М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности





НазваниеМ. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности
страница1/10
Дата публикации26.06.2013
Размер1.31 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)

М. Н. Согомонян

ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью»

Новочеркасск

ЮРГТУ (НПИ)

2011

УДК 316. 346. 32-053. 6 (075. 8)

ББК 60. 54 я73

С 56

Рецензенты: кандидат социологических наук, доцент И. П. Дусева

кандидат психологических наук, доцент И.В. Диденко

Согомонян М. Н.

Технологии творческой самореализации личности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью» / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 108с.

Учебное пособие содержит материал, позволяющий студентам освоить важные для понимания конкретных разделов технологий творческой самореализации личности вопросы, вникнуть в суть изучаемых в рамках учебного курса тем. В нем в доступной форме изложены ключевые понятия и теоретические подходы, касающиеся творческой самореализации личности.

Предназначено для студентов специальности 040104 «Организация работы с молодежью» всех форм обучения, изучающих курс «Технологии творческой самореализации личности». Утверждено на заседании кафедры «Социология и психология» 20 декабря пр.№ 8.
© Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ), 2011

© Согомонян М.Н., 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…………………..4

1.1 Границы человеческого творчества…………………………………4

1.2 Творчество в искусстве, технике, обыденной жизни, науке, религии…………………………………………………………………………….6

1.3 Синтез понятия человеческого творчества………………………….12

2. ТВОРЧЕСТВО И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ…………16

2.1 Предрасположенность к творчеству. Психологические механизмы художественного творчества……………………………………………………17

2.2 Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)………………………………22

2.3 Самореализация личности. Потребность личности в самореализации…………………………………………………………………..24

3. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………….29

3.1 Современные проблемы развития личности………………………..29

3.2 Профессиональная самореализация личности……………………...31

3.3 Возрастные аспекты самореализации личности…………………….34

4. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………..37

4.1 Творческая самореализация учителей в условиях инновационных и традиционных школ……………………………………………………………37

4.2 Методологическая основа исследования творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ………………………………………………………………………………40

5. Педагогические условия самореализации личности в процессе экспериментального обучения……………………………………………………………………….50

5.1 Организация творческих самостоятельных работ учащихся в массовом опыте работы учителей…………………………………..………….50

5.2 Организация творческих самостоятельных работ, обеспечивающих процесс самореализации личности учащегося……………………………...53

6. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………..64

6.1 Психолого-педагогические аспекты самореализации личности учащихся в творческой познавательной деятельности………………………...64

6.2 Возрастные особенности подростка как предпосылки и условия

самореализации учащихся………………………………………………………..65

6.3 Место и роль творческих самостоятельных работ в процессе развивающего обучения………………………………………………………72

7. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………………………………………..89

7.1 Развитие творческих способностей школьников в процессе применения элементов технологий критического мышления………………..89

7.2 Самореализация личности с применением информационно-коммуникационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения…………………………………………………………………………90

ТЕМА 8: ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………98

1. ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
1.1 Границы человеческого творчества.

Какая польза человеку от творчества
и что мешает нам творить?

Прочитав этот вопрос многие, вероятно, подумают, что это не про них. Считается традиционно, что творчество – это территория художников, композиторов, актеров и т.д. Да, в этих сферах творчество нужно как воздух. Но творческий дух есть в каждом человеке – ребенок рождается с ним. Творчество не ограничивается только искусством. К нему можно причислить и выращивание цветов, и разработку компьютерной программы, и строительство нового дома, и этот список можно продолжать еще очень долго.

Попросту говоря, творчество – это акт созидания, изобретения, улучшения или производства чего-нибудь. И все мы в разной степени им занимаемся.

Ученые определяют, что развитие творческого потенциала действует позитивно на здоровье и душевное состояние человека и приносит немалую пользу в процесс деятельности.

Новизна, неожиданность и разнообразие, сопровождающие творчество, служат «топливом», причем самого высокого качества, на котором работает наша жизнь.

Например, есть результаты исследований пожилых людей, проведенные американскими докторами, которые показали, что поощрение творческой деятельности у людей старшего возраста удлиняет им жизнь, делая ее более радостной. Непреложный факт – когда мы не поддерживаем активность своего ума, душа и тело постепенно отключаются…

Другими словами, теряя творческую жилку или останавливаясь в развитии своего творческого потенциала, люди обречены на жалкое безрадостное существование.

Имеются сведения, что пик творчества в математике, естественных науках, поэзии и других областях, которые требуют абстрактного мышления, приходится обычно на 30 лет. А в сферах, требующих обширных знаний, таких как история, философия, литература, пик наступает обычно в 60 лет.

Но уменьшение творческого потенциала затрагивает только количество произведений творчества, а не качество этих произведений, и тем более способности творить.

Хорошо, когда творческий потенциал беспрепятственно выливается из глубины человека в окружающий мир. Но что делать, когда на пути развития и реализации потенциала возникают препятствия? Кто-то метко сказал, что творчество отличает хрупкость и его намного проще подавить, чем включить.

Посмотрим на некоторые препятствия, убивающие творческие позывы, а также возможные решения.

Критиканы. Нападки и скептическое отношение могут сковать мышление и нарушить творческий процесс.

Решение – избегать общения с такими людьми и, наоборот, окружить себя теми, кто способен оказать поддержку и помочь выходу творческого потенциала.

Материальная мотивация. Творческая мотивация исходит изнутри, тогда как внешние мотивы (деньги, известность, признание) могут существенно поколебать творческие силы.

Решение – не делать ставку на материальное и внешнее. Пересмотрите Ваши приоритеты и мотивы.

Наращивание рейтинга. Если приходится вести подсчеты успехов, втискивать себя в рамки и стандарты и жить так, чтобы оправдать чьи-то ожидания, это будет душить и медленно убивать творческие способности.

Решение – быть самим собой и не зависеть от чужого мнения.

Творчество в группе. Довольно сложно проявить свое творческое начало, зная о том, что кто-то так и норовит заглянуть через плечо.

Подобное окружение способно очень сильно угнетать творчество.
Решение – выбрать для работы место, отделенное от пары внимательных глаз и чужого носа соответствующей дистанцией.

Ограниченность во времени. Будильники, графики и сроки могут препятствовать развитию блестящей идеи.

Решение – подобрать свой комфортный и спокойный темп и забыть на время о времени.

Скорее всего, препятствий существует больше, чем перечислено.
Но даже если удастся ликвидировать хотя бы эти, извержение творческого «вулкана» неминуемо.
1.2 Творчество в искусстве, технике, обыденной жизни, науке, религии.

Каждый человек может заниматься творчеством. Но не каждый – искусством. Говоря о самом слове «искусство», его часто путают с творчеством, точнее говоря, в это понятие вносят все смысловые признаки понятия «творчества», тем самым искажая суть понятий «искусство», «искусный». В данной таблице мы можем проследить различия этих понятий:

Творчество свободно.

Искусство зависимо.

Творчество самодеятельно ("сам делаю").

Искусство профессионально.

Творчество опирается на интуицию, на данное человеку от природы.

Искусство - на выработанные человечеством знания.

Творчество всегда индивидуально.

Искусство коллективно.

Творчество биологично.

Искусство социально.

Творчество не должно оцениваться, оно присуще человеку, как его внешность.

Искусство оценивается.

Творчество демократично, доступно.

Искусство социально-избирательно.

Творчеству обучить невозможно.

Искусству можно обучать.

Творчеству достаточно не мешать.

Искусство нуждается в поощрении.

Творчеству чужд дух конкуренции.

Искусство всегда конкурентно.

В творчестве все самоценны.

В искусстве есть "генералы".

В творчестве познаем гармонию.

В искусстве создаем красоту. Красота - частный случай гармонии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconИспользование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства
В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Саморазвитие личности школьника – это путь от самопознания к творческой самореализации 3 стр
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПоложение о Дне самоуправления
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconВариант 4 1 Чему равен 1 Мбайт?
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,...
Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconМинистерство образования и науки российской федерации
Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconИнформатика и икт,10 класс Февраль 2013
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма б алгоритм в команда
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconТест 10-№1 1 За единицу измерения количества информации принят…
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПерспективный план работы старшей вожатой Шевченко Ольги Сергеевны на 2013 2014 учебный год
Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает формирование личности готовой к активной, творческой...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconРабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация полезного и содержательного летнего отдыха детей, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей в творческой самореализации,...
М. Н. Согомонян технологии творческой самореализации личности iconПрограмма внеурочной деятельности для начального общего образования
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск