НазваниеПатриотическое воспитание обучающихся II и III ступеней обучения на уроках математики через использование историко-математического материала
Дата публикации09.07.2013
100-bal.ru > Математика > Урок
Патриотическое воспитание обучающихся II и III ступеней обучения на уроках математики через использование историко-математического материала.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области
Учитель математики

Т. П. Пикалова

Проблема патриотического воспитания имеет глубокие корни.

Прогрессивные мыслители античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Вопросы воспитания в процессе обучения математике интересовали многих ученых – математиков и педагогов-математиков (Н. И. Лобачевский, И. Я. Депман, Б. В.Гнеденко, А. Я. Хинчин и другие).

В своё время Н. И. Пирогов утверждал, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».

«Использование уроков математики для воспитания патриотических чувств имеет меньше возможностей, чем – уроков истории родной страны и её литературы. Скорее они способствуют интернациональному воспитанию, поскольку закономерности точных наук одни и те же в Москве, Лондоне и Токио. Однако на уроках математики учитель не только доказывает теоремы, которые одинаковы в Австралии, Китае и СССР, не только вводит абстрактные понятия и действия над ними, но он рассматривает и иллюстративные примеры, наполненные конкретным содержанием. Текстовые задачи содержат полезные сведения, относящиеся к территории страны, её населению, производительным силам и прочее. Учитель может рассказать об успехах школьников нашей страны на международных олимпиадах, о вкладе отечественных ученых в развитие математики и её применении. Однако следует заметить, что при этом в патриотическом воспитании участвует не сама математика, а некоторые сопутствующие аспекты» - Гнеденко Б. В..

Чувство патриотизма - тот внутренний идейный стержень, который во многом определяет активную жизненную позицию гражданина, его ответственность за порученное дело. Патриотическое воспитание служит началом, основой идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьника. Вот почему проблема патриотического воспитания в процессе обучения различным предметам (в том числе математике) с учетом их специфики является особенно злободневной. Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителями математики стоит и другая, не менее важная задача – максимальная реализация возможностей своего предмета в деле формирования нравственной личности школьника. «Было бы, весьма поверхностно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над освоением математической науки неизбежно воспитывает - исподволь весьма постепенно - в молодом человеке целый ряд черт, имеющих моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным и результаты его более прочными - достойная задача для учителя». (А. Я. Хинчин, в статье «О воспитательном эффекте уроков математики»).

При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

1. использование историко-математического материала;

2. проведение нестандартных уроков;

3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;

4. внеклассная работа.

Ученые-методисты давно пришли к выводу: историко-математические материалы являются эффективным средством повышения интереса у учащихся к предмету, является одним из средств патриотического и интернационального воспитания учащихся.

Многие математические теории при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто не понятными. Если же подходить к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет, виден их глубокий смысл, их естественность, необходимость. «Трудно себе представить школьный курс физики без рассказа об атомной энергетике, курс биологии без генетики и так далее. Самые последние крупные достижения математики, рассказываемые в школе, относятся ко времени Ньютона и Лейбница - к допетровским временам по меркам нашей истории. Но ведь всё, что изучают сейчас дети, откуда-то взялось! Так откуда? Как это было? Математика – это же не талмуд, это – живая, развертывающаяся во времени деятельность, а раз так – это драма идей и людей, их триумфы и заблуждения. Расцветить историей можно почти каждый раздел курса» - В. И. Рыжик , «25000 уроков математики»

Сообщение сведений из истории науки дает возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивалась в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе и вошедшие в школьный курс свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества.

Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материла по истории математики, убеждает учащихся в том, что движущей силой в развитии науки являются производственные потребности. Рассказав школьникам 11 класса об открытии Кеплером математических законов движения, учитель подчеркивает мысль о том, что вырабатывая теорию движения земных и небесных тел, великие ученые одновременно оттачивали и важнейшее в связи с этой теорией понятие производной, как скорости движения. С помощью производной мы изучаем не только скорость механического движения, но и скорость радиоактивного распада, изучаем движение жидкости и газа, электромагнитные явления.

Историко-математический материал является эффективным средством возбуждения интереса у школьников к предмету и одним из средств патриотического воспитания школьников на уроках математики. Ознакомление учащихся с этим материалом позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем математики. Например, открытие неевклидовой геометрии убедительно доказывает, что новые теории раздвигают рамки прежних теорий.

Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики.

Для того чтобы сделать более глубокие обобщения и выводы мировоззренческого характера, исторические сведения сообщаются при закреплении или повторении пройденного материала. При этом выделяются этапы исторического развития теории и сообщаются сведения о трудах и деятельности ученых, сделавших первые шаги в разработке теории и о тех, кто, обобщив работы предшественников, создал данную теорию. Показ с помощью географической карты мира стран, ученые которых принимали участие в разработке этой теории, демонстрирует положение о том, что наука не знает географических границ и её истины являются достоянием всех народов.

Для подростка очень важно иметь пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения» (А. Эйнштейн в статье «Памяти Марии Кюри»).

В воображении школьников должны предстать живые люди с их прозрениями и ошибками, глубокие мыслители, преданные своему делу, отдающие ему всю жизнь, вступающие друг с другом в споры, смело борющиеся за распространение новых идей, а порой и отступающие, скрывающие под давлением обстоятельств результаты своих исследований. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В.Остроградского, М.Л.Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого, следует придерживаться следующих положений:

• Определяя место, объём и содержание биографических сведений об ученом, необходимо учитывать роль ученого в развитии науки.

• Излагая биографию ученого, нужно сопровождать ее характеристикой эпохи, в которой он жил и творил, знакомить школьников с трудностями и препятствиями, которые возникали на его пути.

• Говоря о вкладе ученого в науку, показывать связь его работ с трудами предшественников и значение его научного наследия для дальнейшего развития науки.

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством отечественных ученых, показ их стремления возвеличить науку родной страны имеют большое воспитательное значение в формировании у школьников чувства патриотизма, понятия долга, преданности Родине. Например, при изучении четных и нечетных чисел, говоря о роли знаменитых математиков, таких, как Евклид, Эратосфен, в становлении и развитии чисел сообщается учащимся об огромном вкладе в эту область великого русского математика П. Л. Чебышева (1821-1894) - основателя русской математической школы. Чебышеву наряду с другими открытиями в области теории чисел удалось вывести формулу, позволяющую приближенно найти число простых чисел между 1 и любым натуральным числом. Эта работа занимала умы ученых около 2200лет после Эвклида, и своим открытием П. Л. Чебышев прославил русскую науку.

«Исторические сведения о математике своей Родины и её достижениях естественно развивает патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу. Русская математика, как старая, так и новая, дает для этого очень богатые возможности»- историк, методист-математик И.Я. Депман.

Раскрытие роли ученых народов нашей страны в становлении и дальнейшем развитии математической науки во всём мире, рассказ об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.

Библиографический список:

1. Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.

2. Каган, В. Ф. Лобачевский/В. Ф. Каган. - М.-Л. 1948.

3. Кордемский, Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995.

4. Кожабаев, К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.

5. Майданов, А. С. Методология научного творчества/А.С. Майданов. - М.: Издательство ЛКИ. 2008.

6. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru

7. Сайт общественного рейтинга образовательных ресурсов - http://rating.fio.ru

8. Селевко, Г. К. Современные образователные технологии./ Г. К.Селевко. - М: Народное образование, 1998.

9. Щербаков, Р. Н. Процесс обучения: от объяснения - к пониманию/Р.Н. Щербаков.- Педагогика. 2007.-№5

10. Хинчин, А. Я. Педагогические статьи/А.Я. Хинчин-изд. АН Акад. пед. наук. -1963.

Патриотическое воспитание обучающихся II и III ступеней обучения на уроках математики через использование историко-математического материала iconПовышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии...