Скачать 1.31 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) М. Н. Согомонян ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью» Новочеркасск ЮРГТУ (НПИ) 2011 УДК 316. 346. 32-053. 6 (075. 8) ББК 60. 54 я73 С 56 Рецензенты: кандидат социологических наук, доцент И. П. Дусева кандидат психологических наук, доцент И.В. Диденко Согомонян М. Н. Технологии творческой самореализации личности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью» / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 108с. Учебное пособие содержит материал, позволяющий студентам освоить важные для понимания конкретных разделов технологий творческой самореализации личности вопросы, вникнуть в суть изучаемых в рамках учебного курса тем. В нем в доступной форме изложены ключевые понятия и теоретические подходы, касающиеся творческой самореализации личности. Предназначено для студентов специальности 040104 «Организация работы с молодежью» всех форм обучения, изучающих курс «Технологии творческой самореализации личности». Утверждено на заседании кафедры «Социология и психология» 20 декабря пр.№ 8. © Южно-Российский государственный технический университет (НПИ), 2011 © Согомонян М.Н., 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА…………………..4 1.1 Границы человеческого творчества…………………………………4 1.2 Творчество в искусстве, технике, обыденной жизни, науке, религии…………………………………………………………………………….6 1.3 Синтез понятия человеческого творчества………………………….12 2. ТВОРЧЕСТВО И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ…………16 2.1 Предрасположенность к творчеству. Психологические механизмы художественного творчества……………………………………………………17 2.2 Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)………………………………22 2.3 Самореализация личности. Потребность личности в самореализации…………………………………………………………………..24 3. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………….29 3.1 Современные проблемы развития личности………………………..29 3.2 Профессиональная самореализация личности……………………...31 3.3 Возрастные аспекты самореализации личности…………………….34 4. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………..37 4.1 Творческая самореализация учителей в условиях инновационных и традиционных школ……………………………………………………………37 4.2 Методологическая основа исследования творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ………………………………………………………………………………40 5. Педагогические условия самореализации личности в процессе экспериментального обучения……………………………………………………………………….50 5.1 Организация творческих самостоятельных работ учащихся в массовом опыте работы учителей…………………………………..………….50 5.2 Организация творческих самостоятельных работ, обеспечивающих процесс самореализации личности учащегося……………………………...53 6. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………..64 6.1 Психолого-педагогические аспекты самореализации личности учащихся в творческой познавательной деятельности………………………...64 6.2 Возрастные особенности подростка как предпосылки и условия самореализации учащихся………………………………………………………..65 6.3 Место и роль творческих самостоятельных работ в процессе развивающего обучения………………………………………………………72 7. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………………………………………..89 7.1 Развитие творческих способностей школьников в процессе применения элементов технологий критического мышления………………..89 7.2 Самореализация личности с применением информационно-коммуникационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения…………………………………………………………………………90 ТЕМА 8: ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………98 1. ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. 1.1 Границы человеческого творчества. Какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить? Прочитав этот вопрос многие, вероятно, подумают, что это не про них. Считается традиционно, что творчество – это территория художников, композиторов, актеров и т.д. Да, в этих сферах творчество нужно как воздух. Но творческий дух есть в каждом человеке – ребенок рождается с ним. Творчество не ограничивается только искусством. К нему можно причислить и выращивание цветов, и разработку компьютерной программы, и строительство нового дома, и этот список можно продолжать еще очень долго. Попросту говоря, творчество – это акт созидания, изобретения, улучшения или производства чего-нибудь. И все мы в разной степени им занимаемся. Ученые определяют, что развитие творческого потенциала действует позитивно на здоровье и душевное состояние человека и приносит немалую пользу в процесс деятельности. Новизна, неожиданность и разнообразие, сопровождающие творчество, служат «топливом», причем самого высокого качества, на котором работает наша жизнь. Например, есть результаты исследований пожилых людей, проведенные американскими докторами, которые показали, что поощрение творческой деятельности у людей старшего возраста удлиняет им жизнь, делая ее более радостной. Непреложный факт – когда мы не поддерживаем активность своего ума, душа и тело постепенно отключаются… Другими словами, теряя творческую жилку или останавливаясь в развитии своего творческого потенциала, люди обречены на жалкое безрадостное существование. Имеются сведения, что пик творчества в математике, естественных науках, поэзии и других областях, которые требуют абстрактного мышления, приходится обычно на 30 лет. А в сферах, требующих обширных знаний, таких как история, философия, литература, пик наступает обычно в 60 лет. Но уменьшение творческого потенциала затрагивает только количество произведений творчества, а не качество этих произведений, и тем более способности творить. Хорошо, когда творческий потенциал беспрепятственно выливается из глубины человека в окружающий мир. Но что делать, когда на пути развития и реализации потенциала возникают препятствия? Кто-то метко сказал, что творчество отличает хрупкость и его намного проще подавить, чем включить. Посмотрим на некоторые препятствия, убивающие творческие позывы, а также возможные решения. Критиканы. Нападки и скептическое отношение могут сковать мышление и нарушить творческий процесс. Решение – избегать общения с такими людьми и, наоборот, окружить себя теми, кто способен оказать поддержку и помочь выходу творческого потенциала. Материальная мотивация. Творческая мотивация исходит изнутри, тогда как внешние мотивы (деньги, известность, признание) могут существенно поколебать творческие силы. Решение – не делать ставку на материальное и внешнее. Пересмотрите Ваши приоритеты и мотивы. Наращивание рейтинга. Если приходится вести подсчеты успехов, втискивать себя в рамки и стандарты и жить так, чтобы оправдать чьи-то ожидания, это будет душить и медленно убивать творческие способности. Решение – быть самим собой и не зависеть от чужого мнения. Творчество в группе. Довольно сложно проявить свое творческое начало, зная о том, что кто-то так и норовит заглянуть через плечо. Подобное окружение способно очень сильно угнетать творчество. Решение – выбрать для работы место, отделенное от пары внимательных глаз и чужого носа соответствующей дистанцией. Ограниченность во времени. Будильники, графики и сроки могут препятствовать развитию блестящей идеи. Решение – подобрать свой комфортный и спокойный темп и забыть на время о времени. Скорее всего, препятствий существует больше, чем перечислено. Но даже если удастся ликвидировать хотя бы эти, извержение творческого «вулкана» неминуемо. 1.2 Творчество в искусстве, технике, обыденной жизни, науке, религии. Каждый человек может заниматься творчеством. Но не каждый – искусством. Говоря о самом слове «искусство», его часто путают с творчеством, точнее говоря, в это понятие вносят все смысловые признаки понятия «творчества», тем самым искажая суть понятий «искусство», «искусный». В данной таблице мы можем проследить различия этих понятий:
|
Использование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Саморазвитие личности школьника – это путь от самопознания к творческой самореализации 3 стр | ||
Положение о Дне самоуправления Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | Вариант 4 1 Чему равен 1 Мбайт? Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | ||
Программа по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,... Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации... | Министерство образования и науки российской федерации Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | ||
Информатика и икт,10 класс Февраль 2013 Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | Программа б алгоритм в команда Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | ||
Тест 10-№1 1 За единицу измерения количества информации принят… Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | Перспективный план работы старшей вожатой Шевченко Ольги Сергеевны на 2013 2014 учебный год Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает формирование личности готовой к активной, творческой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация полезного и содержательного летнего отдыха детей, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей в творческой самореализации,... | Программа внеурочной деятельности для начального общего образования Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности... |