Скачать 94.93 Kb.
|
«Системно-деятельностный подход в обучении» Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный. СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = = системно – деятельностный подход СДП- то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Собственная УД школьников – важная составляющая СДП УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода Базовый уровень подхода: урок открытия нового знания (ОНЗ).1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации. 2. Актуализация и пробное учебное действие.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения.2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. 5. Реализация построенного проекта.На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ (Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах) Компоненты овладения знаниями при СДП:
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
Алгоритм конструирования урока « открытия» нового знания
Системно-деятельностный подход
Сущность системно-деятельностного подхода…
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения Рефлексия. (творческий итог по докладу) Составьте синквейн
Синквейны по теме: "Системно-деятельностный подход" 1.деятельностный подход 2. интригующий, трудоемкий 3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать 4. Изменяет мое отношение к ученикам. 5. сотрудничество 1. подход 2. системный и деятельностный 3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся 4. Образование становится эффективным. 5. Школа будущего 1.деятельностный подход 2. познавательный, вариативный 3. развивает, научает, обогащает 4. Выше потенциал каждого ребенка 5. открытие 1.деятельностный подход 2. актуальный, интересный 3. организовывает, развивает, направляет 4. Стремление к самооценке, самовоспитанию, самообразованию. 5. результат 1.деятельностный подход 2. творческий, познавательный 3. развивающий, осмысляющий, обучающий 4. Через тернии к звездам 5. открытие 1.деятельностный подход 2. развивающий, актуальный 3. познавать, изучать, применять 4. Хочу уметь применять на уроках 5. метод |
Первая любовь А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Встреча гостей А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Воспитывающая наука А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Стальной Региос Том 1 А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
1-4 классы. Бажов П. Уральские сказы А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Ты что такой борзый?! Девять граммов в е А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Вторая. Чудеса продолжаются. Могло ли быть хуже? А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Самоосвобождающаяся игра, или Алхимия Артистического Мастерства А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Артур Омкаров (Юри Каптен) Подводные камни в море биоэнергетики А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Джон Бейнс – Гипсосознание Tecnicas de hipsoconciencia para el Exito Personal А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне ». А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Урок по окружающему миру умк «Школа России» Тема. «Что у нас над головой днём и ночью?» А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности Введение А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Литературоведение Автор: Трусова Зоя Ивановна, учитель русского языка... А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | Патриотическое воспитание обучающихся II и III ступеней обучения... А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... |