет), жителей деревни. Хорошей традицией стали не только совместные праздники, конкурсы, но и посещение неблагополучных семей, советы профилактики, акции "Дорога в школу". Педагогический коллектив реализует идею создания в социуме единого образовательного пространства, центром которого является школа, и воспитательной среды в нем с целью координации всех усилий социума на воспитание учащихся и молодежи. В 2005-2010г. воспитательная работа в школе проводилась в соответствии с воспитательной программой «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» , которая была разработана с учетом потребностей, интересов, возможностей всех участников сельского социума и состояла из нескольких подпрограмм: - «В мир народной культуры» ( игра – путешествие для учащихся 1 – 4 классов;) -«Родничок» (гражданско-патриотическое воспитание) - «Свободное время учащихся» (организация досуговой, внеклассной деятельности); - «Малые олимпийские игры» (спортивно – оздоровительная деятельность, пропаганда здорового образа жизни). Воспитательная система охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Воспитание осуществлялось с помощью:
Воспитательная деятельность включала следующее:
Решение поставленных задач осуществлялось через охват детей различными видами деятельности:
Формы реализации воспитательной системы:
- детская организация «Диско» (учащиеся 5 – 9 классов) - кружки, клубы, секции по интересам:
. Для решения вопросов успешного обучения и воспитания необходимо повышение эффективности деятельности всех участников образовательной среды социума. . . К сожалению, снижается уровень образованности, воспитанности взрослого населения в социуме, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Для того чтобы дети имели разнообразный мир увлечений, необходимо, чтобы они имели положительный пример. Таким примером должны быть: молодежь, взрослое население и, конечно же, родители, которым не безразлична судьба детей. В школе работает детская организация «Диско». Она объединяет учащихся 5 – 9 классов. Основные направления деятельности организации: развитие способностей детей в искусстве, спорте, воспитание гражданина с активной жизненной позицией, совершенствование школьного детского самоуправления. Члены совета «Диско» под руководством организатора детского движения организуют свою работу в различных направлениях: школьные праздники, дежурство по школе, благоустройство и т.д. В школе проводились конкурсы на «Самый активный класс», «Самый спортивный класс», «Самый чистый класс». Не всегда эта работа носит последовательный и эффективный характер, порой присутствует формализм в работе детской организации. Создавая благоприятные условия для развития личности учащихся, учитывая ограниченные возможности воспитательного пространства социума, школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: учащиеся школы активно участвуют в мероприятиях ЦДТ, районной детской организации «Надежда», молодежного парламента района. На базе школы работают спортивные секции ДЮСШа . В целом, уровень воспитанности учащихся можно оценить выше среднего. Нравственные установки большинства учащихся соответствуют требованиям этики и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, иногда не доводят дело до конца. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитание хоть и считают необходимым, но занимаются им не систематически. Цели и задачи, сформулированные в воспитательной системе школы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» остаются актуальными, что будет учтено при создании программы воспитательной системы на 2010-2015г.Сохраняя преемственность, используя накопленный опыт, необходимо искать новые эффективные формы воспитательной работы, более результативно использовать возможности воспитательного потенциала социума. Для того чтобы обнаружить и решать наиболее острые проблемы организации воспитательного процесса, анализировать свои ошибки и успехи, эффективно управлять воспитанием, работу по организации воспитательного процесса необходимо строить на диагностической основе, по принципу «диагностика – анализ». 3.Социально-педагогические проблемы воспитания сельских школьников. Проблемы развития сельской школы в современных условиях сложны и объемны. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведет к уменьшению числа учащихся, оттоку молодежи, росту социального сиротства. Новым явлением деревни стали замещающие семьи. В 2009-2010 учебном году почти 39% учащихся школы воспитывались в 11 замещающих семьях. Сельские жители, с одной стороны, стали притязать на более высокий уровень образования и воспитания своих детей в школе; с другой стороны,по-прежнему, отличаются высокой пассивностью и слабой поддержкой школы. Социокультурная среда деревни более консервативна, устойчива, традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе воспитания было бы ошибочным. - На селе в большей степени сохранилось целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине, к природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям, труду; стремление к оказанию взаимопомощи. - Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. - В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Школа реально становится не только образовательным, но и культурным центром, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика жителей социума. - Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Дети воспринимают природу как естественную среду собственного обитания. - В последние годы происходит активное освоение жителями села городской культуры и соответственного образа жизни. В селе практически отсутствуют традиционные ремёсла и народные промыслы. Мало отличается от городского некогда самобытный язык и быт. - Малочисленность школьного коллектива имеет как положительные, так и негативные стороны:
4.Нормативно-правовое обеспечение Программы Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы: - Закон РФ «Об образовании» - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» - Конвенция о правах ребёнка - Устав Локальные акты Концептуальные позиции программы воспитательной системы «Школа успеха» Лицо у каждой школы есть своё, А нашу школу трудно не узнать. Всегда быть первой – вот девиз её! Всегда вперёд к успеху! Так держать! Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности .Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе. Успех ребенка в школе—это залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью. Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной системы «Школа успеха» В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого. Концептуальные позиции программы воспитательной системы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной. Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения. Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. Цель и задачи Цель воспитательной деятельности школы: формирование опыта достижения успеха в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими
Принципы реализации программы: Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы. Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа». Содержание программы Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения: успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья; успешность школьников – включение в творческую деятельность; успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности; успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями; успешность – результат достижения в различных сферах деятельности; успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину; успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях: - гражданско- патриотическое (Подпрограмма «Мы-россияне». Приложение №1.) - спортивно-оздоровительное - трудовое - художественно-эстетическое - духовно-нравственное - интеллектуальное
Развитие ученического самоуправления Эффективным средством воспитания успехом является ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и учащихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива. Самоуправление школьников основывается на трёх этапах. На первом этапе мы вовлекаем школьников в активные группы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе мы определили направления деятельности школьников. А по направлениям мы создали определённые органы самоуправления. На втором этапе, который является наиболее продолжительным, мы уделилиют их разнообразным интересам. Всё это пробуждает у личности интерес к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок. На третьем этапе личность выступает как ведущая позиция, так как этот этап выявлял школьников, способных сделать управленческую деятельность профессиональной. Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них. Работа в данной системе даёт ребёнку возможность проявить себя и ориентирует его на успех. Механизмы реализации программы воспитательной системы «Школа успеха» Кадровое обеспечение: заместитель директора по УВР, педагог – организатор, классные руководители, учителя – предметники, родители, органы самоуправления. Заместитель директора по учебно- воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы. Педагог - организатор внеклассной и внешкольной работы – обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся. Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся. Учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех. Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы. Органы самоуправления – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем Этапы реализации программы: 1 этап – подготовительный: 2010-2011 учебный год Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха Изучение современных воспитательных технологий Определение стратегии и тактики деятельности. 2 этап – практический: 2011-2014 учебные годы Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов. Моделирование системы ученического самоуправления 3 этап – обобщающий: 2014-2015 учебный год Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 5 лет, Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы. Ресурсное обеспечение программы:
Условия действия и развития программы 1. Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности. 2.Преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока. 3. Ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов. 4. Постоянный творческий поиск каждым педагогом форм,. методов, приемов, средств достижения поставленных целей. 5. Создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости. Ожидаемые результаты: Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха. Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении. Приобретение социального опыта детьми. Обеспечение равноправного взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной политике школы. Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания. Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам программы. Расширение границ социокультурного образовательного пространства. Достижение целевых установок концепции воспитательной системы школы. Мониторинг внеурочной деятельности
|
Анализ воспитательной работы в мбоу «сош №23» 2013 2014 учебный год Цели воспитательной деятельности школы: создание условий для всестороннего развития личности; формирование здорового образа жизни... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение о поощрениях и наказаниях студентов, Положение о совете профилактики. Концепция воспитательной деятельности и Программа... | ||
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | План воспитательной работы моу «дворцовская основная общеобразовательная... План воспитательной работы моу «дворцовская основная общеобразовательная школа» на 2013 – 2014 уч г | ||
Урок успеха пожарная часть №44 огпс-5 по охране ... | Анализ воспитательной работы школы за I полугодие 2013 – 2014 учебный год Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Цель... | ||
Экскурсия на кфх «Козлов» Отчёт о проведении «Уроков успеха» на территории... ... | План работы шмо классных руководителей моу мпл №2 на 2011-2012 учебный год Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя... Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной... | Www src Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Программа семинара «максимальная защита здоровья птицы» Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | План воспитательной работы школы на 2013-14 уч год. Цель и задачи воспитательной работы Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности | ||
Спонсируйте на расстоянии это просто! Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Диалектическая психология – драма становления Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
План воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год цель воспитательной работы Цель воспитательной работы на 2013-2014 учебный год совершенствование единого воспитательного пространства в гимназии в условиях... | Бюджетный процесс в сми за период 08. 11 – 14. 11. 2010 Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... |